8.2. Основные показатели уровня социального развития школьника

Воспитанность человека, как уже отмечалось, характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость

142

каждой личности, ее уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для молодых граждан нашей страны. Такие качества и могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей, с одной стороны, обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Поскольку воспитанность личности обусловлена прежде всего целью и задачами общественного воспитания молодежи, т.е. по природе своей социальна, показатели воспитанности также определяются этими целью и задачами, они зависят от социального строя и прогрессивных народных традиций. Следовательно, показатели в известной мере носят нормативный характер, конкретизируя требования общества к личности молодого человека.

Учитывая богатство и разнообразие проявлений всесторонне развитой личности, не представляется возможной и тем более целесообразной односторонняя или узкая характеристика ее воспитанности. Вместе с тем число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе, тем более в педагогической диагностике.

Так как выявление воспитанности призвано одновременно содействовать и осуществлению воспитательных задач, организации самовоспитания школьников, суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.

Заслуживает специального рассмотрения вопрос о том, на каких возрастных ступенях показатели воспитанности школьников приобретают качественное своеобразие. Всестороннее развитие и становление личности ребенка, а затем подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам. Тем не менее на каждом этапе этого развития личность можно рассматривать

143

как нечто вполне конкретное, обладающее совершенно определенной характеристикой, отражающей специфику ее развития. В течение какого же срока характеристика личности школьника, его воспитанности претерпевает существенные изменения?

В результате многолетнего исследования данной проблемы Н.И.Монахов выделил четыре возрастные группы учащихся, определяющие специфику возрастных показателей воспитанности: начальные классы, V - VI, VII - IX и X - XI классы1. Эти опытно-экспериментально обоснованные показатели были приняты нами как критерии оценки социальных качеств школьников по вышеназванным возрастным группам.

Критерии оценки социальных качеств учащихся начальных классов:

патриотизм - интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе;

товарищество - наличие друзей; добровольное участие в коллективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести свой класс;

уважение к старшим - вежливость; послушание; оказание посильной помощи учителям, родителям, взрослым;

доброта - дружелюбие; заботливое отношение к малышам; готовность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным;

честность - искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих проступков; исполнение обещаний;

трудолюбие - добросовестное учение; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду;

бережливость - опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу;

дисциплинированность - исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса;

прилежание - посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добросовестное выполнение домашних заданий;

любознательность - интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хорошая успеваемость;

144

любовь к прекрасному - активное участие в художественной самодеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным - соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.

Критерии оценки социальных качеств учащихся V - VI классов:

патриотизм - знание родного края; интерес к прошлому и настоящему своей Родины; активное участие в общественно полезном труде; любовь и бережное отношение к природе;

товарищество - стремление находиться в коллективе, вместе с товарищами; добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам; подчинение уполномоченным коллектива; товарищеские отношения между мальчиками и девочками; стремление не подвести свой класс;

уважение к старшим - вежливость; послушание; инициативность в оказании необходимой помощи старшим;

доброта - дружелюбие; заботливое отношение к младшим; привычка всем делиться с товарищами; любовь к животным;

честность - искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих проступках; исполнение обещаний;

трудолюбие - добросовестное учение; постоянная занятость полезным делом, привычка к самообслуживанию в школе и дома; добросовестное выполнение своих обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в общественно полезном труде; настойчивое стремление овладеть различными трудовыми навыками;

бережливость - содержание в порядке вещей; бережное отношение к общественной собственности; нетерпимость к фактам порчи имущества;

дисциплинированность - аккуратное посещение учебных занятий; повседневное и повсеместное соблюдение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; выполнение требований коллектива класса;

самостоятельность - наличие навыков самостоятельного труда и поведения; стремление обходиться без посторонней помощи; наличие собственного мнения по различным вопросам; проявление инициативы в занятиях и играх;

любознательность - хорошая успеваемость; интерес ко всему новому, неизвестному; любовь к чтению; занятия в кружках;

любовь к прекрасному - опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, ее произведениям; участие в художественной самодеятельности; способность замечать красоту в окружающей действительности; стремление все делать красиво;

145

стремление быть сильным, ловким, закаленным - соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.

