§ 2. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В США

Загрязнение окружающей среды стало в США одной из важнейших социально-экологических проблем. Такое загрязнение наносит ущерб не только природным богатствам, но и непосредственно хозяйству страны, ставит под угрозу здоровье, жизнь и благополучие населения. Масштабы его составляют 3 - 5 % от ВВП (данные на 1990 г.). С 1 января 1970 г. в США вступил в силу закон о национальной политике в области окружающей среды, призванный открыть новую эру во взаимоотношениях американского общества и окружающей среды, стать первой ступенью к тому, чтобы "создать и поддерживать условия, при которых человек и природа могут существовать в продуктивной гармонии" (с начала 70-х годов были приняты или обновлены экологические законы: закон о чистом воздухе, закон о чистоте водной среды, закон о борьбе с шумом, закон о безопасности питьевой воды и др.).

В США ведется выявление и изучение районов, потенциально подверженных влиянию вредных выбросов. В список внесено 1200 неблагополучных районов. На проведение экологических работ были выделены значительные средства, которые в 1992 г. составили 110 млрд дол.

В результате законодательной активности - основного инструмента экологического регулирования в США - и финансовых затрат в целом удалось добиться определенного позитивного изменения в имевшей место тенденции к деградации природной среды. Наиболее значительные успехи были достигнуты в деле ограничения загрязнения воздуха отработавшими газами автомобилей, хотя в ряде городов (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.) состояние воздушной среды все еще остается неблагополучным.

Уменьшилось и загрязнение воды в национальном масштабе, хотя во многих штатах по-прежнему эта ситуация остается неблагополучной.

В последние годы в государственном регулировании природопользования наметилась тенденция к принятию мер, которые предупреждали бы нежелательные последствия для окружающей среды в ходе хозяйственной деятельности, к внедрению превентивных методов борьбы с загрязнением среды. Главное место при этом отводится механизму экологической экспертизы, проводимой по инициативе и под контролем государства. Экологическую экспертизу можно определить как комплекс мер юридического и экономического

252

характера, предшествующий реализации конкретных проектов, и хозяйственных планов в целом в целях оценки их возможности и приемлемости с точки зрения воздействия на окружающую среду.

Сложившийся в США в течение 70-80-х годов XX в. механизм экологической экспертизы включает в себя:

  • экологическую экспертизу хозяйственных проектов с целью корректировки их экологических параметров или принятие альтернативного варианта, более полно отвечающего природоохранным требованиям;
  • экологическую экспертизу действующих предприятий в форме предоставления разрешения на их эксплуатацию или модернизацию;
  • экологическую экспертизу новой продукции.

Американские специалисты считают, что учесть экологические факторы на стадии проектирования - значит существенно сократить расходы на охрану окружающей среды. Ряд исследований, проведенных в США, показали эффективность экспертной оценки проектов как с природоохранных, так и с экономических позиций. Затраты на экологическую экспертизу хозяйственного проекта составляют десятые доли процента от стоимости его реализации, а общие расходы на охрану окружающей среды - не более 3 % от ассигнований на внедрение проекта. Экономические результаты экологической экспертизы значительно превосходят эти затраты. Однако иногда результаты экологической экспертизы приводят к отказу или отсрочке выполнения представленных проектов.

В среднем в США ежегодно проводится экологическая экспертиза для 1 тыс. новых федеральных проектов, при этом временная или частичная приостановка выполнения проектов, запрет на их осуществление касаются не более 2 - 3% их общего числа.

Принимаются меры государственного контроля за экологическими параметрами новой продукции, в том числе автомобилей, продуктов питания, косметики, химикатов и др. Введены предельные нормы на применение пестицидов в сельском хозяйстве.

В экономической политике государства в области охраны окружающей среды существенное место занимают рычаги побудительного характера (субсидии, займы, налоговые льготы, долгосрочные ссуды). Наряду с этим применяются платежи и штрафы за ее загрязнение. В принятом в США законодательстве предусмотрены суровые меры наказания для нарушителей: наиболее злостные нарушения, например законов об охране водной среды и воздушного бассейна, караются штрафом до 25 тыс. дол. за каждый день нарушения, а в рамках уголовной ответственности - до 2 лет тюрьмы. Одной сталелитейной корпорации сброс в реку отходов обошелся в 34 млн дол.

Хотя затраты на охрану окружающей среды сказались на замедлении темпов роста эффективности общественного производства в США, экологические программы способствовали созданию сотен тысяч рабочих мест. Экологическое регулирование становится дополнительным

253

стимулом структурных преобразований в экономике и дальнейшего научно-технического прогресса. Создается новая отрасль промышленности, производящая технические средства и разрабатывающая экологически чистые технологии и методы борьбы с загрязнением. Исследование 200 новых экологически чистых технологий, уже внедренных в разных странах, показало, что при их использовании одновременно со снижением уровня загрязнения среды примерно на 50 % уменьшаются затраты энергии и ресурсов. В черной металлургии именно в 80-е годы XX в. завершился перевод металлургических предприятий на кислородно-конверторное производство, отличающееся лучшими экологическими характеристиками по сравнению с мартеновским. Получает все большее распространение и электрометаллургическое производство.

254

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru