|
Общее физическое развитие школьников как объект педагогической диагностики изучается на двух уровнях: компонентном и структурном. В качестве отдельных компонентов общего физического развития школьника для разных возрастных групп берутся применяемые во всех школах страны тесты на физические нагрузки по шести физическим свойствам: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость и силовые. В основе тестов на физические нагрузки лежит возрастная норма развития школьника, разработанная Институтом физиологии детей и подростков Российской академии образования. Содержание этих тестов представлено в таблице 14.
Учитель физического воспитания в течение учебного года проводит тестовые испытания учащихся, результаты фиксируются в классном журнале. Учитель начальных классов или классный руководитель по этим данным к моменту завершения каждого учебного года оформляет диагностическую карту общего физического развития учащихся своего класса (в качестве примера такая карта представлена в таблице 15, но только со старыми нормами испытаний). Карта имеет цветовое оформление, которое создает возможность лучшего восприятия информации об общем состоянии физического развития как отдельных школьников, так и всего класса в целом. Цвета подобраны по принципу природосообразности (красный - опережающее развитие, зеленый - нормальное развитие, черный - отставание в развитии для данной возрастной группы). Уровни развития обозначены первыми буквами названия каждого уровня (высокий - в, средний - с, низкий - н) и соответствующим цветом.
133
Таблица 14
Нормы тестовых заданий для диагностики уровня физической подготовленности школьников
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Возраст, лет |
Уровень |
Мальчики (юноши) |
Девочки (девушки) |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Уровень физической подготовленности учащихся 7 - 10 лет |
Скоростные |
Бег 30 м, с |
7 |
7,5 и выше |
7,3 - 6,2 |
5,6 и ниже |
7,6 и выше |
7,5 - 6,4 |
5,8 и выше |
8 |
7,1 |
7,0 - 6,0 |
5,4 |
7,3 |
7,2 - 6,2 |
5,6 |
9 |
6,7 |
6,7 - 5,7 |
5,1 |
7,0 |
6,9 - 6,0 |
5,3 |
10 |
6,6 |
6,5 - 5,6 |
5,1 |
6,6 |
6,5 - 5,6 |
5,2 |
Координационные |
Челночный бег 3 × 10 м, с |
7 |
11 ,2 и выше |
10,8 - 10,3 |
9,9 и ниже |
11 ,7 и выше |
11,3 - 10,6 |
10,2 и |
8 |
10,4 |
10,0 - 9,5 |
9,1 |
11,2 |
10,7 - 10,1 |
выше |
9 |
10,2 |
9,9 - 9,3 |
8,8 |
10,8 |
10,3 - 9,7 |
9,7 |
10 |
9,9 |
9,5 - 9,0 |
8,6 |
10,4 |
10,0 - 9,5 |
9,3 9,1 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину, см |
7 |
100 и ниже |
115 - 135 |
155 и выше |
85 и ниже |
110 - 130 |
150 и выше |
8 |
110 |
125 - 145 |
165 |
90 |
125 - 140 |
155 |
9 |
120 |
130 - 150 |
175 |
110 |
135 - 150 |
160 |
10 |
130 |
140 - 160 |
185 |
120 |
140 - 155 |
170 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
7 |
700 и менее |
730 - 900 |
1100 и выше |
500 и менее |
600 - 800 |
900 и более |
8 |
750 |
800 - 950 |
1150 |
550 |
650 - 850 |
950 |
9 |
800 |
850 - 1000 |
1200 |
600 |
700 - 900 |
1000 |
10 |
850 |
900 - 1050 |
1250 |
650 |
750 - 950 |
1050 |
134
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
7 |
1 и ниже |
3 - 5 |
9 и выше |
2 и ниже |
6 - 9 |
2,5 и выше |
8 |
1 |
3 - 5 |
7,5 |
2 |
5 - 8 |
1,5 |
9 |
1 |
3 - 5 |
7,5 |
2 |
6 - 9 |
3,0 |
10 |
2 |
4 - 6 |
8,5 |
3 |
7 - 10 |
4,0 |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (мальчики); |
7 |
1 |
2 - 3 |
4 и выше |
|
|
|
8 |
1 |
2 - 3 |
4 |
|
|
|
9 |
1 |
3 - 4 |
5 |
|
|
|
10 |
1 |
3 - 4 |
5 |
|
|
|
|
на низкой перекладине из виса лежа, раз (девочки) |
|
|
|
|
|
|
|
2 и выше |
