9.2. Использование величины и нормы маржинального дохода в анализе взаимосвязи "затраты-объем-прибыль"

Необходимыми атрибутами методики анализа взаимосвязи "зараты-объем-прибыль" являются такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существуют два способа определения величины маржинального дохода.

307

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля среднего маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Пример 2. Швейное предприятие выпускает и продает мужские костюмы. При этом средние переменные затраты на производство и сбыт одного костюма составляют 500 руб. Костюм продается по цене 750 руб. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 80 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продаст 400, 500, 600 костюмов.

Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (табл. 8).

308

Таблица 8

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.

Показатели Объем выпуска, шт.
400 500 600
Выручка от реализации 300 000 375 000 450 000
Переменные затраты 200 000 250 000 300 000
Маржинальный доход (п.1 - п. 2) 100 000 125 000 150 000
Постоянные затраты 80 000 80 000 80 000
Прибыль (п.3 - п.4) 20 000 45 000 75 000
Средняя величина маржинального дохода 250 250 250

Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:

  • умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска, получим общую величину маржинального дохода;
  • от общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.

Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 480 костюмов?

Величина маржинального дохода для данного объема составит:

250 руб. × 480 шт. = 120 000 руб.

Прибыль: 120 000 руб. - 80 000 руб. = 40 000 руб.

Пример 3. Швейное предприятие производит и реализует одновременно два вида изделий. Данные об объемах продаж и затратах приведены в табл. 9.

Предположим, что требуется определить:

  • размер прибыли за месяц;
  • среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия;

309

Таблица 9

Показатели предприятия при различных объемах выпуска, руб.

Показатели Изделия
костюмы
муж.
костюмы
жен.
Объем продаж в месяц, шт. 500 400
Цена реализации, руб. 750 600
Переменные затраты на единицу изделия, руб. 500 400
Постоянные затраты за месяц, руб. 80 000
  • коэффициент маржинального дохода для каждого изделия;
  • размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу мужских костюмов до 600 шт., а женских - до 500 шт.

Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в табл. 10.

Таблица 10

Расчет средней величины и коэффициента маржинального дохода и прибыли предприятия

Показатели Изделия Всего
костюмы
муж.
костюмы
жен.
Объем выпуска, шт. 500 400 900
Выручка от реализации, руб. 375 000 240 000 615 000
Переменные затраты, руб. 250 000 160000 410 000
Маржинальный доход (п.2 - п.З) 125 000 80 000 205 000
Постоянные затраты     80 000
Прибыль (п.4 - п.5)     125 000
Средняя величина маржинального дохода (п.4 : п.1) 250 200  
Коэффициент маржинального дохода (п.4 : п.2) 0,33 0,33  

310

Как видно из таблицы, за месяц предприятие заработает 125 000 руб. прибыли. Средняя величина маржинального дохода для мужских костюмов составит 250 руб., а для женских - 200 руб. Коэффициент маржинального дохода для обоих изделий составит 0,33.

При расширении объема продаж предприятие получит следующую прибыль:

  • величина маржинального дохода от продажи мужских костюмов:
    250 руб. × 600 шт. = 150 000 руб.;
  • величина маржинального дохода от продажи женских костюмов:
    200 руб. × 500 шт. = 100 000 руб.;
  • величина маржинального дохода от продажи обоих изделий:
    150 000 руб. + 100 000 руб. = 250 000 руб.;
  • постоянные затраты предприятия: 80 000 руб.;
  • прибыль предприятия: 250 000 руб. - 80 000 руб. = 170 000 руб.

Пример 4. Швейное предприятие производит и реализует мужские костюмы, переменные затраты на единицу изделия составляют 500 руб. Костюм продается по цене 750 руб., постоянные затраты составляют 80 000 руб. Какое количество изделий предприятие должно продать, чтобы обеспечить 50 тыс. руб. прибыли?

Определим величину маржинального дохода. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:

80 000 руб. + 50 000 руб. = 130 000 руб.

Определим среднюю величину маржинального дохода как разницу между ценой костюма и средними переменными затратами:

750 руб. - 500 руб. = 250 руб.

Определим количество реализуемого изделия для планируемой величины прибыли как отношение общей величины

311

маржинального дохода к средней величине маржинального дохода.

130 000 руб. : 250 руб. = 520 шт.

Пример 5. Швейное предприятие планирует продать 600 мужских костюмов. Средние переменные затраты на производство и сбыт составляют 500 руб., постоянные затраты - 80 000 руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 100 000 руб. По какой цене следует продать изделие?

  1. Определим величину маржинального дохода, прибавив к постоянным затратам планируемый объем прибыли:
    80 000 руб. + 100 000 руб. = 180 000 руб.
  2. Определим среднюю величину маржинального дохода, разделив общую величину маржинального дохода на количество реализуемых изделий:
    180 000 руб. : 600 бут. = 300 руб.
  3. Определим цену костюма, прибавив к средней величине маржинального дохода средние переменные затраты:
    300 руб. + 500 руб. = 800 руб.

Приведенные данные показывают, что анализ взаимосвязи "затраты-объем-прибыль" позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Ситуации, которые мы рассмотрели, свидетельствуют, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что увеличение прибыли напрямую зависит от роста маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и, соответственно, увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат, пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения предприятия также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции.

312

Одним словом, в использовании величины маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходами предприятий.

313

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru