9.2. Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее психического развития
Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения будущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой личностью с учетом своих индивидуально-психологических особенностей. В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно распределены на пять типов: 1) "Человек- природа" (Ч - П); 2) "Человек - техника" (Ч - Т); 3) "Человек - человек" (Ч - Ч); 4) "Человек - знаковая система" (Ч - З) и 5) "Человек - художественный образ" (Ч - X).
Основная цель данной диагностики - выявить те природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастерство. С этой целью нами разработана программа индивидуального
157
Таблица 17
Диагностическая профориентационная карта
ученика______________ "___ " класса, школы ____________
Уровни и типы профессий
Пространственное мышление
Слухоречевая память
Зрительная память
Логическое мышление
Словарный запас
Математическое мышление
Глазомер
Вычислительные способности
Профессиональная склонность
Успеваемость
Состояние здоровья
Установка семьи
Технические кружки
Профессиональный интерес
Карта интересов
гуманитар.
естеств.-науч.
художеств.
10
физика
математика
9
химия
биология, с/х
8
медицина
педагогика
7
филология
журналистика
6
история
юриспруденция
5
декор.-прикл. иск.
вок., театр, иск.
158
4
военное дело
спорт
3
техника
строительство
2
сфера обслужив.
обществ, работа
1
Ч - П
●
Школа рекомендует
Ч - Т
●
●
●
●
●
●
Ч - Ч
●
●
●
●
Ч - З
●
●
●
●
Ч - Х
●
●
●
●
●
●
159
диагностического обследования личности школьника, которая отражена в "Диагностической профориентационной карте" (табл. 17). В карте десять психических свойств - пространственное мышление, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышление, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислительные способности, профессиональная склонность и профессиональный интерес, - которые в определенной степени представляют характер природных задатков школьников. Если уровни их развития соотнести с типами профессий, то можно определить, какой тип из пяти лучше всего подходит каждому школьнику. Для диагностики этих свойств используются специально разработанные психологами валидные и надежные тесты и специальные методики.
1. Пространственное мышление - при помощи специального теста (рис. 5), на выполнение которого отводится 10 минут. Учащимся дается инструкция: "Ребята! Вам предлагается выполнить 10 заданий. Суть каждого заключается в следующем: представьте мысленно лист бумаги в форме квадрата, который сворачивается 2 раза пополам. Затем сбоку вырезается треугольник. Разворачивая в обратной последовательности, вы получите тот же лист уже с треугольными отверстиями. Укажите, который из предложенных четырех вариантов (А, Б, В, Г) ответов правильный. Последующие задания от первого к десятому усложняются по числу вырезанных отверстий и линий сгибов".
Результат определяется количеством правильно выполненных заданий.
Ключ: 1В, 2Г, 3В, 4А, 5Г, 6Г, 7В, 8А, 9Б, 10Б.
2. Слухоречевая память - при помощи задания запомнить на слух и воспроизвести письменно четыре набора слов, по 10 слов в каждом. Время на запись каждого набора 45 секунд.
3. Зрительная память определяется при помощи специального теста, материалом для которого служат изображения, представленные на рис. 6 и 7. Школьникам дается инструкция: "Ребята! Вам необходимо в течение одной минуты посмотреть и запомнить 10 схематических фигур человека (см. рис. 6), затем найти эти фигурки на другом рисунке (см. рис. 7) среди
160
Рис. 5
161
Рис. 6
Рис. 7
множества подобных фигур в течение 3 минут. Мысленно пронумеруйте все 30 фигур по порядку последовательно из ряда в ряд и напишите на листе, под какими номерами окажутся обнаруженные вами фигуры".
Результат теста определяется количеством правильно выполненных заданий. Ключ к заданию: 2, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 20.
4. Логическое мышление выявляется при помощи следующего теста: учащимся предлагается за 10 минут выполнить 20 заданий. Необходимо выявить связь между первыми двумя предложенными словами и перенести эту связь на другую пару слов, подобрав в соответствии с нею к первому слову второе из четырех предложенных (а, б, в, г).
Уровень развития данного психического свойства определяется количеством правильных ответов, деленным на два (берется только целая часть). Ключ: 1в, 2г, 3б, 4а, 5в, 6г, 7а, 8б, 9а, 10в, 11б, 12в, 13б, 14в, 15а, 166, 17г, 18г, 196, 20в.
