8.3. Диагностика уровня социального развития личности школьника

Разработанные Н.И. Монаховым критерии социального развития личности школьника служат как бы идеальным образцом, выражают высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления, их можно рассматривать как норму воспитанности.

Поскольку критерии оценки воспитанности имеют не только теоретическое значение, но предназначены главным образом для использования в массовой практике, число признаков должно быть ограничено определенными разумными пределами. Для решения этого вопроса важно иметь в виду, сколько всего уровней развития каждого качества целесообразно выявлять и фиксировать. Чем больше число уровней, тем, естественно, подробнее должны быть

148

критерии, отражающие все уровни, и тем большее число признаков они должны содержать.

В принципе уровней воспитанности по каждому качеству может быть как минимум два и как максимум неограниченное количество. Совершенно очевидно, что максимум в данном случае нереален; значит, оптимальным может быть число уровней от двух и более. Если, например, принять два уровня, то один из них имеет смысл считать высшим, соответствующим критерию, а второй - низшим, отражающим минимальное развитие качества. Однако на практике часто приходится встречать школьников, для которых характерен средний уровень воспитанности. Таким образом, можно говорить о трех уровнях, что соответствует трем оценкам поведения учащихся, применяемым в школе.

Используя в процессе изучения эффективности воспитания школьников три уровня, педагог имеет возможность получить необходимые сведения для обоснованного планирования и организации последующей воспитательной работы в классе. Например, наличие высокого уровня воспитанности по тем или иным показателям позволит ему сосредоточить свои усилия в других направлениях, низкий уровень воспитанности потребует углубленной, в том числе и индивидуальной, работы с учащимися, а в случае преобладания среднего уровня целесообразно проводить фронтальную или групповую работу.

Необходимо подчеркнуть, что уровням воспитанности имеет смысл давать именно конкретно-содержательные наименования (например, высокий, средний, низкий), так как цифровые или им подобные обозначения, будучи абстрактными, не дают реального представления о явлениях, связанных с воспитанием, непонятны школьникам и поэтому затрудняют их практическое использование.

Исходя из того что выявление воспитанности предполагает наличие трех уровней, критерий должен включать не менее трех признаков, поскольку меньшее их число делало бы невозможным применение трехбалльной оценки. Максимальное же число признаков при этом может быть любым, лишь бы они отражали суть соответствующего качества - показателя воспитанности. Тем не менее опыт свидетельствует, что максимум признаков должен составлять не более шести, потому что в противном случае критерий был бы слишком громоздким. Применительно к условиям воспитательной работы со школьниками это число признаков вполне достаточно.

Таким образом, если критерий представляет собой максимальную условную единицу измерения воспитанности школьника, то каждый признак является как бы минимальной условной единицей. Конечно, различные признаки, характеризующие тот или иной показатель, неравнозначны между собой; однако, поскольку

149

уравнивание этих признаков невозможно, приходится с известной долей приближения рассматривать их как равнозначные.

Подобный подход к проблеме выявления воспитанности школьников обусловливает следующее решение вопроса об определении ее уровней. Высокий уровень развития того или иного качества личности, служащего показателем воспитанности, характеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателю. Средний уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего критерия. Низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их отсутствие.

Рациональная организация работы по диагностике уровня социального развития школьников предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел учащихся и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Вместе с тем успешное применение любого диагностического метода предусматривает учет ряда положений. Прежде всего важно иметь в виду, что процесс диагностики уровня воспитанности учащихся не самоцель, а действенное средство повышения эффективности воспитательного процесса: затраченные на такую работу время и силы окупаются успехами в обучении и воспитании школьников.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с III класса. В I - II классах применяют метод беседы об основных качествах воспитанности и признаках их проявления.

На начальном этапе педагог готовит специальную беседу о том качестве, которое является предметом диагностики. В содержание беседы должны быть включены следующие моменты: значение данного качества для человека (школьника), как оно проявляется и в чем выражается это проявление, как практически можно оценить это качество. Примерные образцы бесед (планы, конспекты) представлены в приложении. В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, с, н (высокий, средний, низкий). Окончательная экспертная оценка данного социального качества определяется как среднее арифметическое значение оценок всех учащихся класса (кроме одного, на которого подсчитывается), потому что он сам себя не оценивает. Среднее арифметическое

150

значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: в - 3 балла, с - 2 балла и н - 1 балл. Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту в цветовом оформлении по шкале, идентичной той, которая приведена для работы с таблицей 15 на с. 138.

Таблица 16

Диагностическая карта развития социальных качеств учащихся VII "б" класса средней школы № 44 г. Чебоксары на март 1993 г.

