6.2. Диагностика общего состояния учебного процесса в классе

Диагностика первого показателя общего состояния учебного процесса в классе, т.е. успеваемости учащихся, осуществляется

105

учителем в его повседневной контрольно-проверочной деятельности. В современной школьной педагогике достаточно четко разработаны цели, виды, методы, формы, способы и условия эффективности проверки успеваемости учащихся. В кратком изложении они могут быть представлены следующим образом.

  1. Основные цели проверки: педагогический контроль за степенью обученности учащихся; обобщение и закрепление ранее сформированных знаний, умений и навыков; оценка эффективности и результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого учащегося персонально; самоконтроль и самоанализ учителя; проверка результативности своей учебной деятельности.
  2. Виды проверки: текущая проверка степени обученности за предыдущие занятия; тематический (рубежный) учет уровня обученности; итоговая проверка степени обученности учащихся по данному предмету (зачет, экзамен).
  3. Методы проверки: индивидуальная проверка каждого учащегося (устный опрос, опрос по карточкам, опрос с использованием ЭВМ и т.п.); фронтальная проверка учащихся группы; комплексная проверка - сочетание индивидуальной письменной проверки отдельных учащихся с фронтальной устной проверкой остальных.
  4. Формы проверки степени обученности: устная проверка; письменная и графическая; практическая проверка сформированных умений и навыков; тестирование (здесь важен выбор таких тестов, которые выявляли бы не только результаты запоминания, когда возможно и угадывание, а в большей степени понимание обучающимся "теории").
  5. Способы проверки знаний, умений и навыков: пересказ текста, воспроизведение правил, определений, формулировок и т.п.; ответы на вопросы, характеризующие понимание проверяемым воспроизводимого текста; чтение наизусть стихов и прозы; написание диктанта, изложения, сочинения и т.п.; выполнение и объяснение схем, чертежей и других графических материалов; решение учебной задачи; практические работы в мастерских, учебных лабораториях и т.п.; осуществление измерений, вычислений и расчетов; изготовление чего-либо в ходе занятий или дома; работа со справочной литературой с целью нахождения необходимой для данного занятия (учебного предмета) информации.
  6. Основные условия эффективности проверки: ее всесторонний характер; систематичность и регулярность проведения; объективность и доброжелательность при оценке результатов; индивидуальный подход на основе изучения и знания психологических и индивидуальных особенностей каждого ученика; оценка прочности, глубины и осознанности сформированных знаний.

106

Конечным результатом контрольно-проверочной деятельности учителя является оценка успеваемости учащихся. Оценка - это определение и выражение в условных знаках (баллах) степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка учителя приобретает для школьника содержательный смысл только тогда, когда выполняются два важных условия: во-первых, эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности, должен быть понятен самому школьнику, чтобы их представления об оцениваемом объекте совпадали; во-вторых, важно, чтобы школьник испытывал доверие к учителю и его оценкам.

Для диагностики второго показателя состояния учебного процесса - оценки и самооценки качества профессиональной деятельности учителя - применяется специально разработанная анкета-тест, позволяющая на основе самооценки учителя и внешней оценки его деятельности директором школы и его заместителями (или же членами предметной комиссии) определить актуальный уровень качества учебной работы. Анкета содержит восемь составляющих профессионализма учителя, указанных на с. 103 - 104.

Для оценки этих показателей предлагается применять десятибалльную шкалу, в которой обозначенному числу баллов соответствует определенная оценочная характеристика: 1 балл - очень низкий уровень, 2 - низкий, 3 - ниже среднего, 4 - чуть ниже среднего, 5 - средний уровень, 6 - чуть выше среднего, 7 - выше среднего, 8 - высокий, 9 - очень высокий, 10 - наивысший.

Однако следует учитывать, что все оценки относительны. При вынесении суждения необходимо мысленно представить самый высший балл (10) и очень низкий (1), и только после этого сделать выбор для оцениваемого показателя.

Выбранный балл оценки и самооценки (в анкете все 10 цифр стоят в строке после показателя) обводится кружком.

