Глава 9
ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ

Наряду с энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством и строительством на окружающую среду существенное воздействие оказывает транспорт. Транспорт всегда играл важную роль в жизни человечества, но особенно его роль возросла в XX в. Расстояние между любыми двумя точками земного шара можно преодолеть за несколько часов.

Различают следующие основные виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, магистральный трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы).

В настоящее время земной шар покрыт густой сетью путей сообщения. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 11,5 млн км, воздушных линий - 5,3 млн км, железных дорог - 1,3 млн км, трубопроводов - около 1 млн км, внутренних водных путей - 600 тыс. км. Транспорт стал одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. На транспорте занято 9 % всех работающих в народном хозяйстве, транспортом потребляется примерно 13 % топливно-энергетических ресурсов, расходуемых в народном хозяйстве. Большую долю транспортной работы выполняет промышленный транспорт, в составе которого примерно 30 - 35% перевозок совершают железные дороги и около 60% - автомобили, а оставшиеся 5 - 10% - конвейерные виды (трубопроводы, транспортеры, канатные дороги), а также речные и морские суда.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду происходит различными путями.

Как отмечалось в главе 7, площадь суши земного шара составляет 29% общей поверхности Земли. Площадь же плодородных земель, пригодных для возделывания культурных растений, оценивается в 3% общей поверхности земного шара. Между тем с развитием экономики и ростом населения потребность в площадях под населенные пункты, промышленные предприятия, транспортные сооружения (дороги, порты, станции, аэропорты, ремонтные заводы) все возрастает. Например, магистральная железнодорожная линия в зависимости от категории требует в пределах перегонов полосы отвода шириной 100-150 м. Крупные сортировочные станции размещаются на площадках шириной в 300 -

136

500 м и длиной 4 - 6 км. Современным крупным аэропортам требуется, как правило, 25 - 50 км2 площади. Аэропорт в Далласе (штат Техас в США) занимает 70 км2. Добавим к этому, что примерно 120 км2 в зоне современного аэропорта становятся непригодными для заселения в основном по условиям безопасности полетов и чрезмерного шума. Экологичность транспорта требует беречь Землю - рационально использовать под транспортные сооружения сушу и особенно бережно относиться к плодородной почве, оставляя ее для сельскохозяйственного производства.

Кардинально решает проблему экономии площадей строительство железных и автомобильных дорог на эстакадах и особенно под землей. Но такие сооружения существенно повышают стоимость транспортных сооружений: на эстакадах - в 1,5 - 2 раза, под землей - в 3 - 4 раза. Во многих городах мира на эстакады подняты автомобильные и железные дороги, а также линии метрополитена. На эстакаду поднята скоростная железная дорога между Токио и Осака. С целью экономии площадей сооружаются также многоэтажные и подземные гаражи и стоянки автомобилей. В Женеве, например, подземный гараж размещен даже под частью площади озера. Строятся подземные железнодорожные вокзалы. Примером грандиозного подземного вокзала может служить новый вокзал в Токио. Уже давно практикуется использование территорий, отвоеванных у моря. Наибольший опыт в этом отношении накопили Нидерланды, примерно 1/3 территории которой когда-то была дном моря. Сегодня в Нидерландах изучаются и реализуются возможности строительства новых островов в Северном море для размещения аэродромов, причалов для погрузки и разгрузки супертанкеров, а также мусоросжигательных станций и заводов по переработке отходов производства и быта.

В Японии значительная часть эстакады монорельсовой дороги, связывающей центр Токио с аэропортом, проходит не над берегом, а непосредственно над морем вдоль берега. Там же созданы искусственные острова. Токио и Осака частично стоят на земле, отвоеванной у моря. Голландский метод осушения территории с помощью дамб был использован в США при сооружении аэродрома в Чикаго на берегу озера Мичиган, а также в Великобритании на ряде островов.

Транспорт - один из крупнейших потребителей пресной воды. Большое количество воды используется всеми видами транспорта для различных технологических и технических целей (пар для турбин, вода для охлаждения двигателей, жидкости для мойки экипировки подвижного состава и прочих процессов).

Все виды транспорта в той или иной степени вызывают загрязнение водного бассейна. Наиболее распространенными загрязнителями, которые вводятся транспортом в гидросферу, являются нефть и нефтепродукты. Эти загрязнения усиливаются из-за аварий

137

танкеров, перевозящих нефть. К 70-м годам XX в. многие крупные реки и озера оказались в той или иной степени загрязненными. Загрязнена нефтью вода многих морей, особенно в бассейне Средиземного моря, в частности в районах Неаполя, Венеции, Генуи, Марселя. Нефтяная пленка задерживает на 35 - 40% ультрафиолетовое излучение и тем самым снижает фотосинтез и образование биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом между гидросферой и атмосферой, а находящаяся в воде 1 т нефти поглощает почти весь кислород, растворенный в 400000 т воды. Нефть не только плавает, но и тонет, отравляя глубинные массы воды. Уже сегодня ущерб по объему морепродуктов, которыми пользуется человек, оценивается в 20 млн т в год, или около 25%.

Транспорт вместе с промышленностью являются в настоящее время главными источниками загрязнения воздушного бассейна. Особую ответственность несет автомобильный транспорт. По американским данным, в 1960 г. на его долю приходилось более 55% общей массы загрязнителей, при этом особенно много выбрасывается окиси углерода (81 %). Иными словами, транспорт выделяет значительную часть загрязнителей, приходящихся на энергетику, промышленность и прочие сферы экономики. В загрязнении атмосферы в США доминирует именно наземный транспорт. Если при этом учесть автозаправочные станции и дороги, то можно считать, что наземный транспорт США (в основном автомобильный) выделяет в атмосферу до 97 % загрязняющих ее веществ от всех видов транспорта. Крупные города Италии задыхаются. В Милане с января 1990 г. решением местной джукты в воскресенье запрещено пользование частным автотранспортом. Неаполь последовал его примеру. В Турине закрыт для автомобилей исторический центр. В Москве также имеется ряд пешеходных зон. Транспорт является важным потребителем кислорода атмосферы.

Современный автомобиль для сгорания 1 кг бензина расходует около 200 л кислорода. Это больше объема кислорода, вдыхаемого человеком на протяжении суток. В среднем при пробеге 15 000 км за год автомобиль сжигает 1,5 - 2 т топлива и 20 - 30 т кислорода. Реактивный пассажирский самолет при перелете из Парижа в Нью-Йорк тратит 35 т кислорода.

138

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru