1Глава "Через 20 лет", разд. 1.
2Глава 1.
3См.: Тредиаковский В. Письмо... писанное от приятеля к приятелю // Сб. материалов для Истории Императорской Академии Наук / Изд. А. Куник. Спб., 1865. Ч. 2. С. 456, 481.
4См. об этом: Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941. С. 15.
5См.: Белинский В.Г. Рец. на стихотворения Ап. Григорьева и Я.П. Полонского // Отечественные записки. Спб., 1846. Т. 15. Разд.: Библиографическая хроника. С. 57.
6В стихотворении "Два не совсем обычных случая". Это явление Г.О. Винокур назвал "подновлением прилагательных" (с. 345).
7Поэма "Пламя победы". См.: Асеев Н. Стихи и поэмы. М., 1946. С. 57-58.
8"Когда за городом задумчив я брожу", "...Вновь я посетил", "На это скажут мне с улыбкою неверной" и др.
9См.: Благонамеренный: Литературно-критический журнал / Изд. Измайловым. Спб., 1824. Ч. 26. № 8. С. 66.
10См.: Кюхельбекер В.К. О нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие // Мнемозина. Спб., 1824. Ч. 2. С. 29-44.
11См.: Маяковский В.В. Два Чехова // Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1939. Т. 1. С. 341, 344.
12См.: Маяковский В.В. Эту книгу должен прочесть каждый / Предисл. к революционной хрестоматии футуристов "Ржаное слово" // Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1939. Т. 2. С. 467.
13См.: Потебня А.А. Мысль и язык. Спб., 1862. С. 86-94; Винокур Г. Поэзия и практическая стилистика // Культура языка. М., 1929. С. 265-277.
14См.: Потебня А.А. Определение поэзии // Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. С. 17 и далее.
15См.: Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика: Сб. по теории поэтического
31
языка. Пг., 1919. Вып. 2. С. 101-114; Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. Л., 1928. Ч. 3: Формальный метод в поэтике. С. 105-142. Список основных работ так называемых формалистов и публикацию некоторых из этих работ см. в книге: Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту, 1976. Ч. 1.
16См.: Якубинский Л.П. О звуках стихотворного языка // Сб. по теории поэтического языка. Пг., 1916. Вып. 1. С. 16-30. Или: Якубинский Л.П. Язык и его функционирование // Избр. работы. М., 1986. С. 163-176; Шкловский В. Потебня // Поэтика: Сб. по теории поэтического языка. Пг., 1919. Вып. 2. С. 3-6; Эйхенбаум Б. Теория "формального метода" // Литература: Теория. Критика. Полемика. Л., 1927. С. 121-127.
17См.: Потебня А.А. Поэзия и проза. Их дифференцирование // Из записок по теории словесности. С. 97-110.
18Ср. примеры, приводимые Потебней по поводу определения понятия "внутренняя форма слова" (см. прим. № 13), а также примеры в его книге "Из записок по русской грамматике" (Воронеж, 1874. С. 1-5 и др.).
19В стихотворении "В ресторане".
20В стихотворении "В душном воздухе молчанье...".
21В стихотворении "Из дебрей тумана несмело...".
22В стихотворении "Я помню длительные муки".
23В стихотворении "Своими горькими слезами...".
24Ср.: Уста жуют. Со всех сторон // Гремят тарелки и приборы ("Евгений Онегин"; 5, XXIX).
25Ср.: "Приди, о Лень! Приди в мою пустыню..." (Пушкин, "Сон").
26Ср.: "гений чистой красоты" у Пушкина ("Я помню чудное мгновенье...") и у Жуковского ("Лалла Рук").
27Ср. из "Евгения Онегина":
Она глядит ему в лицо. "Что с вами?" - Так - И на крыльцо (6, XIX).
28Ср. приводимые Г.О. Винокуром примеры словообразовательной изобразительности у Маяковского: Жирафка - жирафа-мать - жирафенок ("Что ни страница - то слон или львица").
29"Скупой". См.: Сумароков А.П. Полн. собр. всех соч. М., 1871. Ч. 7. С. 14.
30См.: Григорьев А. Воспоминания. М.; Л., 1930. ("Беседы с Иваном Ивановичем о современной нашей словесности и о многих других вызывающих на размышление предметах", с. 298.)
31"Прощание лета". См.: Случевский К.К. Соч.: В 6 т. Спб., 1898. Т. 1. С. 252.
32