Критерии оценки социальных качеств учащихся VII - IX классов:

патриотизм - знание истории родины, современных важнейших событий в стране; чувство гордости за свою Родину, добровольное участие в труде на общую пользу; любовь и бережное отношение к природе; бережное отношение к общественной собственности;

коллективизм - живое участие во всех делах своего класса; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание личных и общественных интересов; товарищеские отношения между мальчиками и девочками;

гуманность - доброжелательное отношение к окружающим; уважение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается; доброта; любовь и заботливое отношение ко всему живому;

честность - искренность; правдивость; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, обману, воровству;

добросовестное отношение к труду - добросовестное учение; постоянная занятость полезным делом, привычка не гнушаться любой работой; стремление к высокому качеству результатов труда; систематическая помощь дома по хозяйству; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии;

дисциплинированность - повседневное и повсеместное соблюдение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; выполнение требований коллектива класса; борьба за дисциплину в классе;

активность - стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; добровольное участие в общественной жизни класса, школы; инициативность; нетерпимое отношение к недостаткам, пережиткам прошлого;

смелость - способность преодолеть чувство страха; готовность прийти на помощь с риском для себя; открытая критика недостатков товарищей; готовность отстаивать собственное мнение; решительность; непримиримость к несправедливости;

сила воли - способность заставить себя делать то, что не хочется, но надо; привычка доводить начатое до конца; настойчивость в достижении поставленных целей, стремление и способность преодолевать трудности; заметные успехи в самовоспитании;

самокритичность - привычка прислушиваться к товарищеской критике; способность осознавать свои ошибки; критическое отношение

146

к результатам своего труда; стремление избавиться от имеющихся недостатков;

скромность - отсутствие стремления выделиться среди окружающих (по внешнему виду, поведению); привычка не хвастаться; сдержанность; простота;

любознательность - хорошая успеваемость; систематическое чтение литературы, периодической печати; привычка пользоваться словарями, справочниками и т.п.; занятия на факультативах, в кружках;

эстетическое развитие - опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, рисования, пения; посещение театров, выставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; участие в художественной самодеятельности, конкурсах и т.д.; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным - правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; участие в спортивных играх, соревнованиях, походах и т.д.; систематические занятия каким-либо видом спорта.

Критерии оценки социальных качеств учащихся X - XI классов:

патриотизм - знание истории Родины, современных важнейших событий в стране; интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу; бережное отношение к природе, народному достоянию; активная подготовка к защите Родины;

интернационализм - интерес к культуре и искусству других народов; дружба с людьми других национальностей; добровольное участие в мероприятиях интернационального характера; посильное участие в оказании братской помощи трудящимся других стран;

коллективизм - живое участие во всех делах своего коллектива; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание общественных и личных интересов; борьба за честь своего коллектива;

гуманность - доброта; заботливое отношение к младшим; уважение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждается; непримиримость к антигуманным поступкам;

честность - правдивость; единство слова и дела; прямота; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих ошибок, проступков;

добросовестное отношение к труду - добросовестное учение; своевременное выполнение любой нужной работы; высокое качество результатов труда; систематическая помощь дома по хозяйству; глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятельности;

147

дисциплинированность - повседневное и повсеместное соблюдение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; борьба за высокую дисциплину в коллективе; знание и соблюдение основных законов своего государства;

ответственность - добросовестное выполнение своих обязанностей; своевременное и точное выполнение взятых обязательств; привычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей;

принципиальность - устойчивость взглядов и убеждений; привычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокритичность; способность объективно оценивать поступки товарищей; непримиримость к ошибочным мнениям, антиобщественным поступкам;

целеустремленность - наличие значимых конкретных жизненных целей; настойчивость в достижении поставленных задач; верность своему идеалу;

активность - участие в общественной жизни класса и школы; инициативность; организаторские способности; оптимизм; борьба с недостатками;

любознательность - начитанность; широкий кругозор; систематическое расширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость;

эстетическое развитие - опрятный внешний вид; культура речи, поведения; умение петь, танцевать; систематическое посещение театров; выставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное;

стремление к физическому совершенству - правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успеваемость по физкультуре.

148


1 См.: Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. - М., 1981. - С. 73 - 79.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.