4 - 8 |
12 и выше |
3 |
6 - 10 |
14 |
3 |
7 - 11 |
16 |
4 |
8 - 13 |
18 |
Уровень физической подготовленности учащихся 11 - 15 лет |
Скоростные |
Бег 30 м, с |
11 |
6,3 и выше |
6,1 - 5,5 |
5,0 и ниже |
6,4 и выше |
6,3 - 5,7 |
5,1 и ниже |
12 |
6,0 |
5,8 - 5,4 |
4,9 |
6,3 |
6,0 - 5,4 |
5,0 |
13 |
5,9 |
5,6 - 5,2 |
4,8 |
6,2 |
6,2 - 5,5 |
5,0 |
14 |
5,8 |
5,5 - 5,1 |
4,7 |
6,1 |
5,9 - 5,4 |
4,9 |
15 |
5,5 |
5,3 - 4,9 |
4,5 |
6,0 |
5,8 - 5,3 |
4,9 |
Координационные |
Челночный бег 3 × 10 м, с |
11 |
9,7 и выше |
9,3 - 8,8 |
8,5 и ниже |
10,1 и выше |
9,7 - 9,3 |
8,9 и ниже |
12 |
9,3 |
9,0 - 8,6 |
8,3 |
10,0 |
9,6 - 9,1 |
8,8 |
13 |
9,3 |
9,0 - 8,6 |
8,3 |
10,0 |
9,5 - 9,0 |
8,7 |
14 |
9,0 |
8,7 - 8,3 |
8,0 |
9,9 |
9,4 - 8,9 |
8,6 |
15 |
8,6 |
8,4 - 8,0 |
7,7 |
9,7 |
9,3 - 8,8 |
8,5 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места, см |
11 |
140 и ниже |
160 - 180 |
195 и выше |
130 и ниже |
150 - 175 |
185 и выше |
12 |
145 |
165 - 180 |
200 |
135 |
155 - 175 |
190 |
13 |
150 |
170 - 190 |
205 |
140 |
160 - 180 |
200 |
14 |
160 |
180 - 195 |
210 |
145 |
160 - 180 |
200 |
15 |
175 |
190 - 205 |
220 |
155 |
165 - 185 |
205 |
135
Окончание табл. 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
11 |
900 и более |
1000 - 1100 |
1300 и выше |
700 и ниже |
850 - 1000 |
1100 и |
12 |
950 |
1100 - 1200 |
1350 |
750 |
900 - 1050 |
выше |
13 |
1000 |
1150 - 1250 |
1400 |
800 |
950 - 1100 |
1150 |
14 |
1050 |
1200 - 1300 |
1450 |
850 |
1000 - 1150 |
1200 |
15 |
1100 |
1250 - 1350 |
1500 |
900 |
1050 - 1200 |
1250 1300 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
11 |
2 и ниже |
6 - 8 |
10 и выше |
4 и ниже |
8 - 10 |
15 и выше |
12 |
2 |
6 - 8 |
10 |
5 |
9 - 11 |
16 |
13 |
2 |
5 - 7 |
9 |
6 |
10 - 12 |
18 |
14 |
3 |
7 - 9 |
11 |
7 |
12 - 14 |
20 |
15 |
4 |
8 - 10 |
12 |
7 |
12 - 14 |
20 |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (мальчики); |
11 |
1 и ниже |
4 - 5 |
6 и выше |
|
|
|
12 |
1 |
4 - 6 |
7 |
13 |
1 |
5 - 6 |
8 |
14 |
2 |
6 - 7 |
9 |
15 |
3 |
7 - 8 |
10 |
на низкой перекладине из виса лежа, раз (девочки) |
|
|
|
|
4 и ниже |
10 - 14 |
18 и выше |
4 |
11 - 15 |
20 |
5 |
12 - 15 |
19 |
5 |
13 - 15 |
17 |
5 |
12 - 13 |
16 |
Уровень физической подготовленности учащихся 16 - 17 лет |
Скоростные |
Бег 30 м, с |
16 |
5,2 и ниже |
5,1 - 4,8 |
4,4 и выше |
6,1 и ниже |
5,9 - 5,3 |
4,8 и выше |
17 |
5,1 |
5,0 - 4,7 |
4,3 |
6,1 |
5,9 - 5,3 |
4,8 |
136
Координационные |
Челночный бег 3 × 10 м, с |
16 |
8,2 и ниже |
8,0 - 7,6 |
7,3 и выше |
9,7 и ниже |
9,3 - 8,7 |
8,4 и выше |
17 |
8,1 |
7,9 - 7,5 |
7,2 |
9,6 |
9,3 - 8,7 |
8,4 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину, см |
16 |
180 и ниже |
195 - 210 |
230 и выше |
160 и ниже |
170 - 190 |
210 и выше |
17 |
190 |
205 - 220 |
240 |
160 |
170 - 190 |
210 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
16 |
1100 и ниже |
1300 - 1400 |
1500 и выше |
900 и ниже |
1050 - 1200 |
1300 и выше |
17 |
1100 |
1300 - 1400 |
1500 |
900 |
1050 - 1200 |
1300 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
16 |
5 и ниже |
9 - 12 |
15 и выше |
7 и ниже |
12 - 14 |
20 и выше |
17 |
5 |
9 - 12 |
15 |
7 |
12 - 14 |
20 |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (юноши); |
16 |
4 и ниже |
8 - 9 |
11 и выше |
|
|
|
17 |
5 |
9 - 10 |
12 |
на низкой перекладине из виса лежа, раз (девушки) |
|
|
|
|
6 и ниже |
13 - 15 |
18 и выше |
6 |
13 - 15 |
18 |
137
Таблица 15
Диагностическая карта общего физического развития учащихся V класса одной из школ г. Чебоксары на 22 мая 1993 г.