Для наглядности приведем варианты возможных суммированных оценок профессионализма учителя:

  • очень низкий уровень: 8 - 15 баллов; низкий: 16 - 23; ниже среднего: 24 - 31; чуть ниже среднего: 32 - 39; средний: 40 - 47; чуть выше среднего: 48 - 55; выше среднего: 56 - 63; высокий: 64 - 71; очень высокий: 72 - 75; наивысший: 76 - 80 баллов.

Окончательная оценка качества профессиональной деятельности учителя в учебном процессе определяется средним значением (в баллах) самооценки учителя, внешней оценки администрации школы (директора или его заместителя) и членов предметной комиссии школы.

Для диагностики третьего показателя общего состояния учебного процесса в классе - уровня развития личностных характеристик учащихся в процессе обучения - рекомендуется применять

107

"Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела" (Э.М. Александровская, И.Н. Гиляшева, 1993).

Предлагаемый модифицированный вариант вопросника, предназначенный для детей 8 - 12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества (в вопроснике он измеряется в "стенах" - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и средним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума (низкие значения - 1 - 3 стена, высокие - 8 - 10 стенов). Соответственно на эти биполярные содержания указывает значок + или -, стоящий рядом с буквами, обозначающими факторы.

Ниже приводится развернутое описание 12 личностных факторов, используемых в детском варианте вопросника.

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный - А + Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик - В + Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний

Высокие оценки отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению проблем. У таких детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.

Неуверенный в себе, легкоранимый, неустойчивый - С + Уверенный в себе, спокойный, стабильный

108

По нашим наблюдениям, высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требовании. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

Неторопливый, сдержанный, флегматичный - D + Нетерпеливый, реактивный, легковозбудимый

Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерны моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.

Послушный, зависимый, уступчивый - Е + Доминирующий, независимый, напористый

Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление такого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, так как многим формам социального взаимодействия ребенку еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде разговорчивости. При низких оценках характерна зависимость от взрослых и других детей, легкое им подчинение. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.

Благоразумный, рассуди тельный, осторожный, серьезный - F + Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не

109

меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный - G+ Добросовестный, исполнительный, ответственный

Этот показатель отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков.

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе - Н+ Социально-смелый, непринужденный, решительный

Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя -I+ Чувствительный, нежный, зависимый от других

Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, "женственную" мягкость и зависимость, отрицательный - реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягок, сентиментален, доверчив, нуждается в поддержке, в большой степени подвержен влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.

Безмятежный, спокойный, оптимистичный - Q + Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности.

110

Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов -Q3+ Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

Высокое индивидуальное Q3, может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

Расслабленный, спокойный, невозмутимый - Q4 + Напряженный, раздражительный, фрустрированный

Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.

Предлагаемый детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В - три варианта ответа. При использовании вопросников иногда может возникнуть эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо бессознательной установкой. В данной методике сделана попытка свести до минимума этот источник ошибки: вопросы сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы. Однако чтобы результаты обследования были качественными, необходимо во время эксперимента создать для каждого ребенка доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие взаимоотношения в течение всего обследования. Самое важное - экспериментатор должен вызвать у ребенка желание сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обсуждаемая методика сконструирована таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (пять в каждой части), значимый ответ

111

на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки - "стены". Оценки в 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние, диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности.

Как показало проведенное исследование, предлагаемая методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.

Инструкция для проведения исследования

Для проведения группового эксперимента детям раздают тестовые брошюры и опросные листы. Перед этим необходимо предупредить учеников, чтобы они не делали никаких пометок в самом тексте, а все, что нужно, отмечали и писали на опросном листе. Также надо сказать, чтобы в верхней части опросного листа каждый школьник написал свое имя, фамилию, возраст, класс, номер школы и другую информацию, которую вы хотите получить. Как только дети будут готовы слушать, прочтите им вслух инструкцию.

"Ребята, мы проводим изучение ваших характеров. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Каждый должен выбрать наиболее подходящий именно для него. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом или. Читая вопросы, выбери ту часть, которая тебе подходит больше. В листке для ответов (опросном листке) против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой (до слова или) и правой (после слова или) частям вопроса. Поставь крестик (+) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих точно для тебя. Тогда отметь ту часть, которая подходит тебе больше (как бывает чаще). Если вопрос вызывает затруднение, обратись за помощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему.

Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ 11, 15, 19, 23, 27). Посмотри внимательно все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать на вопрос больше одного ответа".

Необходимо продемонстрировать на доске в качестве примера первые два вопроса. Подчеркните слово или так, чтобы дети усвоили, что имеется два возможных выбора. Затем обратитесь к учащимся: "Посмотрите на ваши опросные листы. В левом углу

112

стоит цифра 1, это первый вопрос, начинайте отвечать на него, т.е. поставьте крестик в нужном квадрате здесь". После небольшого промежутка времени, чтобы дети успели сделать первый выбор, проделайте то же со вторым вопросом. Затем спросите: "Понятно ли, как отмечать ответы? Если ли у кого вопросы?" Подробно ответьте на все вопросы учащихся. Предупредите, что исправление ответов разрешено, но оно должно быть четко видно.

Когда вы убедитесь, что детям ясна процедура, предложите им продолжить работу самостоятельно. В случае, если у кого-нибудь возникнет затруднение, можно прочесть этому ребенку непонятный для него вопрос и объяснить его смысл, не подсказывая ответа. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций, № 11, 15, 19, 23, 27. Разрешается только их прочтение, без объяснения значения слов. Подобная помощь производится в индивидуальном порядке, чтобы не мешать работе остальных. Скажите детям, чтобы они, когда закончат отвечать на вопросы на первой странице, переходили ко второй и т.д.

Сразу же после начала работы экспериментатору следует быстро пройти по рядам и убедиться, что все работают по инструкции. Обратите внимание, в каком месте работает ребенок, стимулируя его действовать быстрее или, наоборот, медленнее. Полезно сделать такое замечание: "Теперь почти уже все закончили первую страницу, если кто-то еще не закончил, надо работать быстрее".

Обратите внимание на завершение работы. В конце тестирования предложите учащимся просмотреть свои ответы и убедиться, что отвечено на каждый вопрос, ничто не пропущено.

Описанный метод больше всего подходит для школьников старшей возрастной группы. Младшим детям вопросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, так как некоторые дети могут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, в случае надобности повторяя его дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, так как при восприятии их на слух дети испытывают трудности, однако при этом очень важно не допустить их обсуждения вслух.

Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Детям младшего школьного возраста, испытывающим трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, сам отмечая ответы ребенка в опросном листе. Проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатоpa

113

позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить испытуемого объяснить, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, проследить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребенке.

Ниже мы приводим текст адаптированного модифицированного варианта личностного вопросника Кеттела для мальчиков. В оригинале те же вопросы, несколько измененные, отдельно даются в варианте для девочек. Но по своему содержанию оба варианта практически совпадают, поэтому мы даем один, а изменения, характерные для вопросов девочкам, введем в скобках.

ЧАСТЬ I

1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты их выполняешь долго
2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься или смеешься
3. Ты думаешь, что почти все задания можешь сделать как надо или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями
4. Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь
5. У тебя много друзей или немного другой
6. Другие мальчики (девочки) умеют больше, чем ты или ты умеешь делать столько же
7. Ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь
8. Ты много читаешь или другие ребята читают больше
9. Если учитель выбирает другого(ую) мальчика (девочку) для работы, которую ты сам(а) хотел(а) бы сделать, тебе становится обидно или ты не обижаешься и об этом забываешь
10. Ты считаешь свои выдумки, предложения, идеи хорошими и правильными или ты не уверен(а) в этом
11. Какое из предложенных слов противоположно по значению слову собирать? или раздавать, накапливать, беречь

