Глава 31
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ1

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА

Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершенная работа, выполненная учащимся или группой учащихся под руководством или при консультации учителя.

Метод проектов с начала XX в. широко применяется во всем мире как наиболее эффективный способ вовлечения учащихся в творческую, созидательную деятельность. В нашей стране включение учащихся в проектную деятельность и для учителей, и для учащихся - явление новое. А внедрение нового всегда сопровождается трудностями, в том числе и появлением психологических барьеров. Для снятия таких барьеров можно рекомендовать метод свободной дискуссии, "мозговой штурм", иммитационные деятель-ностные игры и др. Для того чтобы преодолеть опасения сделать что-то не так, школьники должны научиться чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов "Я так считаю...", "Я предлагаю, потому что..." и даже "Мне кажется, что..."

Поскольку ученики нередко боятся обращаться за помощью, очень хорошо, если учитель будет выполнять конкретную роль в их проектной деятельности, например консультанта. Совсем хорошо, если школьники способны выносить на суд учителя и товарищей альтернативные предложения.

Следует учесть, что многие школьники не могут выполнять творческие проекты. Для них мы рекомендуем выполнять творческие задания или работы по образцу.

Учебный проект как некий структурно-функциональный модуль заимствуется преподавателем из числа уже описанных в литературе или разрабатывается заново. Конечно, не всякое содержание может быть преподано в рамках проекта, но есть такие знания, умения и навыки, которые приобретаются лишь в проектной групповой деятельности (хотя прирост новых знаний составляет при этом лишь небольшую долю от уже имеющихся и необходимых ученику для того, чтобы справиться с данным проектом).

426

Заимствуя или разрабатывая проект, учитель должен взвесить: посильна ли предстоящая работа для его учеников? Насколько она для них привлекательна? Хватит ли им знаний, умений и навыков, чтобы ее выполнить? Удастся ли надежно обеспечить материально-техническую и информационную оснащенность такой работы?

Неинтересное, чрезмерно трудное и плохо обеспеченное задание принесет плохой результат. Не будет результата и в том случае, когда работа происходит в отрыве от познанного ранее и не связана с жизненным опытом учеников. Для достижения успеха им надо иметь не только пассивные знания, но и представление (хотя бы в общих чертах) о том, что и как они должны и могут сделать, чтобы добиться поставленной цели.

Каждый проект призван решать те или иные учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом. Заимствуя или разрабатывая проект, четко представляйте себе данные обстоятельства, ибо метод проектов проявляет свои достоинства лишь будучи включенными в конкретный общеобразовательный контекст.

Подобрав подходящий проект, адаптируйте его к конкретной рабочей ситуации, уровню общей продвинутости, а также к индивидуальным особенностям ваших учеников. Не страшно, если в процессе адаптации от прежнего проекта останется только идея. Суть адаптирования прояснится сама собой после рассмотрения того, как разрабатываются проекты.

Заниматься разработкой проектов педагогу приходится в тех случаях, когда ситуация явно взывает к проектному подходу, а заимствовать готовый проект неоткуда.

Каждый творческий учитель вполне способен стать автором-разработчиком множества новых учебных проектов, которые потом могут заимствовать у него и другие преподаватели.

Проект может быть предназначен для изучения одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока.

Замысел проекта вырастает из какой-то общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или нескольких определенных задач. Замышляя проект, следует мысленно обрисовать и проблему, и вытекающие из нее задачи, и возможные пути их решения. Чтобы максимально мотивировать проектную деятельность учащихся, следует выбирать такие проблемы, которые были бы внутренне близки школьникам и вызывали у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Усилить его можно за счет интригующего ситуативного фона и подачи проблемы в остросюжетной или состязательно-игровой форме. Нужно, однако, учитывать возрастные особенности учащихся: то, что захватывает малышей, оставляет равнодушными старшеклассников.

427

Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах. Работа в разнообразных по составу и профилю группах позволяет учащимся на практике познать искусство общения, а оно, как показывает практика, нелегкое.

Как правило, мотивация оказывается наиболее сильной, если решаемой задаче придать какую-то практическую или престижную окраску: например, предлагается создать свои "экологические компании". Эта идея обычно воспринимается с большим интересом, так как она позволяет не только создать свой проект в группе, но и попробовать выжить в условиях рынка. Компании могут быть и индивидуальными, но, как показывает опыт, в процессе работы такие компании постепенно объединяются.

На этом этапе могут быть рассмотрены вопросы: структура компании, название компании, распределение ролей, экологически чистая продукция, переработка отходов.

Каждой компанией разрабатываются свой фирменный знак, имидж, реклама, ее размещение - это немаловажные вопросы в процессе разработки экологических проектов. Затрагиваются вопросы финансирования, особенно учащихся заинтересует тот факт, что предприятиям, которые занимаются решением экологических проблем Москвы, предоставляются многие льготы.

