4.4. Влияние паники на управленческие
решения
Общие представления. Управленческие решения относятся к наиболее сложным видам человеческой деятельности. В рамках этой деятельности постоянно возникает множество напряженных ситуаций, связанных с судьбой коллег, подчиненных и вовлеченного в данную деятельность населения. Среди них немало таких ситуаций, которые вызывают в руководителе сильный страх. Этот страх может на время парализовать процесс разработки и принятия решения, и ситуация может еще более усугубиться. Ли Яккока так описывает ситуацию в высшем управленческом звене корпорации "Крайслер", вызвавшую у него паническое настроение:
Я обнаружил, что в корпорации имеется 35 вице-президентов, и каждый из них бежит по своей собственной беговой дорожке. Я только бросил один взгляд на эту обстановку и почти был готов бежать прочь. Вот когда я окончательно понял, что попал впросак.
Слово "паника" связывают с именем древнегреческого бога Пана. Оно означает психологическое состояние безотчетного ужаса, внезапно появляющегося у людей.
Состояние паники - это кратковременная потеря системности в мыслительной деятельности человека при разработке и принятии решения. Системность выражается в логике мышления,
155
использовании накопленных знаний и приобретенного опыта, представлении себя в качестве объекта и субъекта управления.
Паника - составляющая стресса человека. Стресс определяется как состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулированы канадским патологом Г. Селье в 1963 г. Стресс включает три основные части: собственно панику, осмысленную деятельность и разработку выводов или действий. Общая схема стресса показана на рис. 4.11 (T1 - время состояния паники, T2 - время осмысленной деятельности, T3 - время, потраченное на формирование выводов по ситуации или предпринятие конкретных действий).
В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызывающих страх. Как заметил Д. Дефо в книге "Робинзон Крузо": "... визжащая радость, как и скорбь, ума лишает". Осмысленный процесс деятельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий.
Рис. 4.11. Место паники в общей схеме стресса у человека
Различают четыре состояния стресса в зависимости от соотношение между временем паники Т1 (рис. 4.11) и общим временем стресса Тобщ:
- 1) высокой работоспособности: (T1/Тобщ) · 100% → 3÷10%, характеризуется малым временем оцепенения сознания и бездеятельностью человека;
- 2) средней работоспособности: (T1/Тобщ) · 100% → 20÷40%, определяется большим временем оцепенения сознания и бездеятельностью до начала осмысленной деятельности;
156
- 3) низкой работоспособности: (T1/Тобщ) · 100% → 60÷80%, характеризуется подавляющим периодом оцепенения сознания;
- 4) полной депрессии: T1≈Тобщ, распространяется на все время действия напряженной или исключительной ситуации, вызывающей непреодолимый страх у человека. Людей, находящихся в таком состоянии, часто называют паникерами. Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Если паническое состояние отсутствует, т.е. T1 = 0, то нет и страха, а следовательно, нет и стресса.
Примеров губительных последствий, вызванных паникой, достаточно много: это и события на морском лайнере "Титаник", и биржевая паника. Частой причиной самоубийств также является паника. Хотя однажды паника среди шахматистов города Васюки спасла жизнь и лодку великого комбинатора О. Бендера.
Часто панику провоцирует пресса. Журналисты в роли папа-рацци создают условия возникновения нервозности в обществе (им нужно каждый день о чем-то писать). Большинство людей не готовы к разработке и реализации разумных решений в условиях паники. В течение всей жизни ими принимаются типовые решения. Поэтому появление напряженных ситуаций застигает большинство людей врасплох. Так, землетрясение в Турции в августе 1999 г. показало низкую управленческую эффективность спасательных работ.
Характеристика паники. Напряженная или неожиданная ситуация может вызвать страх у одних людей и самообладание у других. Страх может ввести человека в состояние стресса. Основные составляющие набора личностных качеств человека и параметров напряженной ситуации, влияющие на формирование состояния стресса, приведены на рис. 4.12.
Паника обычно приводит к буму для одних и депрессии для других людей. Так, команда финансиста Дж. Сороса (по сообщениям прессы) в результате финансовой паники в РФ в августе-сентябре 1998 г. за два дня увеличила свое состояние на 2 млрд. долл., а сотни тысяч людей лишились части своих накоплений.
Паника может носить индивидуальный или коллективный характер.
Индивидуальная паника [7, 39] - это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Это состояние может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль общества или авторитетного человека, могущего помочь преодолеть индивидуальную
157
панику, является очень важной. Паника часто свойственна одержимым людям.
Рис. 4.12. Основные элементы, влияющие на состояние стресса
Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию. Оно провоцируется также стрессовыми должностями, которые характеризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций.
Индивидуальная паника достаточно распространена, однако редко она бывает достоянием гласности, поэтому нет достоверной статистики ее проявления. Человек может наблюдать панику или находиться в ее области (рис. 4.13).
Рис. 4.13. Человек и область паники
158
На рис. 4.13 а человек, не находящийся в состоянии паники, либо является сторонним наблюдателем панической области, либо активным деятелем, стремящимся использовать состояние паники во благо себе и (или) объекту паники.
