Глава 8

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  в психической реальности человека существуют функциональные системы, ориентирующие его активность в разных пространствах и временах жизни. Они относительно независимы друг от друга, отличаются результатами - теми свойствами будущего, которые в них представлены. Они все объединены названием - познавательные процессы, так как позволяют человеку преодолеть неопределенность бытия и превратить ее в относительную целесообразность. Благодаря этому хаос исчезает, появляется относительный порядок как предвидение возможных изменений человеческого бытия в мире.

ОЩУЩЕНИЕ как познавательный процесс, как особая функциональная система ориентирует человека на отдельные свойства предметного мира. Само существование ощущений показывает возможность выделения в предметах таких качеств, которые относительно независимы от целостности самого предмета. Например, ощущение тяжести может возникнуть и от камня, и от железа, и от пуха и т.п. Ощущение холода может возникнуть и от льда, и от воды, и от бумаги и т.п. Ощущение жжения появится и от крапивы, и от кислоты, и от аллергии и т.п.

Различные виды ощущений, как выделение отдельного качества предмета, при ориентировке на него возможны потому, что существуют соответствующие этим качествам особенности строения организма - его рецепторы. Рецепторы - одно из звеньев анализатора, который представляет собой функциональную систему мозга, ответственную за выделение разных по качеству свойств предметов. Поскольку предметы обладают множеством качеств, часто даже не каждое

126

качество предмета находит отражение в языке, описание ощущений представляет достаточную трудность. В науке для этого прибегают к классификации ощущений, выбирая за основу тот или иной критерий как возможность различения ощущений. Назову только несколько критериев, по которым можно различать ощущения: 1. По наличию в них разных времен и пространств (например, ощущение ритма или схемы тела). 2. По дистанции до ощущаемого предмета (экстерацептивные - предмет удален, интроцептивные - предмет постоянно присутствует). Экстрацептивные ощущения позволяют пережить присутствие предмета, который может находиться на разном расстоянии от Я. Это может быть" свет, звук, тепло и т.п. Интроцептивные ощущения - это ощущения присутствия Я для самого себя, среди них мышечные и температурные, зрительные и слуховые и т.п. ощущения, которые ориентируют человека в наличии его Я.

Кроме того, ощущения можно классифицировать на основании их связи с деятельностью разных органов чувств, а также по их историческому происхождению, или по возникновению в филогенезе и онтогенезе, или по их специфическим качествам - модальностям, или по степени ясности в сознании.

Любая классификация ощущений позволяет уточнить их роль как функциональной системы в ориентировке на будущее.

Когда психология только оформлялась как экспериментальная наука, исследование зависимостей качеств ощущений и свойств воздействующих раздражителей было одним из ведущих направлений. Раздражители измеряли в физических величинах, известно, что можно измерить разные качества света и звука, тепла, давления и т.п. и получить число, выражающее величину воздействия. Человек может измерить и свои ощущения, например, мы можем сказать о звуке, что он стал в два раза громче или в три раза слабее, если при этом еще договоримся о величине звука, который назовем единицей измерения, то без труда будем говорить об изменении своих ощущений в цифрах - на пол-единицы громче, на три пятых единицы слабее и т.п. Такую возможность психологи восприняли с огромным энтузиазмом, и измерение

127

ощущений стало целым направлением в психологии - психофизикой. Именно она установила наличие зависимостей между силой воздействующих раздражителей и свойствами ощущений. В психофизике было сформулировано понятие об основном психофизическом законе, о дифференциальном и разностном порогах ощущений.

Однако изучение ощущений показало, что они обладают всеми свойствами психической реальности. При всей кажущейся простоте этого психического процесса он содержит в себе всю сложность организации психической реальности в пространствах-временах.

Современные исследования ощущений позволяют говорить о наличии сенсорных типов людей, которые определяются по степени выраженности одного из видов сенсорной чувствительности.

Существование сенсорной чувствительности как устойчивого качества человека, влияющего на его ориентировку в свойствах предметов можно доказать и ссылкой на бытовые примеры, повествующие о том, что есть люди, которые плохо различают цвета или звуки, и наоборот, люди, которым удается это делать поистине виртуозно. Есть люди, которые не чувствительны к запахам, а есть люди, которые могут различать невероятное количество оттенков запахов и т.п.

Сенсорная чувствительность как устойчивая характеристика в психической реальности человека позволяет объяснить его избирательность в выделении разных свойств предметов при ориентации на будущее. Говоря упрощенно, каждый сенсорный тип людей видит будущее разного качества. Для одних оно больше представлено цветом, для других - звуком, для третьих - движением и т.п.

Благодаря сенсорной чувствительности человеческий организм как целостность обладает уникальными возможностями индивидуального реагирования, а значит, построения индивидуального будущего в общем с другими людьми историческом пространстве и времени.

ВОСПРИЯТИЕ выполняет функцию объединения ощущений в целостности, которые имеют границы, а это - самый существенный признак предметов.

128

Целостность предмета задается его назначением. Можно сказать так, что мы видим в предмете то, что мы о нем знаем. Справедливо и обратное утверждение - мы знаем о предмете, то что мы видим. Это свойство восприятия создавать целостности множество раз было предметом различных экспериментальных исследований, которые воспроизводили эти зависимости на разном материале, объясняя их в свете тех теоретических идей, которые наиболее были близки авторам исследований. Чтобы показать вам существование этой зависимости, воспользуюсь примером многозначной фигуры. Такой фигурой для нас будет точка. Ее вы увидите ниже.

рис. 1
рис. 1

Сейчас я буду в роли экспериментатора и спрошу вас: "Что вы видите на рисунке 1?"

У вас есть несколько возможных вариантов ответов:

  1. точку;
  2. черное маленькое пятно;
  3. ваш личный ответ, который я не буду прогнозировать.

Однако, если я вас попрошу увидеть на рисунке 1 не точку и не маленькое черное пятно, а следующие предметы:

  • уходящий поезд;
  • кончик хвоста леопарда;
  • падающую звезду;
  • маковое зернышко;
  • далекую планету,

то для вас не составит большого труда увидеть эти предметы и множество других тоже. Почему? Как возникает целостный предмет во всех его не только настоящих, но и будущих (не данных актуально в настоящем) свойствах?