114

12. Ты обычно молчаливый(ая) или много говоришь
13. Если мама иногда на тебя сердится, то она бывает не права или у тебя ощущение, что ты сделал(а) что-то неправильно
14. Тебе больше бы понравилось заниматься с книгами в библиотеке или быть капитаном дальнего плавания
15. Перечислены буквы: С, Т, У. Какая из них отличается от двух других? или С,
Т,
У
16. Ты вечером можешь долго сидеть спокойно или начинаешь ерзать
17. Если ребята беседуют о каком-то хорошо знакомом тебе месте, начинаешь что-нибудь рассказывать о нем или ты ждешь, когда они закончат беседу ты знаешь, ты тоже
18. Ты смог(ла) бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно
19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8, ... Какая цифра в этом ряду следующая? или 10,
16,
12
20. О тебе говорят, что ты слишком живой(ая) и беспокойный(ая) или ты тихий(ая) и спокойный(ая)
21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать самому(ой)
22. В свободное время ты лучше почитал(а) бы книгу или поиграл(а) бы в мяч
23. Дана группа слов: холодный, мокрый, теплый. Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое? или мокрый, холодный, теплый
24. Ты всегда осторожен(на) в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы
25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это никогда не волнует
26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь или летать, быть летчиком (стюардессой)
27. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас, Аня была старше его. Кто моложе всех? или Коля,
Аня,
Наташа

115

28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках или он считает, что ты хорошо себя ведешь
29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор или молчишь
30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются или когда ты занимаешься, должна быть тишина
31. Ты слушаешь "Новости" по телевизору или ты идешь играть, когда они начинаются
32. Тебя обижают взрослые своим непониманием или они тебя хорошо понимают
33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта или ты немного волнуешься
34. С тобой случаются большие неприятности или мелкие, незначительные
35. Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку или ждешь, не поднимая руки, когда тебя вызовут
36. Когда в класс приходит новичок(новенькая), ты с ним(ней) знакомишься так же быстро, как и остальные ребята или тебе надо больше времени, чтобы узнать новичка
37. Охотнее ты стал(а) бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) или врачом
38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается или редко
39. Когда кто-то из одноклассников просит помочь ему на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не видит учитель
40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой или они частенько слушают тебя
41. Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться у тебя на глаза или этого не бывает
42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить или порой получается не так, как ты задумал(а)
43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного или идешь сразу же

116

44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься
45. Тебе нравится оставаться с маленькими детьми или тебе не нравится оставаться с ними
46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает
47. Уроки дома ты делаешь в разное время или в одно и то же время
48. Тебе хорошо живется или не совсем хорошо
49. С большим удовольствием ты отправился(ась) бы за город полюбоваться красивой природой или на выставку современных машин
50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или ты сильно расстраиваешься
51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем
52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо или ты шумишь вместе с ними
53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или тебя это сердит
54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало бы делать или такого не случалось с тобой
55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить или тебе нравятся более серьезные ребята
56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется или тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание
57. Охотнее ты сейчас бы пошел(шла) в школу или поехал(а) путешествовать в автомобиле
58. Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен(ьна) всеми
59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный или строгий
60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты отказываешься от еды, которую не любишь

117

ЧАСТЬ II

1. К тебе хорошо относятся почти все или только некоторые люди
2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный(ая) и вялый(ая) или тебе сразу хочется повеселиться
3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо больше времени, чем другим
4. Бываешь ли ты иногда неуверен(а) в себе или ты всегда уверен(а) в себе
5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется из них никого видеть
6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен(ьна) или ты делаешь все быстро
7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нравится
8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют учителя или твои одноклассники выполняют требования учителей более точно
9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя или они относятся к тебе по-дружески
10. Ты делаешь все и всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получается
11. Больше всего общего со льдом, паром, снегом имеют или вода, буря, зима
12. Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться
13. Ты возражаешь иногда своей маме или ты ее побаиваешься
14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу или кататься на лыжах с высоких гор
15. Ходить так относится к слову бегать, как медленно к слову или верхом, ползком, быстро
16. Ты считаешь, что всегда вежлив(а) или бываешь надоедливым(ой)
17. Говорят, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело
18. Менялся(ась) ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) или ты этого никогда не делал(а)

