Один из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях - построение ее с учетом принципов педагогической диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это ведет к поверхностному знанию детей, к усредненности всех педагогических установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как субъект отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно и достойно проявляющая свое личностное Я.
В условиях социально-экономической перестройки общества формирование личности учащегося - очень сложное дело педагога, для этого мало только знаний по своему предмету и всего того, что получает будущий учитель в педвузе в рамках типовых учебных планов. Сложившаяся обстановка в обществе требует того, чтобы настоящий педагог наравне со всеми другими данными был подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы он мог отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с "мне так кажется" на позицию "объективно установлено". Только в этом случае будет сделано важное продвижение в профессиональной подготовке учителя, в формировании его профессиональной самостоятельности и творческой индивидуальности.
Для того чтобы решить эту задачу, необходимо в педагогических вузах специально готовить будущих учителей к профессионально-диагностической деятельности, чтобы педагогическая диагностика в их руках стала инструментом, с помощью которого они могли бы точно определять пути реализации своих психолого-педагогических и методических знаний, получать новые знания в области обучения и воспитания.
260
Поворот школы к изучению личности ребенка подготовлен не только социальными преобразованиями в обществе. Такой поворот обусловлен достижениями психологии и педагогики - наук о человеке и его формировании в обществе. Психологизация и педагогизация, происходящие после длительного периода униформации школы, позволяют педагогическому коллективу в центр своей деятельности поставить ребенка и предпринимать все усилия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуждает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
Программа подготовки будущих учителей к диагностической деятельности рассчитана на 44 часа аудиторных занятий (24 лекции, 20 практических занятий) в таблице 28 и 40 часов педагогического практикума в школе.
Таблица 28
Программа подготовки будущих учителей к диагностической деятельности
№ п/п |
Темы учебных занятий |
Количество часов |
лекции |
практические занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Предмет педагогической диагностики и ее историческое развитие |
2 |
- |
2 |
Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе школы |
2 |
- |
3 |
Общие принципы и уровни исследования педагогических явлении |
2 |
- |
4 |
Измерение и представление диагностических данных |
2 |
2 |
5 |
Диагностика общего физического развития школьника |
2 |
2 |
6 |
Диагностика социального развития школьника |
2 |
2 |
7 |
Педагогическая диагностика в профориентационной работе учителя |
2 |
12 |
8 |
Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива |
2 |
- |
261
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника |
2 |
- |
10 |
Диагностика общего состояния учебного процесса в школе |
2 |
- |
11 |
Основы научной организации педагогического контроля в школе |
2 |
2 |
12 |
Планирование воспитательной работы в классе на основе педагогической диагностики |
2 |
- |
|
Всего |
24 |
20 |
Краткая историография педагогической диагностики. Испытания выпускников школ Древнего Вавилона (III тысячелетие до н. э.). Элементы педагогической диагностики в Древнем Египте, Древнем Китае, Индии. Испытания тестового характера, применяемые в религиозном учении чань-буддизма. Появление первых тестов (опыт английского ученого Ф. Гальтона). Работа американского психолога Дж. Кеттела по созданию тестов, способных изучать свойства человеческой психики. Появление прикладной психологии под названием "Психодиагностика" и науки педагогической диагностики. Педагогическая диагностика в системе педологической службы в школе. Постановление ЦК ВКП(б) "О педагогических извращениях в системе наркомпросов" (1936). Развитие педагогической диагностики в 1970 - 2000 годы. Работы К. Ингенкамп, А.И. Кочетова, Н.К. Голубева, В.П. Беспалько, Б.П. Битунаса, В.Г. Максимова.
Предмет современной педагогической диагностики. Понятие "личность" в применении к педагогике. Процесс индивидуального развития личности. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника.
Сущность и функции педагогической диагностики. Понятие "диагностика", особенности педагогической диагностики. Основные
262
функции педагогической диагностики (функции обратной связи, оценочная функция, управленческая функция, прогностическая функция).
Роль педагогической диагностики в решении проблем современной общеобразовательной школы. Возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе.
Развивающаяся личность школьника как объект педагогической диагностики (уровень развития социальных качеств, уровень общефизического развития, профориентационная направленность личности школьника).
Структура диагностического исследования. Семиотический, технический и логический аспекты диагностического исследования. Сущность и специфика педагогического мышления.
Сущность и содержание основных принципов диагностического исследования педагогических явлений: принцип целостного изучения педагогического явления или процесса; принцип комплексного использования методов диагностики; принцип единства изучения и воспитания ребенка; принцип одновременного изучения коллектива и личности; принцип изучения педагогических явлений в динамике, т.е. в изменениях, в развитии.
Уровни педагогической диагностики: компонентная диагностика, структурная диагностика и системная диагностика. Их содержание и прогностические возможности.
Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур.