В настоящее время изучены разные качества восприятия как функциональной системы, как особой активности человека, как познавательного процесса, ориентирующего человека на предметные целостности разной степени сложности - это восприятие времени, пространства, движения, формы, размера, цвета и т.п. Они доказывают с достаточной степенью очевидности, что в восприятии любых предметов как

129

целостностей можно обнаружить закономерности, которые называются в общей психологии свойствами восприятия.

Через анализ свойств восприятия можно понять и его место в психической реальности, в создании и осуществлении ориентировки на будущее в форме образа.

Обычно рассматривают следующие свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность. Все эти свойства вашего восприятия вы проявили, когда смотрели на рисунок 1 и видели его по-разному.

Предметность выглядела как ваша возможность выделить фигуру (точку) на фоне (окружающем ее пространстве страницы). Фигура и фон - два предмета, которые находятся в пространственных отношениях друг к другу, мы эти отношения задаем сами, когда меняем установку в восприятии фигуры и фона.

Вы можете сделать это еще раз, увидев вместо точки маленькое отверстие в странице вашей книги. Получилось? Думаю, что да. В выделении фигуры из фона проявляется активность восприятия, его зависимость от движений (движения глаз, например). Установка в восприятии переживается человеком как готовность к активности, в которой обнаруживается наличие обоснований активности в виде момента покоя. Это вы могли заметить, когда воспринимали точку как маленькое отверстие. Чтобы увидеть ее как отверстие, вам надо было остановиться на мгновение, а потому увидеть изображение по-другому. Создание установки в восприятии любого предмета отражает опыт осуществления обратной связи в постоянных (или относительно постоянных условиях активности). С его существованием мы встречаемся в тех ситуациях, когда ошибаемся в восприятии знакомого предмета при изменившихся условиях его восприятия, например, в темноте можем принять хорошо знакомый в других обстоятельствах собственный халат за симпатичное (или не очень) привидение.

Установка - это всегда актуализация опыта обратной связи, его трансляция в будущее. Через установку и осуществляется связь прошлого и будущего в настоящий момент восприятия предмета. Разделение фигуры

130

и фона как проявление предметности восприятия позволяет человеку разделять границы разных предметов, а тем самым ориентироваться в пространстве. Это относится к любому типу пространства. Типичным примером этой ориентировки может быть восприятие человеком своего тела как целостного предмета (образ тела) или как фона, на котором есть такие фигуры, как собственный нос или волосы, которые, по мнению человека, могут не соответствовать фону. Их преобразование уже другая проблема психологии, однако появление этой проблемы определяется предметностью как свойством восприятия.

Целостность восприятия - одно из наиболее загадочных свойств, которое способствовало появлению научной психологической школы - гештальт-психологии.

С целостностью вашего восприятия при изучении рисунка 1 вы встретились тогда, когда без труда узнали в этой точке уходящий поезд и прочие предметы. Как надо было бы преобразовать предмет вашего восприятия, чтобы вы не захотели видеть в нем уходящий поезд? Компьютер позволяет предложить вам несколько стандартных автофигур. Выберите среди них те, которые не могли бы быть уходящим поездом. Объясните ваш выбор для самих себя.

Надеюсь, что вы приняли решение и объяснили его для самих себя.

Целостность как свойство восприятия начинает давать о себе знать, когда мы устанавливаем подобие фигуры данной и возможной как двух дополняющих друг друга частей. Есть ситуации, когда эти части не дополняются, сопротивляются, тогда в гештальт-психологии говорят о плохих фигурах, но есть ситуации, когда этого сопротивления нет и фигуры дополняют друг друга до хорошей фигуры. Так, например, на рисунках 2 и 3 фигуры легко дополняются до хороших

131

фигур - треугольника и квадрата. Почему это происходит? Объяснений существует много, но, кажется, что одно из наиболее вероятных состоит в том, что целостность как свойство восприятия задается существованием сенсорных эталонов как обобщенных образцов предметов, позволяющих прогнозировать с большой степенью точности появление соответствующих им свойств конкретных предметов. На несовпадении в пространстве и времени этого прогноза построены многие комические эффекты и страхи людей.

Целостность восприятия позволяет человеку иметь картину мира, которая как и всякая картина обладает устойчивостью и изменчивостью. Устойчивость картине мира, данной человеку в восприятии, придает и позиция Я как система координат, в которой могут найти место конкретные предметы и их отношения как организация пространства и времени. Изменчивость картины мира как проявление жизни во всех ее формах имеет предел, заданный этими формами. Например, при изменении фигур на рисунках 2 и 3 может наступить такой момент, когда вы не увидите в них треугольника и квадрата, так как их форма исчерпает себя.

Рис.2, Рис.3
Рис.2Рис.3

В целостности как свойстве восприятия можно наблюдать замещение данных свойств предмета возможными, это одна из функций сознания человека, позволяющая превращать неопределенные ситуации в определенные, предполагающие направленную, организованную активность. Можно считать, что в целостности как свойстве восприятия мы видим возможность замещения материального раздражителя идеальным образованием - сенсорным эталоном восприятия.

Еще одним свойством восприятия является константность или постоянство. Это свойство проявляется в том, что человек видит предмет неизменным,

132

постоянным, хотя отражение этого предмета органами чувств меняется. Примером этого может быть восприятие удаляющихся знакомых предметов. Независимо от расстояния их свойства воспринимаются как постоянные. Обратите внимание, что речь идет о знакомых предметах, назначение или свойства которых известны человеку, у него в памяти есть образ этого предмета. Константность восприятия позволяет выделять в работе анализаторов различные уровни, которые отличаются степенью сложности связи с непосредственно воздействующими свойствами предметов.

Константность, как и другие свойства восприятия, позволяет человеку жить в относительно устойчивом и предсказуемом мире. Будущее как реальное, прошлое как истинное представлены в константности восприятия в единстве настоящего через то содержание образа, которое определяет активность человека.

Осмысленность восприятия - это возможность выразить в слове то, что мы видим, и таким образом организовать свою активность. Когда вы смотрели на точку (рисунок 1), то осмысленность задавалась словами "точка", "уходящий поезд" и т.п. Когда вы сами называли этот рисунок своими словами, то в этом назывании и проявлялось осмысление или категоризация, возможность выделения тех свойств предмета, которые отражают его функцию, его назначение, его суть и одновременно фиксируют позицию Я. Если мы хотим изменить восприятие, то можно задать новую позицию через новое осмысление, например, точку на рисунке 1 назвать началом Вселенной. От воспринимающего потребуется определенное усилие, активность, чтобы изменить позицию и обозначаемое словом сделать содержанием своего образа.

