Глава 19
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ

§ 1. РИМСКИЙ КЛУБ И ДОКЛАД "ПРЕДЕЛЫ РОСТА"

Во второй половине XX в. перед человечеством встали проблемы, которые носят глобальный характер. В отличие от местных проблем каждого государства анализом и разработкой предложений по решению этих проблем занимаются в настоящее время тысячи специалистов в разных странах и ряд научных организаций.

Вопросы перспектив развития человечества, предотвращения негативных последствий научно-технической революции, экологические проблемы впервые серьезно анализировались в докладах Римского клуба.

Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных деятелей и деловых людей более чем из 30 стран мира, обеспокоенных перспективами развития человечества. Римский клуб был основан итальянским бизнесменом Аурелио Печчеи в 1968 г. Усилия членов Римского клуба нацелены на решение актуальных проблем современности путем разработки нового направления в их изучении, получившего название глобальное моделирование. Так возникла новая наука глобалистика, изучающая проблемы всего человечества без разделения на Запад и Восток, Север и Юг и т.д. с помощью моделирования на ЭВМ.

Аурелио Печчеи - искренний искатель "глобальной истины" - родился в Турине (Италия) в 1908 г. Оканчивая университет и уклонившись от вступления в фашистскую партию, он следующим образом сформулировал цель своей будущей деятельности: "Я - не более чем крошечная частица всеобщей целостности, всего того, что составляет жизнь на Земле. И лучшее, что я смогу сделать за свое краткое пребывание в человеческой колонии, - это прожить как можно более полезную с точки зрения моих собственных принципов и убеждений жизнь, в меру моих сил попытаться улучшить положение вещей в этом мире и, что самое важное, никогда не поступать с другими людьми и вообще с живыми существами так, как я не хотел бы, чтобы они поступали со мной".

Заинтересовавшись опытом Октябрьской революции, А. Печчеи побывал в Советском Союзе, однако не считал себя ни марксистом, ни

259

последователем какой бы то ни было другой идеологии, поскольку, по его мнению, "богатство мыслей, полученных нами в наследство от Маркса и других великих философов и мыслителей прошлого, должно быть развито и дополнено в соответствии с новыми условиями, характерными для нашего времени".

Во время Второй мировой войны А. Печчеи примкнул сначала к антифашистскому фронту, а потом к движению Сопротивления. В 1944 г. он был арестован фашистами. При аресте у него нашли планы боевых действий, шифры и ключи к ним. "Я был здоров, как бык, - пишет Печчеи, - и смог не один день выносить жестокие нацистские пытки". Освободители узнали его по пальто, так как его лицо от истязаний изменилось до неузнаваемости, и за применение пыток к политическим заключенным партизаны приговорили полицейских главарей к смерти. Далее А. Печчеи пишет: "Я искренне благодарен судьбе за то, что именно там, в тюрьме, в нечеловеческих условиях, получил я самые наглядные в моей жизни уроки человеческого достоинства и мужества. И моими учителями оказались на первый взгляд скромные и простые люди. Им не от кого было ждать поддержки и помощи. Единственной опорой мужества были для них их собственные убеждения и человечность. Именно тогда, наверное, я впервые осознал, что доброе начало подспудно таится в человеке и лишь ждет освобождения, и что современное общество должно научиться давать выход этим добрым силам".

А. Печчеи решительно отвергал любые должности и награды, будь то экономические или политические, если мог истолковать их как своего рода компенсацию за то, что он делал по долгу свободного гражданина в трудные для страны годы. В частности, он отказался от предложения американского военного командования выписать себе чек на сумму, в которую он оценивает свои исключительные заслуги в борьбе с фашизмом.

После войны он работал в фирме "Фиат" в Италии и Латинской Америке, затем создал консультационную фирму "Италконсульт", потом стал управляющим фирмы "Оливетти".

Тот, кто однажды напишет историю осознания человечеством своего будущего, возможно, отметит середину 1960-х годов как начало нового периода, связанного с развитием в людях озабоченности и сознательного беспокойства за свою судьбу. По мере сил Аурелио Печчеи старался способствовать пробуждению этих чувств и искал людей, способных помочь ему в осуществлении его проектов. И возможно, одним из наиболее ярких проявлений этих тенденций явилось создание Римского клуба, основной целью которого стало изучение того нового положения, в котором оказался человек в век своей глобальной империи.

