Глава 27
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Академик Д.С. Лихачев ввел понятие "экология культуры". Предметом экологии культуры стали вещественно-культурные и воз-зренческие ценности, воздействующие на человека, такие как архитектурная, ландшафтная и материальная среда, а также аудиовизуальное, литературное и подобные им богатства.

В качестве дисциплины экология культуры призвана исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей. Это влияние может распространяться на организм человека и на его личность. Н. Ф. Реймерс считал термин "экология культуры", принятый нашим обществом, немного странным, поскольку дословная его расшифровка - "наука о доме культуры".

Иногда в термин "экология культуры" вкладывается содержание, связанное с ролью культуры (интеллигенции и интеллигентности) в решении экологических проблем.

Мы очень много говорим об экологическом кризисе, о деградации природы, но если внимательно присмотреться, глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовные ценности человека, который стоит на вершине пирамиды.

Экология человека - это прежде всего оздоровление духовно заболевшего человека и общества высокой нравственностью и высокой культурой. Только духовное возрождение общечеловеческих интересов и ценностей, а также нравственное очищение могут привести к гармонизации человека с окружающей природой.

В конечном итоге получается так, что разрушается не только природа: наибольший вред в результате упадка морали наносится и самому человеку. Нравственно-эстетическое сознание должно опираться на объективные реальные ценности. К таким ценностям принадлежит прежде всего наша культура. Именно поэтому вопросы экологической культуры и экологического воспитания становятся сегодня одними из самых насущных.

§ 1. ОПАСНОСТЬ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Еще не так давно мы с восторгом и упоением следили за темпами индустриализации. Густой дым из заводских и фабричных труб воспринимался как символ технического и социального прогресса,

384

а первые химические гиганты вызывали восторг перед могуществом человеческого разума. Техника стала интенсивно проникать в культуру. Появились новые термины: "искусственный интеллект", "компьютеризация образования", "автоматический перевод", "машинная музыка", "искусственная интеллигенция" и т.д. Одновременно с этим менялся образ самого общества, деформировалось мышление. Информация стала подменять базовые знания, а посредственное и поверхностное образование - культуру и духовные ценности. Такая трансформация человеческого интеллекта свидетельствует об асфиксии души - бездуховности и торжестве технократического мышления.

Что же такое технократическое мышление? Вот определение, предложенное В. П. Зинченко, весьма образное, хотя и крайне резкое по форме: "Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, символа над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей".

В последние десятилетия произошла качественная эволюция в общественном сознании, в его социально-философских оценках. Сегодня даже равнинная плотина, а не только дым промышленных предприятий, расценивается как губительница флоры и фауны, как фактор, отрицательно сказывающийся на здоровье человека. Вырубка леса под строительство города, прокладка канализации, трубопроводов и другие виды хозяйственной деятельности - это тоже индустриализация, если ее осуществлять без оглядки на природные факторы, если не учитывать того, что отрицательные последствия на природную среду могут подорвать ресурсную базу социально-экономического развития человечества, поставить под угрозу само существование жизни на Земле. На каждого жителя Земли в год приходится более 20 т промышленных и других отходов. В атмосферу ежегодно попадает более 200 млн т окислов серы и азота, сложных загрязнителей, особенно пагубных для человека, возрастает содержание в ней углекислого газа, выбрасываемого в год миллиардами тонн.

Решая глобальные проблемы человечества, мы каждый раз должны, с одной стороны, осознавать, что разрушительная мощь интеллекта

385

оценивается сейчас планетарными масштабами, с другой - при характеристике технократического мышления мы не должны отрываться от мысли о смысле человеческого бытия. Следовательно, главным достоинством прогрессивной образовательной системы должны быть гуманистическая направленность и ориентация на общечеловеческие ценности. Для представителей интеллигенции недавнего прошлого было просто необходимо знать иностранные языки, литературу, разбираться в живописи, искусстве. Такое воспитание развивало патриотизм, порядочность, умение сопереживать, отличать добро от зла. И уже на этом гуманистическом фундаменте впоследствии произрастали специалисты узких направлений. Знакомство с общечеловеческими ценностями позволяло им гораздо объемнее, шире, глубже воспринимать окружающий мир.

Постепенно прогресс обернулся по отношению к человеку да и к самой окружающей природе не добродетелью, а научно-техническим хищничеством. Сформировалось и воспиталось целое поколение людей с технократическим мышлением, для которых главное - повседневное выполнение плана, конкретных заданий. С годами эти люди, в частности многие занимающие высокие посты чиновники, потеряли способность мыслить общечеловеческими категориями, дегуманизировались, очерствели. Отсюда с такой легкостью уничтожаются земля, леса, отравляются реки, озера, моря, разрушаются материальные и духовные ценности, культура, нравственность.

Опасность технократического мышления связана с научно-техническим прогрессом, но не является следствием научно-технической революции.

Дело в том, что самые великие завоевания науки в различных сферах человеческой деятельности были осуществлены выдающимися умами и порождены нетехнократическим мышлением. Однако наблюдаемые в последние годы чрезмерно быстрое распространение и реализация результатов технократического мышления привели к тому, что по мере сближения с техникой наука отдалялась от человека. В результате всего этого в самом термине "научно-технический прогресс" не просматривался и не учитывался прогресс социальный.

Научно-технический прогресс стал самоцелью, но вне заботы о социальном развитии он со временем неизбежно станет бессмысленным. При внедрении любых технических средств в практику необходимо учитывать человеческий фактор, учитывать роль и значение этого средства для субъекта, для удовлетворения потребностей и интересов человека. Сегодня же техника рассматривает человека лишь как один из компонентов сложной социотехнической системы, а не как важнейшее центральное звено наиболее ценной и уникальной сознательной деятельности.

386

В настоящее время технократическое мышление, являющееся антиподом нового мышления, практически исчерпало свои возможности и без учета человеческого фактора, без заботы о социальном прогрессе может стать тормозом научно-технического прогресса.

387

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.