Глава 29
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

§ 1. ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Отношение людей к природе на протяжении истории человечества менялось. В период слабого развития производительных сил и господства языческой религии, в том числе язычества в Европе, синтоизма в Японии, шаманизма на Дальнем Востоке, люди верили, что причинив ущерб природе, прежде всего причиняют ущерб самим себе. Поэтому буряты, тувинцы, якуты и народы Севера никогда не рубили деревья без необходимости, не убивали зверя и не ловили рыбы больше, чем это нужно. И прежде чем взять что-то у природы, как бы просили у нее разрешения на это: "Девять моих гор и святой бурхан-господи, помилуй! Народу понадобилось, вот и рублю тебя, зажигая курильницу, самое святое из напитка во все стороны разливаю я, срубил, чтобы не рубить, по надобности срубил, не так просто срубил, а чтобы пользоваться". На месте срубленного дерева они оставляли шишки, закапывая их в землю: "Следа твоего чтоб не исчезло, вырастут почки. Чтобы насовсем не исчезло, богатое дерево вырастет".

Бережное отношение ко всему живому вошло в мировые религии человечества - буддизм, христианство, ислам. Например, всюду, где распространен буддизм, монахи поют обыкновенно в вечерний час молитву:

Да будут счастливы все существа, да живут
все они в радости и довольстве!
Все существа, которые только находятся на свете,
и слабые, и сильные, и длинные, и короткие,
и большие, и средние, и великие, и малые.
Видимые и невидимые, живущие близко и далеко,
рожденные или только носимые в утробе, -
все они да будут счастливы.
Пусть никто не обманывает других, пусть
никто и нигде не обижает других, пусть
никто ни гневом, ни злобою не вредит другим.

403

Как неусыпно мать охраняет свое единственное дитя,
как дорожит она его жизнью, так
пусть каждый объемлет своим благоволением все существа.
Пусть он простирает свое благоволение сквозь
все миры, пусть обнимает он их своим
благосклонным духом и вдаль, и вглубь,
и ввысь, без вражды, без тревоги, без ненависти.
Стоя или лежа, сидя или ходя, в каждую
минуту бодрствования пусть он предается
этой склонности.

Новый подход к природе возник вместе с развитием науки, техники и технологий в XVII в. Ключом к пониманию нынешнего разорения природы является учение Р.Декарта, поскольку он впервые противопоставил человека как субъекта исследования - природе как объекту исследования и призывал человека стать "хозяином" и "господином" природы.

Агрессивность человека по отношению к природе отметил на рубеже XVIII и XIX вв. великий естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк (1744- 1829). Еще в 1820 г. он писал: "Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания". В настоящее время в связи с быстрой деградацией окружающей среды на первый план выдвигается проблема выживания человека как биологического вида. По оценкам многих специалистов, разрушение природной среды станет необратимым к 2030 - 2050 г.

В конце XX в. стало ясно, что в основе современного мирового социально-экологического кризиса лежат нарушения пределов и запретов, налагаемых законами биосферы на развитие цивилизации. Западная потребительская цивилизация исчерпала себя в столкновении с биосферой (глобальной окружающей средой) и не смогла решить социальные проблемы, в том числе и по экологическим причинам.

Начинается новая история цивилизации. В процессе дальнейшего развития она должна или снизить степень разрушения биосферы до определенного уровня, вытекающего из законов биосферы, успешно развиваясь далее в отведенном ей этими ограничениями коридоре, или, разрушив современную биосферу, погибнуть самой. Трудность этой проблемы и нетрадиционность возможных решений приводят к нежеланию признать сами экологические пределы и ограничения на развитие цивилизации. Первый шаг в решении проблемы состоит в признании этого простого, очевидного, но противоречащего мифам современной цивилизации факта. Для этого необходимы революция в умах людей, пересмотр духовных, моральных и интеллектуальных ценностей, отказ от прагматизма, не учитывающего долгосрочные стратегические интересы человечества,

404

понимание биосферы как фундамента жизни, а не как источника ресурсов, максимальное ограничение невежества по отношению к биосфере, которое разрушает ее. Другими словами, нужен взгляд на цивилизацию сквозь призму биосферы и ее законов.

Во второй половине XX в. подверглись переосмыслению традиционные философские ценности человечества. Происходит смена цивилизационной парадигмы. Уходят в прошлое восхищение техносферой и антропоцентризм. На смену им приходит антропобио-сфероцентристская парадигма: "Я есть жизнь, желающая жить среди жизней" (А. Швейцер).

Сопоставим систему традиционных (антропоцентристских) и экологических (антропобиосфероцентристских) ценностей (табл. 24).

Сложность изучения социальной экологии состоит в необходимости формирования целостного взгляда на окружающий мир, на взаимодействие социальных и природных систем, их объединение в социоэкосистемы. Любая живая система (экосистема, социо-экосистема) поддерживает с окружающей средой вещественные (материальные), энергетические и информационные связи. Так возникает социально-экологическое взаимодействие. Перебои в получении необходимых веществ, энергии и информации приводят к социально-экологическому противоречию. Возникают экологические проблемы в жизни социоэкосистем. Эти системы вынуждены адаптироваться к изменению окружающей среды. Если при этом системы усложняются, эту адаптацию можно считать прогрессом, социоэкологическим развитием; если упрощаются - регрессом. Допустимые воздействия на социоэкосистему определяются ее экологической устойчивостью (стабильностью). Если воздействия превышают допустимый уровень, социоэкосистема переходит к другому состоянию, существенно отличному от исходного. Такой целостный, системный, комплексный синергетичес-кий подход к изучению и прогнозированию поведения сложных социоэкосистем становится универсальным. Оказывается недостаточным

Таблица 24

Традиционные
антропоцентристские ценности
Экологические ценности
Мир создан для человека Человек - часть природы (биосферы)
Человек есть мера всех вещей Мера всех вещей - универсальность
жизни на Земле
Мера ценности природы -
польза для человека
Универсальная ценность природы
(биосферы) и культуры
Технократический расчет при
покорении и преобразовании
природы
Согласование потребностей
человечества с возможностями
природы (мерой устойчивости)
биосферы

405

при исследовании подход Ф. Бекона и Р. Декарта, связанный с делением целого на части.

На поверхности Земли имеются геологические системы, возраст которых миллиарды лет (сколько существует Земля), экосистемы, существующие десятки миллионов лет (сколько существуют отдельные виды) и социоэкосистемы, существующие историческое время. Мы наблюдаем, изучаем и прогнозируем синергети-ческое взаимодействие этих систем. Основным методом изучения взаимодействия и прогнозирования их развития является метод компьютерного моделирования.

Решение вопросов взаимоотношения природы и общества невозможно без понимания экологических проблем и формирования экологического мышления как подрастающего поколения, так и взрослых людей. Важную роль в этом процессе должны играть средняя школа и средства массовой информации. В последнюю четверть XX в. стало ясно, что этика отношения человека к природе не менее важна, чем этика социальных отношений. Отныне поведение каждого человека должно определять и уважение к другим людям, и уважение к природе. Экологическая культура и экологическая мораль должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и определять поведение каждого человека, требуя от него ограничения своих потребностей, энерго-и ресурсосбережения. Поэтому необходимо формировать не только экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение, которое включало бы в себя любовь к природе, понимание ограниченности ресурсов Земли, бережливость, ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений.

406

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.