На рубеже XXI в. лидерами мирового развития стали страны, способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, его общей культуры, технологической дисциплины производства
410
и, конечно, науки - основной созидательной силы общества. В современных условиях развития мировой цивилизации ключевая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит средней общеобразовательной школе. Об этом говорит опыт Японии, Кореи, Тайваня и ряда других стран. Почти общепризнанным стало положение, что средняя общеобразовательная школа (по охвату населения и уровню образования) определяет интеллектуальный потенциал страны. Сейчас уровень развития страны определяет не элита, а масса людей, обладающих достаточно высоким и разносторонним образованием. От уровня общего образования зависит успешность решения таких глобальных проблем, как экология, энергетика, информатизация, межнациональные отношения.
Общеобразовательная школа должна заложить основы культуры молодого человека и подготовить его к жизни в обществе и в биосфере нашей планеты.
Слово "культура" очень многогранно и имеет около 400 определений. Мы будем понимать под словом "культура":
- 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством;
- 2) степень совершенства в овладении чем-либо. Общеобразовательная школа должна познакомить школьников со многими формами человеческой культуры: в первую очередь гуманитарной, естественно-научной и технологической (культуры преобразующей деятельности). Занимаясь проблемами овладения технологической культурой, мы можем выделить в этой области культуры ее грани: культуру труда, проектную культуру, информационную культуру, графическую культуру, культуру дома.
Особую роль в формировании культуры школьников играют культура человеческих отношений и экологическая культура, описываемые соответственно социальной этикой и экологической этикой. Эти два вида культуры являются основными и должны проходить сквозными линиями через все школьное обучение - во всех классах и во всех предметах.
Культура человеческих отношений включает уважение к другим людям (к младшим, старшим и ровесникам), к общечеловеческим ценностям, к правам и свободам каждого человека, понимание обязанностей членов общества, достойного образа жизни, чести и достоинства, правил поведения (культуры поведения) и бесконфликтного общения. Формирование культуры человеческих отношений всегда являлось важнейшей задачей школы, как и подготовка к будущей трудовой жизни.
Однако во второй половине XX в. в связи с мощным развитием производственных сил человечества резко усилилось давление на окружающую природную среду, усилилось настолько, что возникла угроза существованию природы, в которой живет человек, а тем самым существованию и самого человека. Выше были рассмотрены
411
восемь механизмов воздействия на окружающую среду, которые, по некоторым оценкам, серьезно угрожают жизни на Земле: выбросы CO2 и парниковый эффект, кислотные дожди, утоныиение озонового слоя, загрязнение гидросферы, уничтожение почв и лесов, сокращение биоразнообразия, высокое потребление человечеством биомассы, создаваемой биосферой. Все это настойчиво требует понимания каждым человеком важности экологически устойчивого развития человечества в гармонии с природой, важности коэволюции человеческого общества и природы, ответственности в отношении к природе. Поэтому формирование экологической культуры каждого человека и всего общества в целом является столь же важной задачей школы, как и формирование культуры человеческих отношений. Следует говорить о том, что современная школа должна быть культуросообразной и природосообразной.
В материалах Римского клуба среди целей образования (1991) отмечаются глобальное мышление и экологическая сознательность. В Великобритании разработана система школьного образования для устойчивого развития.
Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной обеспечить дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Новая культура человечества - экологическая - определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные (экологически сообразные) поведение и деятельность, и новый качественный уровень отношений между человеком и социоприрод-ной средой. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологический и нравственный императивы. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление.
412