§ 3. ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) - это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.

Целями ШЭМ являются:

  • формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности;
  • обеспечение массового учета показателей экологического состояния территорий на уровне биогеоценозов, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений.

Школьный экологический мониторинг осуществляется по двум направлениям:

423

  • 1) на всей территории микрорайона школы (для сельской школы это территория, на которой проживают учащиеся данной школы, для городской - территория административного микрорайона школы) проводится ландшафтно-географический мониторинг, включающий также элементы социального и гигиенического мониторинга;
  • 2) для нескольких ключевых участков с характерными для микрорайона школы природными и антропогенными условиями проводится биоиндикационный контроль природных сред, фенологический и физико-химический мониторинг.

Проведение экологического мониторинга основано на использовании наиболее доступных для учащихся фенологических, геоиндикационных, биоиндикационных методов, которые хорошо показывают изменения окружающей среды, вызванные загрязнением воды, воздуха и почвы, не требуя при этом специальных приборов, реактивов и оборудования. Однако если в школе имеются оборудованные лаборатории, то целесообразно использование и физико-химических методов анализа.

В основу географического аспекта ШЭМ положены отслеживание пространственных характеристик экологических факторов в природных и преобразованных ландшафтах методами картографирования и оценка экологического неблагополучия земель по четырехуровневой шкале - экологическая норма, риск, кризис, бедствие. Эти оценки включают:

  • выбор пространственной экологической единицы - "микрорайона школы" - территории, на которой проводятся наблюдения;
  • проведение инвентаризации всех объектов мониторинга. На план местности наносят ареалы ландшафтов, зон техногенного воздействия и делают расчет их доли от общей территории микрорайона;
  • формирование обобщенной экологической оценки территории по статическим признакам как доли общей нарушенной площади в микрорайоне школы. Оценка делается по четырем уровням шкалы экологического неблагополучия земель;
  • формирование обобщенной экологической оценки по динамическим признакам на основе отслеживания изменений площади зон (в процентах площади в год). Оценка делается по четырем уровням шкалы экологического неблагополучия земель.

В мониторинг территории микрорайона школы включаются наблюдения за показателями условий проживания и физического здоровья школьников.

Мониторинг природных сред и биоты (фенологический, биодиагностический и физико-химический) проводится на нескольких ключевых участках с типичными условиями: делается описание фитоценоза, типа и механического состава почв, их физико-химических характеристик. Биодиагностика состояния почв проводится по растениям-индикаторам, животному населению и микробиологической активности.

424

По степени антропогенного влияния ключевые участки подразделяются на две группы: опытные участки на территориях с антропогенной нагрузкой и контрольные - в чистых "фоновых" условиях. Ключевые участки следует подбирать парами по принципу единственного различия, т.е. опытный и контрольный участки должны быть сходны по всем показателям (положение в ландшафте, типы почв, биоценозы и др.), за исключением того фактора, влияние которого изучается.

Диагностика воздушного загрязнения проводится по состоянию сосновых сообществ, эпифитных лишайников, данным анализа снегового покрова, оценке запыленности листвы, кислотности осадков и автотранспортной нагрузки.

Диагностика качества воды водоемов проводится органолепти-ческими, биоиндикационными и физико-химическими методами.

Полученные в процессе исследований экологической обстановки наборы показателей ежегодно заносятся в экологический паспорт территории микрорайона школы - документ стандартного для всего региона образца, который подписывается руководителем экологического совета школы.

Для обмена результатами экологических исследований, педагогическим опытом, методическим обеспечением и инновационными технологиями в области экологического образования между участниками ШЭМ создается информационная сеть, которая использует традиционные средства связи и компьютерные коммуникации.

Информационная сеть ШЭМ обеспечивает сбор, анализ и передачу данных в рамках следующих задач:

  • ведение банков данных об экологической обстановке на территории региона, административного района, микрорайона школы;
  • обмен педагогическим опытом в области экологического воспитания и образования;
  • обеспечение доступности экологической информации природоохранным организациям, управленческим структурам, общественности.

В зависимости от технических и финансовых возможностей школа может пользоваться услугами Интернета или участвовать в работе бесплатной телекоммуникационной сети, специально созданной для обеспечения ШЭМ и имеющей выход в Интернет.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы особенности организации школьной работы по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды?
  2. Какие вам известны внеурочные формы экологического образования?
  3. Как организуется школьный экологический мониторинг?

425

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.