Одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы школы в современных условиях является построение ее на основе педагогической диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это ведет к поверхностному знанию детей, к усредненности всех педагогических установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как субъект отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно и достойно проявляющая свое личное Я.
В условиях социально-экономической перестройки общества формирование личности учащегося - очень сложное дело, предполагающее не только знание своего предмета и всего того, что получает будущий учитель в педагогическом высшем учебном заведении в рамках типовых учебных планов. В сложившейся в обществе обстановке подлинный педагог должен быть подготовленным к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы суметь отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с "мне так кажется" на позицию "объективно установлено, что...". Только в этом случае будет сделано нужное продвижение в профессиональной подготовке учителя, в формировании его профессиональной самостоятельности и творческой индивидуальности.
Чтобы решить эту задачу, необходимо в педагогических вузах специально готовить будущих учителей к профессионально-диагностической деятельности, тогда педагогическая диагностика в руках воспитателей станет инструментом, с помощью которого они смогут точно определять пути реализации своих психолого-педагогических и методических намерений, получат новые знания в области обучения и воспитания и окажутся более подготовленными к встрече с вопросами, не решенными в науке или решенными частично.
Поворот школы к личности ребенка обусловлен не только социальными преобразованиями в обществе, но и, в большей степени, - достижениями психологии и педагогики - наук о человеке
3
и формировании его личности. Психологизация и педагогизация, происходящие после длительного периода униформации школы, позволяют педагогическому коллективу в центр своей деятельности поставить личность ребенка и мобилизовать все усилия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуждает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
Материал, представленный в данном учебном пособии, - результат многолетнего чтения автором спецкурса "Общие основы педагогической диагностики в школе" в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. В пособии широко использованы труды К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, В.С. Аванесова, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Б.П. Битенаса, Н.К. Голубева, К. Ингенкампа, Л.И. Катаевой, А.И. Кочетова, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, К.К. Платонова, Л.Ю. Сироткина, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова и др., а также результаты исследований, проведенных на кафедре педагогики начального образования психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. К работе привлекались студенты данного факультета, а также учителя начальных классов и классные руководители чебоксарских общеобразовательных школ № 44 и № 59, красноармейской средней школы № 1 Чувашской Республики. В значительной мере благодаря этому оказалось возможным создание настоящего учебного пособия.
4