5. Словарный запас определяется следующим тестом: "Придумать как можно больше слов - имен существительных, нарицательных - в единственном числе, содержащих в своем составе следующие буквы: П - Р, И - О, И - И. На каждое буквосочетание отводится 3 минуты, на все три набора - 9 минут.
Уровень развития данного психического свойства определяется количеством правильных ответов, деленным на три (по десятибалльной шкале).
7. Глазомер определяется при помощи специального теста, основанного на сопоставлении отрезков, представленных на рисунке 8.
Учащимся дается инструкция: "Посмотрите внимательно на плакат. Среди вертикальных черточек найдите на глаз те, которые равны по длине
Рис.8
164
отрезкам а, б, в, АБ, ВС, МН, КЛ, РТ, ЕР, ДВ и поставьте около этих отрезков номер той черточки, которая равна по длине каждому из отрезков".
Время выполнения 10 минут. Результаты теста определяются по количеству правильно выполненных заданий. Ключ: а - 7, б - 5, в - 8, АБ - 1, ВС - 3, МН - 10, КЛ - 2, РТ - 4, ЕР - 6, ДВ - 9.
8. Вычислительные способности определяются тестом: в течение 15 минут решить устно следующие последовательно расположенные арифметические действия:
9. Профессиональная склонность определяется по "Карте самооценки склонностей", которая описана в приложении к книге "Основы производства. Выбор профессии"1.
Карта самооценки склонностей
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы предпочтете? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь "Лист ответов" (табл. 18). Внимательно прочитав оба утверждения, знаком "++" отметьте то из них, которое более привлекательно для вас, "+" - менее привлекательно, "-" - совсем непривлекательно.
165
Таблица 18
Лист ответов
Ч - Ч
Ч - Т
Ч - П
Ч - З
Ч - Х
2а
1б
1а
2б
3а
4б
4а
3б
5а
5б
6б
7б
6а
9б
7а
8а
9а
10а
10б
8б
12а
11б
11а
12б
13а
14б
14а
13б
15а
15б
16б
17б
16а
19б
17а
18а
19а
20а
20б
18б
la. Ухаживать за животными
-
1б. Обслуживать машины
2а. Помогать больным людям, лечить их
-
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов
-
3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)
-
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
-
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Содержать животных
-
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
-
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
-
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище
-
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
-
10б. Выполнять вычисления, расчеты
166
11a. Выводить новые сорта растений
-
11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т.п.)
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности
-
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты
-
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых объектах и т. п.
-
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице
-
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий
-
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.
-
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
-
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
-
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)
После заполнения таблицы 18 подсчитайте число знаков "+" в каждом вертикальном ряду (в соответствии с типами профессий). Их сумма будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий.
Средняя успеваемость школьника из 5-балльной системы переводится на 10-балльную и заносится в "Диагностическую карту". Например, если средняя успеваемость по всем предметам "5",
167
то получается 10 баллов, если "4" и "5" - 9 баллов, "4" - 8 баллов, "4" и "3" - 7 баллов и т.д.
Параметр состояние здоровья фиксирует отклонения от нормального физического развития по данным медицинских работников и заносится в диагностическую карту следующими условными обозначениями, степень их выраженности указывается по 10-балльной шкале:
♡ - болезни внутренних органов;
- болезни органов ощущений;
- болезни костно-мышечной системы;
z - болезни нервной системы.
Параметр установка семьи информирует об интересах родителей в вопросе выбора профессии своего ребенка.
Выявление способностей - художественных, технических, музыкальных, спортивных и т.д., - развиваемых в процессе специальных занятий во внешкольных учебно-воспитательных учреждениях.
Профессиональный интерес определяется при помощи следующей специальной "Анкеты интересов" (методика А.Е. Голомштока)1.
Решать математические задачи и проводить сложные математические расчеты.
Готовить растворы, смешивать реактивы.
Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.
Собирать коллекции материалов.
Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей.
Выполнять работу, используя измерительные и испытательные приборы.
Читать произведения классической мировой литературы.
Читать книги о работе милиции, о борьбе с правонарушениями.
Знакомиться с историей искусств нашей Родины.
Читать книги о воспитании детей и молодежи, о работе учителя.
Читать книги о работе врачей, медицинские журналы.
Заботиться об уюте в помещении.
Читать военную литературу.
Слушать оперную и симфоническую музыку.
Читать книги о художниках.
Предпочитать уроки математики.
Решать задачи по химии.
Изучать анатомическую структуру растений и животных.
168
Читать о различных странах, их экономике и государственном устройстве.
