Глава 12

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

12.1. Традиционная система планирования воспитательной работы и ее основные недостатки

Планировать - это в общем смысле составить план развития чего-нибудь. А что такое план? По С.И. Ожегову, план - это "заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ"1. В Советском энциклопедическом словаре несколько иная формулировка: "План - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий"2. Взяв за основу эти определения, можно сформулировать два определения понятия план воспитательной работы в классе.

Первое - это заранее намеченная система конкретных работ учащихся, учителей и родителей, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.

Второе - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления программы воспитания школьников, предусматривающая систему конкретных работ учащихся, учителей и родителей по выполнению этой программы на уровне каждой возрастной группы.

В связи с тем что долгое время в системе народного образования не было четкой и конкретной программы воспитания школьников, традиционная система планирования воспитательной работы на уровне класса осуществлялась в аспекте первого определения. Имевшиеся в 80-х годах методические пособия "Примерное содержание воспитания школьников" под редакцией доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко (М., 1976) и программа "Ориентир"3 для пионерских классов сыграли большую роль

201

в постановке воспитательных задач при планировании работы с классом. Однако эти задачи не могли быть конкретными для каждого ученика, их родителей, учителей и всего конкретного класса из-за отсутствия необходимой информации по "входным" параметрам в начале учебного года и того, какая информация должна быть на "выходе", т.е. в конце учебного года. Поэтому из-за отсутствия как в науке, так и в практике апробированной диагностической программы в те годы рекомендовалась следующая примерная структура плана воспитательной работы:

  1. Краткая характеристика класса.
  2. Воспитательные задачи.
  3. Основные направления и формы деятельности классного коллектива.
  4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
  5. Работа с родителями.

Примерно такая структура уже много лет является основой в планировании воспитательной работы классных руководителей, поэтому она и называется традиционной.

В первом разделе плана дается характеристика класса. Она отражает состояние классного коллектива, успеваемость и дисциплину учащихся, наличие у них таких качеств, как трудолюбие, организованность, общественная активность и др. Называются ученики, требующие к себе особого внимания. При подготовке этого раздела воспитатели используют результаты изучения класса в целом и отдельных учеников, выявления уровня их воспитанности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие традиций, интересов и стремления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного коллектива и отдельных учащихся.

Во втором разделе плана формулируются основные, ведущие задачи, которые классный руководитель будет решать в учебной четверти, полугодии или в течение учебного года. Содержание этого раздела в основном исходило из указанных выше пособия и программы.

В третьем разделе плана раскрываются основные направления, формы и методы деятельности классного коллектива. Он составлялся по определенной форме: содержание, формы и методы работы, сроки выполнения, исполнители, отметка о выполнении. При подготовке этого раздела классные руководители также опирались на названные методические рекомендации.

В четвертом разделе плана, посвященном работе с учителями, предусматривались мероприятия по координации воспитательной работы всех учителей, работающих в классе. В нем намечалось проведение индивидуальной работы с учителями, а также педагогических совещаний (малых педсоветов) по наиболее важным вопросам

202

организации воспитательной работы в классе, по обеспечению комплексного подхода к воспитанию школьников.

Заключительный раздел отражал работу с родителями и общественностью: намечались различные формы работы с родителями, темы родительских собраний и сроки их проведения, указывалось также, какие семьи необходимо посетить и в какие сроки, кого из родителей вызвать для беседы, кого привлечь для руководства кружками, для проведения вечеров и утренников, когда будут проводиться консультации для родителей. Вместе с тем в плане предусматривалось и привлечение общественности по месту жительства к воспитанию детей.

Для составления характеристики класса предлагалась следующая программа изучения учащихся и классного коллектива.

Основные вопросы при изучении личности школьника

I. Общие сведения об ученике

  1. Фамилия, имя; число и год рождения.
  2. Где живет школьник.
  3. Где и кем работают родители.
  4. Состав семьи, ее культурный уровень, материальное положение.
  5. Взаимоотношения в семье.
  6. Характер воспитания в семье.
  7. Режим и досуг школьника.
  8. Участие в домашнем труде.
  9. Друзья и знакомые вне школы.
  10. Наиболее важные события в жизни ученика.
  11. Состояние здоровья (по данным школьного врача).

II. Общий уровень развития

  1. Общее развитие. Культура речи, кругозор, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров, музеев, стадионов и т.п.
  2. Отношение к учебному труду. Регулярность посещения учебных занятий. Опоздания на уроки. Внимательность на уроке. Система в подготовке домашних заданий. Умение самостоятельно организовать свой учебный труд. Забота об усвоении пропущенного материала. Отношение к успехам и неудачам в учебном труде. Интерес к знаниям.
  3. Успеваемость ученика. Ее характеристика по разным предметам. Предметы, наиболее любимые учеником. Предметы, которые даются ему легко и в которых он встречает затруднения. Умение применять знания на практике, в жизни.
  4. Отношение к физическому труду. Отношение к работе по самообслуживанию. Выполнение общественных поручений трудового характера. Интерес к работе в школьных мастерских и на пришкольном участке, к участию в производительном труде за пределами школы. Проявление инициативы и самостоятельности в физическом труде. Предпочитаемые виды труда. Организованность в труде.

