§ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Рассматривая пути решения проблем экологического воспитания, целесообразно проанализировать соответствующий опыт зарубежных стран, достигших успехов в этой области.

Особый интерес вызывает методика экологического воспитания в Японии, поскольку японцам удалось взять под контроль экологическую ситуацию, более того, в целом стабилизировать ее, невзирая на то обстоятельство, что в этой стране была чрезвычайно высока степень отрицательного воздействия на окружающую среду в результате быстрого научно-технического прогресса. За последние 25 лет произошло изменение психического настроя людей в Японии. Экологическое мышление стало частью этических воззрений нации. По данным опросов, три четверти японцев готовы поступиться своими интересами, если это улучшит экологическую обстановку в стране (1993).

Вниманию и уважению к окружающей среде в Японии учат малышей, школьников, студентов, бизнесменов, домохозяек, президентов

406

компаний, мэров городов и губернаторов - словом, воспитывают и учат всех.

Цели экологического образования формулируют здесь следующим образом:

  • помочь понять прикладной характер проблем загрязнения окружающей среды в современном обществе, уяснить их связь с модернизацией Японии;
  • донести до широких слоев, что поддержание, охрана и воспроизводство качественной окружающей среды - это задачи и обязанности местных органов власти, которые должны исполнять их на основе принципа широкой демократии, т.е. максимального вовлечения населения в обсуждение и реализацию планов развития (в том числе промышленного и др.) районов (городов, поселков и т.д.) своего проживания. Таким образом, экологическое воспитание и образование должно быть прежде всего гражданским воспитанием и образованием, т.е. должно способствовать формированию у граждан активной, экологически нравственной жизненной позиции. Это является залогом сохранения и защиты достойной человека окружающей среды.

В японской литературе обычно выделяют четыре основных этапа сквозного экологического образования:

  • первый - элементарное изучение организации природы. Это самый простой вид обучения, предназначенный для экологического образования в дошкольных учреждениях, а также в начальной и средней школе;
  • второй - изучение взаимодействия в природе, его роли в сохранении экосистем. Развиваются идеи сохранения природы, защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы. Этот этап характерен для всех классов школы;
  • третий - изучение связи природной среды с человеческим обществом, воздействие сохранности экосистем на его благополучие. Развиваются идеи управления экосистемами, воспроизводства природных ресурсов. Этот вид обучения предназначен для старших классов школ, колледжей и университетов;
  • четвертый - собственно изучение дисциплины по окружающей среде. Этот вид обучения предназначен для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослой части населения.

По мнению японских специалистов, элементы экологического образования должны включаться в учебные программы не только естественно-научных и социальных предметов, но и таких, как география, анатомия, здоровье, физическое воспитание, домоводство и даже этика, родной и иностранный языки, музыка. Экологическое воспитание начинается в очень раннем возрасте, когда ребенок только начинает осознавать себя и тот мир, который его окружает. Цель экологического воспитания - защита, сбережение природы,

407

которая начинается сразу же за порогом нашего дома. Японские родители уделяют экологическому воспитанию детей большое внимание из-за естественной тревоги за их будущее здоровье и в надежде, что детям в будущем удастся если не улучшить, то хотя бы сохранить на существующем уровне качество окружающей среды.

"Работая в Японии и выезжая по выходным дням за город, - пишет один из исследователей, - мне не раз доводилось видеть небольшие группы японских ребят в возрасте от старшей группы детского сада до первых классов начальной школы, которые под руководством своих преподавателей проходили, как выяснилось, не столько урок непосредственного знакомства с природой, сколько урок ее практической охраны, урок бережливого отношения к окружающей среде. Надолго запомнится, как малыши неутомимо сновали по территории горного парка, по обочинам тропинок, собирая в большие полиэтиленовые мешки различные признаки цивилизации, пустые алюминиевые банки из-под прохладительных напитков, использованные батарейки от различной бытовой радиоаппаратуры и др. Эффект таких действий, очевидно, не мал. Ребята на практике узнают, как не следует себя вести по отношению к природе и что нужно делать для ее сохранения. Что касается взрослых, то, наверное, увидев работу малышей, они хотя бы на несколько часов воздержатся от того, чтобы мусорить, где попало"1.