Учащиеся Социальные качества
Патриотизм Коллективизм Гуманность Честность Добросовестное отношение к труду Дисциплинированность Активность Смелость Сила воли Самокритичность Любознательность Эстетическое развитие Стремление быть сильным, ловким Общий индекс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. Алексеев В. 2,4 2,1 2,4 2,7 2,8 2,6 2,0 2,0 2,5 2,3 2,6 2,7 2,4 2,4
2. Афанасьева Н 2,3 2,4 2,5 2,6 3,0 3,0 2,5 2,0 ,24 2,3 2,2 2,5 2,1 2,4
3. Бабич Л. 2,6 2,7 2,3 2,8 3,0 3,0 3,0 3,0 2,6 2,7 2,5 2,5 2,5 2,8
4. Бакушин С. 2,0 2,0 1,5 1,4 1,5 2,4 2,4 2,4 2,3 2,1 2,0 2,0 2,5 2,0
5. Белкина В. 2,4 2,3 2,5 2,5 2,6 2,6 2,4 2,0 2,3 2,3 2,4 2,5 2,1 2,4
6. Быков С. 2,4 2,6 2,6 2,5 2,3 2,7 2,7 2,4 2,5 2,4 2,4 2,5 2,4 2,5
7. Бычкова И. 25 27 27 28 30 30 30 26 26 25 25 25 25 27
8. Григорьев Б. 2,4 2,5 2,3 2,0 2,3 2,4 2,6 2,4 2,4 2,1 2,3 2,4 2,4 2,3
9. Дмитриева С. 2,4 2,6 2,7 2, 5 2,6 3,0 2, 8 2,4 2,4 2,4 2,4 2,5 2,5 2,5
10. Долматова Г. 2, 5 2,6 2,5 2,7 3,0 3,0 2,5 2,4 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,6
11. Изосимов И. 2,3 2,4 2,1 1,5 1,6 2,4 2,5 2,4 2,4 2,2 2,3 2,1 2,5 2,7
12. Игнатьев П. 2,4 2,4 2,5 2,6 2,4 2,7 2,1 2,0 2,0 2,0 2,0 2,3 2,4 2,3
13. Егоров И. 2,4 2,6 2,5 2,6 2,5 2,8 2,7 2,5 2,5 2,5 2,6 2,7 2,8 2,6
14. Егорова Н. 2,6 2,5 2,7 2,8 3,0 3,0 2,6 2,5 2,6 2,5 2,6 2,8 2,5 2,7
15. Камышов И. 2,3 2,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,1
16. Каргина С. 2,4 2,5 2,1 2,5 2,9 3,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,6 2,8 2,0 2,4
17. Когурова Н. 2,5 2,6 2,6 2,5 2,8 3,0 2,3 2,7 2,5 2,7 2,5 2,5 2,5 2,7
18. Краснова Е. 2,3 2,4 2,0 2,1 2,5 2,1 2,0 2,0 2,0 1,8 2,0 2,4 2,3 2,7
19. Леонтьев Е. 2,1 1,7 2,0 2,0 2,1 1,9 1,5 2,0 1,5 1,5 1,5 1,5 2,0 1,9
20. Никалина О. 2,3 2,5 2,5 2,5 2,7 3,0 2,5 2,3 2,2 2,3 2,0 2,3 2,0 2,4
21. Пронин К. 2,2 1,6 2,0 2,0 2,4 2,0 2,3 2,0 1,8 2,0 2,0 1,8 2,0 2,0

151

Окончание табл. 16

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
22. Романова О. 2,2 2,3 2,0 2,5 2,5 3,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,8 2,7
23. Рыжова Е. 2,6 2,6 2,8 2,8 3,0 3,0 2,4 2,5 2,5 2,8 2,5 2,9 2,6 2,7
24. Савельев Э. 2,1 2,3 1,5 1,7 2,3 1,7 2,1 2,0 1,9 1,5 1,8 1,7 2,7 1,9
25. Семенова Т. 2,3 2,3 2,0 2,5 2,6 3,0 2,7 2,3 2,3 2,3 2,3 2,4 2,0 2,3
26. Соловьева Е. 2,2 2,3 2,0 2,5 2,6 3,0 2,0 2,3 2,7 2,7 2,3 2,4 2,0 2,3
27. Тимофеева Н. 2,3 2,2 2,0 2,5 2,6 3,0 2,0 2,3 2,1 2,0 2,7 2,3 1,8 2,3
28. Уткин Н. 2,0 1,8 1,5 2,0 2,0 2,0 1,4 2,0 1,5 1,5 1,5 1,6 1,5 1,7
29 Шалаев А. 2,0 1,5 1,5 1,9 1,5 1,6 1,6 2,0 1,5 1,5 1,7 1,5 1,5 1,7
Среднее значение 2,3 2,3 2,1 2,4 2,4 2,3 2,3 2,3 2,2 2,2 2,2 2,3 2,2 2,3

Материалы диагностических карт для анализа и оформления заключений могут быть обработаны методами математической статистики и представлены в виде проранжированных таблиц, а также проиллюстрированы построением распределения сгруппированных частот, гистограмм и графиков, как это было описано в разделе 4.2.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какой смысл вкладывается в понятие "социальное развитие человека"?
  2. По каким показателям можно судить об уровне социального развития школьника?
  3. Как осуществляется диагностика уровня социального развития личности школьника?
  4. Как оформляется диагностическая карта, характеризующая уровни развития социальных качеств учащихся определенного класса?

152

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.