Чтобы активизировать проектную деятельность учащихся, желательно выбирать такие темы проектов, которые были бы связаны с их профессиональной подготовкой. В методической литературе предлагается вариант существования "базы данных", т. е. готовых тем проектных работ. На наш взгляд, им нужно пользоваться только в крайнем случае, ибо он в какой-то степени подавляет инициативу учащихся. В выборе тем проектных работ важно использовать материалы периодической печати. Например, были рассмотрены материалы, подготовленные мэрией Москвы, "О мерах по улучшению экологической обстановки на 1996 г.". Этот документ был рассмотрен с точки зрения конкретного заказа на экологические проекты учащихся. Так появились проекты "Создание парка "Столицы мира в Москве" к 850-летию образования Москвы"; "Разработка современных урн-контейнеров"; "Экологические рекламные щиты"; "Детский экологический журнал "Простак"" и др.

Темы проектов могут быть самые разные: экологические игры, разработка зон отдыха и детских площадок, простого экологического оборудования для мониторинга окружающей среды; оборудование экологических троп, постановка экологических лабораторных работ и т.д.

Особое внимание хотелось бы обратить на создание экологических игр. Играть любят все - и дети и взрослые. Маркетинговые исследования рынка игр показали, что экологических игр очень мало. Из этой проблемы и появились такие проекты как "Пчелка",

428

"Помоги другу", "Чистая трасса". За один только 1996/97 учебный год было реализовано 30 экологических проектов.

Реализация проекта заключается в постепенном решении всех составляющих его задач. Одни из них сопряжены с усвоением новых знаний, другие - с выработкой оперативных навыков использования ранее узнанного для производства некоторого продукта, третьи - с эвристическим поиском заранее неизвестных решений и т.д.

В зависимости от сложности и масштабов проекта эти задачи могут различаться типом и содержанием, быть единичными и множественными, решаться последовательно и (или) параллельно.

Ядром задачи, замышляемой автором-разработчиком для введения новых знаний, выступает та порция нового материала, которую мы собираемся дать в контексте изучаемой темы. Она не должна быть слишком большой по числу входящих в нее компонентов. Напомним, что по наблюдению психологов большинству людей удается одновременно воспринимать лишь от пяти до девяти отдельных событий или значимых единиц информации.

"Новое" должно вводиться в рамках проблемной ситуации проекта, быть максимально наглядным, производить прочно запоминающийся эффект и сопоставляться с уже известным. Противореча сложившимся представлениям, оно призвано притягивать к себе внимание учащегося и служить пусковым импульсом, порождающим в его уме новые вопросы, требующие ответа.

Обнаруженное противоречие обостряет любопытство, любопытство перерастает в исследовательский азарт, а тот - в упорную деятельность по преодолению возникшей трудности. Таким путем проект постоянно стимулирует мысль и "новое" усваивается в момент наивысшей познавательной активности, когда ученик захвачен желанием во чтобы то ни стало постигнуть происходящее не только вне, но и внутри его сознания. Таким образом, каждая задача определяется проблемной ситуацией и генерирует потребность ее разрешить через постижение нового материала.

Как отмечалось выше, учитель постоянно осуществляет контроль за деятельностью учащихся на протяжении всей работы над проектом. Для этого он просматривает работы учащихся, анализирует "листы прогресса", которые для осуществления самоконтроля заполняет учащийся.

Минимальное время выполнения законченного проекта по конкретной теме - один или несколько уроков; масштабные проекты, охватывающие крупные содержательно-тематические блоки, занимают до одной и более четвертей. В последнем случае бессмысленно сразу же подробно и строго расписывать наперед все фазы и точные сроки выполнения тех или иных из входящих фрагментов.

Понятие "проектный шаг" - фактически серия таких шагов, включающих индивидуальную и групповую работу, - характеризуется

429

высокой степенью продуктивного сотрудничества. Атмосфера творческого воодушевления благоприятствует раскрытию личностных склонностей детей к выдвижению инициатив, лидерству, сосредоточению на мастерской обработке материала или, что ничуть не менее ценно, пунктуально-добросовестном выполнении взятого на себя задания. Среди них точно выделяются "генераторы идей", "аналитики", "рекламные агенты" и "исполнители".

Очень важно, что место и дело при этом находится каждому. Даже крайне не уверенный в себе ученик обретает психологическую опору в сознании того, что рядом с ним всегда есть кто-то из его товарищей-коллег, с кем можно обсудить возникшее препятствие, проверить обоснованность пришедшей в голову догадки или просто почувствовать себя не одиноким.

Преподавателю уже не нужно кого-либо понукать или извлекать из сонливой апатии. Его функция заключается в том, чтобы предлагать в случае затруднений те или иные объективно наличествующие ресурсы, а также дополнительно вводить новые знания, использование которых происходит по усмотрению самих учеников. Поощряя и ненавязчиво направляя их поисковую активность, учитель организует тесное взаимодействие всех членов коллектива, напрямую вмешиваясь в их работу лишь в те моменты, когда возможности самостоятельного продвижения учащихся оказываются исчерпанными.