Все названные выше свойства восприятия показывают, что эта функциональная система психической реальности направлена на создание и использование особых целостностей, которые называются предметными образами. Они упорядочивают активность человека, объединяя в настоящем прошлое и будущее действие человека со свойствами предметов как целостностей.

Свойства восприятия порождают особые переживания человека, которые называются иллюзиями восприятия.

133

Все учебники психологии приводят примеры этих иллюзий как одно из доказательств того, что восприятие человека активно. Мне тоже придется это сделать Рисунки 4, 5, 6, 7 - это примеры так называемых геометрических иллюзий1.

Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7

134

Существование иллюзий восприятия является еще одним доказательством наличия в психической реальности человека специфических сил, обеспечивающих ее целостность в ориентации активности на будущее.

Кажущееся как особое качество переживания человека позволяет ему с очевидностью обнаружить диалогичность как свойство психической реальности. Диалогичность Я взрослого человека является следствием развития общения как особого вида активности в отношениях с другим человеком. Смысл общения в том, что его предметом, его содержанием являются свойства психической реальности, где кажущееся может трансформироваться в реальное, настоящее и наоборот, реальное может породить кажущееся как изменение позиций в диалоге. Так преодоление иллюзии предполагает изменение позиции, которое возможно за счет реального или внутреннего диалога человека. Думаю, что вам есть смысл подумать о том, увидели бы вы сами (в других, - не учебных, - обстоятельствах) иллюзии, которые вам были продемонстрированы выше или нет?

Переживание кажущегося показывает, что реальность, настоящее, истинное являются понятиями, отражающими целостную картину мира человека. Они как слова создают осмысленность восприятия в этой картине мира.

Сегодня мы не можем с полной уверенностью сказать о том, что существует единая для всех людей, истинная картина мира.

Этого нельзя сделать уже потому, что каждая культура порождает свои основания для иллюзий, для возникновения того качества психической реальности, которое названо выше кажущимся, т.е. соответствующим в данный момент времени содержанию индивидуального сознания.

В то же время явления кажущегося позволяют еще раз уточнить понятие позиции как проявление специфической активности Я, фиксирующей свою пространственную и временную целостность.

Для ориентации на будущее различение явлений кажущегося и реального создают в общении людей особую задачу - задачу создания меры истинного. Эта задача конкретизируется в условиях жизни людей в любой общности как одно из обоснований целесообразности

135

усилий. Примером этого может быть восприятие грязи. Людям (или одному человеку) она вообще может не казаться грязью, которую надо убрать. Нет такой меры истины, которая обосновала бы для них (или для него) Я-усилия. Кажущееся, которое можно обозначить как несуществующая существующая грязь, может оказаться основанием для жизни общности людей.

Кажущееся позволяет анализировать и такую особенность переживаний людей как содержание дистанции с другими людьми. Как видите, оно может быть основано на существовании иллюзий. Думаю, что вы легко можете представить комическую ситуацию, когда люди могут спорить очень долго о величине тех же кругов, доказывая разные позиции только словами.

Как только вводится согласованная мера истины - измерение - позиции могут быть уравнены. Роль такой меры и выполняют сенсорные эталоны восприятия, которые через значение слов наполняют сознание человека возможной реальностью, встреча с которой далеко не всегда радостна. Придется вспомнить по этому случаю ребенка, который плакал и приговаривал: "Ты, моя бабушка, не старенькая, ты - новенькая, новенькая". "Старое" как мера, как значение, как форма не совпало с содержанием переживания, с той реальностью отношения, которое и есть истина одного человека, а не та правда, которую утверждает безличное большинство, принимающее значение слова за истину.

С очевидностью эта особенность восприятия выявляется в восприятии человека человеком, когда многие свойства его как предмета восприятия могут быть выделены через применение различных мер. Так существуют меры принадлежности к профессии или возрасту, статусу или месту жительства и т.п. Мы их переживаем как свое соответствие им, как не полное или вообще отсутствующее соответствие. Есть мера для врача и учителя, профессора и сапожника, сказочника и террориста, старика и юноши, начальника и подчиненного, москвича и одессита, горожанина и деревенского и т.п.

Эти меры воплощаются в знаках, создающих системы, эти системы начинают определять отношения людей, возникает та зависимость о которой когда-то М. Горький сказал, по-моему, точно: "Созданное людьми поработило их".

136

Однако есть и противостояние этому "рабству", это, прежде всего, искусство, где создаются новые меры человеческого восприятия, где кажущееся как живая ткань психического воплощается в живописные, музыкальные, кинематографические и другие образы, открывая за счет этого и в реальности все новые и новые свойства.

Искусство как поиск меры подобия своей психической реальности, как поиск меры самого себя - это не только удел избранных, это будничная жизнь каждого человека, так как есть искусство для всех - это искусство жить. Искусство отличается от науки тем, что для него проблема поиска истины не существует как специальная задача. В искусстве истинно то, что проявляет любое свойство психической реальности, в этом смысле оно конечно и бесконечно одновременно, так как в нем нет критерия объективности, важного для науки. Может быть, поэтому для демонстрации важнейших свойств жизни ученые в своих текстах прибегают к ссылкам на поэзию. Она как вид искусства не претендует на объективность истины, она может выразить конечное в бесконечном и бесконечное в конечном, создавая, например, метафоры.

Метафора дает возможность сделать объектом, предметом созерцания и воздействия для человека его собственную психическую реальность в ее движении, той динамике, которая и есть жизнь. Приведу только один пример из творческого наследия М. Волошина: "Мир - лестница, по ступеням которой

Шел человек. Мы осязаем то,
Что он оставил на своей дороге.
Животные и звезды - шлаки плоти,
Перегоревшей в творческом огне;
Все в свой черед служили человеку
Подножием,
И каждая ступень
Была восстаньем творческого духа".

Понятие метафоры позволит уточнить понятие образ предмета. Известно, что у всякого образа как бы две составляющих - это предмет, который его вызывает, и то содержание, которое привносит в него человек, как данность качеств своей психической реальности,

137

- той избирательной чувствительности, которая регулирует его реактивность. Всякий образ предмета через данность психической реальности меняет свое место, перемещаясь в нее, воплощаясь в этом перемещении в переживание. Так возникает возможность через воздействие предмета сделать доступной для внутреннего диалога саму психическую реальность.

