Третья задача экологического образования - формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами.
Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое с позиций экологической психопедагогики в наибольшей степени формируется через освоение соответствующих стратегий и технологий в процессе практической деятельности с конкретными природными объектами.
В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является принятие личностью стратегий и освоение технологий непрагматического взаимодействия с миром природы. В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае,
400
когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.
1. Технологии эстетического освоения природных объектов. Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленных на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природой любуются "между делом". Проводить время среди природы, не мотивируя это хоть какой-либо ощутимой и понятной пользой (например, "дышать свежим воздухом для здоровья" и т.д.), до сих пор считается как-то не совсем "достойным" серьезного человека: просто так бродить по лесу или наслаждаться кваканьем лягушек на болоте могут-де лишь одни чудаки.
В европейской культурной традиции не распространены соответствующие технологии эстетического поведения в природе, хотя на уровне стратегий наслаждение красотой природы признается вполне "достойным и благородным" занятием. В то же время система подготовки суровых японских самураев наряду с боевыми искусствами предусматривала также и обучение стихосложению (в основном на тему восприятия мира природы) и составлению растительных композиций (икебане).
Таким образом, в процессе экологического образования важно особое внимание уделять овладению личностью технологиями, необходимыми для эстетического освоения мира природы.
2. Технологии получения научной информации о мире природы. Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны, и педагоги их активно используют.
3. Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды. Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике.
В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближайших спутников человека - собак и кошек. Существуют специальные области науки кинология (о собаках) и фелинология (о кошках), в которых самым тщательным образом разработаны правила и приемы кормления, лечения, содержания и разведения этих животных. Учащихся также следует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приемами воспитания и дрессировки, племенной работы и т.д. Совершенно особая технология содержания водных организмов - аквариумис-тика.
401
4. Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде. Каждый человек является индивидуальным природо-пользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, даров природы.
Главное стратегическое положение добывающей деятельности заключается в преодолении широко распространенных экологических установок типа: "Природа не обеднеет", "На мой век хватит" и т.д. Основным психологическим контекстом такой деятельности должны стать радость от встречи с миром природы, отношение к его дарам как к удивительным и чудесным природным творениям.
5. Технологии природоохранной деятельности. Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия "в работе самой природы". Это положение выражается в формуле "мы - природе". Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или иных природных объектов порождает особое ощущение включенности в мир природы, психологического единства с этим миром.
- Как вы себе представляете стратегии экологического образования?
- Как надо формировать экологические представления личности?
- Как надо формировать отношение личности к миру природы?
- Как надо формировать стратегии и технологии взаимодействия с миром природы?
402