Учащиеся |
Физические способности |
Скоростные |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Выносливость |
Гибкость |
Силовые |
Общий индекс |
1. А. Ольга |
с |
в |
в |
в |
с |
с |
2,50 |
2. Б. Ольга |
в |
в |
в |
в |
в |
с |
2,83 |
3. Б. Елена |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
1,00 |
4. В. Клара |
в |
в |
в |
в |
в |
с |
2,83 |
5. Г. Алевтина |
в |
в |
в |
в |
в |
с |
2,83 |
6. Г. Сергей |
в |
с |
в |
с |
с |
в |
2,50 |
7. Г. Клавдия |
в |
в |
в |
в |
с |
в |
2,83 |
8. Д. Татьяна |
с |
в |
в |
в |
в |
с |
2,33 |
9. З. Екатерина |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,00 |
10. К. Наталия |
в |
в |
с |
в |
в |
в |
2,83 |
11. K. Евгений |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,00 |
12. К. Галина |
с |
с |
с |
в |
в |
в |
2,50 |
13. К. Евгений |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,00 |
14. К. Кронид |
в |
в |
в |
в |
с |
с |
2,33 |
15. Л. Дмитрий |
в |
в |
в |
в |
с |
с |
2,33 |
16. Л. Анна |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
2,16 |
17. М. Дарья |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
2,16 |
18. О. Людмила |
в |
в |
в |
в |
в |
с |
2,83 |
19. Р. Жанна |
в |
с |
с |
с |
в |
с |
2,00 |
20. Р. Надежда |
в |
с |
в |
в |
в |
с |
2,33 |
21. С. Лариса |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,00 |
22. С. Татьяна |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,00 |
23. С. Тамара |
в |
с |
с |
н |
в |
с |
2,16 |
24. Т. Лариса |
в |
в |
в |
в |
с |
с |
2,33 |
25. С. Ольга |
в |
в |
с |
в |
в |
с |
2,33 |
26. X. Ольга |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
3,06 |
Средний показатель |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
2,6 |
2,8 |
2,68 |
Количественные выражения общего индекса физического развития школьника и среднего показателя по каждому виду тестового испытания определяются по следующей шкале:
- низкий уровень имеет значения от 0 до 1,4; записывается черным цветом;
- средний уровень имеет значения от 1,5 до 2,4; записывается зеленым цветом;
- высокий уровень имеет значения от 2,5 до 3,0; записывается красным цветом.
138
С составлением диагностической карты и окончательным оформлением ее по вышеназванной форме завершается первый этап педагогической диагностики состояния общего физического развития школьников на уровне компонентной диагностики. Следующий этап - структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и окончательное оформление диагностического заключения об уровнях общего физического развития каждого учащегося в классе и всего класса на конец учебного года. Данное заключение может быть использовано в процессе планирования воспитательной работы с учащимися в следующем учебном году.
- Что мы понимаем под физическим развитием человека и какова общепринятая в настоящее время периодизация его индивидуального развития?
- Каковы особенности физического развития детей в школьные годы?
- Как осуществляется диагностика общего физического развития школьников?
- Как оформляется диагностическая карта общего физического развития учащихся определенного класса?
- Каково содержание совместной деятельности классного руководителя и учителя физического воспитания в диагностике общего физического развития школьников?
139
|
|