В 1967 г. Аурелио Печчеи окольными путями вышел на генерального директора по вопросам науки Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Александра Кинга. "Все началось с того, - рассказывал потом А. Кинг, - что один мой коллега, ученый из Советского Союза, листая журнал в ожидании самолета в одном из аэропортов, случайно наткнулся на статью о выступлении А. Печчеи на конференции

260

промышленников в Буэнос-Айресе. Заинтересовавшись прочитанным, он послал мне в ОЭСР этот журнал с краткой припиской: "Над этим стоит поразмыслить". Я тогда впервые услышал имя Печчеи, и оно мне ничего не говорило. Я навел о нем справки и немедленно написал, предложив встретиться. А примерно через неделю уже состоялся наш первый разговор". А. Кинг и А. Печчеи поняли друг друга с первого слова. Обсудив возможные подходы к исследованию проблематики в контексте мировой системы, они решили поделиться своими соображениями с учеными, экономистами и социологами. Заручившись финансовой помощью Фонда Аньели, А. Печчеи вместе с А. Кингом выбрали около 30 европейских естественников, социологов, экономистов и специалистов в области планирования и написали им, предложив всем приехать 6 - 7 апреля 1968 г. в Рим для обсуждения многих вопросов. Они надеялись, что эта встреча и создание Римского клуба станут волнующим событием в духовной жизни человечества.

А. Печчеи обратился к президенту основанной в 1603 г. и, следовательно, старейшей из ныне существующих академий - Национальной Академии деи Линчей - с просьбой предоставить им свое помещение, которое было бы достойным местом для этого совещания. Президент любезно отдал в их распоряжение виллу Фарнезина - прелестный дворец в стиле ренессанса, окруженный прекрасным парком с ливанскими кедрами, кипарисами, зарослями лавра и вечнозеленых кустарников и изумительно расписанный внутри такими великими мастерами, как Рафаэль, Себастьяно дель Пьомбо (1485 - 1547) и Соддома (1477-1549).

Как гласит история этой академии, основатели ее были молоды и "одержимы пылкой любовью к науке, которая еще более распалялась лекциями и опытами прославленного Галилео. Их самым сильным желанием было постигнуть тайны природы, проникнуть в них с вкрадчивостью рыси. И даны были их союзу лапы рыси, изображенные на древнем гербе Академии, и имя "Линчей" (рысь)". А. Печчеи был уверен, что успехи основателей академии и их устремления вдохновят собравшихся, и ощущал под сводами Академии дух высокой гуманности. Однако двухдневное обсуждение показало, что многие светила в узких областях науки в тот момент не были способны осмыслить общечеловеческие проблемы. Стало ясно, что не может быть и речи о единодушии между участниками даже в отношении самых общих, предварительных положений. "Эта встреча, - с грустью констатировал позднее А.Кинг, - закончилась монументальным фиаско". Однако горсточка наиболее стойких ее участников сомкнула ряды и решила продолжить и углубить обсуждение, не смирившись с поражением. По окончании совещания они собрались в доме А. Печчеи и сформировали "постоянный комитет", куда вошли А.Печчеи, А.Кинг, Э.Янч, М.Констамм (голландский эксперт по международным проблемам), Ж. Сэн-Жур (эксперт по вопросам экономики и финансов французской социологической школы) и Г. Ти-ман (глава Баттелевского института в Женеве). Так родился Римский клуб.

261

Римский клуб зарегистрирован в кантоне Женевы как гражданская ассоциация, не преследующая цели получения прибыли. Президентом был избран А. Печчеи, а после его смерти в 1984 г. - А. Кинг. Обычно Римский клуб проводит одно пленарное заседание в год. Остальное время он действует как "незримый колледж" - неформальное сообщество людей, объединенных научными интересами, члены его стараются поддерживать между собой постоянные контакты и по мере необходимости встречаются, организуя нечто вроде специальных узких дискуссионных групп. Сейчас в составе Римского клуба около 100 человек.

Цели Римского клуба были сформулированы следующим образом.

  1. Добраться до самых корней истинных проблем нашего мира.
  2. Способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества, мыслили глобально, не ограничиваясь национальными рамками.
  3. Стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы способствовали исправлению нынешней ситуации. Решить большинство глобальных вопросов страны могут лишь объединив свои усилия.

Члены Римского клуба абсолютно убеждены, что судьбы всех нас, наших детей и детей наших детей зависят в конечном счете от того, как будет решаться проблематика всего мира в целом, причем в гораздо большей степени, чем от решения других более узких, хотя и не менее важных и неотложных проблем. Так определилось призвание Римского клуба - быть катализатором решения глобальных проблем человечества.

