§ 2. НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ

В настоящее время в мире насчитывается 50 млн наркоманов. Наркомания представляет угрозу для всего человечества. Греческое narke означает оцепенение, mania - безумие, сумасшествие.

369

Сущность наркомании (а также ее социальное значение) наиболее полно выражается следующим определением: наркомания - социально опасное психическое заболевание, в основе которого - неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции так называемых "зон комфорта" в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, характерной чертой которого являются готовность больного к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества. Наркомания наносит обществу огромный нравственный и материальный ущерб.

Термин "наркомания" - частный по отношению к более общему - "токсикомания". Дело в том, что вызывать наркотическое состояние способны многие вещества, действующие на психику. И все они без исключения ядовиты. При этом среди них есть и такие, которые ранее как наркотические в медицине (с целью наркоза и обезболивания) никогда не применялись, - это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркогенные (токсические) вещества, хотя и относительно менее опасные, чем другие наркотики. И пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией. При этом употребление алкоголя и курение прокладывают путь другим наркотикам.

Вместе с тем термины "наркомания" и "токсикомания" в настоящее время употребляются и параллельно, для обозначения двух течений токсикомании как более общего явления; наркомания - пристрастие к "классическим" наркотикам (препараты опия, индийской конопли, южноамериканского растения кока и др.) и токсикомания - пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и всерасширяющегося круга веществ, способных воздействовать на психику, - от разного рода таблеток до бензина. Соответственно различается и круг наркоманов и токсикоманов (последние - чаще подросткового и юношеского возраста). Кроме того, для токсикомании (в данном ее понимании) свойственно более беспорядочное, чем при наркомании, употребление действующих на психику веществ, случайное их сочетание и т.д.

Вызываемые приемом наркотического вещества приятные ощущения и переживания становятся для употребляющего их человека ничем не заменимой самоцелью и уже не могут служить механизмом оценки реальных явлений, событий, объектов окружающего мира. В результате деятельность человека полностью подчиняется цели добыть и принять наркотическое вещество, а виды деятельности, имеющие иную цель, занимают подчиненное положение или полностью подавляются. Стимуляция наркотическим веществом "зон комфорта" - это сигнал о том, что удовлетворены все желания,

370

удовлетворены полностью, удовлетворены наилучшим образом. Поэтому-то и утрачиваются основания к какой-либо иной деятельности, кроме добывания и приема наркотического вещества, и не находится сил противостоять этому влиянию наркотика. Тем более что после запечатления в психике степени интенсивности приятного для человека раздражения "зон комфорта" никакой другой аналогичный эффект, вызываемый естественным, не химическим путем, удовлетворить его не может.

Первая стадия развития зависимости от наркотического вещества, когда человек начинает испытывать какую-то неудовлетворенность, ощущение или переживание нехватки чего-то необходимого, психологический дискомфорт.

После того как человек убеждается, что устранить подобное состояние можно лишь новыми приемами наркотиков, начинается вторая стадия развития зависимости - психическая, являющаяся основой и сущностью наркомании как особого болезненного состояния психики.

Третья стадия развития зависимости - физическая, нечто вроде острого неудержимого голода к наркотическому веществу, наступает позже.

Наркотики становятся не только стимуляторами, но и модуляторами субъективно приятных состояний психики. Стимулирующее их действие, как ясно из изложенного выше, заключается в прямом возникновении под их влиянием приятных ощущений. Модулирующее их действие заключается в усилении, акцентировании приятного действия других факторов. Например, в результате действия кокаина не только возникает ощущение особой бодрости, легкости, прилива сил, телесного благополучия - прямое его действие на "зоны комфорта", но и усиливается удовольствие от музыки, танцев, живописи и т.д. И даже вся поверхность тела начинает восприниматься как сплошная эрогенная зона.

В целом модулирующее действие наркотических веществ проявляется в том, что субъективно приятным содержанием наполняются основные психические процессы - и торможения (успокоение, безмятежность, умиротворение), и возбуждения (воодушевление, бодрость, приподнятость и т.д.). Это происходит потому, что наркотическое вещество как бы подключает "зоны комфорта" к наиболее активным на момент его действия процессам в центральной нервной системе.

