§ 2. РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, служение Отечеству, любовь к Родине. На воспитание именно этих качеств должно быть настроено все наше общество, каждая его ячейка. Тогда мы будем и в семье, и в школе, и в вузе воспитывать настоящих граждан своей страны, личностей. А уж они смогут выбрать для своей Родины наилучший путь развития. При этом для общества весьма важна преемственность духовных, личностных связей между поколениями в соответствии с известным афоризмом: "Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".

Интеллигентность вбирает в себя такие простые нормы нравственности, как совестливость, добропорядочность, честность, душевность, скромность, тактичность, уважительность, отзывчивость, правдивость и т.п., но она не сводится к ним, а включает и нравственные качества более высокого порядка: осознание самоценности интеллектуального творчества во имя народа, служение общечеловеческим идеалам, бескомпромиссность, гражданское мужество, подвижничество в борьбе за правое дело, общественные интересы, достоинство и интересы свободной личности. Развитой критический ум, социальная активность для защиты и приумножения общечеловеческих ценностей, как правило, определяют и нравственные качества человека. Мудрость и зрелость общества, в свою очередь, во многом определяются уровнем его интеллектуального и нравственного потенциала. От этого зависит и прогресс общества.

Для того чтобы быть интеллигентом, а не варваром, тунеядцем, антиобщественным элементом, необходимы постоянные трудовые, интеллектуальные и обязательно нравственные усилия. Причем вся трудовая, личная и общественная деятельность человека должна иметь духовно-нравственную направленность, основанную на собственной воле и глубоком самосознании. И всему этому должна благоприятствовать вся окружающая социальная и моральная среда.

Социальная природа и духовный труд истинной интеллигенции неотделимы от общенародных целей и интересов. Она не стремится подняться над народом недосягаемой элитой, а генерирует

387

культурно-творческую деятельность в различных слоях населения, воспроизводит, распространяет и сохраняет культуру, выработанную человечеством. От потенциала отечественной интеллигенции - интеллектуального, культурного и нравственного - во многом зависит ее способность ставить перед страной реальные тактические и стратегические задачи, намечать контуры будущего общества, что, в свою очередь, влияет на решение задач сегодняшнего дня.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое "экология культуры" по Д.С. Лихачеву?
  2. Как влияет культура на экологическую безопасность человека?
  3. Чем опасно технократическое мышление?
  4. Какова роль интеллигенции в формировании экологической культуры?

388

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.