В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации любого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися.
План служит основным средством управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования.
Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель - как общее понятие - это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, соответствующего потребностям и возможностям организации; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого).
Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели - как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и заставляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием.
Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого результата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и создание условий, необходимых и достаточных для их достижения.
Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия на направлении "главного удара", не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы.
Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие коррективы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.
В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же
208
четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников.
Общепринято, что ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всестороннего и гармоничного развития личности. В разные исторические эпохи в эти понятия вкладывали разное содержание. В условиях сегодняшнего уровня развития общества это содержание определяется теми общественными отношениями, в которые вступает молодой человек после окончания школы. Тщательно проанализировав эти общественные отношения, можно заключить, что всестороннее формирование личности предполагает развитие:
- творческих способностей и дарований личности;
- личности как работника, производителя материальных и духовных благ;
- личности как общественного деятеля;
- нравственной и культурной личности;
- личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей;
- правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей.
В этом определении мы специально опускаем физическое развитие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне могут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие - чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозначению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармоничное развитие личности.
Исходя из сформулированного общего определения цели воспитания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степени эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагностические карты несут информацию, которая необходима в планировании воспитательной работы в классе.
Анализируя содержание диагностической карты общего физического развития учащихся, можно четко и конкретно определить задачи по физическому воспитанию; диагностической карты развития социальных качеств учащихся - задачи нравственного и эстетического развития; диагностических профориентационных карт
209
каждого школьника - профориентационные задачи и задачи по развитию творческих сил и способностей каждого из них; диагностических данных воспитательной возможности классного коллектива - задачи формирования и развития данного коллектива; диагностической карты воспитательного потенциала семей учащихся - задачи по работе с родителями и, наконец, диагностические данные общего состояния учебного процесса в классе - задачи по совершенствованию учебной деятельности.
Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе перспективного развития педагогического процесса как стратегические (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, постоянные).
По результатам анализа диагностических данных и сформулированных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспитания учащихся своего класса, которая является важнейшим опорным документом при составлении оперативного плана на конкретный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обусловливает меру профессионального удовлетворения, составляя частицу общего "проживания счастья" (Н.Е. Щуркова).
"Надо признать, что работа сегодняшнего классного руководителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обучения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний "беспрограммного профессионала", сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионального самочувствия. Бессодержательность воспитания легко прослеживается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-природные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старинные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая детей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания"1.
Программа воспитания - это содержание деятельности классного руководителя, учителей, родителей и самих учащихся, направленной на решение каждой по достижению общей воспитательной
210
цели, которая наполняется совокупностью поэтапно решаемых педагогических задач. В условиях, когда педагогические задачи формулируются на основе данных педагогической диагностики, для каждого класса эта программа воспитания строго индивидуальна и уникальна, хотя значительная ее часть реализуется в масштабе школы. Тем не менее классный руководитель индивидуализирует общую программу школьного воспитания и, индивидуализируя школьное воспитание, прослеживает становление личности школьника, способствуя наилучшему развитию отдельной личности.
Программа вооружает педагога конкретным содержанием воспитательной работы именно для данного класса при конкретных обстоятельствах. Этот ее вариант рассчитан на один год работы с детьми, их родителями и учителями, работающими с этим классом. Когда определены задачи воспитания и создана программа воспитания, классный руководитель целенаправленно приступает к составлению "Оперативного плана воспитательной работы с классом".
Особенностью такого плана является наглядность и возможность контроля за ходом исполнения его составляющих со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса - учащихся, их родителей, учителей-предметников и самого классного руководителя.
План выполняется на листе плотной ватманской бумаги (размер А1) и состоит из центральной и периферийных частей (рис. 10). В ней отражены следующие диагностические данные.
- Уровень развития социальных качеств учащихся в виде графической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года.
- Уровень физического развития учащихся также в виде кривой, построенной на основе суммарных показателей за предшествующие два года.
- Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает заниматься.
- Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, набравших наибольшее количество положительных выборов (см. с. 192 и рис. 9), во втором круге - "предпочитаемых", в третьем - "пренебрегаемых", в четвертом - "изолированных".
- В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С + 0,35).
Слева одна над другой помещены две таблицы. В верхней из них дан пронумерованный список учащихся класса (в центральной части вместо фамилий и имен школьников фигурируют порядковые номера из этого списка) и напротив каждого школьника записано общественное поручение, которое выполняет именно он.
Ниже и также слева от центральной части помещается таблица, в которой отражены коллективные творческие дела (КТД)
211
212
213
актива учащихся класса (РА) - общие классные мероприятия, либо уже запланированные на четверть, полугодие, либо вносимые в эту таблицу и в календарный план по мере возникновения идей их проведения.
С правой стороны от центральной части расположены еще две таблицы. Верхняя из них отражает планируемые составляющие работы учителя (РУ), нижняя - мероприятия, организуемые и проводимые по инициативе и с участием родителей школьников (РР).
Все пространство внизу листа - под таблицами слева и справа, а также под центральной частью - отведено для календарного плана внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учителями (РУ), активом учащихся (РА) и родителями школьников (РР). Для наглядности все нижнее пространство разделено на десять вертикальных участков, соответствующих месяцам учебного года (сентябрь - июнь). Внутри каждого месяца вертикальный столбик разделен на пять горизонтальных линий в соответствии с неделями месяца. В запланированном для конкретного мероприятия месте (месяц, неделя) проставляется условное обозначение исполнителей (учитель - РУ, актив учащихся - РА, родители - РР) и через тире - порядковый номер, указывающий, о какой работе идет речь, в соответствии с номерами этих мероприятий в боковых таблицах схемы.
После утверждения администрацией школы план помещается на стенде в классе, чтобы он был всегда на виду у учителей, учащихся и родителей.
Заполняется он постепенно, на протяжении всего учебного года. Считается нормальным, когда сначала в плане незаполненных мест больше, чем заполненных. Поэтому этот план и называется оперативным. По нему педагог сверяет свои замыслы и их реализацию, в него вносятся коррективы, когда дети, учителя и родители придумывают новые дела или когда происходят события, требующие обязательного в них участия.
- Расскажите кратко о традиционной системе планирования воспитательной работы в классе.
- Каковы основные недостатки традиционной системы планирования воспитательной работы в классе.
- Из каких блоков и вопросов состояла программа изучения классного коллектива в 80-е годы прошлого века?
- Какова общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе данных педагогической диагностики?
- Как оформляется "Оперативный план воспитательной работы в классе"?
- Дайте сравнительную характеристику традиционных планов воспитательной работы в классе и планов, составленных на основе данных педагогической диагностики.
214
1
Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М., 1999. - С. 114.