1. Выбор темы проекта и формулировка проблемы. Этот этап наиболее критичен. Чтобы уверенно и регулярно добиваться от метода проектов ожидаемого эффекта, преподавателю лучше продумывать содержание и структуру очередного проекта сразу вместе со школьниками. Для этого школьники знакомятся с Памяткой учащемуся. Задачи учителя сформулированы в Памятке учителю.
Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс.
Осознание нужд и проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой сфере деятельности ты мог бы себя реализовать. Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать. Делают то, в чем есть потребность.
Исследование и развитие идеи
Следующий шаг - найди как можно больше информации по своей проблеме. Сходи в библиотеку, посмотри журналы и газеты, посоветуйся
432
со старшими. Фиксируй все интересные идеи, которые пришли тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки.
Оцени свои возможности, достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.
Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоем распоряжении, их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации реализации своей идеи. Оцени ее.
Поиск альтернативных вариантов
Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения экономного расходования материалов, экологичности, технологии изготовления.
Конструирование изделия
Сейчас ты должен подумать над формой своего изделия, сложное или простое, из каких основных частей оно состоит. Рассмотрев альтернативные варианты конструкции, выбери наиболее оптимальный. Изобрази графически или сделай словесное описание.
Разработка последовательности изготовления
Сейчас ты должен составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно продумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями ты будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты. Выполни технологические карты или эскизы.
Изготовление изделия
Бережно относись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. Изготовь детали, собери изделие.
Анализ и оценка изделия
Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте. Оцени его по всем требованиям. Определи, что он дает, каковы его положительные стороны (недостатки), какие отрицательные последствия имеет изготовленное тобой изделие.
Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов, приучайте их:
- Формулировать идею (проблему) проекта, исходя из потребностей и ограниченности ресурсов.
- Погружаться в идею, осознавать ее, разрабатывать альтернативные варианты.
- Определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность, экологичность, габаритность, массу, полезность и др.).
- Разрабатывать план реализации идеи.
- Проектировать изделие.
- Соблюдать требования ГОСТов, дизайна, технологическую культуру, охрану труда и технику безопасности.
433
- Оценивать результаты своей деятельности (положительные, отрицательные).
Благодаря чувству вовлеченности в постановку проблем и определению общих путей будущей деятельности цели, предлагаемые далее учителем, становятся личными целями учеников. А это в конечном счете обеспечивает устойчивую мотивацию работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач.
На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач между группами участников, предварительно закрепляются за каждым из них та или иная роль и амплуа, составляются схемы их взаимодействия, планируется порядок работ. Здесь у школьников формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы.
Образование рабочих групп, разбивка предстоящей работы на отдельные операции и тому подобные "технологические" процедуры, а также нормы не должны задаваться с излишней категоричностью даже в тех случаях, когда за основу берется известный и хорошо разработанный уже проект.
Учитель помогает школьникам конкретизировать проблему. Тематика проектов может быть очень разнообразной. На этом этапе учащимся рекомендуется руководствоваться четырьмя ключевыми правилами:
- Напишите, что бы вы хотели сделать. Обоснуйте, почему?
- Постарайтесь изложить проблему лаконично.
- Постарайтесь определить начальное направление поиска, сформулируйте общие ограничения.
- Ознакомьтесь с инновациями в интересующей вас области.
2. Исследование проблемы. Главная задача, которая стоит перед учащимися на данном этапе, - сбор информации, ее анализ, выделение ограничивающих факторов. Обычно учащимся для сбора информации рекомендуется использовать следующие виды деятельности:
- посещать магазины и выставки;
- разработать анкеты для сбора интересующей информации;
- провести опрос по интересующей проблеме;
- посетить предприятия или отправить письма-запросы производителям;
- посещать библиотеки;
- провести анализ подобным объектам и системам.
Учащиеся самостоятельно начинают работать с художественной литературой и периодической печатью, им приходится по крупинкам собирать информацию по своему проекту и переосмысливать ее, пропускать через себя.