В поэтическом образе человека и мира, который возникает из текста М. Волошина, есть не только их реальные свойства, но и не менее реальные свойства психической реальности самого автора. Какие? Это вопрос к вам как к читателям, к участникам внутреннего диалога поэта.

Построение метафор позволяет увидеть бесконечность психической реальности человека, ее возможную связь со всем миром. Это открытие закона универсума, доступное человеку, живущему психической жизнью, для которого кроме согласованных мер истины как правды существует истина как абсолют, как основание и обоснование универсума, которое становится доступно человеку в трансцендентальной позиции. Именно в этой позиции он может сопоставлять кажущееся и реальное, согласованные меры и меры истины, обозначать и сопоставлять их действие. Давно замечено и многими авторами описано то, что в свое время написал Р. Эмерсон: "...любое явление в природе есть символ какого-нибудь явления духовной жизни. Любая ее картина соответствует какому-то состоянию души, и это состояние души может быть выражено лишь посредством этой картины природы, олицетворяющей ее. Разъяренный человек - это лев, хитрец - лиса, человек твердых взглядов - скала, просвещенный - светоч... то или иное свойство растения, отдельные его органы, его деятельность или шум, производимый насекомыми, - приобретает для нас самое прекрасное значение, если рассматривать его как пояснение к факту духовной философии или каким-то образом связать его с человеческой природой" (Р. Эмерсон. Эссе. М. Худ. лит. 1986. Стр. 36).

Эта особенность человеческого восприятия основывается на одном из универсальных механизмов существования психической реальности - на механизме проекции. Он вместе с идентификацией обеспечивает

138

целостность психической реальности. Если идентификация позволяет сохранять целостность Я как основание активности, то проекция обеспечивает целостность психической реальности в каждый момент времени как обозначение ее границ свойствами других реальностей. К числу этих реальностей относятся все времена и пространства, в которых осуществляется жизнь человека.

Примером проекции психической реальности в пространство тела человека может быть внутренняя картина болезни (А.Р. Лурия и другие), примером проекции психической реальности в индивидуальную историю жизни могут быть воспоминания человека, избирательность этих воспоминаний. Проекция психической реальности в конкретном социальном контексте жизни человека будет выступать как содержание его жизненных интересов.

Проекция психической реальности на ее саму как проявление обратимости выступает в виде переживаний психологического времени.

Активность и избирательность восприятия, которые каждый взрослый человек может обнаружить в собственной психической реальности основываются на механизме проекции. Через содержание образов восприятия можно составить представление о качествах психической реальности человека.

Существование механизма проекции обусловило создание множества конкретных методик исследования качеств психической реальности человека. Среди них наиболее известная - тест Г. Роршаха.

Через механизм проекции будущее приобретает качества не только предметные, но и субъективные - качества психической реальности конкретного человека. Это будущее реализуется через активность, связанную с решением задач восприятия - построением целостных образов предметов.

В анализе восприятия кажущееся как проявление специфических свойств психической реальности существует в виде представлений.

Решение задачи восприятия - это создание реального образа, существование которого может быть обосновано мерой или сенсорным эталоном. Например, создается образ дома, образ дерева, образ моря, образ женщины и т.п. Эти образы могут транслироваться в

139

словах, так как они - осмыслены (это - одно из свойств восприятия, о чем и говорилось выше).

Представления возникают в психической реальности человека в отсутствии реальных предметов, воздействующих на органы чувств. Например, вы можете представить дом, находясь в лесу или в движущемся транспорте, или плывя под водой и т.п. Возникновение представлений и их свойства часто описывают, используя понятие ассоциативных связей. В психологии подробно описаны разные виды ассоциативных связей - связи по сходству, по смежности, по контрасту. Например, человек может установить связи и выразить их в словах таким образом (вариант свободных ассоциаций, когда человек говорит в течение двух минут любые слова, которые ему приходят в голову): вода, река, голова, пловец, отдых, глубина, течение, небо, высоко, нельзя, волны, опасность, гром, лодка, краб и т.п.

Связи между словами отражают активность человека при осуществлении во внутреннем психологическом пространстве действия замещения.

Существование представлений еще раз показывает доступность для человека таких явлений, как бесконечность, универсум, и т.п. Эти явления еще называют предельными, как предельны и понятия, которые их отражают.

Представления обладают той целостностью, которая является в них проекцией качеств психической реальности как предмета. Человек не может представить то, что он не может представить, его представления - это проекция его самого для него самого в его индивидуальных знаках, которые имеют значение в контексте его жизни как отражение ее неповторимых качеств.

Представления дают о себе знать сопротивлением Я, которое выражается для человека в наличии переживаний невозможности для себя какого-то качества психической реальности, например, человек не может представить, что он будет старым и беспомощным. Его Я сопротивляется, он не находит в своей психической реальности оснований для осуществления проекции.

Сопротивление Я при построении представлений может обнаружить себя и в забывании событий, которые нанесли травму целостности Я. Так человек может переживать невозможность для себя представить

140

события детства или экзамена, или какой-то другой травмирующей ситуации. Тогда часто нужны специальные воздействия (этим занимаются психотерапевты), чтобы освободить Я от травмирующих последствий.

Образы в отличие от представлений обнаруживают себя в сопротивлении предметов тому воздействию, которое на них оказывает человек. Это сопротивление показывает наличие свойств, которые не проявлены в образе восприятия, так как их не выделили те сенсорные эталоны, те меры истины, на основании которых был построен образ. Их называют скрытыми, существенными свойствами предмета. Так, если вы видите небольшой, с вашей точки зрения, предмет и захотите его поднять, может оказаться, что это будет не под силу. Его вес не входит в ваш образ, а для этого маленького предмета вес - существенное свойство. Чтобы оперировать в будущем такими свойствами, человеку надо мыслить.

Думаю, что понимание мышления как психического процесса, как особой функциональной системы есть смысл начать с различения мышления и воображения, которые объединяются в том моменте, который психологи называют продуктивностью. Благодаря воображению и мышлению в мире появляется то, чего еще не было, появляется новое во всех его проявлениях - от новых ощущений как следствий новых качеств предметов - до новых форм жизни как следствий преобразования ее как целостности (инвалид, прикованный к креслу, может жить полноценной жизнью, тогда как здоровый человек может чувствовать себя несуществующим или лишним.) Продуктивность - это проявление в предметных преобразованиях энергии Я. Философы называют это опредмечиванием человеческих способностей.

По предметам, которые создают люди в мышлении и воображении, можно восстановить качества их способностей. В психологии для этого существует метод анализа продуктов деятельности.

Если воспользоваться этим методом, то можно найти существенное различие в продуктах мышления и воображения, и на основании этого определить их роль в психической реальности человека.

Воображение или фантазия создает образы, такие, как сказочные образы.

141

Мышление создает понятия, например, понятие сказочного образа.

Существенное различие сказочного образа и понятия о сказочном образе в том, что сказочный образ обладает относительной завершенностью (баба-яга, гном, ковер-самолет и т.п.), тогда как понятие сказочного образа обладает потенциальной бесконечностью. Почему?

Воображение возникает там, где человек встречается с явлениями высокой степени неопределенности, где неопределенность сама по себе как явление требует воздействия. В практике повседневной жизни неопределенность связана с переживаниями независимости явлений от присутствия человека и его воздействий на эти явления. Дистанция, которая возникает между человеком и явлением, например, причиной его болезни или появлением природного или общественного явления, очень велика и возможности воздействия за счет этого уменьшаются или становятся минимальными.

Люди все время сокращают дистанцию своего воздействия на разные явления, создавая инструменты как продолжение своих естественных органов (микроскоп и телескоп, топор и электропила, атомная станция и подводная лодка в этом отношении выполняют одну и ту же роль - воздействия на разные явления).

Однако существует неопределенность (ее предельная форма - хаос), при встрече с которой человек не может осуществить направленное воздействие. Тогда при осуществлении обратной связи включается механизм воображения, роль которого заключается в замещении неопределенности как предмета знаком этого предмета. Таким знаком становится образ воображения как продукт специфического вида активности, возникающего как обратная связь при встрече человека с неопределенностью.

Чувственный материал для построения образов воображения человек находит в своей психической реальности, которая, обладая целостностью, имеет механизмы сохранения целостности, среди которых и специальные Я-усилия человека.

Созданный в воображении образ выступает как своеобразная гарантия определенности, организованности бытия, а значит, его предсказуемости, осуществимости будущего для свойств психической реальности.

142

Думаю, можно сказать, что образы воображения в целостности и относительной завершенности воплощают потенциальную возможность существования психической реальности как особого явления бытия. Можно воспользоваться образом надежды - воображение (его образы) это воплощение .надежды психической реальности на ее существование в будущем.

В образах воображения психическая реальность через Я-усилия человека обосновывает сама себя как конкретную форму, имеющую предметное, а значит, определенное, содержание.

Сказочные образы в этом смысле интернациональны, недаром В.Я. Пропп, в своих знаменитых исследованиях сказок, писал похвалу сказке, отмечая наличие в ней вечных, неувядаемых ценностей, которые раскрываются через сказочные образы в их поэтичности, веселости, детскости, жизнерадостности, остроумии, в сочетании наивности, глубокой мудрости и трезвого взгляда на жизнь.

Понятие сказочного образа как продукта мышления требует объяснения самого процесса мышления. Количество работ в истории только психологии, которые посвящены этому вопросу, не поддается точному учету. Их очень много, так как мышление - это один из наиболее очевидных для самого человека процесс, на который он сам (через специальные рефлексивные Я-усилия) может оказать контролируемое (до некоторых пределов) воздействие.

Рефлексивные Я-усилия каждый человек может выделить в своей психической реальности как внутренний диалог, в котором он сам задает себе вопросы (Что, как и почему я делаю?) и сам отвечает на них. Считается, что такую возможность он приобретает из диалога внешнего, т.е. из диалогического общения с другими людьми. Мышление как особый вид активности начинается там, где человек встречается с неизвестными качествами предмета (этим предметом может быть и его собственная психическая реальность).

Можно описать эту ситуацию как ситуацию сопротивления предмета воздействиям человека. Преодоление сопротивления как поиск неизвестного качества существующего предмета и организация воздействия на это качество входят в содержание мышления.

143

Сопротивление в психологии чаще всего описывается как мыслительная задача. Организация воздействия как мыслительные операции, а результат воздействия - как понятие. Понятие - это форма, в которой отражается содержание информации о существовании предмета как целостности.

Понятие может быть в виде действия, в виде образа (метафоры), понятие может быть в виде слова. Однако это всегда понятия, так как они отражают свойства предмета как целостности.

В зависимости от того, в каком виде человек осуществляет поиск неизвестных свойств целостного предмета, существуют разные варианты мышления, которые относительно независимы друг от друга. Это - наглядно-действенное мышление (понятия существуют в виде действий), это - образное мышление (понятия существуют в виде образов) и это - словесное или абстрактное мышление (понятия существуют в виде слов).

Если мы вернемся к понятию сказочного образа, то как форма мышления о целостном предмете сказке, оно потребует от нас усилий по выделению в нем неизвестных для нас свойств сказки как целостного предмета, своим существованием задающего множество свойств сказочных текстов, среди них и сказочный образ.

Когда мы используем слова сказочный образ как понятие, мы должны выделить его существенные свойства, которые определяются существованием сказки как целостного предмета. Если вы сейчас попробуете объяснить, определить, что такое сказочный образ, то вы и встретитесь с содержанием этого понятия для вас.

Когда В.Я. Пропп в своей книге "Русская сказка" (Л. ЛГУ. 1984) посвятил множество страниц определению понятия сказка, он проделал мыслительную, интеллектуальную работу по выделению в этом предмете его существенных свойств, знание которых позволит и нам приблизиться к пониманию сказочного образа в его существенных качествах.

Процедура определения словесного понятия - это процедура абстрактного, словесного мышления о существенных свойствах предмета, который фиксируется с помощью этого понятия. Когда используем слова как понятия, это означает, что мы владеем их существенными свойствами или значениями.

144

Возникновение новых понятий - новых слов - это обратная процедура, сначала появляется содержание как закономерность, как выявленное существенное качество предмета, а потом создается слово. Слово без содержания может оказаться пустой формой.

Закономерные или существенные свойства предмета люди могут выявить в разных видах воздействия на этот предмет - непосредственное, телесное воздействие (существенные свойства выделяются через напряжение, например, мышц), через дистанционное как построение зрительных, слуховых или других дистанционных образов и через оперирование свойствами предмета в виде слов.

Так существование закономерных свойств сказочного образа как понятия вы можете обнаружить через участие в сказке как действии, через созерцание сказки, через словесное рассуждение о ней.

Когда люди специально занимаются поиском закономерных, существенных свойств предметов, это называется наукой. В зависимости от того, с какими предметами люди имеют дело, можно говорить и о своеобразии пути поиска. Так появляются понятия о математическом мышлении, о физическом, о психологическом, о художественном и т.п. Однако все пути мышления, все виды мышления дают общий результат - новые, скрытые от непосредственного восприятия, закономерные свойства предметов.

Существование предмета и взаимодействие с ним человека с ориентацией на будущее взаимного существования как взаимодействие делает мышление не только необходимым, но и ограниченным содержанием взаимодействия с предметом в конкретном пространстве в конкретное время. Так возникает проблема ошибок мышления, проблема логики отношений, проблема логики смысла человеческого взаимодействия с предметами.

Решение этих проблем не принадлежит только психологической науке, они так или иначе являются составными частями всех наук о человеке.

Для курса общей психологии важно, что в мышлении человек встречается с существованием предметного мира, отличного по своим свойствам от психологической реальности. Возможность появления дистанции

145

в отношении к предметам и их относительно независимое от человека существование обостряют проблемы смысла взаимодействия человека с предметным миром. Можно привести множество примеров мыслительной деятельности человека, которые привели к необратимым последствиям в мире природных предметов, экологические и гуманитарные катастрофы не редкость в современном мире.

Мышление и интеллект. Эти два слова в программных документах предполагают, что существуют два явления. Интеллект как возможность безошибочного (или практически безошибочного) решения класса задач, и мышление - поиск новых свойств предметов. Как можно понять, интеллект органичен типом задач - тех свойств, на поиск которых он направлен. Мышление в этом смысле не ограничено, так как предметы могут обладать множеством свойств разной степени сложности. Критерий интеллекта - точность результата, его соответствие цели. Критерий мышления - смысл взаимодействия человека с предметом.

Интеллектуальная машина обыграла чемпиона мира по шахматам. Она только это и умеет делать - быстро находить решения в шахматных задачах. Зачем была создана эта машина? Это вопрос о смысле мышления людей, которые ее делали? Оставлю эти вопросы открытыми, так как любые рассуждения о мышлении возвращают к вопросу о человеческом в человеке.

Один из ответов на этот вопрос связан с понятием творчества. Это понятие как прилагательное, описывающее качества психического процесса, можно отнести ко всем из них: творческое ощущение, творческое восприятие, творческое воображение, творческое мышление. Какое это свойство, чем оно отличается от других?

В психологии есть специальная отрасль науки, которая занимается творчеством - психология творчества.

В курсе общей психологии есть смысл обратиться к проблемам творчества с точки зрения тех переживаний, которые отличают его от других качеств психической реальности. Психологи, исследующие закономерности психической реальности, часто пользуются понятием нормальности или обычности, обыкновенности,

146

такого состояния психической реальности, которое может быть оценено как очевидное, не требующее специальных доказательств. Думаю, что для понимания творчества и порождаемых им качеств в разных психических процессах, есть смысл прибегнуть к понятию обычности или нормальности психической реальности. Оно существует как одна из составляющих концепции жизни, объединяющей людей в общности. Нормальность как очевидная правильность, как соответствие согласованной мере истины пронизывает отношения людей в любой общности и составляет основу доверия - основу осуществимого для общности будущего. Самыми простыми примерами могут быть правила вежливости, которые соблюдаются всеми (большинством) членами общности. Это - одно из проявлений их нормальности.

Можно сказать, что правильность и нормальность как проявление свойств психической реальности определяется по отношению к мере истины.

Человек как субъект обладает продуктивностью, т.е. применительно к мере истины это может быть понято как сомнение в ее достоверности и очевидности. Потенциально у человека есть возможность не соответствовать согласованной в общности мере истины, есть возможность найти в своем мышлении новые свойства предметов, в отношении которых сформулирована мера истины и за счет этого пересмотреть ее содержание. Что тогда произойдет? Догадаться нетрудно - изменятся отношения людей в общности, так как изменится содержание нормальности, правильности, меры истины. Нетрудно предположить, что новые свойства предметов как содержание меры истины будут восприняты через сопротивление представлений людей общности, так как это затрагивает границы их психической реальности, границы их Я.

Что ждет человека, который нашел новое содержание меры истины? Его ждет слава или изгнание. Это - путь творчества как преобразования меры истины, меры правильности во взаимодействии общности людей с любыми предметами, с любыми качествами предметов. По степени влияния на содержание меры истины творчество конкретных людей может быть различно и его можно оценить даже в количественных характеристиках.

147

Например, при оценке ценности и новизны научных исследований, прибегают даже к балльным оценкам. Однако в бытовой жизни чаще всего пользуются словесными оценками: существенное преобразование, переворот во взглядах, новое видение, невероятное открытие, всемирное значение и т.п. В любом случае речь идет о возможности изменения отношений в общности людей, изменений в представлениях о нормальности.

Творчество как поиск и открытие новых качеств в предметах может распространяться на все функциональные системы психической реальности, так как они все предполагают активность человека как субъекта. Творческое ощущение одного человека, например, ощущение цвета кожей, может привести в пересмотру меры истины в понимании природы ощущений.

Творческое восприятие - создание целостных предметов, которые мы можем наблюдать, например, в картинах художников, приводит к выделению ими новых свойств и в обычных, знакомых, казалось бы, предметах. Предмет как носитель определенной меры истины начинает выступать в новом качестве, преобразуя и саму меру. Например, старые ботинки, которые изобразил Ван Гог, это не только и не столько обувь, сколько человеческая боль от незавершенного пути.

Творческое воображение как преодоление неопределенности через создание образа требует от человека не только проявления качеств субъекта, но и силы его Я, так как неопределенность как предмет тоже обладает сопротивлением и его преодоление требует Я-усилий. В преодолении неопределенности человек, осуществляющий творческое воображение в качестве меры истины, использует собственные индивидуальные переживания правильности, гармоничности, завершенности. Он может за счет этого оказаться вне времени и пространства отношений в конкретной общности людей. История человечества знает много таких примеров.