118

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, ... Какая следующая цифра в этом ряду? или 2,
1,
9
20. Хочется ли тебе быть иногда непослушным(ой) или у тебя никогда не было такого желания
21. Твоя мама делает все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше
22. Если бы ты был(а) диким животным, то охотнее стал(а) бы лошадью или львом (львицей)
23. Дана группа слов: все, часто, никто. Одно слово не подходит к остальным. Какое? или часто,
никто,
все
24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься, но воспринимаешь известие спокойно или тебе от радости хочется прыгать
25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это или ты относишься к нему так же
26. Что тебе больше нравится в бассейне: плавать или нырять с вышки
27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? или Сережа,
Вова,
Петя
28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен(ьна) и допускаешь много помарок в тетради или он этого почти никогда не говорит
29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать, что ты хочешь или спокойно можешь уступить
30. Ты лучше послушал (а) бы историю о войне или о жизни животных
31. Ты всегда помогаешь освоиться новым ученикам, которые пришли в ваш класс или обычно это делают другие
32. Ты долго помнишь о своих неприятностях или ты быстро о них забываешь
33. В игре ты с большим удовольствием изображал бы пилота сверхзвукового самолета или известного писателя
(33. Тебе больше понравилось бы уметь хорошо шить наряды или быть балериной)

119

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным(ой) или настроение у тебя почти не портится
35. Ты всегда собираешь свой портфель вечером или бывает, что делаешь это утром
36. Хвалит ли тебя учитель или он о тебе мало говорит
37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен
38.Часто ли ты обижаешься или это случается очень редко
39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще какое-то время продолжаешь заниматься своим делом
40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком или ты совсем не смущаешься
41. Ты скорее стал(а) бы художником или охотником (хорошим парикмахером)
42. У тебя все удачно выходит или бывают неудачи
43. Если ты не понял(а) условие задачи, ты обращаешься к кому-либо из товарищей или к учителю
44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись или ты находишь, что это не очень легко делать
45. После урока тебе хочется некоторое время побыть в классе около учителя или тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо или такого с тобой не бывает
47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть или после школы ты идешь сразу домой
48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя или они часто заняты и не слушают тебя
49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно или тебе это безразлично
50. У тебя мало трудностей или много
51. В свободное время ты лучше пошел(ла) бы в кино или сажать цветы и деревья во дворе
52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах или о прогулке, экскурсии
53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного или ты сердишься на них

120

54. При неожиданном резком звуке ты вздрагиваешь или ты просто оглядываешься
55. Тебе больше нравится, когда вы с друзьями рассказываете что-то друг другу или играть с друзьями
56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован(а) или ты всегда разговариваешь спокойно
57. Охотнее ты пошел(ла) бы на футбольный матч (выступление фигуристов) или посмотрел(а) бы спортивную передачу по телевизору
58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе мешают посторонние разговоры или ты их не замечаешь
59. Бывает ли тебе трудно в школе учиться, общаться или тебе в школе легко
60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

Указания для обработки

Просмотрите внимательно опросный лист, убедитесь, что на каждый вопрос дан только один ответ. Если есть какие-нибудь нарушения, например, все ответы смещены вправо или влево ("стереотипность" ответов) и т.п., то такие опросные листы отбрасываются. При оценке используется стандартный шаблон-ключ, который накладывается на опросный лист (I и II части для обработки идентичны). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы (I и II) суммируются по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная "сырая" оценка, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в "шкальную" - стандартную путем соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8 - 10 и 11 - 12 лет) (табл. 8 - 11). В соответствующей полу и возрасту испытуемого таблице исследователь находит для каждого фактора интервал, который включает предварительные оценки, и соотносит их со значением нормативов, обозначенных в первой строке таблицы. Каждый из них и есть окончательная, или "шкальная", оценка, выраженная в стенах (единицах 10-балльной шкалы). В таблицах 8 - 11 с помощью вопросника Кеттеля представлены результаты обследования большого числа учащихся разных возрастных групп.

