Глава 28
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляются на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В 1968 г. в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную "Человек и биосфера". В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования.

В декабре 1971 г. в Швейцарии проходила Первая европейская рабочая конференция по природоохранительному просвещению, на которой, в частности, понятия "охрана окружающей природной среды" и "охрана природы" были определены как синонимы.

Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала Первая межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) в Тбилиси осенью 1977 г., которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982), Бече (1983), Москве (1987) и др.

В целом стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание "глобальной сети образования". Необходимо, чтобы все школьные системы включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание

389

взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе.

При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое можно выразить словами Е.П. Блаватской: "Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним"1.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор считает, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. "Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь"2.

Тем не менее до сих пор остаются актуальными слова О.Леопольда о проблеме охраны окружающей природы, сказанные еще в 30-х годах XX в.: "Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется всемерно расширять экологическое просвещение"3.

В период 70 -80-х годов, когда сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы:

  • 1) междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;
  • 2) систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
  • 3) единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды;
  • 4) взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Указанные принципы должны реализовываться при решении ряда специфических задач школьного экологического образования.

390

  1. Усвоение ключевых идей, понятий и научных фактов о природе, что позволяет определить оптимальное воздействие человека на природу сообразно ее законам.
  2. Понимание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного человека.
  3. Овладение практическими знаниями и умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
  4. Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
  5. Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
  6. Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной (антропогенной) среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

В конце 90-х годов под влиянием ряда объективных факторов (углубление экологического кризиса, рост общественного сознания, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

Основные итоги дискуссии:

  • Необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни; 2) активизация экологического движения; 3) применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры; 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью; 5) создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
  • Главное в экологическом образовании - формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Современное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для техникумов, институтов, университетов). Но все они рассматривают природные ресурсы (охрану недр, почв, вод), но не природу! Показательно, что термин "охрана природы" постепенно оказался вытесненным понятием "охрана окружающей среды", а по смыслу - "охрана окружающей человека среды", служащей фоном для его деятельности.

391

  • Для решения экологических проблем нужны новые формы экологического образования. Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: "Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке"... Сознание формируется в процессе деятельности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин "формирование сознания".
  • Необходимо "вернуться к природе" в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней - эта воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.
  • На природу нельзя отныне смотреть только как на материал, сырье труда и "окружающую среду", т.е. утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки - как к объекту. Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект". Иными словами, к природе необходимо подходить именно как к "миру природы".

392


1 Блаватская Е.П. Новый Панарион. - М., 1994. - С. 22.
2 Майор Ф. Воспитание - сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. - М., 1990.
3 Леопольд О. Календарь песчаного графства. - М., 1983. - С. 205.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.