Усиливающее действие наркотических веществ (и алкоголя) проявляется и в облегчении формирования приятных мыслей, представлений, фантазий о своей значимости, своих творческих возможностях, достижениях. Причем они постепенно могут образовать иллюзорный мир, оторванный от реальности. Переход из него, где все только приятно, в реальный мир, с естественным соотношением приятного и неприятного, с заботами и делами, переживается человеком

371

все более тяжело. И тем сильнее его стремление вернуться в иллюзорный мир посредством нового приема наркотиков. Особенно легко это происходит в том случае, если в жизни у человека какие-либо затруднения, а сам он не склонен активно их преодолевать и не способен получать удовольствие от самого процесса их преодоления.

Наркотические вещества отличаются не только по химическому строению, но и по характеру воздействия на психику, скорости развития и глубине вызываемой зависимости, влиянию на различные органы и физиологические системы. Например, зависимость от никотина развивается относительно быстро, но курение не вызывает нарушений психики. Вместе с тем оно весьма вредно для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, для пищеварения, нередко способствует возникновению рака легких, желудка и т.д. Алкоголь, напротив, вызывает выраженные психические нарушения, особенно в далеко зашедших стадиях. Развитие зависимости от него происходит медленнее, чем от никотина и тем более других наркотических веществ. Более опасные, чем алкоголь и никотин, наркотики (и в первую очередь героин, кокаин) вызывают очень быструю и интенсивную зависимость, которая ведет к дистрофии различных органов и тканей.

При первых пробах наркотического эффекта может и не быть, но "экспериментатор" - человек, так или иначе заставляющий новичка принять наркотик, настойчив. Наконец после 2- 5 проб новичок начинает входить во вкус и далее употребляет наркотик самостоятельно, не нуждаясь в уговорах. Наркотик не только становится объектом новой потребности (а стремление испытать наркотический эффект - ее потребным результатом), но и начинает доминировать в психике.

Впервые пробуя наркотическое вещество, человек нередко вообще не замечает никаких изменений в своем состоянии. Иногда наблюдается защитная реакция - головокружение, тошнота и другие неприятные ощущения. Однако постепенно наркотик ослабляет защитную реакцию. Проявление этого - возникающее после нескольких проб (от 1 - 2 до 5 - 8 или больше в зависимости от индивидуальных свойств центральной нервной системы, а также от природы наркотического вещества) особое состояние, получившее название эйфория.

Пережитое однажды состояние эйфории ставит человека в психологическую зависимость от наркотического вещества. В центральной нервной системе при этом возникает очаг патологического возбуждения, который для своего поддержания требует (почти в буквальном смысле) новых порций наркотика и постепенно начинает подавлять другие побуждения, отвоевывая себе в мо-тивационном поле личности все более важную роль.

Первым результатом становится неожиданно возникающее у человека желание испытать повторное действие наркотического

372

вещества. Это может случиться через некоторое время после окончания первоначального наркотического состояния (сначала с довольно длительным интервалом - от нескольких дней до нескольких недель). Характерно, что такое ощущение с большей вероятностью возникает при ухудшении самочувствия или настроения, при сильной усталости, т.е. при временном ослаблении психических процессов. И чем ярче был первоначальный эйфорический эффект, тем интенсивнее и скорее возникает желание испытать его вновь.

Психологическая зависимость от наркотического вещества (точнее - от вызываемого им наркотического эффекта) постепенно охватывает всю сферу психической деятельности, находя самые различные проявления. Во-первых, это крепнущее одобрительное отношение к самому наркотическому веществу и употребляющим его людям. Во-вторых, это отношение к наркотику как к ценности, все более значимой, оттесняющей на задний план все прочие. В-третьих, это сначала эпизодическое, а затем все более постоянное желание вновь ощутить и пережить наркотическое состояние. Постепенно наркотический эффект захватывает человека все больше и больше. И в результате у него не остается желания заниматься другими делами.

Однако даже если в этот период человек и сможет на время отвлечься от мыслей наркотического содержания, он начинает испытывать непонятное для него психологическое состояние - состояние как бы незавершенности какого-то действия: как будто он собирался что-то сделать, но не сделал и забыл о своем намерении, а какие-то беспокойство и неудовлетворенность сохраняются. Не понимая поначалу природу этого состояния, он мечется, испытывает психологический дискомфорт (т.е. психологическое недомогание), неспособность сконцентрировать мысли на чем-либо, избавиться от плохого настроения, превозмочь себя, для того чтобы выполнить какую-либо работу.