Фактически обязанность преподавателя - поддерживать непрерывность, связанность и целостность учебно-проектного процесса. Решение самой мелкой очередной задачи должно приводить к ясному для учеников результату, логически относящемуся и к предыдущему, и к последующему шагу, и осознаваться в перспективе конечной цели проекта.

Необходимость практической работы часто возникает сама собой по мере выполнения проекта, таким образом ликвидируется разрыв между исходной проблемой и ожидаемым конечным результатом ее решения. Но практическую работу допустимо сделать и главной задачей проекта. Придумывая последнюю, преподаватель должен либо исходить из наличия у учащихся соответствующих первичных навыков, либо специально заложить в проект дополнительную исследовательско-познавательную или тренировочную задачу их приобретения. Речь здесь может идти об умении пользоваться компьютером, путешествовать по базам данных и другим источникам информации, оперировать с принтером, сканером, CD-ROM-драйвом и т.д.

Целевые направления, состав и объем самостоятельной практической работы закладываются автором в проект на уровне той компетенции, которой обладают в соответствующих областях его ученики.

430

Надо заботиться о том, чтобы практическая работа приводила к ощутимому и значимому для учащихся конечному итогу. Ведь в нем происходит как бы овеществление, материализация результатов работы их мысли, интеллектуальных поисков, изобретений и открытий. Поэтому итог должен выглядеть достаточно презентабельно - так, чтобы его можно было выигрышно продемонстрировать другим людям (например, родителям, гостям школы, другим классам и т.д.) и вызвать у них одобрительную реакцию.

Задачи исследовательского плана, предполагающие эвристический подход и проверочные эксперименты, - это самая увлекательная и творчески развивающая часть конструируемого проекта. Их можно по праву трактовать как средство управления мыслительной деятельностью учащихся, цель которого - научить умению думать. Опыт работы в межшкольном учебном комбинате (МУК) показал: далеко не все учащиеся хотят выполнять проект и готовы к его выполнению. Ребята боятся большой работы, связанной с творческими усилиями, хотя все понимают, что это бесспорно интереснее, чем лекционный курс.

Очень трудная роль в руководстве проектной деятельностью отводится учителю. С одной стороны, учитель должен иметь свои творческие задачи и запас информации по различным сферам проектной деятельности, с другой стороны - направлять шаг за шагом выполнение проектов. В проекте "Экологическая компания" учитель выступает в роли консультанта, как источник получения информации по интересующим учащихся темам. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся к лекционному курсу, появляется возможность применить полученные знания на практике. Фактически обязанность преподавателя заключается в том, чтобы поддерживать непрерывность, связность и целостность учебного процесса. Решение самой мелкой очередной задачи должно приводить к ясному для учеников результату, логически относящемуся и к предыдущему, и к последующему шагу, и осознаваться в перспективе конечной цели проекта.

В процессе выполнения учеником соответствующего задания учитель должен быть скорее старшим помощником и советчиком, чем традиционным преподавателем. Разумеется, при этом он не перестает контролировать правильность понимания сути задачи и корректировать отдельные шаги ее решения, ставить наводящие вопросы, поощрять смелые гипотезы и альтернативные варианты, подталкивать к связыванию воедино ранее разрозненных представлений и т.д.

Как уже было сказано, проект может состоять из множества задач различного типа, отличающихся прежде всего учебно-воспитательными целями. Выполнение каждой может осуществляться разными учащимися или их группами с последовательным и (или) параллельным сведением их воедино на основе общей логической

431

схемы. Учащиеся уже сейчас начинают задавать вопросы о практическом применении собранной ими информации, т. е. происходит процесс осознания необходимости своей работы.

Эта любознательность распространяется не только на свой район, город, страну, но ребятам очень интересно, какие осуществляются проекты в других странах. Этой информации можно отвести одно из первых мест на занятиях в первой четверти: ибо, чтобы сделать что-то свое, надо исследовать и осмыслить уже имеющиеся наработки.

Соответствующая логика должна быть достаточно гибкой, чтобы не препятствовать постоянному стремлению отыскать более совершенный способ организации.

Нередко бывает полезным выполнять два или несколько вариантов одного и того же проекта, ориентированных на разные условия его реализации и отбора наилучшего из предлагаемых решений. Это заставляет особенно тщательно продумывать организационную структуру занятий, которая может в очень больших пределах изменяться в зависимости от содержательно-тематического наполнения, объема требуемых ресурсов и календарных сроков проекта. Однако последовательность основных этапов работы почти всегда остается одной и той же.

432


1 Глава написана в соавторстве с канд. пед. наук С.В.Ананьевой.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.