Практикуется также проведение муниципалитетами и общественными организациями дней массового сбора отходов, которые в отдельных населенных пунктах или районах крупных городов могут устраиваться как ежегодно, так и ежеквартально, но чаще 1 - 2 раза в год. Эти дни проводятся в одни и те же сроки, о которых жители извещаются заранее.

Во многих случаях такие дни становятся своеобразными праздниками, поскольку организаторы стремятся широко использовать разнообразные средства для привлечения людей: это и яркие плакаты, призывающие принять участие в сборе отходов и объясняющие важность утилизации вторичного сырья, и украшение мест сбора цветами, гирляндами, и музыка и т.д. Иногда между участниками устраиваются соревнования, победители которых награждаются. На примере острова Хоккайдо можно показать, как развивалось общественное движение по сбору мусора.

В 1975 г. места отдыха и обочины дорог острова были завалены пустыми банками. В 1976 г. 14 ассоциаций предложили организовать кампанию по сбору мусора. 25 октября 1981 г. было объявлено днем без единой пустой банки. 130 тыс. участников движения в этот день собрали 2,15 млн банок. С 1982 по 1985 г. включительно

408

кампания по сбору банок проводилась 8 раз с участием 1,8 млн человек. Общий сбор составил 25,4 млн банок.

В Японии, где урбанизация доведена до предела, особенно заметна та настойчивость, соответствующая национальным традициям, с которой жители городов используют любую возможность контактов с природой. Она проявляется:

  • в маленьких зеленых двориках, где на нескольких квадратных метрах ее создатели пытаются отобразить все многообразие японской природы;
  • в бережно сохраняемых праздниках любования цветущей сакурой;
  • в постоянно развиваемом искусстве бонсай (в тех миниатюрных деревьях, которые в течение многих лет терпеливо выращиваются в цветочных горшках);
  • в отмене занятий школьников в то время, когда идет снег, цветет сакура и пр. (японская вишня сакура не дает плодов, но люди ценят ее за красоту, а не за пользу).

В США экологическое просвещение населения началось в 1962 г., после издания книги Рейгел Карсон "Безмолвная весна", в которой с болью рассказано, как американцы отравляют землю пестицидами и другими химикатами, что вызывает гибель птиц. Резонанс, вызванный книгой, достиг апогея в 1970 г., когда в США был проведен День Земли, выразивший всенародную поддержку законам по защите окружающей среды.

Действия по охране окружающей среды сказались на замедлении роста эффективности производства в США. Однако опрос общественного мнения показал, что почти три четверти американцев согласны на замедление экономического роста страны и соответствующее замедление роста своего жизненного уровня, если это поможет улучшить состояние окружающей среды.

В Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды", принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры. В этом разделе отмечается, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ таких знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших

409

учебных заведениях предусматривается преподавание отдельных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

Важно разработать систему практического участия и молодежи, и взрослых в деле охраны природы. В частности, организовать "зеленые" молодежные отряды для очистки от мусора лесов и берегов рек вокруг городов и для помощи в контроле за состоянием окружающей среды (анализ воздуха и воды, продуктов питания и уровня радиации). Целесообразно наладить выпуск простейшей аппаратуры экологического контроля для использования ее населением в повседневной жизни, так как речь идет о здоровье людей и будущих поколений.

Целью этой деятельности должны быть воспитание уважения к природе, экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил человечества для обеспечения высокого жизненного уровня в разных регионах земного шара и сохранения в то же время экологического равновесия для ныне живущих и будущих поколений. Необходимо четкое понимание важной роли развития энергосберегающих и материалосберегаю-щих технологий в производстве, экономии ресурсов, энергии в повседневной жизни.

Экологическое образование предполагает:

  • 1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а ее часть (когнитивный уровень);
  • 2) формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный уровень);
  • 3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом "мыслить глобально, действовать локально" (конативный уровень).

410


1 Иванов О.В., Мельник Л.И., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом Когай: Опыт природопользования в Японии. - М., 1991. - С. 203.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.