Если по каким-либо причинам употребление наркотического вещества не повторяется (сильное увлечение каким-либо новым делом, прекращение контактов с людьми, предложившими попробовать наркотик, переезд в другую местность и т.д.), эти явления постепенно сходят на нет. Хотя и через значительное время на фоне полного, казалось бы, благополучия и душевного равновесия желание принять наркотик может внезапно повториться.

Если человек продолжает употреблять наркотическое вещество, все описанные явления закрепляются и усиливаются. И он, наконец, постепенно осознает, что обходиться без наркотического вещества больше не в состоянии. Это узловой момент, определяющий его судьбу. Человек стоит перед выбором: порвать с наркотиком или плыть по течению. От результатов этой борьбы зависит дальнейшее его поведение.

373

Одни пытаются бороться со своей страстью, сдерживать себя, обращаются за помощью (к сожалению, это наиболее редкий вариант). Другие отдаются ей с охотой или вообще не задумываются. Третьи смиряются с судьбой и пытаются лишь как-то приспособить свое существование, распорядок дня, различные виды деятельности к этому новому и доминирующему фактору.

При этом большинство все же пытаются скрывать свое состояние от окружающих и сплошь и рядом делают это настолько успешно, что факт употребления наркотиков обнаруживается нередко лишь в связи с какими-либо противоправными действиями.

Отражением победы наркотической потребности в борьбе со всеми прочими становятся все более и более навязчивые мысли о наркотике. И наконец, наркотическая тематика становится главной, оттесняя все остальные мысли. Почти единственным содержанием разговоров больного с приятелями, от которых у него нет оснований таиться, становится обсуждение наркотического эффекта, анализ свойств различных наркотических веществ, а также тех или иных ситуаций, связанных с их добыванием или приемом, случаев из жизни наркоманов, воспоминаний об особенно интенсивном "приходе" и причинах этого.

На третьей стадии наркомании - стадии явного развития физической зависимости и нарастающего истощения организма - слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудение постепенно достигают крайней степени. Отчетливо видны признаки тяжелого отравления организма - кожа сухая, желтая, волосы и ногти ломкие, без блеска, человек выглядит намного старше своих лет - действительно, смерть быстрыми шагами настигает его.

Человек заслуживает жалости, хотя она и ослабляется мыслью о том, что он сам причинил себе этот вред, стал жертвой собственного поведения.

Вместе с тем жалеть наркомана окружающим его людям мешают и такие свойственные этому заболеванию изменения психики, как психологическая опустошенность, душевная холодность, неспособность к сочувствию и сопереживанию, к эмоциональному контакту с другими людьми, глубокий эгоизм. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям, что бы с ними ни случалось. Все это в совокупности называется психосоциальной деградацией личности. При употреблении летучих токсических веществ на первый план при этом нередко выходит прогрессирующее снижение умственных способностей, вплоть до слабоумия.

Поведение человека, которому предлагают попробовать наркотическое вещество, определяется наличием или отсутствием у него знаний о природе этих веществ, специфике их действия на психику и опасности наркомании как особого психического заболевания. Они явились бы основанием для выработки активной

374

антинаркотической позиции и формирования убедительных доводов в пользу отказа от приема каких-либо веществ, действующих на психику, изменяющих настроение, которые можно было бы противопоставить предложению попробовать наркотическое вещество. К этому же следует отнести присутствие среди окружающих людей с антинаркотической позицией, резко осуждающих наркотические вещества, и тех, кто их употребляет.

К сожалению, вовлечение в наркоманию происходит в условиях "молчаливого согласия" - то ли в результате незнания окружающими опасности наркомании, то ли вследствие их равнодушия, то ли по причине психологической неопытности, которая не позволяет им увидеть какие-либо признаки употребления наркотических веществ в среде, их окружающей.

Так или иначе, вовлекаемый в наркоманию часто оказывается в критической для него ситуации приобщения к наркотику один на один с опытным наркоманом, без поддержки общества, но нередко в присутствии одобряющей употребление наркотиков группы.

И вот наконец роковой шаг сделан. Непосредственные его мотивы могут быть различными: внутренне ориентированными (желание изведать новые ощущения или переживания, иногда стремление забыть жизненные трудности или освободиться от застенчивости, скованности в поведении); внешне ориентированными (любопытство к неизвестному занятию, стремление не отстать от приятелей, опасение показаться в их глазах "слабым", желание утвердиться в глазах тех, кто употребляет наркотические вещества и вместе с тем авторитетен для начинающего); некоторые подражают чуждому занятию, вообще не задумываясь, принимая наркотик "просто так". Вместе с тем сама обстановка, в которой находится начинающий наркоман, обычно способствует этому.

