Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, служение Отечеству, любовь к Родине. На воспитание именно этих качеств должно быть настроено все наше общество, каждая его ячейка. Тогда мы будем и в семье, и в школе, и в вузе воспитывать настоящих граждан своей страны, личностей. А уж они смогут выбрать для своей Родины наилучший путь развития. При этом для общества весьма важна преемственность духовных, личностных связей между поколениями в соответствии с известным афоризмом: "Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".
Интеллигентность вбирает в себя такие простые нормы нравственности, как совестливость, добропорядочность, честность, душевность, скромность, тактичность, уважительность, отзывчивость, правдивость и т.п., но она не сводится к ним, а включает и нравственные качества более высокого порядка: осознание самоценности интеллектуального творчества во имя народа, служение общечеловеческим идеалам, бескомпромиссность, гражданское мужество, подвижничество в борьбе за правое дело, общественные интересы, достоинство и интересы свободной личности. Развитой критический ум, социальная активность для защиты и приумножения общечеловеческих ценностей, как правило, определяют и нравственные качества человека. Мудрость и зрелость общества, в свою очередь, во многом определяются уровнем его интеллектуального и нравственного потенциала. От этого зависит и прогресс общества.
Для того чтобы быть интеллигентом, а не варваром, тунеядцем, антиобщественным элементом, необходимы постоянные трудовые, интеллектуальные и обязательно нравственные усилия. Причем вся трудовая, личная и общественная деятельность человека должна иметь духовно-нравственную направленность, основанную на собственной воле и глубоком самосознании. И всему этому должна благоприятствовать вся окружающая социальная и моральная среда.
Социальная природа и духовный труд истинной интеллигенции неотделимы от общенародных целей и интересов. Она не стремится подняться над народом недосягаемой элитой, а генерирует
387
культурно-творческую деятельность в различных слоях населения, воспроизводит, распространяет и сохраняет культуру, выработанную человечеством. От потенциала отечественной интеллигенции - интеллектуального, культурного и нравственного - во многом зависит ее способность ставить перед страной реальные тактические и стратегические задачи, намечать контуры будущего общества, что, в свою очередь, влияет на решение задач сегодняшнего дня.
- Что такое "экология культуры" по Д.С. Лихачеву?
- Как влияет культура на экологическую безопасность человека?
- Чем опасно технократическое мышление?
- Какова роль интеллигенции в формировании экологической культуры?
388