Творческое воображение, например, писателя позволяет ему предвидеть научные открытия задолго до их реального появления в контексте мировой культуры.

Творческое мышление - это тавтология, так как мышление - это и есть поиск новых свойств предметов, который в конечном итоге приводит к изменению

148

меры истинности как в индивидуальной жизни человека, так и в общности людей. Другое дело, что предмет, в отношении которого осуществляется мышление, может занимать разное место в отношениях людей конкретной человеческой общности. Если изучение фонетического строя языка для кого-то предмет его творческого мышления, то для другого человека таким предметом может быть составление плана мирового господства. В первом случае результаты творческого мышления могут изменить отношения в профессиональной общности филологов, а во втором случае человечество (всё) может изменить представление о мере истинности истин.

Таким образом, количественная оценка творчества как создания нового качества предмета и использование этого качества в содержании меры истины, позволяет ранжировать результаты продуктивной активности человека по степени их влияния на общность людей.

В этом смысле существует оценка гениальности человека как высшая оценка влияния его продуктивности на отношения во всем человеческом сообществе. В этом смысле можно сказать, что гениальность - явление планетарное.

Попытки изучения гениальности предпринимались и предпринимаются множество раз как в истории психологии, так и в истории смежных наук. В любом случае гениальность описывалась как необычность, как редкость, как неординарность и объяснялась так, как это мог сделать исследователь, ориентируясь на собственные представления о природе человека. Это могло быть объяснение гениальности как психического отклонения (почти болезни или болезни), это могло быть объяснение гениальности как природного дара, как следствие благоприятных условий жизни и т.п.

Хотелось бы подчеркнуть, что в понимании гениальности присутствует количественный подход (сравнение с большинством людей) в оценке этого качества продуктивности человека. Из множества характеристик, которыми наделяют гениальных людей исследователи этого явления, мне хотелось бы выделить ту, в которой можно увидеть их ориентацию на будущее. Ее можно назвать созданием пространства реального будущего: результаты продуктивности гениев превышают

149

конкретные цели их организованных усилий. Например, создание Поповым радио изменило информационную жизнь всего человечества. Каждый из нас чувствует присутствие этого результата как свойство пространства, в котором мы живем в настоящее время, которое по отношению к жизни Попова является будущим. Это относится ко всем гениальным целям - движение к ним приносит результаты, превышающие содержание цели. В этом явлении проявляется важнейшее свойство настоящей психической жизни - ее избыточность, о которой применительно к живым движениям Н.А. Бернтштейн писал как об избыточности в них степеней свободы. Недаром гениальное как качество психической реальности часто воспринимается как чрезмерное, отличающееся от обыденного, нормального.

В современном мире пространство реального будущего создается значительно быстрее в конкретном физическом времени, чем это было даже десятилетие назад. Это связано с научно-техническим прогрессом, с возможностью быстрого внедрения нового в обыденную жизнь. Наиболее ярко это можно видеть в совершенствовании компьютерной техники, где машина пятилетней давности уже считается устаревшей.

Когда описывают психические процессы человека как функциональные системы психической реальности, всегда возникает необходимость обозначить их направленность как наличие вектора активности. Эта направленность в живой природе возникает как избирательная чувствительность к тому или иному воздействию. Применительно к человеку ее называют вниманием.

Когда психология только еще оформлялась как экспериментальная наука, в ней было проделано множество лабораторных экспериментов по исследованию этого свойства психической реальности, которое стремились отделить от ее других свойств - от сознания в первую очередь. Для психологии, которая сегодня носит название экспериментальной и когнитивной, существенным моментом является выделение психического процесса в его неповторимых качествах. Это - основа организации исследований в этих отраслях психологии, которые берут свое начало в девятнадцатом

150

веке, когда психология стремилась доказать свои статус точной науки. В этих отраслях психологии выделены и описаны, а также количественно и качественно исследованы свойства внимания как содержания направленности на предмет активности человека.

Эти исследования позволили выделить зависимость содержания направленности как от свойств предмета, так и от Я-усилий человека по организации своей активности. В этом можно найти еще одно доказательство специфичности свойств психической реальности как целостного образования.

В зависимости от содержания Я-усилий человека можно выделить три разных варианта организации направленности внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Они отличаются выраженностью Я-усилий. Непроизвольное внимание - полная зависимость активности человека от свойств предметов (ее еще называют рефлексом "что такое?"). Это изменение направления активности человека как ответ на действие сильного и неожиданного раздражителя. Самый типичный пример этого вида внимания мы все можем легко вспомнить, так как каждый из нас был в ситуации, заставившей нас вздрогнуть от неожиданности. Упрощая ситуацию можно сказать, что реагировал наш организм, но не наше Я. Кстати, это еще один пример того, что в психической реальности существует несколько вариантов обратной связи. Непроизвольное внимание обычно кратковременно. Ответ на вопрос о том, почему так бывает вы можете найти самостоятельно, опираясь на психологическую практику своей жизни.

Произвольное внимание требует Я-усилий по установлению дистанции с целостным предметом или его свойствами и усилий по сохранению этой дистанции. Его часто понимают как контроль человека за ситуацией, так как в произвольном внимании Я-усилия подчиняются логике изменения предмета. Кстати, если предмет не изменяется, то человеку надо изменять собственное Я (заниматься собственной мотивацией, чтобы не уснуть). Произвольное внимание возможно за счет диалогичности Я, которую взрослый человек наблюдает в своей психической реальности как проявление собственной воли.

151

В бытовой жизни мы наблюдаем это как возможность сосредоточения, концентрации, устойчивости интереса человека к предмету. Это свойство Я-усилий человека отражает особенности его индивидуального сознания, часто понимается как качество его личности - внимательность. Она представляет собой возможность соответствия Я-усилий своим собственным качествам и качествам предмета. Психологи часто называют это свойство присутствием здесь и теперь. Оно - основа реалистичности в переживаниях человека.

Послепроизвольное внимание, как это видно из названия, возникает на основе произвольного. Для этого должно осуществиться одно условие - Я-усилия человека должны совпасть с логикой изменения предмета, тогда в Я - усилиях исчезнет момент напряжения, определяющий его собственную логику. Мы все переживали это как появление захватывающего интереса, например, на спектакле или во время спортивного соревнования. В бытовом языке есть формула для выражения этого вида внимания, приведу ее как Я-высказывание: "Зрелище целиком поглотило меня". Это несколько высокопарное выражение того, что обычно описывается, как "было неинтересно, а потом стало интересно", "сначала заставлял себя, а потом увлекся", "сначала было трудно и неинтересно, а потом стало легко и интересно" и т.п.

