4.4. Висячие и вантовые мосты

4.4.1. Автодорожный мост через Верхний Арген (ФРГ)

Автодорожный мост через Верхний Арген выполнен длиной 730 м, шириной 29 м (рис. 4.46). Пролётное строение около половины моста представляет собой неразрезную железобетонную пустотелую плиту с максимальным расстоянием между опорами 55,8 м и высотой опор до 40 м Вторая половина моста выполнена стальной, максимальное расстояние между опорами составляло 258 м.

Одним из факторов, оказавших существенное влияние на выбор конструктивного решения моста, являлся тот, что при проведении инженерно-геологических изысканий было обнаружено наличие на правом берегу оползня опасной массы толщиной до 16 м. Наблюдения за ней выявили, что осадка массива достигает до 10 см в год. Расчеты показали, что стабилизация оползнеопасной массы путем анкеровки и удаления из нее воды экономически нецелесообразны.

239

Рис. 4.46. Общий вид моста через верхний Арген (ФРГ)
Рис. 4.46. Общий вид моста через верхний Арген (ФРГ)
Рис. 4.47. Конструктивные решения опор железобетонной части моста и сведения о горных породах основания
Рис. 4.47. Конструктивные решения опор железобетонной части моста и сведения о горных породах основания

240

Конструктивная форма опор и расстояния между ними для железобетонной части моста выбирались из архитектурных и экономических соображений. Опоры 1-3 опирались на буровые сваи диаметром 1,2 м. Фундаменты под опоры 4-7 выполнены столбчатыми с опиранием на слой гравия в грунте или на гравийную фундаментную подушку (рис. 4.47). Конструкция пролетного строения правой части моста выполнена комбинированной и включает шпренгельные элементы, береговой пилон и канаты. На рис. 4.48 показан общий вид правой опоры моста и конструктивные решения вантово-балочной системы. Опорные конструкции включают А-образный железобетонный пилон (рис. 4.49), к которому примыкают 10 канатов диаметром 126 мм, поддерживающие пролетное строение моста, и 12 канатов анкеровки в фундаменте (рис. 4.48).

Рис. 4.48. Общий вид правой опоры моста
Рис. 4.48. Общий вид правой опоры моста

Конструктивная форма опор и расстояния между ними для железобетонной части моста выбирались из архитектурных и экономических соображений. Опоры 1-3 опирались на буровые сваи диаметром 1,2 м. Фундаменты под опоры 4-7 выполнены столбчатыми с опиранием на слой гравия в грунте или на гравийную фундаментную подушку (рис. 4.47). Конструкция пролетного строения правой части моста выполнена комбинированной и включает шпренгельные элементы, береговой пилон и канаты. На рис. 4.48 показан общий вид правой опоры моста и конструктивные решения вантово-балочной системы. Опорные

241

конструкции включают А-образный железобетонный пилон (рис. 4.49), к которому примыкают 10 канатов диаметром 126 мм, поддерживающие пролетное строение моста, и 12 канатов анкеровки в фундаменте (рис. 4.48).

Рис. 4.49. А-образный пилон
Рис. 4.49. А-образный пилон
Рис. 4.50. Узел крепления канатов к пилону
Рис. 4.50. Узел крепления канатов к пилону

Ноги пилона соединены с железобетонной балкой, которая в свою очередь опирается на два фундамента размером 16 м х 16м.

На рис. 4.50 показан узел анкеровки канатов к пилону с антикоррозионными защитными элементами. Анкеровка канатов осуществляется в фундаментах на уровне земли. Вертикальная составляющая внешней нагрузки воспринимается за счет собственного веса фундамента, горизонтальная составляющая воспринимается фундаментом, сжатым ригелем и конструкциями моста. На рис. 4.51 отражен процесс возведения фундаментов для анкеровки канатов. Анкеры канатов при монтаже заводятся в трубы.

242

Рис. 4.51. Конструкция фундамента для анкеровки канатов
Рис. 4.51. Конструкция фундамента для анкеровки канатов

На рис. 4.52 показаны фрагменты выполнения работ по возведению А-образного пилона. Пилон возводится с помощью скользящей опалубки высотой 2,5 м, каждая из ног которого изготавливалась последовательно друг за другом. После возведения пилона до высоты более половины от проектной выполнено усиление ног путем установки поперечной распорки (рис. 4.52,а). а) б)

Рис. 4.52. Возведение А-образного пилона: а) усиление ног пилона монтажной распоркой; б) скользящая опалубка для пилона
Рис. 4.52. Возведение А-образного пилона:
а) усиление ног пилона монтажной распоркой; б) скользящая опалубка для пилона

243

Рис. 4.53. Общий вид стального пролетного строения моста
Рис. 4.54. Схема монтажа пролетного строения моста

244

Стальное неразрезное пролетное строение моста включало два пролетных участка 86 м и 258 м (рис. 4.53). Монтаж стальных конструкций осуществлен методом наращивания из 22 предварительно изготовленных блоков. Установка предварительно собранных блоков осуществлялась краном. Блоки опирались на временные опоры, расстояние между которыми составляло около 50 м. На рис. 4.54 показана схема монтажа пролетного строения. После завершения монтажа пролетного строения осуществлялась установка и натяжение канатных элементов.

В пролете длиной 258 м можно выделить два участка, один из которых включает шпренгельную систему, его длина 172 м, другой - вантово-балочную конструкцию длиной 86 м. Поперечное сечение балок показано на рис. 4.55 Средняя часть балки коробчатого профиля высотой 3,75 м и шириной 9,4 м, консольная часть подкреплена подкосами.

Шпренгельная система включает канаты и три стойки, центральная из которых длиной 17м V-образная и стержневые крайние.

Рис. 4.55. Поперечное сечение стальной балки пролетного сечения
Рис. 4.55. Поперечное сечение стальной балки пролетного сечения
Рис. 4.56. Профиль поперечного сечения канатов диаметром 126 мм.
Рис. 4.56. Профиль поперечного сечения канатов диаметром 126 мм.

245

Канаты шпренгельной системы и вантово-балочного участка закрытого профиля имеют диаметр 126 мм, несущая способность каждого из них 7 МН (рис. 4.56). Конструктивные решения анкеров и узлов опирания канатов выполнены таким образом, что позволяют производить замену каждого из них.

246

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.