На рис. 4.13 б человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей.
Для каждого человека существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, т.е. ситуация, вызывающая оцепенение у работника А, может быть спокойно оценена работником Б. Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективные действия по разработке и реализации управленческих решений, чтобы нашелся хотя бы один человек не подверженный панике (рис. 4.14). Например, дублирование управленческих решений несколькими работниками.
Коллективная паника - наиболее характерное общественное проявление реакции социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх. Иногда в литературе, например [39], она называется "социальной паникой". Паникой могут быть охвачены менеджеры крупного склада, высшие руководители компании, брокеры фондовой биржи и т.д.
Рис. 4.14. Особенности коллективной работы
при напряженных ситуациях
159
Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх. Девизы при коллективной панике отражают важнейшие потребности жизнеобеспечения человека: в безопасности, в пище, в одежде, например, спасайся, кто может; сытый голодному не товарищ; бери шинель - иди домой.
Состояние паники оказывает существенное влияние на мыслительную деятельность человека. Оно проявляется в снижении эффективности интеллектуальных процессов мышления и повышении действенности простых многократно применяемых действий. К числу последних относят, например, набор действий по выживанию организаций: закрытие подразделений, приносящих наибольшие убытки; увольнение работников, в которых нет абсолютной необходимости или которые ничего не понимают в происходящем. Паническое состояние формирует положительные и отрицательные особенности в мыслительной деятельности человека. К положительным относят активизацию психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти, к отрицательным - ухудшение понимания и мышления, появление скованности или хаотичности движений (предложений), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации.
Влияние паники на этапы РУР. Влияние паники может рассматриваться на трех этапах:
- при разработке и принятии решения;
- при выполнении решения;
- в результате выполнения решения.
Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители упрощенно подходят к данному этапу, разрабатывая решения без должного обоснования, полагаясь на "авось". В рамках данного этапа могут возникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К таким трудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемое специалистами падение курса валют
160
или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента, передачу конфиденциальной информации конкуренту, обнаружение подслушивающих устройств в кабинете.
На втором этапе - выполнение решения - базой для паники может быть несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до момента его реализации, тем больше вероятность появления неожиданных ситуаций, вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременных процессов реализации решений существует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности. Учет малых сигналов дает возможность для своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Для этого каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения.
На третьем этапе - в результате выполнения решения - базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Например, дом, принятый комиссией к эксплуатации, в результате неучтенной подвижки фунта рассыпался, как карточный домик; уволенный из компании работник покончил жизнь самоубийством. Уменьшению вероятности паники способствует соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации, получение сертификатов и актов независимых экспертов.
Причины, вызывающие панику, можно разделить на три группы:
- патологические медицинские заболевания и психологические расстройства;
- особые социальные обстоятельства;
- случайное стечение обстоятельств.
К первой группе относятся органические заболевания головного мозга, невротические расстройства, эндогенные заболевания.
Ко второй группе относятся обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей: в пище, жилье, безопасности, здоровье и др.
161
Третья группа причин основана на том, что большинство людей хотя бы один раз в жизни испытывало состояние паники, а каждый 20-й человек имеет достаточно устойчивый феномен состояния паники, нарушающий реализацию его жизненной программы. Случайное стечение обстоятельств, неблагоприятных внешних или внутренних проблем с концентрацией дней паники может вызвать неожиданный для руководителя компании или страны общественный катаклизм.
Основные причины паники при РУР достаточно хорошо освещены в литературе [7, 39]. Они одни и те же как для индивидуальной, так и для коллективной паники. Характерный набор включает следующие причины:
- устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;
- сильно пониженный тонус сознательной активности;
- повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;
- потеря веры в руководство;
- несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;
- назначение паникера на руководящую должность;
- стечение обстоятельств.
Подготовка к возможным напряженным ситуациям. Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки "Карьера менеджера" есть такая мысль:
Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации "Крайслер", я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться...
Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений.
В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:
- моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например, неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40% числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера, приезд в организацию теневой экономики военизированных ревизоров;
162
- создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
- формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;
- страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
- отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:
- осознание и уяснение приоритетов потребностей и интересов человека и общества;
- умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
- отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;
- отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;
- отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;
- отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представляется в виде соблюдения ряда правил [28], которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так называемая формула Карнеги:
- Спросите у себя: "Что является самым худшим из того, что может произойти?"
- Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.
- Затем спокойно подумайте, как изменить ситуацию.
Там же предлагается установление индивидуальных ограничителей на величину ситуаций, приводящих к беспокойству. Эти ограничители позволяют отключаться от анализа таких ситуаций. Например в компании устанавливают зону финансовой ответственности руководителя Б от 1 до 10 тыс. долл., для его руководителя В - от 11 до 100 тыс. долл. Если возникнет напряженная
163
ситуация с неоплатой договоров у руководителя Б на сумму 40 тыс. долл., то он не должен принимать никаких решений по выходу из этой ситуации, а должен проинформировать руководителя В, которому и следует принимать решение.
164