434
При работе над проектами учащиеся сталкиваются со следующими понятиями: "размеры", "функции", "стоимость", "надежность", "эргономичность", "экологичность", "безопасность", "влияние на окружающую среду", "удобство", "условия хранения", "эксплуатация" и др. Многие из этих понятий рассматриваются как критерии при оценке проектных работ.
(Например, детской площадки, аппаратов по утилизации различных видов отходов, настольных игр и др.)
Экологические критерии:
- а) загрязнение окружающей среды при производстве;
- б) возможность использования отходов;
- в) возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.
Конструктивные критерии:
- а) прочность, надежность, долговечность, период распада материала;
- б) удобство использования, комфортность;
- в) соответствие конструкции назначению изделия.
Технологические критерии:
- а) количество используемых деталей; использование стандартных деталей;
- б) оригинальность и применение сочетания материалов, их дефицитность, расход материалов, примерная оценка их стоимости;
- в) стандартность технологий, необходимое оборудование;
- г) сложность и объем выполненных работ.
Эстетические критерии:
- а) оригинальность формы;
- б) композиционная завершенность;
- в) использование традиций национальной художественной культуры; исторические даты и события;
- г) цветовое решение;
- д) стиль.
Экономические и маркетинговые оценки:
- а) потребность в данном изделии на рынке;
- б) возможность массового производства;
- в) целесообразный вид рекламы;
- г) масса, способы перемещения, доставка.
3. Генерирование идей. На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей (мозговой штурм, ликвидация тупиковых ситуаций) и составляют таблицу "План реализации проекта". Учитель обязательно поддерживает и консультирует учащихся в ходе поиска. На этом этапе учащиеся делают различные записи, схемы, зарисовки, чтобы потом легко было восстановить в памяти высказанные идеи.
4. Отбор идей. На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему. Чтобы помочь учащимся, учитель может при обсуждении предлагать следующие вопросы.
435
Вписывается ли идея в "стартовое" направление? Достаточно ли времени, материалов, оборудования для реализации этой идеи?
Достигается ли финансовая выгода?
5. Разработка технического решения. На этом этапе происходит формирование технического решения с учетом взаимовлияния ограничивающих факторов. В процессе поиска технического решения эти факторы конкретизируются. Например, общий фактор "материал" можно разложить на ряд более мелких: масса, прочность, твердость, проводимость, внешний вид, тугоплавкость, коррозионная стойкость. На этом этапе учащиеся в эскизной форме вырабатывают размеры и форму изделия, руководствуясь требованиями эргономики и эстетики, и производят предварительную оценку. Например, путем опроса определяют эстетичность изделия. При разработке технического решения учащиеся обязательно учитывают стандарты безопасности.
6. Планирование. Этот этап состоит из двух частей: в первой части учащиеся уточняют этапы изготовления, определяют время, необходимое на тот или иной этап. Итогом этапа служит заполненная и уточненная Таблица "План реализации проекта". Он обязательно рассматривается учителем, который может внести коррективы. Спланировав свою деятельность, школьники приступают к воплощению проекта.
7. Реализация. В ходе реализации проекта учащиеся устно обговаривают с учителем содержание каждой операции. Учитель обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности, на экономный расход материалов.
8. Испытание. В рамках этого этапа учащиеся проводят различные проверки и испытания. Учащиеся могут также пытаться реализовать свой продукт. В случае отрицательных результатов в ходе проверки учащиеся дорабатывают свой проект.
9. Оформление проекта. Каждая проектная работа помимо чертежей, макетов, эскизов, рекламы сопровождается итоговым отчетом (объяснительной запиской), который должен соответствовать определенным требованиям и в котором описаны: все этапы проектирования; сложности, встречавшиеся на пути реализации проекта; используемая литература; пожелания и предложения тем компаниям, которые в дальнейшем будут заниматься данной темой проекта. Ребята с удовольствием делятся своим опытом и тем, что у них получилось.