В 1970 г. к работе клуба подключился профессор Джей Форрестер из Массачусетского технологического института (США). Используя разработанный им метод системной динамики, он построил примитивную, но достаточно всеобъемлющую математическую модель, которая могла грубо имитировать развитие мировой ситуации с помощью пяти основных взаимозависимых переменных: численности населения, объема капиталовложений, использования невозобновимых ресурсов, производства продовольствия и загрязнения среды.

Первая математическая модель мира "Мир-1" состояла из 42 нелинейных уравнений, описывающих взаимосвязь между выбранными переменными. Затем Форрестер разработал модель "Мир-2" и принялся за ее исследование. Изучение пяти выбранных критических параметров и их взаимодействия на все более высоких уровнях предвещали неминуемую катастрофу и требовали немедленных мер, направленных на то, чтобы приостановить опасную склонность человеческой системы к росту.

Молодой помощник Форрестера профессор Деннис Л. Медоуз возглавил группу, которой предстояло превратить модель

262

"Мир-2" в модель "Мир-3", получившую впоследствии достаточную известность. Средний возраст ученых в многонациональной группе Д.Медоуза не превышал 30 лет. Общая стоимость проекта составила 250 тыс. дол. - небольшая сумма для работы такой важности.

12 марта 1972 г. в Вашингтоне была впервые представлена книга "Пределы роста. Доклад Римскому клубу" (Медоуз Д. и др.). В ней утверждалось, что при сохранении нынешних тенденций роста общественного продукта в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще можно избежать катастрофы, отмечалось в докладе, если принять меры по ограничению и регулированию этого процесса и переориентации его целей.

Концепция ограниченности Земли отнюдь не нова, однако вывод доклада, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и предел человеческой экспансии, шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на материальный рост и провозглашал, по сути, призыв к новому стилю мышления. Культура развитых стран была и остается потребительской культурой, которая не только не желает считаться с реальными возможностями жизнеобеспечения на планете, но и бездумно расточает ее ресурсы. Как писал А. Печчеи, главными рассадниками расточительства явились сверхразвитые страны и регионы, породившие неуемную склонность к потребительству - живое свидетельство их вырождения.

Доклад Д. Медоуза показал, что пределы роста есть, но каковы они и где именно находятся - это предстоит еще выяснить. Ни один здравомыслящий человек больше не верит, что старая добрая м:атушка-3емля может выдержать любые темпы роста. Концепция роста постепенно стала уступать место концепции экологически устойчивого развития (см. главу 21).

Как отмечал А. Печчеи, истинные пределы человеческой экспансии определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. Спеша подчинить себе все и вся, люди атаковали и незаметно видоизменили саму ткань жизни на планете, растянув и истончив тем самым основы своего существования. Неустанно распространяя по планете наш искусственно созданный мир, мы оккупируем, застраиваем и покрываем асфальтом все большую и большую часть земной поверхности, нагромождаем повсюду горы отбросов и отравы, попутно уничтожая или лишая естественного жилища сотни и тысячи живых существ. В результате мы безжалостно подавляем, притесняем и уменьшаем генетический фонд биосферы. Мы все больше и больше нарушаем естественное равновесие между отдельными

263

видами, внося тем самым уже качественные, а не просто количественные изменения в биологические основы жизни на планете.

В сущности, мы даже не в состоянии оценить, как в конце концов скажутся на человеке и его психике это обеднение, искажение и регресс генетического богатства природы. Мы даже не знаем, существуют ли границы, в пределах которых мы можем чувствовать себя в относительной безопасности, спокойно продолжая нынешнюю деятельность, ждет ли нас (и какое) наказание, если мы переступили этот порог.

Существуют и внутренние пределы роста, поскольку и психическим и умственным способностям человека также свойственны различного рода ограничения. Поэтому проблема пределов роста нашей цивилизации и человеческого развития является, по сути, проблемой главным образом культурной. То, что человечество своевременно и заблаговременно не осознало и не оценило внешних и внутренних пределов своего роста, представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. В силу нашей культурной незрелости возник тот хаос, в котором оказалась вся человеческая система. Кроме всех прочих пределов нашему дальнейшему стабильному росту препятствуют сама социально-политическая архитектура и философские основы существующего общества.

Чтобы не погибнуть, человечество должно быстро трансформировать свое мировоззрение, приостановить увеличение численности населения и коренным образом изменить стратегию технического развития.

