9.5. Производственный леверидж

Производственный леверидж (от англ. leverage - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на разделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется прибыль по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется по формуле:

Эпл =
МД
П
(1),

либо
Зпост + П
П
= 1 +
Зпост
П
(2),

  • где Эпл - эффект производственного левериджа;
  • МД - маржинальный доход;
  • Зпост - постоянные затраты;
  • П - прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

321

Эпл =
ΔП
ΔВ
(3),

  • где ΔП - изменение прибыли, %;
  • ΔВ - изменение выручки, %.

Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере.

     (руб.)
1. Сумма продаж (выручка) 375 000
2. Переменные затраты 250 000
3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) 125 000
4. Постоянные затраты 80 000
5. Прибыль (п. 3 - п. 4) 45 000
6. Объем реализованной продукции, шт. 500
7. Цена за единицу, руб. 750
8. Эффект производственного левериджа (п. 3 : п. 5) 2,78

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единиц (125 000 : 45 000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 - 375 000 × 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 - 45 000 × 27,8 : 100).

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

322

  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на вышеприведенном примере.

Увеличение цены реализации на 10% (до 825 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 412 500 руб., маржинального дохода - до 162 500 руб. (412 500 - 250 000) и прибыли - до 82 500 руб. (162 500 - 80 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 250 (125 000 руб. : 500 шт.) до 325 руб. (162 500 руб. : 500 шт.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 246 шт. (80 000 руб. : 325 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 254 шт. (500 шт. - 246 шт.), или на 50,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 37 500 руб. (82 500 - 45 000). При этом эффект производственного левериджа снизится с 2,78 до 1,97 единиц (162 500 : 82 500).

Снижение переменных затрат на 10% (с 250 000 до 225 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 150 000 руб. (375 000 - 225 000) и прибыли - до 75 000 руб. (150 000 - 80 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 200 000 руб. [80 000 : (150 000 : 375 000)], что в натуральном выражении составит 400 шт. (200 000: 500). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 175 000 руб. (375 000 - 200 000), или 233 шт. (175 000 руб. : 750 руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2 единиц (150 000 : 75 000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 80 000 руб. до 72 000 руб.) прибыль предприятия увеличится до 53 000 руб. (375 000 - 250 000 - 72 000), или на 17,8%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 216 000 руб. [72 000 : (125 000 : 375 000)], а в натуральном

323

выражении - 288 шт. (216 000 : 750). Маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 159 000 руб. (375 000 - 216 000) или 212 шт. (159 000 : 750). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,36 единиц (125 000 : 53 000) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,42 единиц (2,78 - 2,36).

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем.

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности.

324

  1. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста прибыли.
  2. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
  3. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в производственной деятельности.
  4. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде, поскольку постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только с ростом объема продаж происходит очередной скачок постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма производственного левериджа позволяет управлять соотношением постоянных и переменных затрат, повышать эффективность деятельности предприятия при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда оно еще не преодолело точки безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного

325

рынка и наличии определенного запаса прочности требования к экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями - различным уровнем механизации и автоматизации труда, фондоемкости продукции. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий производственный леверидж, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничения, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения суммы и удельного веса постоянных затрат. К таким резервам можно отнести: сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу неиспользуемого оборудования и нематериальных активов и, следовательно, снижение амортизационных отчислений; использование краткосрочного лизинга машин и оборудования вместо приобретения их в собственность; сокращение объема коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должна быть постоянная их экономия, так как между этими затратами и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинального дохода и позволит быстрее преодолеть эту точку, после чего экономия переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного

326

и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности труда; сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить прибыль предприятия.

327

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.