В конце 60-х - начале 70-х годов XX в. в результате исключительно быстрого роста японской экономики и вступления в строй все новых и новых предприятий по масштабам загрязненности окружающей среды Япония опережала другие страны. Были обнаружены случаи массовых неизлечимых заболеваний и даже гибели людей в результате повседневного вдыхания ими воздуха, отравленного вредными отходами предприятий и потребления воды, содержащей ядовитые вещества. Страна узнала тогда о таких страшных явлениях, как болезнь Минамата, возникающая при попадании в пищу соединений ртути, о массовых заболеваниях астмой в результате загрязнения воздуха отходами нефтекомбинатов.
Под давлением общественного мнения в 1967 г. парламент утвердил "Основной закон о контроле над загрязнением среды". На его базе в последующие годы был принят ряд других экологических законов. В Японии родилась идея новых прав человека - права на жизнь в здоровой окружающей среде. Японская практика показывает, что результатов в охране окружающей среды можно ждать только тогда, когда государство, местная администрация, народ начинают думать об охране природы, действовать согласованно. Жесточайшие экологические законы, введенные руководством страны, по загрязнению воды, атмосферы, шумам, вибрациям, запахам послужили одним из краеугольных камней японского экономического чуда. Экология заставила промышленников искать новые пути, переходить на новые энерго- и ресурсосберегающие, а также безотходные технологии. Важную роль в охране природы играет экологическая экспертиза промышленных и социальных проектов.
Экологическая оценка проводится по следующим пунктам.
254
- Семь видов нарушения окружающей среды: загрязнение воздуха (соответствие допустимому уровню), загрязнение воды (сравнительно с допустимым уровнем), загрязнение почвы тяжелыми металлами и химическими соединениями, оседание грунта, уровни шума, вибрация, неприятные запахи.
- Влияние на естественную природу и культурные памятники: воздействие на живую природу и обеспеченность среды элементами живой природы, воздействие на культурные памятники, ландшафт (стандарт озелененности и ряд требований к эстетичности).
- Пять видов влияния на социально-экономическую систему: затененность соседних домов (соответствие стандарту), создание помех для радиоволн, утилизация и захоронение твердых отходов, влияние на коммуникации, степень безопасности.
В Японии имеются стандарты, которые трудно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории. Минимальное значение, равное 1, получают территории, не имеющие зелени; фермы, луга, травяные газоны, поля, сады имеют индекс от 2 до 4; заросли кустарников и бамбука - 5; посадки деревьев - 6; молодой вторичный (посаженный) лес - 7; старый посаженный лес - 8; первичный лес - 9; особо ценный первичный лес - 10. После завершения строительства объекта средний индекс освоенной территории должен быть не ниже 6. Следовательно, чтобы компенсировать залитые асфальтом участки, строители должны сажать деревья.
Стандарт затенения требует, чтобы суммарное время затенения новостройкой окон прилегающих домов не должно превышать 2 ч в сутки в любое время года. Из-за этого приходится строить дома причудливой формы, напоминающие пирамиды.
Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются также порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.
Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы позволяет интегративно оценить качество среды (качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).
Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе. Последнее возможно после наделения местных органов власти достаточными правами.
В Японии существует система строжайшего контроля за выполнением стандартов. Важное место в организации контроля за состоянием
255
окружающей среды занимает автоматизированная система мониторинга. Уже в 1970 г. в Японии насчитывалось 10700 постоянных и временных служб мониторинга, в том числе примерно 4300 станций наблюдения за качеством воды, 2300 станций наблюдения за качеством воздуха (уровней окислов серы и азота, взвешенных частиц и окиси углерода) и 9100 станций, измеряющих уровни шума и вибрации. Не найдено пока радикальных способов устранения таких неприятных последствий технического прогресса, как постоянные шумы транспортных средств и предприятий, а также шумы, создаваемые находящимися в индивидуальном пользовании населения музыкальными инструментами, телевизорами, радиоприемниками.
Жалобы населения в местные органы власти на шумы составляют примерно 30% общего числа жалоб, на зловоние - около 20%. Самое серьезное внимание в Японии уделяют неприятным запахам, источниками которых являются животноводческие фермы (26%), индустрия сервиса (21 %), промышленные предприятия (13%), хозяйство соседей (10%), канализация (7%). После введения стандартов количество выбросов легковыми автомобилями снизилось в 1975 г. по окиси углерода - в 20 раз, по углеводородам и окиси азота - в 12, по серному ангидриду - в 5 раз.
Общество в Японии усвоило и приняло как руководство к действию новую экологическую идеологию. Сегодня один из краеугольных камней государственной политики Японии - сохранение ее чистой для себя и будущих поколений. Вся страна, в том числе инженеры, думает об экологических проблемах. Впрочем, вне Японии японские представители выступали против создания заповедника для китов, т.е. за дальнейшее их уничтожение, а японские бизнесмены поощряют уничтожение тропических лесов в Юго-Восточной Азии.
256