ПРЕДИСЛОВИЕ
В начале XXI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнении гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.
Причиной наступления цивилизации на природу является в первую очередь демографический "взрыв" - резкое увеличение численности населения в мире в XX веке, увеличение потребностей человека и человечества и как следствие усиление давления на окружающую среду. Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации: исходное представление, что природа бесконечно богата и ее единственная задача - служить людям, а также чрезмерное потребление ресурсов природы и загрязнение окружающей среды в первую очередь богатыми развитыми странами.
Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек как существо биологическое - не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы - вот задачи, которые выходят сегодня на передний план.
Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, экология из естественнонаучной дисциплины становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе. Особую роль в формировании бережного отношения ко всему живому и к ресурсам природы должна сыграть общеобразовательная школа, поскольку обучение в общеобразовательной школе проходят все члены общества. Именно здесь новые поколения землян должны освоить основы экологической культуры.
В отличие от простой информированности о состоянии природы экологическая культура включает не только специальные знания
3
в области экологии, но и эмоционально-ценностное отношение к природе и здоровью человека, отказ от потребительского отношения к природе, а также готовность предпринимать определенные действия по защите природы и здоровья человека. Осознание этих проблем отражено в "Национальной доктрине образования в Российской Федерации", принятой Всероссийским совещанием работников образования в январе 2000 г. В этом документе отмечается, что система образования призвана обеспечить, в частности, воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Все названные выше стороны воспитания должны реализовываться в школе учителями различных образовательных областей (предметов), однако весьма важную роль играет предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Поэтому экологическая подготовка учителей безопасности жизнедеятельности весьма важна для их будущей профессиональной деятельности. В соответствии со стандартом подготовки этих учителей предмет "Экология" должен раскрыть некоторые особенности организации и взаимосвязи живого мира на поверхности нашей планеты, что входят в содержание классической, биологической, экологии. Далее необходимо рассмотреть глобальные проблемы, связанные с наступлением человека на природу и загрязнением окружающей среды, проанализировать воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства на окружающую среду, природоохранную деятельность и пути реализации устойчивого развития человечества, что является содержанием социальной экологии. Весьма актуальной является также экология человека - наука о взаимодействии человека как биосоциального существа с окружающей средой. В этой науке рассматриваются физические, химические, социальные факторы, влияющие на здоровье человека.
Будущий учитель должен овладеть методами формирования экологической культуры школьников, а также методами реализации школьного экологического мониторинга, выполнения школьниками творческих экологических проектов, осуществления экологической деятельности школьников, способствующей воспитанию бережного отношения и сохранению природы и здоровья человека.
Все эти вопросы отражены в данном учебном пособии, в котором рассматривается:
- классическая экология (главы 3 - 5);
- социальная экология (главы 6-13);
- природоохранная деятельность и экологическая безопасность (глава 14 - 22);
- экология человека (главы 23 - 27);
- экологическое воспитание (главы 28 - 31).
4
В Приложении приводятся тексты "Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)" и "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
Количество глав в книге и их содержание примерно соответствуют числу и содержанию лекций по программе "Экология" для подготовки студентов по специальности 033300 - безопасность жизнедеятельности.
5