Глава 30
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ
И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.
Для эффективности педагогического процесса, формирующего экологическое сознание личности, необходимо задействовать в нем как можно больше разнообразных психологических факторов и механизмов, способствующих формированию эксцентрического типа экологического сознания.
В главе 29 уже рассматривалась роль образовательной области "Окружающий мир" в начальной школе в процессе формирования экологической культуры. Здесь наибольшую опасность в плане формирования прагматического типа экологического сознания школьников представляют распространенное в курсе природоведения деление живых существ на полезных и вредных, акцентирование внимания на том, что природа является источником материальных благ, и формирование представлений о ней как всего лишь об окружающей среде.
Необходимо подчеркивать значение мира природы как духовной ценности, например задавая вопросы: "почему человек выращивает цветы?", "зачем в доме попугай?" и т.д. Особое значение в экологическом образовании имеет последняя тема курса "Растения, животные и внешняя среда", которая дает экологическую характеристику животных и растений различных природных зон во взаимосвязи с условиями среды обитания.
В средней школе важную роль в формировании экологической культуры играют как естественно-научные (биология, химия, физика), так и гуманитарные дисциплины (литература, история, изобразительное искусство, музыка) (см. главу 29).
418
Роль педагогической среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалась рядом выдающихся педагогов прошлого (К.Д. Ушинский, Я.Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). А.С. Макаренко даже в условиях сурового, во многом аскетического коммунарского быта придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений (цветов): "Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило... И я, и мои ребята копались в этих цветах до пред ела... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки, и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно"1.
Действительно, если процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фотостендов на экологические темы, это не способствует осознанию учениками важности сообщаемых учителем сведений. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более весомым, значимым, убедительным.
Для того чтобы растения и животные в школе действительно могли осуществлять свою воспитательную функцию, они должны не просто находиться "в нужное время и в нужном месте", а непременно должны радовать глаз, т.е. их размещение в интерьере необходимо рассматривать и с эстетической точки зрения.
Безусловно, самой современной формой экологизации педагогической среды можно считать зимний сад, который размещается в специальном помещении с регулируемым климатом. Однако дороговизна и трудоемкость содержания зимних садов делают их использование в педагогическом процессе исключительно редким (такие сады есть в Доме творчества молодежи и Центральном театре кукол в Москве; Театре юных зрителей в Санкт-Петербурге).
На практике наиболее оптимальной формой экологического дизайна школьных интерьеров являются зеленые уголки, создающиеся по принципу фрагмента зимнего сада. Такие уголки могут занимать от 10 до 40% площади помещения.
Характерной особенностью школьного экологического дизайна является максимальное использование вертикальной плоскости, что позволяет занимать минимум полезной площади при максимальной насыщенности растениями. Емкости с растениями крепят на кронштейнах у капитальных стен и колонн, помещают на декоративные решетки, застекленные перегородки и экраны, служащие опорой для вьющихся растений.
419
1
Макаренко Л.С. Воспитание гражданина. - М., 1988. - С. 245 - 246.