§ 4. РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как уже отмечалось в главе 1, возникшая в 1866 г. как ветвь биологии, экология в настоящее время включает множество направлений. Разделом биологии является классическая (биологическая)

412

экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. К биологии и географии относится экология биосферы (глобальная экология). Однако в настоящее время значительно более важными для каждого человека и человечества в целом являются два других направления экологии: социальная экология - наука о взаимоотношениях человеческого общества с окружающей средой и экология человека - наука о взаимоотношениях человека как биосоциального существа с окружающей средой, наука о сохранении его физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде, о формировании здорового образа жизни.

Следует особо подчеркнуть, что экология в целом, включающая биологическую (классическую), глобальную, социальную экологии и экологию человека, является мировоззренческой, синтетической областью знаний, интегрирующей естественно-научные и гуманитарные знания. Эта мировоззренческая область знаний не может рассматриваться в рамках одного предмета, в частности биологии или географии.

Формированием экологического мировоззрения и экологической культуры должны заниматься многие школьные предметы.

Естественно, что в начальной школе этим должен заниматься предмет "Окружающий мир" (элементарное изучение организации природы и общества, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой). В средних и старших классах - биология, естествознание (в 5-7-х классах) (биологическая экология, глобальная экология, экология человека), география (глобальная экология, социальная экология, геоэкология - наука о географических следствиях антропогенных и естественных изменений природных условий, локальная экология - область знаний об экологических проблемах данного региона), краеведение (локальная экология), основы безопасности жизнедеятельности (экология человека), валеология (экология человека), технология (социальная экология, методы борьбы с загрязнениями окружающей среды и переработка отходов, экология человека). В физике и химии следует рассматривать отдельные проблемы социальной экологии, в истории и обществознании - глобальные проблемы человечества и проблемы устойчивого развития.

Таким образом, различные направления экологии должны изучаться следующим образом.

Биологическая экология - в предметах: окружающий мир, биология, естествознание в 5 - 7-х классах.

Глобальная экология - в предметах: биология, география.

Локальная экология - в предметах: география, краеведение, технология.

Социальная экология - в предметах: окружающий мир, география, технология, физика, химия, история, обществознание.

413

Экология человека - в предметах: биология, основы безопасности жизнедеятельности, технология, валеология.

Минимальное содержание основных направлений экологии можно представить следующим образом.

Биологическая экология. Организм и среда. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы. Экосистемы. Цепи питания. Способы питания и получения энергии. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера. Свойства живого вещества. Сохранение биологического разнообразия - основа устойчивого развития биосферы.

Глобальная экология. Глобальная экосистема - биосфера. Изучение взаимодействий в природе; идеи сохранения природы, способы защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы.

Социальная экология. Научно-техническая революция второй половины XX в. Развитие цивилизации и обострение экологического кризиса. Глобальные проблемы человечества. Потребности в воде, пищевых продуктах, энергии и минеральных ресурсах. Экологические проблемы энергетики. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Уничтожение лесов и сокращение биоразнообразия. Химизация сельского хозяйства. Природоохранные меры. Переработка отходов. Устойчивое развитие человечества. Идея ноосферы.

Экология человека. Проблема сохранения его физического и душевного здоровья при воздействии различных факторов внешней среды.

Химические факторы внешней среды: 1) загрязнение продуктов питания нитратами и пестицидами, способы борьбы с загрязнениями продуктов питания; 2) загрязнение воды, способы борьбы с загрязнениями воды; 3) загрязнение воздуха, способы борьбы с загрязнениями воздуха.

Физические факторы внешней среды: 1) радиационное загрязнение, способы борьбы с радиационным загрязнением жилья и продуктов; 2) акустическое загрязнение, способы борьбы с шумом; 3) электромагнитное загрязнение, способы борьбы с этим видом загрязнения среды.

Социальные факторы внешней среды: 1) курение, 2) алкоголизм, 3) наркомания.

Роль культуры человеческих отношений для душевного здоровья человека.

Роль разумных физических и стрессовых нагрузок в здоровом образе жизни.

В формировании эмоционального отношения к природе важную роль могли бы сыграть литература и изобразительное искусство.

Для усиления деятельностной, практической линии экологического воспитания целесообразно проводить со школьниками экологические праздники: День Земли 22 апреля и Праздник осени

414

в конце сентября, когда желтеют и краснеют листья, в начале зимы, когда идет первый снег, в начале весны, когда природа расцветает, выезжать в эти дни за город; имеет смысл сажать цветы, кустарники и деревья. Целесообразно проводить дни чистоты городов и пригородных лесов и берегов рек, очищать их от мусора, организовав для этого отряды учащихся и энтузиастов, поощряя их и освещая их деятельность, оказывая тем самым природе практическую помощь.

