Активизация работы по профессиональной диагностике выдвигает задачи широкого использования в этих целях компьютерной и вычислительной техники и разработки автоматизированной системы управления профориентационной работы с учащейся молодежью.
Материальной базой для такой работы становятся компьютерные классы школы.
Остановимся коротко на преимуществах, которые дает ЭВМ в профессиональной диагностике.
После выполнения испытуемым теста или его структурной части на экран дисплея выводится информация о результатах исследования. Такая форма проведения тестирования позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, предварительно определить свое место (ранг) уже в ходе диагностики (окончательный результат даст статистическая обработка результатов группы). Это активизирует процесс самопознания, а автоматизированная обработка результатов освобождает исследователя от многочисленных расчетов. Использование компьютера дает
176
возможность измерять различные временные интервалы - время, затраченное на выполнение всех заданий теста, групп заданий, на каждое задание в отдельности, интервалы между различными событиями при работе с тестом, что не только трудоемко, а подчас и невозможно при традиционных методах тестирования (с использованием секундомера).
Как мощное вычислительное средство компьютер позволяет не упрощать алгоритмы вычисления оценок, результирующих показателей по причинам трудностей практической их реализации. Можно вводить показатели сложности заданий, устанавливать нормативное время для отдельных заданий или групп заданий.
В отличие от неавтоматизированных методов тестирования невозможно менять последовательность решения задач или вносить исправления в ранее решенные задачи. Использование компьютера максимально исключает влияние испытуемых друг на друга. Это достигается путем создания многовариантной ситуации при использовании тестов. Если в тестовых заданиях используются числа, то они непосредственно генерируются, при этом отбрасываются те из них, которые не удовлетворяют определенным условиям. Если задания другого характера - словесная, символьная информация, математические задачи, - то генерируется порядок выдачи заданий на каждом рабочем месте, т.е. задания предлагаются всем одни и те же, а порядок их выполнения для каждого испытуемого индивидуален.
Результаты тестирования сохраняются в компьютере и могут в любое время быть распечатаны в виде таблиц, гистограмм, графиков, в любой момент можно провести статистическую обработку результатов исследований во временном интервале (например, за 2 - 5 лет) по каждому ученику.
Диагностика различных качеств и свойств личности на ЭВМ может использоваться как в индивидуальном, так и в массовом обследованиях. Важной задачей для эффективной работы по профессиональной диагностике является подбор материала, методик, поддающихся формализации и автоматизации. Тесты и опросники, образующие блок диагностических методик, должны взаимно дополнять друг друга, обеспечивая системный подход к изучению личности.
- Какова роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе профессии?
- Что вы понимаете под словами "природные задатки" ребенка и какова их роль в развитии способностей человека?
- Какова методика диагностирования пространственного мышления школьника?
177
- Какова методика диагностирования зрительной памяти?
- Какова методика диагностирования слухоречевой памяти?
- Какова методика диагностирования логического мышления?
- Какова методика диагностирования словарного запаса?
- Какова методика диагностирования математического мышления?
- Какова методика вычислительных способностей?
- Какова методика диагностирования глазомера?
- Какова методика выявления профессиональной склонности?
- Какова методика выявления профессионального интереса?
- Как оформляется профориентационная диагностическая карта школьника?
- Какова методика оформления диагностического заключения по данным профориентационной диагностической карты?
- Каковы особенности профессиональной диагностики учащихся с использованием ЭВМ?
178