Читать статьи и научно-популярные журналы о достижениях в области радиотехники.
Анализировать, сравнивать и оценивать литературные произведения.
Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами, инструкциями.
Изучать историю города и района, в котором живем.
Помогать товарищам, отстающим в учебе, объяснять трудные вопросы.
Предпочитать уроки анатомии и физиологии человека.
Составлять и вести картотеку.
Знакомиться с военной техникой.
Слушать современную популярную музыку.
Посещать музеи, художественные выставки.
Заниматься в математическом кружке, учиться в математической школе.
Предпочитать уроки химии.
Читать книги о растениях и животных.
Ездить в экспедиции.
Знакомиться с современными достижениями техники (слушать радио и смотреть телепередачи, посещать технические выставки).
Заниматься в радиотехническом кружке.
Читать литературно-критические и публицистические статьи.
Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.
Читать книги на исторические темы.
Выполнять работу пионервожатого.
Знакомиться с достижениями в области медицины.
Организовывать питание в походах.
Предпочитать уроки физкультуры.
Заниматься в музыкальной школе.
Заниматься в изостудии.
Решать задачи по алгебре.
Делать опыты по химии.
Предпочитать уроки ботаники, зоологии, анатомии.
Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.
Разбираться в технических чертежах и схемах.
Ремонтировать бытовые электроприборы.
Пробовать писать рассказы, стихи.
169
Проводить политинформации в классе.
Смотреть фильмы об исторических событиях в разных странах.
Готовить доклады, сообщения и выступать с ними перед младшими товарищами.
Заботиться о больных, оказывать им помощь.
Помогать товарищам в выборе в магазине одежды, которая ему больше всего подходит.
Участвовать в военных играх, походах.
Декламировать стихи, петь в хоре, выступать на сцене.
Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи.
Решать задачи по геометрии.
Самостоятельно выводить формулы химических реакций.
Изучать под микроскопом живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.
Предпочитать уроки географии.
Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипед, швейную машину и др.).
Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
Изучать происхождение слов и выражений.
Выступать с докладами, сообщениями перед большим количеством людей.
Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.
Работать пионервожатым в младших классах.
Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах.
Оказывать людям различные бытовые услуги.
Заниматься в спортивной секции.
Играть на музыкальных инструментах.
Рисовать карандашами, фломастерами, красками.
Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.
Заниматься в химическом кружке, участвовать в химических олимпиадах.
Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за ними.
Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
Предпочитать уроки труда.
Разбираться в сложных радиосхемах.
Работать со словарями, литературными источниками, библиографическими справочниками.
Читать в газетах и смотреть по телевизору политические новости.
Знакомиться с законами исторического развития человечества.
Проводить время с маленькими детьми, рассказывать, читать им книги.
Проявлять чуткость и заботу по отношению к людям.
170
Проявлять такт, выдержку, самообладание в общении с людьми.
Изучать историю крупных исторических сражений и судьбы выдающихся полководцев.
Смотреть театральные постановки по телевизору.
Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства.
Заниматься в математическом кружке, участвовать в математических олимпиадах.
Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач).
Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.
Составлять географические и геологические карты.
Учиться водить машину и уметь самому ее ремонтировать.
Предпочитать уроки физики.
Писать сочинения на свободные темы.
Вести дискуссии на политические темы.
Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.
Анализировать свои поступки, поведение в общении с людьми.
Читать медицинские справочники, словари.
Работать над улучшением оборудования.
Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях.
Участвовать в вечерах школьной самодеятельности.
Выпиливать, выжигать, резать по дереву.
Выполнять работу, требующую знаний математических правил и формул.
Выполнять работу, требующую знаний принципов и законов химии.
Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки.
Длительно работать в полевых условиях.
Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности.
Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки.
Выполнять работу, требующую анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли.
Выполнять работу, требующую беспристрастного отношения к людям, понимания их психологии.
Работать с книгами, сравнивая и анализируя изученное.
Выполнять работу, требующую большого такта, выдержки, самообладания.
171
Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.
Постоянно работать с людьми, не испытывая утомления.
Выполнять работу, требующую решительности, выносливости и дисциплинированности.
Выполнять работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений.
Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.
Таблица 19
Лист ответов к карте интересов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
+
-
Дешифратор карты интересов
1-й столбик - математика, 2-й - химия, 3-й - биология и сельское хозяйство, 4-й - геология и география, 5-й - техника, 6-й - электрорадиотехника, 7-й - филология и журналистика, 8-й - юриспруденция, 9-й - история и археология, 10-й - педагогика, 11-й - медицина, 12-й - труд в сфере обслуживания, 13-й - военное дело и спорт, 14-й - вокальное и театральное искусство, 15-й - декоративное и прикладное искусство.