121

Нормативные данные, полученные при обследовании вопросником 570 школьников

Таблица 8

Стеновые нормы для мальчиков 8 - 10 лет (п = 142)

Факторы Стены X σ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 0 1 - 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6,3 2,2
В 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5,6 1,8
С 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,4 2,2
D 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,3 2,4
Е 0 - 1 2 3 4 5 6 7 - 8 9 - 10 4,2 2,1
F 0 - 1 2 3 4 5 6 7 - 8 9 - 10 6,4 1,8
G 0 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 10 6,0 2,2
Н 0 - 2 3 4 5 6 7 8 - 9 10 6,1 2,2
I - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 - 10 3,8 1,9
Q - 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 - 10 3,4 2,1
Q3 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,1 2,2
Q4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - 10 4,5 2,2

Таблица 9

Стеновые нормы для девочкек 8 - 10 лет (n = 152)

Факторы Стены X σ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 0 - 1 2 - 3 4 5 6 7 8 9 - 10 7,6 1,9
В 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5,9 1,9
С 0 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 10 5,9 2,2
D - 0 1 2 3 4 5 - 6 7 - 8 9 10 3,8 2,4
Е - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 - 10 3,1 1,9
F 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - 10 4,0 2,0
G 0 - 1 2 3 - 4 5 6 7 8 - 9 10 7,2 2,1
Н 0 - 1 2 - 3 4 5 6 7 8 - 9 10 6,5 2,1
I 0 - 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 - 10 7,0 1,8
Q - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 - 10 3,7 2,1
Q3 0 - 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 - 10 6,9 2,1
Q4 - 0 1 2 3 4 5 6 - 7 8 9 - 10 3,8 2,2

122

Таблица 10

Стеновые нормы для мальчиков 11 - 12 лет (п = 141)

Факторы Стены X σ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,6 2,5
В 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 - 10 6,9 1,8
С 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,2 2,5
D 0 1 2 - 3 4 5 6 7 8 9 10 5,6 2,4
Е 0 - 1 2 3 4 8 6 7 8 9 10 5,6 2,1
F 0 - 1 2 - 3 4 5 6 7 8 9 - 10 6,6 2,0
G 0 1 - 2 3 4 5 6 - 7 8 9 - 10 4,2 2,1
Н 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 5,8 2,3
I 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 - 10 3,4 1,9
Q - 0 1 2 3 4 5 - 6 7 8 9 - 10 3,9 2,5
Q3 - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 - 10 3,6 2,1
Q4 0 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 10 6,0 2,4

Таблица 11

Стеновые нормы для девочкек 11 - 12 лет (п = 135)

Факторы Стены X σ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 - 10 6,3 2,2
В 0 - 3 4 5 6 7 - 8 9 - 10 7,3 1,8
С 0 1 2 3 4 - 5 6 7 8 9 10 5,2 2,6
D 0 1 2 3 - 4 5 6 7 8 9 10 5,1 2,5
Е 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5,0 2,1
F 0 - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4,8 2,1
G 0 1 2 3 4 5 6 - 7 8 9 10 5,2 2,2
Н 0 - 1 2 3 4 5 - 6 7 8 9 - 10 6,3 2,2
I 0 - 2 3 - 4 5 6 7 8 9 10 6,3 1,8
Q 0 1 2 3 4 5 6 - 7 8 9 10 4,4 1,9
Q3 0 1 2 3 4 5 6 - 7 8 9 10 4,8 2,4
Q4 0 1 2 - 3 4 5 6 7 8 9 10 5,8 2,5

Данные в стенах являются основным материалом обсуждаемого теста. Надо заметить, что измерения в психологии не имеют абсолютной шкалы, и в конечном итоге мы определяем положение одного индивида по отношению к другому или к группе.

123

Бланк ответов

Примечание. Отвечая, следует зачеркивать выбранные ответы крестиком.

124

Ключ

Примечание. Ключ рекомендуется использовать наложением на I и II части бланка ответов испытуемого, предварительно прорезав отверстия на месте черных квадратиков.

Обобщенные результаты диагностики могут быть отражены в специальных диагностических картах. Для примера приведены две карты (табл. 12 и 13). В первой из них результаты представлены в количественной характеристике, во второй - в качественной.

