В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70-80-х годах XX в..
В 1991 г. принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Он содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить на три части:
- охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
- предупреждение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
- оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества.
256
Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды - предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение.
Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.
Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причи-нителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином.
В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель - обеспечить экономический интерес природопользователя
257
к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование, льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологически чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы за пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один - за изъятие, потребление природного вещества, второй - за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех формах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.
Важную роль приобретают отраженные в законе принципы международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.
В Москве, например, запрещено применять этилированный бензин. Московский комитет по охране природы с 1989 г. ввел круглосуточное дежурство экологической скорой помощи (тел. 952-72-88), задача которой оперативно реагировать на сообщения о загрязнении воздуха, воды или почвы. Более 150 экологически вредных предприятий Москвы либо останавливались, либо были закрыты.
10 января 2002 Президент РФ подписал Федеральный Закон РФ "Об охране окружающей среды". Ныне он вступил в силу.
- Что включает в себя система природоохранных мер?
- Как осуществляется природоохранная деятельность в США?
- Как осуществляется экологическая экспертиза в США и Японии?
- Как осуществляется природоохранная деятельность в Японии?
- Как осуществляется природоохранная деятельность в России?
258