203

  1. Уровень дисциплины. Знание "Правил для учащихся" и качество их выполнения. Навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.
  2. Интересы и склонности. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Их широта и устойчивость. Кружки, в которых ученик работает, и детские учреждения, которые посещает. Интересующая профессия. Взаимосвязь между интересами и выбором будущей профессии.

III. Общественное лицо и общественная работа

  1. Участие в общественной жизни класса, отряда. Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в пионерской или комсомольской организации.
  2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца, вовлечь в работу других учеников. Организационные навыки.
  3. Место ученика в классном коллективе. Связь с коллективом или оторванность от него. Отношение к нему других учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

IV. Основные черты личности ученика

  1. Общественное сознание. Мировоззрение. Основная направленность общественных идеалов и стремлений. Умение воплощать идеалы в конкретных делах - в учении, общественной работе, труде. Мотивы учебной и общественной работы.
  2. Моральные качества. Чувство любви к Родине. Интерес к событиям в нашей стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга и ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и другим членам семьи, отношение к учителям, старшим, товарищам. Чуткость и внимание к окружающим людям. Дружба с детьми других национальностей.
  3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность - решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность - выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.
  4. Особенности темперамента школьника и характеристика психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные. Легко ли переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

204

V. Педагогические мероприятия, намеченные классным руководителем на основе изучения ученика

  1. Какие качества и как нужно развивать и совершенствовать.
  2. Что делать для преодоления недостатков в поведении школьника.

Программа изучения ученического коллектива

I. Состав класса

  1. Возрастной состав.
  2. Познавательный уровень, развитие учащихся.
  3. Работоспособность и успеваемость.
  4. Общественное лицо класса. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.

II. Сплоченность класса

  1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся: друг к другу, к делам класса.
  2. Склонность проводить время вместе в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно заниматься.
  3. Дружба между мальчиками и девочками.
  4. Защищают ли школьники членов своего коллектива вообще.
  5. Если в классе есть круговая порука, то в чем она выражается.
  6. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса.
  7. При проведении школьных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

III. Организованность класса

  1. Умение самостоятельно организоваться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально.
  2. Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перемене, при выполнении различных дел).
  3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц.

IV. Общественное мнение в классе

  1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие - осуждают.
  2. Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение.
  3. Есть ли расхождения между тем, что они говорят, и тем, что делают.
  4. Критика и самокритика в классе.

205

V. Характер товарищеских связей в коллективе

  1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
  2. Где дружат учащиеся - только в школе или и вне ее.
  3. Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь.
  4. Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки.
  5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, к активу, к неуспевающим.
  6. Отношение учащихся к сверстникам, имеющим физические недостатки.

VI. Актив класса

  1. Состав актива.
  2. Официальный (выборный) и фактический активы.
  3. Имеет ли актив авторитет.
  4. Выполняются ли распоряжения актива.
  5. Как относятся активисты к товарищам по классу.
  6. Есть ли ученики, постоянно находящиеся в активе.
  7. Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса. Уважают ли их в классе, пользуются ли они авторитетом в классе.

VII. Связь классного коллектива с общешкольным

  1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
  2. Вносятся ли предложения об улучшении жизни школы.
  3. Выполняются ли общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
  4. Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнование, совместные дела).
  5. Как класс участвует в общешкольных мероприятиях.

VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива

  1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива.
  2. Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.

Этот перечень вопросов, разумеется, не был обязателен для всех классных руководителей, особенно тех, кто работал уже много лет. У них эта схема годами отрабатывалась, совершенствовалась, в чем сказывалось мастерство, интуиция опытных педагогов. Однако для начинающих воспитателей и выпускников педагогических вузов она служила основной программой к действию.

206

Традиционная система планирования воспитательной работы в классе жизнеспособна и дает определенные результаты. Однако это справедливо до тех пор, пока не появится другой подход к планированию подобной работы, более эффективный, более гибкий и удобный для исполнения.

Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих учеников, наконец, от правильности, т.е. научной обоснованности воспитательных задач, поставленных перед учителями, учащимися, классным коллективом, родителями.

План - это рабочий инструмент, средство для повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Однако деятельность классного руководителя не может сводиться к работе по плану ради плана. Главная цель деятельности - в соответствии с планом оказать "оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)"1.

С позиций высказанных положений основными недостатками традиционной системы планирования воспитательной работы в классе являются:

  • отсутствие достаточно полной объективной информации для определения системы педагогических задач при планировании предстоящей воспитательной работы;
  • игнорирование динамики развития личности каждого школьника и всего классного коллектива;
  • поверхностное знание и учет межличностных отношений внутри классного коллектива, его формальной и неформальной структуры;
  • субъективность и необоснованность выявления, формулировки и постановки педагогических задач, соответственно определения содержания, форм и методов их решения;
  • отсутствие достаточной информации для планирования совместной деятельности учащихся, учителей и родителей;
  • интуитивный подход в составлении характеристик учащихся и классного коллектива на уровне "мне так кажется";
  • неудобство по форме заполнения для оперативного (т.е. повседневного) использования.

207


1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 421.
2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1984. - С. 1006.
3 См.: Программа "Ориентир": Рекомендации II Пленума ЦК ВЛКСМ по содержанию и методике работы с пионерами // Воспитание школьников. - 1967. - № 3, 4.
1 Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 60.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.