Глава 8

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

8.1. Общее понятие о социальном развитии человека и социальных качествах школьника

В тезисах о Л. Фейербахе К. Маркс выдвигает одно из важнейших методологических положений понимания сущности человека: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1. Это положение применительно к процессу формирования детской личности означает, что ребенок (в нашем случае - школьник) не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности, как подчеркивал К. Маркс, зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Как отдельные стадии, так и конечный результат индивидуального развития определяются уровнем развития общества, местом, которое занимает отдельный человек в системе общественного производства, в системе общественных отношений. При этом воспитание играет решающую роль. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть человек. Воспитание управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие, совершается в ходе усвоения индивидом социальных отношений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях. Все богатства, накопленные человечеством, все производительные силы и формы общения, существующие в данном обществе на конкретной ступени его

140

развития, овеществлены в орудиях производства, предметах культуры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происходить развитие личности. Нормы поведения и способы действий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой творчески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь, оказывают обратное влияние на развитие индивида - таков процесс развития личности.

Таким образом, процесс социального развития человека - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального (от лат. socialis - общественный) опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социального развития человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Этот процесс происходит в действительности как постепенное расширение по мере овладения человеком новых сфер общения, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции с ярко выраженными социальными качествами.

В педагогике принято считать, что каждое отдельно взятое социальное качество человека характеризует его отношение к определенной стороне действительности, например, отношение к коллективу - коллективизм, отношение к труду - трудолюбие или лень и т.д. Это позволяет результаты воспитания рассматривать как тот или иной уровень сформированности важнейших социальных качеств личности, соответствующих ее основным отношениям.

Помимо реальных отношений личности дополнительным основанием для конкретизации изучаемых результатов воспитания являются требования, которые предъявляет человеку общество. Поскольку каждый человек живет среди других людей, его долг и обязанность - считаться с окружающими. Живущий в обществе человек не может быть свободен от общества. И его общественная ценность в значительной мере определяется тем, насколько он как личность "вписывается" в это общество, отвечает его требованиям. Значит, независимо от своей индивидуальности, от того, как "сконструирована" его личность и какова ее, так сказать, изначальная структура, любой человек должен в некоторых отношениях быть таким, как того требуют интересы общества. Именно они, эти общественные интересы, обусловленные объективными потребностями, диктуют те качества, которыми должен обладать каждый гражданин, каждый школьник и уровень развития которых может и должен свидетельствовать об эффективности воспитательных усилий.

141

Изучение результатов воспитания по конкретным качествам или формирование тех или иных качеств у школьников не означает игнорирования целостного характера личности. Целостность реальной личности - объективный факт, и он не зависит от того или иного подхода, толкования, намерений ученых или педагогических воздействий. Вместе с тем очевидно, что для определенных целей вычленение каких-либо компонентов личности полезно и даже необходимо. Психологи, например, выделяют характер, темперамент, способности; когда требуется, изолированно изучают внимание, речь, память, мышление человека и др. Так же и в процессе формирования личности важно акцентировать воспитательные условия на вполне конкретных направлениях.

Формирование личности происходит под влиянием многочисленных факторов, включающих семью, окружающую среду, средства массовой информации и т.п. Однако выделить то или иное влияние практически нельзя. Школа по отношению к учащимся выступает своеобразным дирижером в этом сложном процессе, направляет его, поощряет и развивает все положительное в детях, в необходимых случаях осуществляет их целенаправленное перевоспитание. Систематическое выявление воспитанности школьников возможно лишь в условиях школы силами квалифицированных педагогов. Все это дает основания рассматривать проблему изучения эффективности воспитания главным образом применительно к деятельности школы.

Анализ результатов воспитательной работы органически связан с самим процессом воспитания, в какой-то мере является его составной частью. Тем не менее важно подчеркнуть, что это не одно и то же. Воспитание преследует цель всестороннего развития личности, оно носит созидающий характер; изучение же достигнутых результатов в процессе воспитания имеет задачу - выявить и зафиксировать продвижение к этой цели. Если воспитание формирует личность в целом, стимулируя развитие всех ее сторон, граней, качеств и черт, то изучение в силу практической необходимости ограничивается выделением наиболее существенного. Изучение не может ни охватить полностью результаты воспитания, ни тем более заменить этот процесс. Оно призвано помочь совершенствованию воспитания школьников.

142


1 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. - 2-е изд. - М. - Т. 3. - С. 3.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.