Даже если участник компании хорошо знает о вредном действии алкоголя, наркотических, токсических веществ, мотивы к их употреблению в связи с особенностями взаимоотношений в компании часто оказываются сильнее мотивов воздержания в связи с пониманием их вреда.

В чем же конкретно заключаются социальная опасность и вред наркомании?

Во-первых, наркоманы - объективно плохие работники, поскольку их физическое состояние неудовлетворительное, а периодически наступающая абстиненция (мучения при отсутствии наркотика) вообще выводит их из строя.

Во-вторых, наркоманы - субъективно плохие работники, поскольку все их помыслы связаны с наркотиком и главным содержанием мыслей являются способы его добывания.

В-третьих, наркоманы наносят обществу большой материальный ущерб, являясь источником несчастных случаев на транспорте, в общественном производстве, вызывая аварии и т.д. По зарубежным

375

данным, материальный ущерб от наркомании достигает ежегодно многих десятков миллиардов долларов.

В-четвертых, наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения, мотивированные необходимостью поиска средств на приобретение наркотиков, будучи готовыми ради них на любые поступки (воровство, грабежи, проституция, подделка документов, растраты и т.д.).

В-пятых, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможность вести нормальную жизнь, отравляя ее своим поведением, лишая семью средств к существованию.

В-шестых, наркоманы совершают тяжелое преступление по отношению к потомству, поскольку некоторые нарушения обмена веществ, связанные с употреблением родителями наркотиков, передаются детям. Кроме того, употребление наркотиков во время беременности непосредственно отравляет ребенка.

В-седьмых, наркоманы деградируют физически и морально и преждевременно погибают, не оправдав ожиданий, которые всегда связаны у родителей с рождением ребенка, у общества - с появлением нового гражданина. При этом наркоманы успевают втянуть в этот поток и других людей, в первую очередь молодежь. Кроме того, при использовании с наркотической целью некоторых средств бытовой химии происходит особенно быстрое разрушение психики (этому соответствует жаргонное выражение "самовыжигание"), и некоторое время (до смерти) наркоман, токсикоман ведет почти животное существование, являясь обузой для общества.

В-восьмых, употребление наркотических средств безнравственно само по себе, безотносительно к конкретным его осложнениям: для наркомана понятия "добро" и "справедливость" утрачивают свою значимость. Стремясь к очередному приему наркотического вещества, наркоман готов на любые ложь и обман, поведение его в ходе углубления наркотической зависимости все в большей степени направляется наркотическими интересами, все в меньшей - нравственными критериями.

Международное сообщество, начиная с начала XX в., пытается выработать совместные меры борьбы с наркоманией. В 1907 г. был создан Международный совет по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Существенным этапом явилось принятие в 1917 г. Гаагской конвенции, целью которой было введение во всех странах контроля за потреблением кокаина и препаратов опия.

Поскольку круг веществ, способных вызывать болезненное пристрастие, постоянно расширялся, возникла необходимость в более широком международном соглашении. Таким соглашением явилась Единая конвенция по наркотикам (1961 г.), которая упростила и унифицировала все более ранние соглашения на эту тему.

Действующая и в настоящее время, она ставит своей целью защиту населения земного шара от наркотических веществ (опийного

376

мака, конопли, коки, а также синтетических препаратов аналогичного действия). Контроль за ее осуществлением возложен на комиссию ООН по наркотическим средствам.

Единая конвенция по наркотикам дополняется конвенцией по психотропным веществам (1971 г.), которая охватывает опасные в плане наркомании препараты других типов, за которыми также необходим международный контроль. При ООН создан Международный совет по контролю за наркотиками, этими вопросами занимаются Отдел наркотических средств секретариата ООН, а также Всемирная организация здравоохранения и Интерпол.

Для предотвращения наркомании и токсикомании родителям необходимо выполнять три функции: первая - прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках; вторая - формировать у них убеждение во вреде наркотических веществ, в огромной опасности их употребления и фатальной неизбежности жестокой расплаты за это; третья - осуществлять текущий антинаркотический контроль.

Самостоятельность в поступках важна потому, что подросток, юноша или девушка могут знать о вреде алкоголя, наркотических веществ, но быть не в состоянии противостоять давлению приятелей, компании. Знание о вреде алкоголя и наркотиков может реализовываться в поведении лишь при достаточной самостоятельности человека. Текущий же антинаркотический контроль необходим для предотвращения каких-либо случайностей и принятия неотложных мер.

