7.3. Диагностика общего физического развития школьников и оформление соответствующей диагностической карты

Общее физическое развитие школьников как объект педагогической диагностики изучается на двух уровнях: компонентном и структурном. В качестве отдельных компонентов общего физического развития школьника для разных возрастных групп берутся применяемые во всех школах страны тесты на физические нагрузки по шести физическим свойствам: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость и силовые. В основе тестов на физические нагрузки лежит возрастная норма развития школьника, разработанная Институтом физиологии детей и подростков Российской академии образования. Содержание этих тестов представлено в таблице 14.

Учитель физического воспитания в течение учебного года проводит тестовые испытания учащихся, результаты фиксируются в классном журнале. Учитель начальных классов или классный руководитель по этим данным к моменту завершения каждого учебного года оформляет диагностическую карту общего физического развития учащихся своего класса (в качестве примера такая карта представлена в таблице 15, но только со старыми нормами испытаний). Карта имеет цветовое оформление, которое создает возможность лучшего восприятия информации об общем состоянии физического развития как отдельных школьников, так и всего класса в целом. Цвета подобраны по принципу природосообразности (красный - опережающее развитие, зеленый - нормальное развитие, черный - отставание в развитии для данной возрастной группы). Уровни развития обозначены первыми буквами названия каждого уровня (высокий - в, средний - с, низкий - н) и соответствующим цветом.

133

Таблица 14

Нормы тестовых заданий для диагностики уровня физической подготовленности школьников

Физические способности Контрольное упражнение (тест) Возраст, лет Уровень
Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
низкий средний высокий низкий средний высокий
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Уровень физической подготовленности учащихся 7 - 10 лет
Скоростные Бег 30 м, с 7 7,5 и выше 7,3 - 6,2 5,6 и ниже 7,6 и выше 7,5 - 6,4 5,8 и выше
8 7,1 7,0 - 6,0 5,4 7,3 7,2 - 6,2 5,6
9 6,7 6,7 - 5,7 5,1 7,0 6,9 - 6,0 5,3
10 6,6 6,5 - 5,6 5,1 6,6 6,5 - 5,6 5,2
Координационные Челночный бег 3 × 10 м, с 7 11 ,2 и выше 10,8 - 10,3 9,9 и ниже 11 ,7 и выше 11,3 - 10,6 10,2 и
8 10,4 10,0 - 9,5 9,1 11,2 10,7 - 10,1 выше
9 10,2 9,9 - 9,3 8,8 10,8 10,3 - 9,7 9,7
10 9,9 9,5 - 9,0 8,6 10,4 10,0 - 9,5 9,3
9,1
Скоростно-силовые Прыжок в длину, см 7 100 и ниже 115 - 135 155 и выше 85 и ниже 110 - 130 150 и выше
8 110 125 - 145 165 90 125 - 140 155
9 120 130 - 150 175 110 135 - 150 160
10 130 140 - 160 185 120 140 - 155 170
Выносливость 6-минутный бег, м 7 700 и менее 730 - 900 1100 и выше 500 и менее 600 - 800 900 и более
8 750 800 - 950 1150 550 650 - 850 950
9 800 850 - 1000 1200 600 700 - 900 1000
10 850 900 - 1050 1250 650 750 - 950 1050

134

Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 7 1 и ниже 3 - 5 9 и выше 2 и ниже 6 - 9 2,5 и выше
8 1 3 - 5 7,5 2 5 - 8 1,5
9 1 3 - 5 7,5 2 6 - 9 3,0
10 2 4 - 6 8,5 3 7 - 10 4,0
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (мальчики); 7 1 2 - 3 4 и выше      
8 1 2 - 3 4      
9 1 3 - 4 5      
10 1 3 - 4 5      
  на низкой перекладине из виса лежа, раз (девочки)              
2 и выше 4 - 8 12 и выше
3 6 - 10 14
3 7 - 11 16
4 8 - 13 18
Уровень физической подготовленности учащихся 11 - 15 лет
Скоростные Бег 30 м, с 11 6,3 и выше 6,1 - 5,5 5,0 и ниже 6,4 и выше 6,3 - 5,7 5,1 и ниже
12 6,0 5,8 - 5,4 4,9 6,3 6,0 - 5,4 5,0
13 5,9 5,6 - 5,2 4,8 6,2 6,2 - 5,5 5,0
14 5,8 5,5 - 5,1 4,7 6,1 5,9 - 5,4 4,9
15 5,5 5,3 - 4,9 4,5 6,0 5,8 - 5,3 4,9
Координационные Челночный бег 3 × 10 м, с 11 9,7 и выше 9,3 - 8,8 8,5 и ниже 10,1 и выше 9,7 - 9,3 8,9 и ниже
12 9,3 9,0 - 8,6 8,3 10,0 9,6 - 9,1 8,8
13 9,3 9,0 - 8,6 8,3 10,0 9,5 - 9,0 8,7
14 9,0 8,7 - 8,3 8,0 9,9 9,4 - 8,9 8,6
15 8,6 8,4 - 8,0 7,7 9,7 9,3 - 8,8 8,5
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 11 140 и ниже 160 - 180 195 и выше 130 и ниже 150 - 175 185 и выше
12 145 165 - 180 200 135 155 - 175 190
13 150 170 - 190 205 140 160 - 180 200
14 160 180 - 195 210 145 160 - 180 200
15 175 190 - 205 220 155 165 - 185 205

