5.5. Эвристические методы
Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа - извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач - довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: "эврика" и "эвристика" дали название этим методам.
198
Собрания и совещания можно проводить двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участникам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен закон Паркинсона о том, что эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе и на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также в уменьшении их различий.
В специальной литературе рассматривается около тридцати наборов приемов эвристических методов. Приведем два из них.
Набор 1:
- Обобщение задачи
- Конкретизация задачи
- Формулирование обратной задачи
- Включение в другую структуру
- Критика очевидных решений
- Поиск привнесенных условий
- Движение от конца к началу
- Сближение данных и цели
- Перекодирование текста в модель
- Использование сходных задач
- Рассмотрение с различных сторон
- Анализ условий
- Анализ конфликта
- Выдвижение любых идей
- Переструктурирование
Набор 2:
- Включение в другую структуру
- Включение в деятельность
- Перерыв в решении нескольких задач
- Деление задачи на части
- Выделение доминирующих целей
- Подведение под логические категории
- Подведение под диалектические категории
- Резонанс
- Замена терминов определениями
- Выдвижение противоположных гипотез
- Введение дополнительных элементов или отношений
- Вживание в образ явлений задачи
- Регуляция уровня уверенности в себе
- Движение от общих целей к частным
- Символическая запись условий
- Определение области поиска неизвестного
Данные приемы составляют три фазы разработки решения (рис. 5.12): анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.
199
Рис. 5.12. Схема осуществления эвристических методов
Задача: Коммуникации.
Испытуемый: К.И. - студент третьего курса ГУУ.
Условие задачи: Найти прием для сближения группы студентов первого курса и превращения ее в единую команду, при этом не должны ущемляться личные интересы каждого студента.
Группы студентов обычно формируются механически после зачисления в ГУУ. Группа примерно 25 человек.
Рассмотрим две фазы эвристических методов.
- Проанализируем условия задачи. Выделим данные и ожидаемый результат.
Дано:
- 1) новая группа незнакомых друг с другом студентов;
- 2) общие приоритеты потребностей и интересов, которые сблизят группу;
- 3) прежние связи с друзьями и семьей могут существенно ослабеть при большом сближении студентов группы между собой.
Требуется найти способ применения теории потребностей и интересов для сплочения группы без существенных разрушений старых связей.
- Выявим в данных и результатах процессы и явления. Коммуникации, потребности и интересы - явления, приемы формирования сплоченной группы - процесс.
- Фиксируем свойства явлений и процессов в искомой задаче.
Свойства явлений:
- коммуникации усиливаются при большом количестве общих приоритетов потребностей и интересов в группе;
- потребности и интересы имеют количественные характеристики;
- способ применения не разрушает налаженные ранее связи, но улучшает сплоченность студентов группы.
Свойства результата: конкретный перечень потребностей и интересов и их приоритеты, состав
200
студентов, который может быть для этого сформирован, студенты должны достигнуть сплоченности, а связи, имевшиеся у каждого студента до этого, не должны разрушаться.
- Основной конфликт задачи - достижение совпадения в группе приоритетов большей части потребностей и интересов формирует дружный сплоченный коллектив, однако это может привести к ослаблению прежних коммуникаций, так как потребности и интересы являются мотивом дружбы, любви и хороших отношений.
- Смоделируем условия (рис. 5.13):
Рис. 5.13. Модели имеющихся связей: а) преимущественный объем прежних связей
б) преимущественный объем новых связей в студенческой группе
Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление они представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках формальных и неформальных организаций. Как процесс - отражают принципы и закономерности отношений между людьми.
Потребности - обязательные элементы для жизнедеятельности человека и развития его личности. Различают технические, биологические и социальные потребности. Набор потребностей одинаков для любого человека. Так, в набор социальных входят потребности в самовыражении и самопроявлении, любви, стабильности, информации, знании, управлении, семье и др.
201
Интересы - индивидуальный набор элементов для жизнедеятельности человека и развития его личности. Выделяют духовные, классовые, профессиональные и другие интересы, например, интерес к музыке, футболу, компьютерным играм. Интересы могут перерастать в потребности, а потребности не переходят в интересы.
Прежние связи - коммуникации, имеющиеся у объекта управления на момент разработки или реализации решения.
Новые связи - коммуникации, сформированные у объекта управления в результате реализации решения.
Каждый человек в течение своей жизни меняет место работы или учебы, место жительства, приобретает и теряет знакомых и друзей. Хотелось бы, чтобы имелись приемы быстрого формального и неформального сближения с новыми людьми, с которыми приходится вместе работать, проживать или учиться. С другой стороны, каждый человек хотел бы сохранить ранее налаженные связи со своими знакомыми и друзьями. Но со всеми дружить невозможно. Так что в рамках обобщения задачи необходимо учитывать и ограничения на коммуникации, которые требуют определенных затрат времени.
Для студентов первого курса период самоорганизации связей идет достаточно долго и иногда даже болезненно. Если в группе оказывается студент - прирожденный организатор, душа любой компании, тогда процесс сплачивания идет быстро. Если в группе много организаторов или их вовсе нет, то задача сплочения студенческой группы стоит достаточно актуально согласно теории X и теории У.
Важен и процесс формирования характера коммуникаций для всей группы, для отдельных группировок, в том числе любовь, симпатия, расположение, дружба, товарищество, деловые связи, привязанность, шапочное знакомство.
Что же должно быть в конце? В результате решения задачи должны быть налажены деловые и неформальные связи по ряду потребностей и интересов в студенческой группе без существенного изменения ранее налаженных связей. Это требует какой-то системы контроля как в рамках группы, так и в рамках существующих связей. Эти связи кто-то должен контролировать, координировать и управлять ими. Кто это может сделать?