Понятие "измерение" и возможные измерительные шкалы. Номинальная шкала измерений. Порядковая шкала измерений. Интервальная шкала измерений. Измерение по шкале отношений. Методика подготовки и представления диагностических данных в научных работах.
Понятие о физическом развитии ребенка. Особенности физического развития детей в школьные годы. Основные параметры, характеризующие физическое развитие школьника.
Содержание и краткая характеристика нормативов для тестовых испытаний школьников разных возрастных групп с I по XI классы.
263
Совместная деятельность учителя начальных классов, классного руководителя и учителей физического воспитания в диагностике общего физического развития учащихся и оформлении диагностической карты.
Использование данных "Диагностической карты общего физического развития класса" в планировании учебно-воспитательной работы.
Общее понятие о социальном развитии школьника. Воспитанность учащихся, ее сущность и характеристика. Показатели воспитанности школьников. Критерии оценки и уровни воспитанности учащихся I - XI классов.
Методика диагностического исследования уровней социального развития учащихся. Особенности этой методики в работе с младшими школьниками.
Оформление "Диагностической карты уровней социального развития учащихся класса" и использование ее в планировании учебно-воспитательной работы.
Понятие о психическом развитии ребенка. Роль наследственности и природных задатков в индивидуальном психическом развитии школьника. Роль педагогической диагностики в условиях раннего дифференцированного обучения, альтернативных школ и в профессиональной ориентации учащихся.
Методика выявления тех индивидуальных особенностей в психическом развитии личности школьника, которые необходимы для решения профориентационных задач. Методика оформления "Диагностической профориентационной карты школьника".
Методика составления и оформления диагностического заключения.
Понятие воспитательной возможности классного коллектива. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива по следующим параметрам: ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), нравственная направленность, социометрия коллектива.
Методика "Что важнее?", методика "Сколько голов, столько умов", методика работы с тестом "Размышляем о жизненном пути", методика "Социометрия".
264
Семья как контактная группа, которую можно оценивать по критериям, характеризующим нравственную направленность и педагогическую культуру родителей, подготовленность ее членов к совместной деятельности, организованность и психологическую коммуникативность.
Нравственная направленность с позиции соблюдения в семье общих принципов и норм нравственного поведения всех ее членов.
Педагогическая культура родителей с точки зрения их умения учитывать возрастные особенности детей; выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты. Педагогическое самовоспитание отца и матери; регулярное посещение родителями лекций и бесед в школе по нравственному, культурному воспитанию детей в семье; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях, стремление использовать его на практике; осуществление единых требований к детям.
Психологическая коммуникативность семьи: способность быстро и четко находить общий язык, единодушно приходить к согласованному мнению, устанавливать сходство суждений; единство переживаний, общий настрой чувств, взаимные симпатии и любовь, притяжение друг к другу, желание быть вместе.
Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника. Методика работы с "Анкетой для родителей". Составление "Диагностической карты воспитательного потенциала семьи учащихся класса".
Основные показатели общего состояния учебного процесса в классе: успеваемость учащихся; диагностическое мастерство учителя; организаторские способности учителя; выбор учителем методов и средств обучения; воспитательная эффективность учебных занятий; создание учителем ориентировочной основы познания у учащихся; нравственно-психологическая атмосфера на уроке; активная позиция учащихся на уроке; усвоение учащимися ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата. Основные принципы развивающего обучения.
Диагностика общего состояния учебного процесса в классе. Методика работы с "Анкетой-тестом" оценки и самооценки качества профессиональной деятельности учителя.
Методика работы с "Адаптированным модифицированным вариантом детского личностного вопросника Р. Кеттела".
265
Основные функции педагогического контроля в школе (диагностическая, обучающая, организующая).
Общепедагогические основы использования методов тестирования в школе. Понятие о педагогическом тесте. Основные требования к тестам.
Общая методика разработки педагогических тестов. Основные этапы разработки теста по учебной дисциплине. Формы тестовых заданий.
Традиционная система планирования воспитательной работы и ее основные недостатки.
Методика составления на основе диагностических данных научно обоснованного заключения по следующим параметрам:
- 1) существующая в данном классе (школе) система образования и воспитания;
- 2) функционирование педагогической системы во времени;
- 3) существенные внутренние и внешние связи педагогической системы;
- 4) перспективы педагогической системы;
- 5) правильность выбранных средств и путей достижения педагогических целей.
Методика определения системы педагогических задач по результатам структурной и системной диагностики.
Методика выявления оперативных, тактических и стратегических педагогических целей и задач.
Методика определения содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия по данным педагогической диагностики.
Оформление учебно-воспитательного плана: общие принципы, структура, форма представления.
266
1
Одобрена научно-методическим советом по педагогике УМО педагогических учебных заведений на базе МПГУ и рекомендована педагогическим вузам (М., 1993).