135

Окончание табл. 14

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Выносливость 6-минутный бег, м 11 900 и более 1000 - 1100 1300 и выше 700 и ниже 850 - 1000 1100 и
12 950 1100 - 1200 1350 750 900 - 1050 выше
13 1000 1150 - 1250 1400 800 950 - 1100 1150
14 1050 1200 - 1300 1450 850 1000 - 1150 1200
15 1100 1250 - 1350 1500 900 1050 - 1200 1250
1300
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 11 2 и ниже 6 - 8 10 и выше 4 и ниже 8 - 10 15 и выше
12 2 6 - 8 10 5 9 - 11 16
13 2 5 - 7 9 6 10 - 12 18
14 3 7 - 9 11 7 12 - 14 20
15 4 8 - 10 12 7 12 - 14 20
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (мальчики); 11 1 и ниже 4 - 5 6 и выше      
12 1 4 - 6 7
13 1 5 - 6 8
14 2 6 - 7 9
15 3 7 - 8 10
на низкой перекладине из виса лежа, раз (девочки)         4 и ниже 10 - 14 18 и выше
4 11 - 15 20
5 12 - 15 19
5 13 - 15 17
5 12 - 13 16
Уровень физической подготовленности учащихся 16 - 17 лет
Скоростные Бег 30 м, с 16 5,2 и ниже 5,1 - 4,8 4,4 и выше 6,1 и ниже 5,9 - 5,3 4,8 и выше
17 5,1 5,0 - 4,7 4,3 6,1 5,9 - 5,3 4,8

136

Координационные Челночный бег 3 × 10 м, с 16 8,2 и ниже 8,0 - 7,6 7,3 и выше 9,7 и ниже 9,3 - 8,7 8,4 и выше
17 8,1 7,9 - 7,5 7,2 9,6 9,3 - 8,7 8,4
Скоростно-силовые Прыжок в длину, см 16 180 и ниже 195 - 210 230 и выше 160 и ниже 170 - 190 210 и выше
17 190 205 - 220 240 160 170 - 190 210
Выносливость 6-минутный бег, м 16 1100 и ниже 1300 - 1400 1500 и выше 900 и ниже 1050 - 1200 1300 и выше
17 1100 1300 - 1400 1500 900 1050 - 1200 1300
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 16 5 и ниже 9 - 12 15 и выше 7 и ниже 12 - 14 20 и выше
17 5 9 - 12 15 7 12 - 14 20
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз (юноши); 16 4 и ниже 8 - 9 11 и выше      
17 5 9 - 10 12
на низкой перекладине из виса лежа, раз (девушки)         6 и ниже 13 - 15 18 и выше
6 13 - 15 18

137

Таблица 15

Диагностическая карта общего физического развития учащихся V класса одной из школ г. Чебоксары на 22 мая 1993 г.

Учащиеся Физические способности
Скоростные Координационные Скоростно-силовые Выносливость Гибкость Силовые Общий индекс
1. А. Ольга с в в в с с 2,50
2. Б. Ольга в в в в в с 2,83
3. Б. Елена н н н н н н 1,00
4. В. Клара в в в в в с 2,83
5. Г. Алевтина в в в в в с 2,83
6. Г. Сергей в с в с с в 2,50
7. Г. Клавдия в в в в с в 2,83
8. Д. Татьяна с в в в в с 2,33
9. З. Екатерина в в в в в в 3,00
10. К. Наталия в в с в в в 2,83
11. K. Евгений в в в в в в 3,00
12. К. Галина с с с в в в 2,50
13. К. Евгений в в в в в в 3,00
14. К. Кронид в в в в с с 2,33
15. Л. Дмитрий в в в в с с 2,33
16. Л. Анна в с с с с с 2,16
17. М. Дарья в с с с с с 2,16
18. О. Людмила в в в в в с 2,83
19. Р. Жанна в с с с в с 2,00
20. Р. Надежда в с в в в с 2,33
21. С. Лариса в в в в в в 3,00
22. С. Татьяна в в в в в в 3,00
23. С. Тамара в с с н в с 2,16
24. Т. Лариса в в в в с с 2,33
25. С. Ольга в в с в в с 2,33
26. X. Ольга в в в в в в 3,06
Средний показатель 2,8 2,7 2,7 2,5 2,6 2,8 2,68

Количественные выражения общего индекса физического развития школьника и среднего показателя по каждому виду тестового испытания определяются по следующей шкале:

  • низкий уровень имеет значения от 0 до 1,4; записывается черным цветом;
  • средний уровень имеет значения от 1,5 до 2,4; записывается зеленым цветом;
  • высокий уровень имеет значения от 2,5 до 3,0; записывается красным цветом.

138

С составлением диагностической карты и окончательным оформлением ее по вышеназванной форме завершается первый этап педагогической диагностики состояния общего физического развития школьников на уровне компонентной диагностики. Следующий этап - структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и окончательное оформление диагностического заключения об уровнях общего физического развития каждого учащегося в классе и всего класса на конец учебного года. Данное заключение может быть использовано в процессе планирования воспитательной работы с учащимися в следующем учебном году.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что мы понимаем под физическим развитием человека и какова общепринятая в настоящее время периодизация его индивидуального развития?
  2. Каковы особенности физического развития детей в школьные годы?
  3. Как осуществляется диагностика общего физического развития школьников?
  4. Как оформляется диагностическая карта общего физического развития учащихся определенного класса?
  5. Каково содержание совместной деятельности классного руководителя и учителя физического воспитания в диагностике общего физического развития школьников?

139

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.