Лист ответов по карте интересов заполняется учащимися так же, как и карта самооценки склонностей. Затем, после подсчета всех знаков "+" и "-", по столбикам оформляется заключение из трех пунктов: 1. Наибольшая склонность к профессиям типа ... (или по другой карте - Наибольший интерес к ...). 2. Имеет место склонность к профессиям типа ... (или - Имеет место интерес к ...). 3. Наименьшая склонность к профессиям типа ... (или - Наименьший интерес к ...). Эти данные заносятся в диагностическую карту следующими условными знаками:
- первый пункт, - второй и - третий.
172
Методика оформления диагностического заключения
Для оформления диагностического заключения необходимо сделать выборку из "Диагностической профориентационной карты". В качестве примера представлена "Диагностическая профориентационная карта" ученика VII класса Чебоксарской средней школы № 59 Д. Иванова, составленная по всем перечисленным выше тестам и методикам. Выборка данных для карты выполняется в три этапа (табл. 20).
Таблица 20
Профессия типа
1-й этап
2-й этап
3-й этап
Ч - П
●
1
1
1
2
Ч - Т
●
●
●
3
1
1
0,5
5,5
1
1
0,5
1
9
Ч - Ч
●
●
2
-1
1
0,5
1,5
Ч - З
●
●
●
3
0,5
0,5
4
1
1
6
Ч - Х
●
1
-1
0
0,5
-1
-0,5
Первый этап - карта заполняется по результатам первых восьми тестов, выполнение которых позволяет выделить самые лучшие развивающиеся свойства. Результаты тестирования фиксируются в диагностической профориентационной карте в виде точки на соответствующем уровне по 10-балльной шкале. Соединив все 8 точек последовательно прямыми линиями, получаем ломаную линию специфической формы для каждого школьника. Данная ломаная линия выражает природные особенности этого ученика, что очень важно для профориентационной работы. В приведенном в таблице 21 примере такими являются: логическое мышление (6 баллов), математическое мышление (6 баллов), вычислительные способности (7 баллов).
В процессе поиска подходящей профессии необходимо опираться на эти свойства.
Второй этап - отражает профессиональные склонности и профессиональный интерес.
Третий этап - основывается на дополнительной информации (успеваемость, установка семьи, внеучебные занятия (увлечения). У Д. Иванова по естественно-научным дисциплинам - 9 баллов (учится на "4" и "5"), поэтому такие типы профессий, как Ч - П, Ч - Т и Ч - З, получают по 1 баллу; по гуманитарным предметам - 8 баллов (учится на "4"), поэтому по 0,5 балла получают такие типы профессий, как "Ч - Ч" и "Ч - X". Согласно установке семьи - наибольший интерес к математике: Ч - Т и Ч - З - по 1 баллу;
173
Таблица 21
Диагностическая профориентационная карта
ученика______________ "_____" класса, школы ___________________
имеет место интерес к строительству - 0,5 балла - Ч - Т; наименьший интерес к вокальному и театральному искусству - 1 балл - Ч - X. Внеучебное увлечение - технический кружок, поэтому 1 балл приобретает Ч - Т. После учета всех выборочных данных на первое место выходят профессии типа "Человек - Техника" (9 баллов). Следовательно, на данном этапе жизни у Д. Иванова профессиональная направленность определяется этим типом профессий. Поэтому оформленное заключение - рекомендации школы состоят из указанных в таблице 20 трех пунктов.
Наибольший профессиональный интерес к технике
→ 1б (Ч - Т).
Имеет место интерес к математике
→ 0,5б (Ч - Т, Ч - З).
Наименьший интерес к сфере обслуживания
→ 1б (Ч - Ч).
Такая диагностическая карта первый раз составляется на детей, завершающих обучение в начальной школе, второй раз - в VII, третий - в IX и окончательно - в XI классе. Каждый раз, сопоставляя эти ломаные линии и сравнивая другие данные, можно наглядно проследить процесс подготовки школьника к свободному и правильному выбору профессии.
176
1
См.: Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства: Выбор профессии: Учеб. пособие для учащихся средней школы. - М., 1987. - Ч. 2. - С. 60 - 63.
1
См.: Голомшток А.Е. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1990. - С. 105 - 112.