§ 2. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

К таким формам относятся экологические праздники.

День птиц (в марте во время весенних каникул). Время проведения праздника приурочено к началу прилета птиц в средней полосе России.

Всемирный день охраны природы - один из главных экологических праздников, который в соответствии с решением ООН (1972) отмечается 5 июня.

День Земли - 22 апреля.

Важной формой внеурочного экологического образования являются также экологические игры. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся порой незаметно для себя вовлекаются в процесс экологического образования. Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Соревновательные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Неудивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у школьников.

К соревновательным экологическим играм относятся конкурс-аукцион (лучшие знания какой-либо экологической проблематики), конкурс проектов (см. главу 31), конкурс-марафон с выполнением заданий на каждой станции, экологические викторины.

Ролевые экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д. К ролевым играм относятся игры "Космическая экспедиция" (отчет инопланетян о биосфере Земли), "Экологическая экспертиза", "Судебный процесс" (экологическое правоведение), "Город Природоград".

Имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанных на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования. Разработка и апробация имитационных игр в России с начала 70-х годов ведется на биологическом факультете Московского государственного университета на основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем.

420

Важную роль могут играть детские экологические движения.

Детские экологические движения - это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Это требует создания "учебного кабинета в природе", таким "кабинетом" может стать учебная экологическая тропа. Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также во время полевого практикума.

Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

В буклете "Заповедные острова Москвы" описано, как вести себя в гостях у природы.

Если вы пошли на прогулку в лес:

  1. Старайтесь ходить по имеющимся там дорожкам и тропам.
  2. Не разводите костры в городских лесах и лесопарках.
  3. Не сжигайте весной сухую траву и листья.
  4. Не бросайте в стволы деревьев ножи и топоры, не обдирайте кору у берез, не собирайте березовый сок.
  5. Не рвите цветы.
  6. Не ловите бабочек, стрекоз и других насекомых.
  7. Не ловите тритонов, не убивайте лягушек и жаб.
  8. Не подбирайте и не уносите из леса птенцов, бельчат, ежат и прочую лесную детвору.
  9. Не оставляйте после себя мусор, не бросайте в речки и водоемы деревяшки, резиновые покрышки, пенопласт и прочий хлам.
  10. Не шумите, не включайте в лесу транзисторы и магнитофоны.
  11. Остановитесь и остановите своих родителей, если вы или они решили заехать на машине в лес или вымыть ее у речки или пруда.

Эколого-краеведческая деятельность школьников. Одним из условий формирования экологичной личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. Культурным человеком считается тот, кто независимо от профессии знает историю своего города и региона, национальные традиции своего народа, может рассказать о местных архитектурных памятниках и т.д. При этом до сих пор экологической культуре уделяется совершенно недостаточное внимание. Между тем краеведческая работа школьников предусматривает также сбор сведений о реках, озерах и других местных

421

водоемах, поиск родников, изучение факторов загрязнения водоемов и т.д.

По итогам такого эколого-краеведческого обследования составляется паспорт водоема - его гидрологическая карта.

Гидрологическая карта реки включает следующие пункты:

  • название;
  • место, откуда берет начало;
  • водоем, в который впадает данная река;
  • притоки (левые, правые);
  • высший уровень половодья. Определяется по мусору на кустах, темным кольцам на деревьях, не просохшим после половодья, и т.д.;
  • расход воды. Измеряется скорость течения и площадь сечения воды в разных местах. Определяется расход воды (м3/с) путем умножения скорости течения (м/с) на площадь сечения (м2). Площадь сечения определяют, умножив ширину реки на ее глубину в данном месте;
  • характер течения на отдельных участках (верхнем, среднем, нижнем);
  • вода: цвет, температура, прозрачность, вкус, запах, жесткость;
  • прилегающая местность: рельеф (равнинный, холмистый, горный), характер берегов (пологие, крутые, обрывистые), грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные), растительность (деревья, кустарники, травянистые растения);
  • описание родников в долине реки;
  • характер русла: извилистое или прямое, наличие плёсов, рукавов, отмелей и перекатов, водопадов и порогов;
  • животный и растительный мир (типичные представители). Особо отмечаются редкие и исчезающие виды;
  • хозяйственное использование. Наличие гидротехнических сооружений, источники загрязнения;
  • составляется карта-схема реки, вычерчивается ее поперечный профиль в разных местах.

При обследовании озера в паспорт заносятся следующие данные:

  • название;
  • местоположение;
  • размер озера и характер береговой линии (возвышенные или низменные, пологие или крутые, каменистые или песчаные берега, наличие заливов и т.д.);
  • характеристика грунта на отмелях, мощность иловых отложений;
  • температура воды на поверхности и на разных глубинах в различные сезоны;
  • цвет, прозрачность и другие характеристики воды;
  • промеры глубин с лодки;
  • данные о пересыхании, промерзании, заморах, наибольших и наименьших уровнях воды;
  • характер водной и прибрежной растительности;
  • животный мир;
  • наличие притоков, истоков, прилегающих болот, ключей. Количество воды, поступающей из притоков за сутки, и расход ее в реках и ручьях, вытекающих из озера;

422

  • наличие насосных станций, рыборазводных и других хозяйственных сооружений;
  • источники загрязнения и меры защиты озера;
  • карта-схема озера.

При обследовании водоемов необходимо изучить близлежащие фермы, заводы, свалки и т. п. на предмет опасности экологических катастроф.

Одновременно могут проводиться геологические и фенологические наблюдения, ботанические и зоологические изыскания.

В стенах школы или неспециализированного вуза имеются возможности выполнить ряд лабораторных работ по экологии человека, связанных с оценкой химического и физического загрязнения окружающей среды. При наличии химических загрязнений возможны оценка количества нитратов в пищевых продуктах и простейшая оценка качества воды: органолептическая оценка воды, качественная оценка воды, прошедшей через бытовой фильтр, оценка кислотности воды. Вода оценивается примерно по 80 параметрам и выполнить все исследования в неспециализированных лабораториях невозможно, так же как и оценить наличие пестицидов в пищевых продуктах.

В продаже имеется нитрометр "Морион ОК2", а также рН-метр для измерения кислотности воды, выпускаемый Росучприбором.

К физическим загрязнениям среды относятся радиационное, электромагнитное и акустическое (шумовое) загрязнения. Для оценки радиационного загрязнения во многих случаях достаточно иметь бытовой дозиметр, для оценки электромагнитного загрязнения, вызванного на частоте 50 Гц электробытовыми устройствами, - измеритель магнитного поля, выпускаемый Росучприбором. Готовится к выпуску бытовой шумомер. В качестве примера приводим семь лабораторных работ по экологии человека в приложении 3.

423

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.