Предисловие

Вся история человечества представляется по сути набором различного рода решений и их последствий. Одни решения определяли судьбы целых народов на длительные времена, другие были менее значимые, третьи принимались человеком лично для себя. Во всех случаях было нечто общее в процедурах разработки и реализации решений. Постепенно разрабатывались приемы, методы, а затем и технологии разработки решений. Особенно в этом преуспели военные, разрабатывая военные игры, в которых основным элементом являлось стратегическое и тактическое решение. Решениями занимались математики и довели математический аппарат разработки и выбора решений до такого совершенства, что воспользоваться плодами своего творчества могли уже только они сами. Большинство же руководителей компаний относились к процедуре разработки и реализации решений как к искусству управления, используя интуицию, здравый смысл и свой опыт.

Разделение труда и выделение управленческих функций в отдельную сферу деятельности большого числа людей обусловило и дифференциацию решений - выделились управленческие решения (УР). Суть выделения была замечена не сразу, имелись попытки использовать для них методы разработки технических решений с хорошим математическим аппаратом, в том числе законы нормального распределения данных, методы математического программирования и оптимизации. Это хорошо смотрелось на бумаге, однако в практике напряженной управленческой деятельности польза от этих методов для руководителей была

5

небольшой. Технократический подход к разработке, выбору и реализации УР исчерпал себя довольно быстро. На смену ему пришел гуманитарный подход, ориентированный прежде всего на человека, смоделировать которого очень сложно. Тем не менее разработки в области психологии, социологии и управления дают шанс сформировать новые подходы к разработке УР, которые будут использоваться и руководителями компаний, и специалистами в области теории управления.

Гуманитарный подход к разработке и реализации УР (в дальнейшем сокращенно РУР) заключается прежде всего в направлении УР на человека, на его личность, на его права, потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности и опасения.

В учебнике большое внимание уделено целевой ориентации РУР, возможностям уменьшения неопределенностей и рисков, что особенно важно для молодых или начинающих руководителей. Рассмотрены элементы современных информационных систем поддержки решений.

Материал учебника базируется на лекционном курсе, читавшемся в течение ряда лет студентам Академии экономики и права и Государственного университета управления, а также на обширных данных, полученных автором при проведении семинаров совместно со специалистами консультационных фирм по управлению компаниями по теме "Функциональный аудит управленческой деятельности".

В учебнике сделана попытка представить современный материал, по форме и содержанию отражающий научный подход и практический опыт руководителей компаний. Вам, уважаемый читатель, судить о том, удалось ли это.

Изложенный материал отражает системный подход к изучению вопросов, включенных в образовательный стандарт по дисциплине "Разработка управленческих решений" для специальности 061100 "Менеджмент". Пользователь учебника получит сведения, достаточные для выполнения требований стандарта к данной специальности.

Логическая схема курса по дисциплине "Разработка управленческих решений" приведена на рис.1.

При изучении РУР будем рассматривать решение как результат коллективного труда, так как влияние внешней и внутренней среды на его состав и содержание всегда значительно. Один и тот же руководитель, решая одну и ту же проблему, в разных условиях будет находить разные решения.

6

Современные условия РУР характеризуются следующими особенностями:

  • существенно усилился динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, отведенного на РУР;
  • выросла сложность обработки информации при РУР;
  • возросла цена возможных отрицательных последствий от УР.

Рис.1. Логическая схема изучения РУР
Рис.1. Логическая схема изучения РУР

Таким образом, дисциплина "Разработка управленческих решений" весьма актуальна для современного руководителя и даже простого обывателя.

Автор благодарен ректору НОУ МАЭП проф. Огаркову Н.М., создавшему благоприятные условия для разработки курса по управленческим решениям, замечательному преподавателю ГУУ Бобылевой Н.В. и студентам за время, потраченное на обсуждение отдельных спорных материалов данной книги.

Методические рекомендации

  1. Читатель, который хочет получить общее представление об управленческих решениях, может изучить семь тем: § 1.1; 1.3; 1.5; 2.2; 3.3; 4.1; 6.1. Это ключевые темы учебника, составляющие концепцию курса.
  2. Заинтересованному читателю, желающему совершенствовать свои знания и выбрать интересующий его материал для дальнейшей проработки, целесообразно просмотреть резюме в конце каждой главы. Таким образом читатель сам сформирует для себя необходимый набор тем для изучения.

7

  1. Полный курс разработки управленческих решений по образовательному стандарту изложен в гл. 1-7. Усвоение материала будет наиболее эффективным при использовании текстовой и графической информации книги, а также проведении самоконтроля по изученным темам курса.
  2. Для читателя, желающего лучше разобраться в материалах по разработке управленческих решений и освоить новое направление в повышении эффективности УР, рекомендуется проработать тему § 7.3, посвященную супероптимальным решениям, и темы § 4.5, 4.6, посвященные управленческим рискам и их страхованию.
  3. Данную книгу можно использовать в наборе с другими учебниками и учебными пособиями по разработке управленческих решений, теории организации, теории управления и менеджменту.

8

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.