Самостоятельность поведения человека, особенно молодого, определяется наличием у него правильного понимания существа различий между компанией и коллективом, способности ориентироваться на требования всего общества, а не узкой группы людей, особенно если эти требования противоречат интересам общества.

Необходимо наличие разумного чувства опасности. Каждый человек должен понимать, что страх отнюдь не всегда служит признаком слабости или трусости. Напротив, в некоторых ситуациях - это полезное и необходимое чувство. Следует объяснять сыну или дочери, что герои отличаются от прочих людей не тем, что они не испытывают страха (в определенной ситуации это вообще было бы ненормальным), а тем, что способны его преодолеть ради высокой цели, а не просто, чтобы проверить себя. Есть ситуации и явления, бояться которых необходимо каждому, и к их числу относятся наркотики и их употребление, причем боязнь здесь не признак трусости, а проявление разумного к ним отношения. Вообще, при оценке какого-либо явления или ситуации, которые могут вызывать страх, надо обязательно решить: есть ли объективная необходимость действовать вопреки этому чувству или нет. Причем в качестве этой необходимости никак не может выступать желание заслужить одобрение какой-либо узкой группы людей.

377

Воспитанные таким образом подросток, юноша или девушка уже не будут во что бы то ни стало показывать окружающим свою "смелость", демонстративно совершая безрассудные поступки. Следует учитывать, что наркоманы и торговцы наркотиками вовлекают новичков в наркоманию, ловя их именно на этом стремлении, подначивая: "Тебе - слабо? Что, боишься?" Правильной реакцией на это, раз уж подобная ситуация возникла, будет твердый ответ: "Да, боюсь! Да, испугался!"

К этому можно добавить, что истинная смелость проявляется ради важных целей, полезных дел, и попросить разъяснить, какая именно важная цель стоит за предложением попробовать наркотик. Родители должны внушать своим детям, что именно наличием высокой цели герои отличаются от авантюристов, которые тоже порой могут проявлять смелость, действовать, несмотря на опасность, но делают это ради острых ощущений, а не в интересах дела. Смелость должна быть не только умной, но и честной.

И еще один важный момент. Каждый человек, и особенно молодой, должен правильно вести себя в ситуации спора и иметь к подобным ситуациям настороженность, понимая, что они нередко используются с целью обмана. Необходимо прививать сыну или дочери стремление специально обращать внимание на то, кто и с какой целью предлагает сделать что-либо на спор. Важно оценивать ситуацию спора не узко, на уровне самого предмета спора, а в более широком контексте: кому этот спор может быть выгоден и почему выгоден, чего именно человек этим спором хочет добиться.

В этом случае распространитель наркотиков уже не подловит новичка, предложив попробовать наркотики "на спор" ("спорим, ты этого не сделаешь", "спорим, ты этого не попробуешь" и т.д.). При этом важно также уметь оценивать реакцию окружающих, вовремя замечать ситуацию сговора, когда они поддерживают предложение, оказывая на новичка дополнительное давление или же настороженно ожидая его реакцию.

Такие ситуации следует воспринимать как опасные, любым путем надо стремиться их избегать, уйти от контакта с этими людьми под любым предлогом, воспользовавшись любой отговоркой, чтобы потом уже с ними больше не встречаться.

Важным условием самостоятельности поведения и устойчивости давлению группы, компании является уверенность подростка, юноши или девушки в поддержке своей семьи. Родители осознанно должны стремиться к тому, чтобы их детям с ними было лучше, чем с приятелями на улице. Важен не только интерес к делам сына или дочери вне дома. Подросткам нужны деловые, полезные советы о том, как вести себя в той или иной ситуации, особенно в сложной. К сожалению, порой они обсуждают с приятелями вопрос о том, как им лучше вести себя с "предками", чтобы добиться

378

от них чего-либо, вместо того чтобы обсуждать с родителями свои непростые взаимоотношения со сверстниками.

Необходимое доверие к семье возникает в случае, если ребенка всегда поддерживают в его делах и жалеют в случае какой-либо неудачи, даже если он сам в этом виноват, правда, сначала разъяснив ему существо его ошибки или неправильность действий. Критика обязательно должна быть такой, чтобы ребенок мог понять ее объективность и пользу, чтобы страх быть раскритикованным не заставлял его скрывать сам факт проступка. Кроме того, никогда нельзя делать критический акцент на личности ребенка - нужно критиковать лишь сами неправильные действия.

