Вторая задача экологического образования - формирование у личности субъективного отношения к природе.
В соответствии с этим главный педагогический ориентир при решении данной задачи экологического образования - необходимость добиться того, чтобы:
- а) природные объекты относились личностью к сфере "человеческого", равного ей в своей самоценности, и соответственно взаимодействие с ними включалось в сферу действия этических норм, правил и т.д.;
- б) природные объекты могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, природе и другим людям;
- в) природные объекты могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.
Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанности отношения.
Широта отношения к природе. Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше природных объектов.
Формирование широты отношения не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе широты отношения к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет эмпатию (сопереживание) к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними.
Интенсивность отношения к природе. Педагогический процесс должен направлять и расширять возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств (перцептивно-аффективный компонент); в познавательной сфере (когнитивный компонент); в его практических действиях (практический компонент) и поступках (деятельностный компонент интенсивности).
Достижение высокого уровня сформированности перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе
397
обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- 1) выявление эстетической ценности всего многообразия, широты отношений природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности;
- 2) актуализация комплекса естественных (визуальных, аудиаль-ных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характера) воздействий в процессе восприятия личностью природных объектов;
- 3) формирование способности личности эмоционально и дея-тельностно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их образами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т.д.).
Достижение высокого уровня сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- 1) актуализация активности школьников в самостоятельном поиске экологической информации. Необходимо сформировать у школьников высокую сенситивность к сведениям о мире природы, показать, из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться;
- 2) обучение школьников элементарным приемам и правилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно "открытые" сведения о "тайнах природы" оказываются наиболее личностно-значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Безусловно, педагог выступает как консультант школьника в потоке экологической информации, знакомит с научно-популярными материалами, доступными и интересными учащимся данного возраста, организует встречи с натуралистами, экологами, любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением кактусов, фотоохотой и т.д.
Приведенный в данном учебнике список литературы может служить определенным ориентиром для выбора педагогом научных источников, соответствующих запросам школьников.
Достижение высокого уровня сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- 1) стимулирование стремления школьников к непрагматическому взаимодействию с природными существами, общению, т.е. субъект-субъектному взаимодействию с ними;
398
- 2) формирование высокой сенситивности к проявлениям природных объектов, их "ответам" в процессе взаимодействия с ними.
Именно высокий уровень сформированного практического компонента в первую очередь характеризует людей с высокоразвитым субъективным отношением к природе.
Достижение высокого уровня сформированности деятелъностного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- 1) формирование сенситивности школьников к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны людей;
- 2) формирование готовности пойти на определенные жертвы, подвергнуться той или иной опасности ради природных объектов.
Деятельностный компонент отношения наиболее полно формируется в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией эмоционального отношения личности к миру природы с системой адекватных экологических знаний. Без подобной координации природоохранная активность школьников может оказать медвежью услугу природным объектам.
Например, обнаружив на поляне "брошенного", "выпавшего из гнезда" птенца, школьники часто стремятся ему "помочь" - поймать и выкормить. Не только дети, но и взрослые просто не знают, что подросших, но неумеющих летать птенцов (орнитологи называют их "слетками") родители продолжают выкармливать вне гнезда. Если птенцов удается поймать, они, как правило, погибают, поскольку выкормить их в искусственных условиях достаточно трудно, а если нет - они все равно подвергаются смертельной опасности: к ним привлекается внимание различных хищников, ведь единственное средство защиты таких птенцов - сидеть на земле тихо и незаметно.
Степень осознанности отношений. Педагогически целесообразно формировать осознанность отношений личности к миру природы на ранних этапах онтогенеза. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание поначалу будет вызывать у учащихся определенные трудности (это нелегко сделать и взрослым), однако в результате можно добиться повышения уровня осознанности их отношения к природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личностью своего экологического поведения.
Устойчивость отношения. Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за
399
счет непрерывности педагогического процесса. Если экологическое образование базируется только на периодических разовых акциях (День птиц, Экологический утренник, Неделя леса и сада и т.д.), то вряд ли можно добиться высокого уровня устойчивости отношения школьников к природе.
Требуется хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности учащихся с ориентацией не только на психологические особенности школьников данного возраста, но и с учетом "естественного календаря природы". Осенью это может быть сбор плодов и семян для зимней подкормки животных, изготовление кормушек и т.д. Зимой - подкормка зверей и птиц, знакомство с их следами, оставленными на снегу, и т.д. Весной - развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом - знакомство с миром растений и насекомых и т.д.
Уровень устойчивости отношения школьников к миру природы может контролироваться путем периодического тестирования школьников при помощи методик экологической психодиагностики. Такой эколого-психологический мониторинг позволяет также устанавливать индивидуальные особенности отношения школьников к природе, следить за динамикой уровня различных параметров этого отношения. Целесообразно проводить тестирование дважды в году - в начале и конце учебного года. Результаты тестирования позволяют также делать выводы об эффективности педагогического процесса.
400