Миф о возможности безграничного роста потребления начал постепенно спадать, как проколотый воздушный шар, и доклад Д. Медоуза сыграл в этом немалую роль. Он был издан примерно на 30 языках тиражом около 4 млн экземпляров - уровень поистине невероятный для книги научно-популярного характера. Более 1000 учебных курсов в университетах и колледжах использовали этот доклад в качестве учебного пособия, что свидетельствовало об определенной поддержке его в научном мире. Дебаты вокруг доклада Д. Медоуза ширились, и общественность проявляла все более глубокую озабоченность возможными последствиями роста человеческой цивилизации. Повсюду проходили конференции, семинары, круглые столы и телевизионные дискуссии. Были написаны тысячи статей. Делались запросы в парламентах.

Все эти проблемы в ряде стран стали предметом разногласий внутри политических партий, горячо обсуждались в Комиссии европейских сообществ, в Японии, Канаде и Австрии, в руководстве многонациональных корпораций. В частности, на Стокгольмской конференции по вопросам окружающей среды (1972 г.), где собрались представители 113 стран, эта концепция была категорически отвергнута представителями в первую очередь развивающихся

264

стран, в которых громадные массы населения существуют за чертой бедности. В итоговом документе конференции отмечалось: "Менее развитые в промышленном отношении страны не могут отказаться от роста и преобразования во имя сохранения природных ресурсов или ради охраны природной среды".

Каждый год публиковались доклады Римскому клубу. В 1977 г. был опубликован пятый доклад Римскому клубу "Цели для человечества", написанный под руководством американского философа, специалиста в области кибернетики и писателя Эрвина Ласло. В докладе отмечалось, что реально может достигнуть в обозримом будущем человечество в ходе своей эволюции, и к каким идеалам оно должно стремиться. До настоящего времени традиционными источниками идеалов всегда были религиозные и гражданские системы взглядов и мировоззрение. Сейчас зарождаются два новых источника: ощущение глобальности общечеловеческих проблем и осознание новой роли человека как лидера всей жизни на Земле. Стоит задача соединить эти проистекающие из разных источников идеалы, чтобы создать для человека необходимые для его самоудовлетворения моральные стимулы и творческие стремления и направить их на достижение целей, которые соответствовали бы духу и потребностям нашего времени.

А. Печчеи так сформулировал шесть целей для человечества.

  1. Определение внешних пределов экспансии человека.
  2. Определение внутренних пределов адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни.
  3. Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций, которые совершенно справедливо объявлены в последние годы ключевыми моментами человеческого прогресса и самовыражения.
  4. Создание мирового сообщества, поскольку суверенное национальное государство не может более идти наравне с ходом времени, требующим решения наднациональных проблем.
  5. Обеспечение человечества жильем - размещение все увеличивающегося числа людей и создание соответствующей инфраструктуры.
  6. Создание всемирной производственной системы.

Седьмой доклад Римскому клубу "Нет пределов обучению", написанный преподавателем Гарвардской высшей школы образования (США) Дж. Боткиным, профессором университета им. Мохамеда V (Марокко) М. Эльманджрой и профессором Бухарестского университета М. Малицей, был опубликован в 1979 г. В нем отмечалось, что в настоящее время наблюдается глубокий разрыв между всевозрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, обусловленной традиционной формой образования. Именно этот разрыв ведет, по мнению авторов, к тем затруднениям человечества, которые на

265

протяжении последних лет являются предметом острых идейных дискуссий. Для конструктивного решения этих проблем необходимо коренным образом пересмотреть существующие методы обучения, ввести так называемое "инновационное обучение", основанное на предвидении, проектировании и активном участии людей в создании своего будущего.

В 1992 г. вышло фундаментальное исследование "За пределами роста" - продолжение написанной теми же авторами книги "Пределы роста", ставшей в 1972 г. международным бестселлером.

В своей новой работе Д. Медоуз и ее коллеги приводят неоспоримые доказательства того, что при сохранении пагубных тенденций разрушения природных систем и игнорировании законов устойчивого развития глобальная катастрофа на Земле неизбежна. Вместе с тем, используя методы системной динамики, математического моделирования, авторы показывают, что переход к устойчивому обществу еще возможен. Для этого необходимо принять комплекс мер в области защиты окружающей среды, экономики, социальной психологии и т.д.

Результаты расчетов различных сценариев развития человечества по программе "Мир-3" приведены на рис. 19.1 - 19.4.

266

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.