Необходимо помнить, что активность ребенка, подростка все равно найдет какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, выход ее будет и неожиданным, и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одновременно дать им возможность проявить себя в нем-то другом, но тоже для них интересном и полезном.

Следует иметь в виду также, что любые проявления активности привлекательны для человека. Противостоять какой-либо нежелательной активности можно лишь путем какой-то иной деятельности, но не бездельем.

И еще об одном должны помнить учителя и родители: для профилактики наркомании и токсикомании особенно важно осуществлять текущий антинаркотический контроль. Настороженность должны вызывать неожиданные изменения у сына или дочери направленности интересов - утрата внимания к прежним занятиям, непонятное охлаждение к предыдущим увлечениям, а также изменения круга общения - разрыв со старыми приятелями и увлечение обществом новых. При этом нужно немедленно выяснить, кто они и чем занимаются в свободное время.

Необходимо контролировать состояние, в котором подросток, юноша или девушка возвратились домой: нет ли необычной возбужденности или угнетенности, усиленного блеска глаз или, напротив, их затуманенности? Учителю следует обращать внимание на состояние, в котором ученики пришли в класс.

Важно вовремя обнаружить у сына или дочери какие-либо таблетки, ампулы, другие медицинские формы лечебных препаратов, приспособления для инъекции (уколов) - шприцы, специальные иглы, жгуты, химические вещества, особенно из класса органических растворителей, различные приборы (или их детали) для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов и т. п.

Важно также обращать внимание на изменения в поведении, которые происходят под воздействием повторных приемов наркотических веществ: ранее несвойственную вялость, заторможенность

379

или, напротив, повышенную возбудимость, раздражительность, агрессивность; постоянные колебания активности и настроения; перемены в худшую сторону во внешнем облике, манерах, почерке, показателях в учебе. Следует быть бдительным также в плане выявления наркотической заинтересованности и осведомленности, проявляющихся в разговорах подростка с приятелями, товарищами в классе.

Необходимо иметь понятие об изменениях самочувствия и поведения, которые могут наблюдаться у наркоманов в период лишения наркотиков и формирования абстинентного синдрома. Это немотивированные жалобы на боли в мышцах или суставах, общее недомогание, боли в животе, чиханье и слюнотечение без других явлений простуды.

В этот период такие подростки, юноши становятся беспокойными, особенно грубыми, раздражительными или подавленными; они могут совершать внешне неадекватные поступки, обусловленные поисками наркотиков. Нередко в период абстиненции они становятся вялыми, сонливыми. Меняется их внешний облик: наблюдаются бледность лица, резкое похудание, запавшие глаза.

Необходимо контролировать состояние домашней аптечки. При наличии в доме психотропных препаратов держать их следует в месте, недоступном для тех, кому они не назначены врачом. Следить также нужно за имеющимися в доме средствами бытовой химии. Помните, что и они могут быть предметом злоупотребления.

В литературе описаны пять основных "примет" наркомана.

  1. Ребенок неожиданно стал слишком активным (американские врачи называют это состояние "впадением в детство") или, наоборот, чересчур пассивным - гораздо дольше спит, чем обычно, с трудом просыпается и т.д. У него либо проснулся волчий аппетит, либо напрочь исчезло желание есть. Его часто тошнит, "водит" по квартире; он не может долго стоять, старается везде присесть на стул.
  2. Ребенок внезапно утерял интерес к тому, чем раньше увлекался, он чем-то все время занят, но результатов его труда не видно.
  3. На вопросы типа: "Что с тобой происходит?" - реагирует враждебно и агрессивно, запираясь на целый день в своей комнате. Из квартиры пропадают вещи и деньги.
  4. Ребенок как-то сразу забросил всех своих старых друзей и обзавелся новыми, с которыми вас не знакомит. Подолгу говорит с ними по телефону, понижая голос.
  5. Ну и наконец, если вы почувствуете запах химических препаратов от одежды подростка, обнаружите следы раздражения возле носа и рта (при употреблении конопли краснеют глаза) или следы уколов на руках, немедленно проконсультируйтесь с врачом-наркологом. Не дожидайтесь, пока у вас на балконе дети начнут выращивать марихуану. Согласно статистике 14% подростков становятся наркоманами "после первого раза".

380

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.