В каждой школе целесообразно ввести практикум по экологии человека, включающий лабораторные работы по оценке уровня радиации, наличии нитратов в продуктах питания, кислотности дождя и снега и т. п.

Формированию деятельностного подхода в экологическом воспитании будет способствовать также выполнение экологических проектов учащихся в образовательной области "Технология", в "Биологии" и в других образовательных областях (см. главу 31).

Желательна экологизация всех школьных предметов. Целесообразно дополнить имеющиеся учебники краткими экологическими приложениями, как это сделано в физике, а все новые учебники - экологическими разделами, как это делается в ФРГ. Методы изучения экологических проблем должны включать интегрированное изучение отдельных вопросов в разных разделах предметов и выделение времени на рассмотрение ключевых проблем.

Освоению экологической культуры будут способствовать также интегрированные курсы, завершающие изучение шести естественно-научных дисциплин в школе: физики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии. В частности, в разработанную программу интегрированного курса "Естественнонаучная картина мира" входят разделы "Биосфера" и "Человечество в биосфере".

Необходимо разработать стандарт не образовательной области "Экология" - такой образовательной области в базисном учебном плане общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации нет, а стандарт экологического образования в школе, привлекая к его разработке не только биологов, но и географов, преподавателей технологии, основы безопасности жизнедеятельности, и валеологии.

Экологическим воспитанием в школе должен руководить один из руководителей школы (директор или зам. директора). Необходимые знания он может получить в институте повышения квалификации работников образования.

Целью этой деятельности должны стать воспитание уважения к природе, экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил человечества для обеспечения достаточно высокого уровня жизни в разных регионах земного шара и в то же время сохранения экологического равновесия для

415

ныне живущих и будущих поколений. Необходимо четкое понимание важной роли развития энергосберегающих и материалосбе-регающих технологий в промышленности и экономии ресурсов и энергии в повседневной жизни.

Применительно к основным сферам жизнедеятельности в экологическом воспитании должны быть решены следующие задачи:

  • Воспитание личной экологической культуры, направленной на сохранение собственной жизни и продолжение рода, в сочетании с культурой потребления в быту в соответствии с физиологическими потребностями человека.
  • Воспитание культуры потребления даров природы, которое ограничивало бы инстинкт неограниченного собирательства.
  • Воспитание культуры поведения в природе, исключающее причинение ей ущерба, и взаимодействие с ней без нанесения вреда собственному здоровью.
  • Воспитание гражданской ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах ныне живущих и будущих поколений.
  • Воспитание культуры труда в природе, с природными материалами и вторичными ресурсами.
  • Воспитание целостного экологического сознания на этапе предварительного профессионального становления.
  • Воспитание профессионального экологического сознания.
  • Воспитание гражданской ответственности за результаты профессиональной деятельности и ее влияние на природу и человека.

Основой экологической культуры и морали должны стать любовь к природной среде, в которой мы живем, и следование главным принципам: "не навреди" и "мыслить глобально, действовать локально". Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер, или уровней.

Первая сфера - одежда. Первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера - дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимум потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т.д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов

416

(с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление - важный фактор в определении характера и размера жилища.

Третья сфера - окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера - производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т.п.) характеризует экокуль-туру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера - город, население. В отношении к городу как к среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом "не навреди, не захламляй". Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все это собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистоты города входит не только чистота улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера - страна. Страна - это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, сельских хозяйств, элементов ландшафта. Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.

Седьмая сфера - биосфера. Благополучие биосферы Земли складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Экологическая культура - это культура поведения человека, охраняющего от загрязнения веществом, энергией и информацией глобальную, окружающую все человечество, среду. Растет ответственность каждого человека, живущего сегодня на Земле, за ее сохранение, а следовательно, за экологическую культуру - свою и окружающих. Главной преградой, затрудняющей переход к экологической культуре, является инерция обособления. Независимость человека и человечества оборачивается их несовместимостью с биосферой.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое экологическая культура?
  2. Что должно включать в себя экологическое образование?
  3. Какие школьные предметы должны включать в себя различные направления экологии?
  4. Какие задачи должны быть решены в процессе экологического воспитания?

417

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.