Известно, что школа, осуществляя учебный процесс, должна выполнять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. В данной главе мы рассмотрим основные показатели, связанные с реализацией образовательной и развивающей функций обучения. Диагностике уровня воспитанности учащихся каждой возрастной группы будут посвящены последние главы книги.
Основными показателями степени реализации образовательной функции обучения являются успеваемость учащихся и качество профессиональной деятельности учителя, т.е. его профессионализм.
Успеваемость в дословном выражении обозначает способности ученика в учебной деятельности успевать или не успевать усваивать учебный материал за то время, которое регламентировано в учебном плане или программе. Обычно учитель под успеваемостью понимает степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Успеваемость находит свое внешнее выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или школе в целом. Высокая успеваемость достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.
Анализ успеваемости учащихся и изучение (обобщение) качества профессиональной деятельности учителя на фоне успеваемости учащихся по его предмету - это две стороны педагогической диагностики учебного процесса. Основные показатели профессионализма учителя определены в нормативных документах Министерства образования РФ и отражены в существующих исследованиях по диагностике:
- 1) диагностическое мастерство учителя - умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;
103
- 2) организаторские данные учителя - организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);
- 3) выбор методов и средств обучения с учетом способности детей к усвоению содержания учебного материала и его применению (Ю.К. Бабанский);
- 4) воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Л.В. Занков, В.М. Коротов, Б.Т.Лихачев);
- 5) создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать, где ее применять, по каким показателям использовать;
- 6) нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;
- 7) активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, благожелательное отношение к учителю, умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
- 8) усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.
Данные показатели могут быть использованы в диагностике профессиональной деятельности учителя.
Особое место среди показателей общего состояния учебного процесса в классе занимает степень реализации развивающей функции.
В современной дидактике разработана специальная концепция развивающего обучения, авторами которой являются известные ученые-педагоги Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. В концепции, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оцениваются следующие недостатки учебного процесса: а) неправомерное облегчение учебного материала; б) неоправданно медленный его темп; однообразные повторения учебного материала; г) скудность теоретических знаний, формируемых у учащихся, и т.д. В концепции развивающего обучения заложены следующие принципы.
1. Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения. Этот принцип не принижает значения умений и навыков и их формирования у младших школьников. При этом формирование навыков происходит на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей. Иначе говоря, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.
104
- Осознание школьниками всех звеньев процесса собственного учения. Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции, саморазвития.
- Принцип обучение на высоком уровне трудности - трудность понимается как преодоление препятствий. Этот принцип раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и возможности развития. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо. Степень трудности предполагает такой учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Характер трудности имеет в виду не любую трудность, а такую, которая заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
- Продвижение вперед при изучении программного материала должно идти быстрым темпом. Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко разветвленную систему. Идти вперед быстрым темпом - не значит торопиться на уроке, давать в спешке как можно больше сведений школьникам.
- Постоянная работа над развитием всех учащихся. Необходимо строить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, однако обучение должно развивать всех. Содержание этого принципа соотносят с гуманизацией образовательного процесса.
Эти принципы конкретизированы в программах и методиках обучения многих предметов в школе. Выявить, каковы результаты реализации этих принципов, - задача педагогической диагностики. Информацию о развитии личностных характеристик учащихся можно получить различными методами диагностики.
105