Таблица 12

Диагностическая карта развития личностных факторов учащихся II "б" класса школы № 59 на 27.11.1992

Учащиеся Факторы
А В C D Е F G Н I Q Q3 Q4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. А. Артем 5 3 4 7 7 7 4 3 6 10 5 8
2. А. Федор 5 5 5 7 5 3 4 1 7 7 6 5
3. А. Ольга 3 3 5 0 3 7 5 5 6 9 5 8
4. В. Анастасия 6 4 5 5 5 7 3 6 3 7 3 6
5. Д. Миша 6 1 1 7 3 4 5 5 9 10 5 8
6. Д. Оксана 8 3 6 3 7 2 4 4 3 10 7 8
7. Е. Марина 3 3 2 0 6 2 3 4 3 9 6 5
8. И. Ольга 5 3 4 6 5 5 5 6 3 9 3 8

125

Окончание табл. 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
9. И. Марина 5 3 4 4 6 6 5 3 3 8 5 6
10. К. Елена 5 2 6 5 6 1 3 3 3 7 5 6
11. Л. Анна 6 1 10 4 6 2 4 6 6 7 8 4
12. К. Тимофей 8 3 6 5 8 4 3 4 7 7 4 2
13. Л. Дима 3 1 6 2 6 6 7 5 3 7 5 3
14. Л. Станислав 6 2 5 5 6 10 4 4 9 10 5 6
15. М. Светлана 5 3 5 6 7 4 6 3 7 10 7 8
16. Н. Наталья 3 1 3 4 10 5 4 3 3 3 3 6
17. Н. Елена 2 5 6 5 9 3 5 6 8 10 6 10
18. Т. Света 8 7 6 4 8 3 4 5 4 10 6 6
19. П. Ирина 3 5 3 6 7 2 3 3 6 10 3 8
20. С. Таня 4 3 3 6 5 6 4 7 5 4 3 8
21. Ф. Анатолий 4 5 5 7 8 2 8 4 8 10 7 6
22. Ф. Игорь 6 4 7 4 5 9 6 5 7 5 5 7
23. Я. Виталий 4 5 4 4 5 9 7 4 3 10 5 7

Подписи педагогов:__________________________

Таблица 13

Диагностическая карта развития личностных факторов учащихся III "а" класса школы № 29 на 27.11.1992

Учащиеся Факторы
А B C D Е F G Н I Q Q3 Q4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. А. Вова Н Н С С В С С Н С В С В
2. А. Павел С Н С В В С С Н С В Н В
3. И. Андрей С Н С С С С С С С В С С
4. И. Женя В Н С Н В С С С В В С С
5. И. Павел С Н С С В С С Н С В С В
6. И. Сергей С Н В С С С С Н С В С С
7. К. Саша С С С С В С С С В В С В
8. К. Денис С Н С С В С С Н Н В С В
9. М. Денис В Н В Н С С С С С В С С
10. М. Алеша Н С С С В С С С С В С С
11.М. Саша С Н С С В В С Н В С С С
12. М. Саша Н Н С С С С С Н В В С В
13. О. Андрей С Н С С С В С С С В С С
14. П. Рома С С Н С С С С Н С В С С
15. Ч. Женя С Н С С С С С С В В С В
16. Я. Дима С Н С С С С С Н С В Н В
17. Г. Ира С Н С С С В С С С В С С
18. Д. Лена Н Н С С С С С С С В С С
19. И. Надя Н Н Н С С С Н С С В Н С

126

Окончание табл. 13

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
20. М. Надя Н С С С Н С С С С С С С
21. М. Таня Н С Н В С С С С С В Н В
22. М. Катя Н С С В С В Н С С В С В
23. М. Ира С Н С В С С С С С В С В
24. О. Вера Н С С В С С Н С С С С С
25. П. Катя Н С С В В С Н С С В С В
26. С. Лиана Н С Н В С С Н С Н В С С
27. С. Оксана Н Н С В С В С С С В С С
28. Ф. Таня С Н С С В В С С С В С С
29. Ф. Катя С Н С В С С С С С В С В
30. Ш. Женя Н С С В В В С С С В С В
31. Ш. Валя В Н С С С В С С С В С В

Подписи педагогов:______________________________

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. По каким основным показателям можно судить о состоянии учебного процесса в классе?
  2. Расскажите о целях, видах, методах, формах, способах и условиях эффективности проверки успеваемости учащихся в школе.
  3. Какова методика оценки и самооценки качества профессиональной деятельности учителя?
  4. Какова методика использования "Адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттела"?
  5. Какова методика оформления диагностической карты развития личностных факторов у учащихся определенного класса?

127

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.