Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школьника имеется специально разработанная диагностическая методика. В ее основу положена содержательная характеристика ВП семьи, описанная в разделе 11.1. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи (табл. 26), в которой эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позволяет намного упростить диагностическую процедуру. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном применяется метод самооценки, т.е. родителям самим предоставляется возможность при помощи этой шкалы оценить ВП.
Таблица 26
Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
Компоненты ВП семьи |
Характеристики уровней развития компонентов ВП |
низкий (н) |
средний (с) |
высокий (в) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Понимание целей и задач воспитания в семье |
Отсутствие цели и задач семейного воспитания |
Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи |
Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье |
Уровень педагогической культуры |
Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От |
Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. |
Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. |
196
Продолжение табл. 26
1 |
2 |
3 |
4 |
|
посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива |
Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются |
Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний |
Умение применять на практике методы и средства воспитания |
Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей |
Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно |
Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье |
Наличие ответственности родителей за воспитание детей |
Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек |
Стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка |
Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания |
Характер внутрисемейных отношений |
Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер |
Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия |
Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи |
197
Окончание табл. 26
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
взаимопонимания между членами семьи |
|
Наличие примера и авторитета родителей |
Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка |
Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей |
Родители являют собой высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом |
Согласованность семьи и школы в воспитании детей |
Не поддерживают контактов со школой или поддерживают их только под нажимом учителя. К советам учителя либо проявляют равнодушие, либо сопротивляются требованиям школы. В воспитательной работе класса не участвуют |
Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают |
Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислушиваются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативны, активны в воспитании ребенка |
Работа по данной методике строится следующим образом.
Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.
Каждый родитель учащихся определенного класса получает задание - изучить в домашних условиях совместно с другими членами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуждения отметить тот или иной уровень развития каждого параметра, окончательный результат сообщить педагогу.
Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет "Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи учащихся класса". Подобная карта представлена в таблице 27.
198
По диагностической карте можно определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хороших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совместной работе.
Таблица 27
Диагностическая карта воспитательного потенциала семей учащихся III "в" класса Чебоксарской средней школы № 44 (октябрь 1998 г.)
Фамилии родителей учащихся |
Уровень развития обозначенного компонента |
Понимание целей и задач воспитания семьи |
Уровень педагогической культуры |
Умение применять на практике методы и средства воспитания |
Наличие ответственности родителей за воспитание детей |
Характер внутрисемейных отношений |
Наличие примера и авторитета родителей |
Согласованность семьи и школы в воспитании детей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Алексеева |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
Ананьева |
в |
с |
с |
в |
с |
с |
в |
Быкова |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
Белоглазов |
в |
в |
в |
в |
с |
в |
в |
Бескоровайный |
в |
с |
с |
с |
в |
с |
в |
Голубовская |
в |
с |
с |
в |
с |
в |
в |
Гурьянова |
в |
с |
с |
с |
с |
в |
в |
Гаврилова |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Давыдова |
в |
с |
с |
с |
в |
в |
с |
Дмитриев |
в |
в |
в |
в |
с |
в |
в |
Козлов |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
Кинонестова |
в |
с |
с |
в |
с |
в |
в |
Кудряшова |
в |
с |
с |
в |
с |
с |
в |
Кирганова |
в |
с |
в |
с |
с |
с |
с |
Маркин |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
Михайлов |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
Рыжов |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
Солдаткин |
в |
с |
с |
в |
с |
в |
в |
Теренина |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Трифонова |
в |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
Николаева |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
199
Окончание табл. 27
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Лапина |
в |
с |
в |
в |
в |
с |
с |
Вершинин |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Цыганова |
в |
в |
в |
в |
с |
с |
в |
Черникова |
в |
в |
в |
в |
с |
в |
в |
Шугуев |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Учитель
Председатель родительского комитета
- Что вы понимаете под воспитательным потенциалом семьи?
- В чем проявляется сущность нравственной направленности семьи?
- В чем проявляется психологическая коммуникабельность семьи?
- Чем характеризуется педагогическая культура родителей?
- Какова методика диагностирования воспитательного потенциала семьи школьника?
200