С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах человека, которые, однако, протекают неодновременно. В этой связи называют несколько типов роста (рис. 4).
Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы (А), отличается высокой скоростью, однако темпы роста после 12 лет убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12 - 15 лет, а затем снова замедляется. Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наибольший интенсивный рост этих тканей происходит в первые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темп резко замедляется. Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит не синхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов и функций.
Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие психической и психомоторной деятельности.
Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно
Рис. 4. Темпы роста в постнатальный период развития
131
относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребенка - ее пластичность, благодаря чему он сравнительно легко приспосабливается к различным переменам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям. Отличительная особенность нервной системы ребенка - ее повышенная возбудимость, обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем младше школьник, тем сильнее выражена эта особенность.
Существенные возрастные изменения у школьников претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18 - 20 годам), нарастает масса мышц, увеличиваются их сила и выносливость. Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но большой утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитанию. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма.
Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовой сдвиг основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономичным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регуляторной функции парасимпатической нервной системы.
Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у ребенка с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям школьной учебы и жизни; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду других показателей.
Отмечается тенденция ускорения темпов роста в физическом развитии современных детей школьного возраста по сравнению с предшествующими поколениями: это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют о том, что несмотря на явление акселерации, как правило, и в 18 - 20 лет организм не достигает еще полной зрелости и реагирует на воздействие различных факторов внешней среды резче, чем организм взрослого человека.
Возрастная норма развития - это диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций анатомо-физиологических особенностей
132
детей, в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.
Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствования его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе учебно-воспитательной работы с детьми следует ориентироваться не только на статистические характеристики - нормативы физиологических функций, но и на функциональную лабильность (нестойкость, неустойчивость, изменчивость) организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.
133