Можно предложить, чтобы в институте этим занимался кто-либо из преподавателей или аспирантов типа школьного классного руководителя, а дома - родители. Можно наладить между ними контакты.
202
Однако эффект от опеки взрослых вряд ли будет высоким. Студенты более самостоятельные, многие из них работают, кто-то уже создал свою семью.
Контакт между родителями и преподавателями наладить можно и это даже будет полезно для всех. Каждый студент принимает то, что ему удобно, выгодно, помогает реализовать цели. Условиями, помогающими студенту налаживать контакты в студенческой группе, могут быть:
- неудовлетворенность отношениями в семье;
- уменьшение среды общения;
- пересмотр приоритетов потребностей и интересов.
Поскольку коммуникации - это прерогатива управления, то кто-то должен управлять данным процессом: планированием, организацией, стимулированием, координацией, контролем и информированием.
Итак, конец - это сбалансированные отношения в группе и продолжающиеся отношения вне группы под ненавязчивым присмотром специалиста по коммуникациям.
Желание студентов создать сплоченную группу и объективная необходимость этого процесса очевидны. Сближение может идти по пути формирования нового представления о специалисте по коммуникациям. Вероятно, следует еще раз посмотреть основные функции управления по поводу более лояльного подхода к формированию студенческих коммуникаций.
Таким образом, внешний руководитель должен способствовать налаживанию контактов в группе и сохранению внешних связей (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Новая модель связей
203
Аналогичные задачи решаются в школе. Учителя и специалисты ведут различные кружки по интересам школьников, устраивают игры, организуют турпоходы и т.д. В армии РФ командиры, психологи и, может быть, священнослужители также организуют досуг военнослужащих, формируя тем самым хорошие неформальные связи, присылают благодарственные письма родителям об отличниках военной подготовки и т.д. Ранее и в институтах были кураторы студенческих групп, выполнявшие важные воспитательные функции, однако их деятельность слабо стимулировалась и постепенно кураторство превратилось в формальность, а затем было ликвидировано.
Рассмотрению с разных сторон может быть подвергнута идея с внешним руководителем. Назначить его достаточно просто - либо на общественных началах, либо на условиях оплаты. В ГУУ имеется свыше 400 групп, из них 80 групп - на первом курсе. Всем ли группам нужен такой руководитель? Наверное, нет. Какие-то группы могут и сами наладить хорошие отношения, но их немного. Нужен ли группам пятого и шестого курсов внешний руководитель? Если и нужен, то уже как консультант (специалист) без административных функций типа принять или утвердить решения. Таким образом, влияние внешнего руководителя может уменьшаться по мере приближения к последнему курсу или регулироваться просьбами самих студентов. Такое управление часто называют патронажным.
В качестве условий рассмотрим соотношение общих функций управления в деятельности предполагаемого внешнего руководителя (рис. 5.15). На рисунке 1 - планирование, 2 - организация, 3 - координация, 4 - стимулирование, 5 - контроль, 6 - информирование.
Рис. 5.15. Изменение уровня реализации общих функций управления
в деятельности внешнего руководителя в студенческой группе
204
Общая тенденция изменения уровня реализации общих функций управления в деятельности внешнего руководителя в студенческой группе состоит в его постепенном уменьшении.
Таким образом, раздельно можно представить и необходимость студенческой группы в опытном наставнике, и некоторые условия успешной деятельности такого наставника. Вопросов о том, как преодолеть конфликт, всегда больше, чем ответов.
Можно пустить процесс на самотек. Некоторые родители учат своих детей плавать, погружая их в воду, чтобы инстинкт самосохранения заставил ребенка выплыть на поверхность. Говорят, что так быстрее получается. Это довольно рискованный путь: вдруг захлебнется. Самоорганизация на первых порах всегда требует профессионального наставника. Когда человек меняет привычный уклад жизни, ему всегда требуется наставник независимо от возраста этого человека. Таким образом, хорошим решением будет индивидуальный подход к каждой группе по поводу предоставления ей услуг внешнего наставника - руководителя (преподавателя, психолога, организатора и т.д.). Это решение может быть реализовано набором из трех действий:
- проведение опросов студентов о необходимости выделения им внешнего наставника;
- определение целей, формирование задач, средств и методов деятельности внешнего наставника;
- организация и стимулирование деятельности внешнего наставника.
Система внешних наставников для студенческой группы потребует некоторого изменения в структуре университета. Возможно, староста группы будет помощником наставника. А сами наставники, они же и преподаватели, специалисты, должны иметь дополнительное функциональное подчинение единой подсистеме по воспитанию студентов.
Студенческая группа может быть заинтересована в деятельности внешнего наставника для сплочения, улучшения успеваемости и т.д. Эту услугу со стороны университета предоставляет кафедра или другая университетская структура по согласованию с соответствующими органами. Наставник - это не руководитель группы, а ее советчик по заявленным проблемам. Студенты сами определяют необходимость в наставнике и могут выбирать его. По мере решения задачи услуги наставника сокращаются.
Таким образом, для желаемого всеми сплочения студентов группы первого курса был выработан прием, включающий:
205
- введение в группе функции "воспитательная работа";
- составление методики воспитательной работы среди студентов группы, основанной на их потребностях и интересах;
- назначение для каждой новой группы первого курса преподавателя или аспиранта-наставника;
- постепенное уменьшение интенсивности воспитательной работы и переход на консультирование и разовую помощь студентам.
206