Большое воспитывающее и развивающее значение имеет составление учащимися итогового отчета, описывающего траекторию движения проектной мысли. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом. Зафиксированный на бумаге текст отчета может быть защищен публично
436
на внутри- или межшкольном конкурсе на лучший учебный проект по заранее объявленной теме. Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатанной хотя бы в одном экземпляре с помощью настолько-издательской системы, такой отчет зачастую становится наиболее "осязаемым" и "устойчивым" продуктом, убедительно доказывающим педагогическую ценность метода проектов.
10. Оценка проекта учащимся. На этом этапе каждый учащийся анализирует и оценивает свою работу над проектом. Для этого учитель рекомендует учащимся ответить на следующие вопросы:
Эффективно ли я использовал отведенное время? В чем сильные, в чем слабые стороны моего проекта? Если бы этот проект я выполнял снова, то какие бы я внес изменения?
Легко ли я решал возникающие проблемы? Уложился ли я в отведенные сроки? Каково мнение других о моем проекте?
11. Оценка проекта учителем и защита проекта. Оценка проекта учителем проводится в течение всего выполнения проекта (табл. 25)
На завершающем этапе подводятся итоги проделанной коллективной работы и дается ее оценка по комплексу различных критериев.
Финальная оценка учителя должна быть безусловно положительной, если даже проект осуществлен не на 100% или что-то в нем получилось не так, как задумано.
Таблица 25
Контрольный лист проекта
Степень выполнения проекта |
Отчетная документация |
Норма времени |
Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая) |
Оценка |
Поисковый этап: |
|
|
|
|
выбор и обоснование проекта |
Проспект |
|
|
|
выбор и анализ конструкции |
Рисунки, чертежи, эскизы, технологические карты |
|
|
|
разработка технологии изготовления |
|
|
|
|
Технологический этап: научная организация труда выполнение трудовых операций |
|
|
|
Оценивается каждый урок |
Заключительный этап: защита проекта контроль и испытание |
|
|
|
Оценка проекта |
Итоговая оценка |
437
Защита проектов должна быть праздником. Хорошо, если это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Это имеет огромное значение, так как учитель и учащиеся имеют возможность проанализировать свои выступления, да и увидеть себя со стороны удается не каждый день. При просмотре защиты проектов ребята высказывали мнения о том, что было бы очень хорошо снять их предзащиту, тогда они могли бы учесть все недостатки своей подготовительной речи на защите проектов.
В 1996/97 учебном году на первом году обучения ученицей 9-го класса был предложен макет журнала "Простак" и его возможные рубрики. Эта идея стала общим большим проектом в 1997/98 году для ребят, которые изучают курс "Производство и окружающая среда" второй год. Навыки, приобретенные на первом году обучения, учащиеся использовали при написании публикаций в журнал "Простак" и анализе информации, полученной из различных источников периодической печати (журналов "Свирель", "Юный натуралист"; газет: "Зеленый мир", "Спасение"; "Детская Энциклопедия" и др.
Экологические проекты на базе МУК выполнять очень удобно. Они могут стать сквозной нитью, связывающей несколько предметов в единый большой проект. Так, в курсе "Экономика" ребята смогут оценить и рассчитать рентабельность своего предприятия и пользу, которую оно принесет в процессе деятельности; на занятиях по "Информатике" и "Настолько-издательских системам" учащиеся смогут оформить свои отчеты по проектной деятельности, создать им рекламу и необходимые иллюстрации, параллельно осваивая программы Word, Paintbrush и многие другие. На занятиях по "Информационным технологиям" учащиеся могут получить информацию из базы данных и системы Интернет. Примеры школьных проектов даны в приложении.
- Что такое школьный проект?
- Какую роль играет метод проектов в развитии творческих способностей учащихся?
- Каковы этапы выполнения проектов?
- Предложите возможную тематику школьных экологических проектов.
438