Каждый вид внимания имеет свойства, которые описываются, как:

  • колебание внимания;
  • объем внимания;
  • концентрация внимания;
  • распределение внимания;
  • переключение внимания;
  • избирательность внимания;
  • устойчивость внимания.

Все эти свойства внимания могут быть выражены в предметных характеристиках как степень (часто измеряемая временем) соответствия активности человека свойствам предмета.

Колебание внимания люди обычно замечают по изменению своего отношения к предмету, с которым они взаимодействуют. Суть изменения в том, что у человека создается впечатление об перемещении

152

источника его активности - не он сам определяет содержание своей активности, а предмет "ведет" его за собой. Действие осуществляется само собой - автоматически, оно не требует специальных усилий. Также не требуют специальных усилий и действия человека - они "следуют" за предметом, соответствуют ему. Обычно считается, что колебания внимания имеют психологическое и физиологическое происхождение. Психологическое происхождение объясняется закономерностями формирования навыков, которые могут изменять свое строение по мере изменения контроля за исполнением действия. Контроль становится свернутым во времени, а позднее и автоматизированным. Физиологические причины колебания внимания обусловлены ритмической работой коры больших полушарий, которая не имеет постоянного фона активности. В фазе снижения активности и в фазе повышения активности параметры сосредоточения человека на действии с предметом различны, колеблются.

Объем внимания измеряется количеством предметов, с которыми человек может действовать одновременно. Часто знание этого свойства человека помогает лучше организовать его работу.

Концентрация внимания определяется степенью ясности свойств и логики изменения предмета в сознании человека. Она определяется физиологическими особенностями активности мозга человека и его волевыми Я-усилиями.

Распределение внимания представляет собой одновременную направленность активности человека на логику изменения нескольких предметов. Временем безошибочного удержания логики предметов измеряется это свойство внимания.

Переключение внимания представляет собой возможность для человека проявлять свою активность в следовании за логикой изменения предметов, которые не совпадают по параметрам изменения во времени. Фантастическую изобретательность в этом свойстве внимания показывают многодетные родители - каждый из детей требует внимания и все вместе - тоже.

Избирательность внимания высшего своего проявления достигает в поглощенности Я человека логикой изменения предмета. Она существует как возможность

153

различения предметов и их свойств при организации Я-усилий. Избирательность внимания показывает действие механизма проекции и часто используется как обоснование проективных методик исследования личности.

Устойчивость внимания характеризует единство Я-усилий человека и логики изменения предмета, их относительную независимость и взаимообусловленность. Чем больше это единство по содержанию, тем дольше оно сохраняется во времени. Противоположностью устойчивости являются колебания внимания. Причины колебания внимания настолько разнообразны, что их в общем виде проще всего описать как проявление ритмической природы живого, которое изменчиво по своей сути.

О внимании можно сказать, что это - настоящее, которое в каждый момент своего существования превращается в будущее, опираясь на прошлое. Прошлое (в любом его временном измерении) обеспечивает память или мнемические процессы. Это - особая функциональная система в психической реальности, реализующаяся в относительно независимых друг от друга действиях или процессах - запоминание, сохранение, воспроизведение.

В психологии как в научной, так и в бытовой, давно известно, что эти процесс относительно независимы друг от друга. Взрослые люди относительно легко ориентируются в индивидуальных особенностях своих процессов памяти и используют их для организации активности в прошлом времени, в настоящем и с ориентацией на будущее. Память человека устанавливает связь событий индивидуальной жизни со свойствами Я. Эта связь может быть разной степени зависимости от Я-усилий, для описания этой зависимости пользуются понятиями произвольная и непроизвольная память. Она может проявиться в любом действии как зависимость от Я-усилий (произвольная), так и независимость (непроизвольная). Я-усилия при произвольной памяти направлены как на сохранение идентичности в момент осуществления действий памяти, так и преобразование предмета с мнемическими целями. При осуществлении произвольной мнемической активности люди часто испытывают большое напряжение, так

154

как это требует достаточных затрат энергии на обеспечение усилий. Непроизвольная память в этом смысле не требует специальных усилий, мнемическая активность осуществляется в русле общей жизненной активности человека.

При этом можно наблюдать, что качество произвольной и непроизвольной памяти, которое можно измерять точностью воспроизведения материала через некие промежутки времени, зависит от вида памяти.

Психологи применяют разные основания для классификации типов памяти. С одним из них вы уже познакомились только что - это различение видов памяти по наличию в них Я-усилий: произвольная и непроизвольная память. Как только в основание классификации типов памяти включается параметр времени сохранения запомненного материала, память уже описывается как кратковременная, долговременная и оперативная. Существенное различие этих типов памяти состоит в том, что они позволяют зафиксировать изменение качества запомненного материала во времени индивидуальной жизни человека.

Различие названных типов памяти восстанавливается в их названии. Кратковременная память способствует ориентации человека в настоящем времени. Долговременная память не определяется каким-то конкретным временным сроком и предполагает Я-усилия человека по припоминанию или воспоминанию необходимой информации. Можно сказать, что долговременная память хранит прошлое человека для него самого и от него самого. Это одно из удивительных явлений - в психической реальности каждого человека сохраняется и часто охраняется жизненно важная для него информация.

Если при кратковременной памяти человеку надо постоянно удерживать свое внимание на используемой информации, то при долговременной памяти этого не требуется. Она сохраняется как бы без Я-усилий, что дает основания рассматривать ее как проявление естественных (Л.С. Выготский говорило "натуральных") качеств психической реальности.

Оперативная память проявляется в возможности запомнить информацию на определенное время - чаще всего на время ее применения. Примером оперативной

155

памяти может быть запоминание промежуточных результатов арифметических действий при их выполнении в уме, например, при сложении в столбик 278 и 957.

Возможность описать эти виды памяти позволяет точнее представить функции памяти человека в его психической реальности.

Память часто описывают по типу запоминаемого материала, тогда классификация выглядит так: двигательная память (запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных движений; зрительная память (высшее ее проявление - эйдетическая память - очень точное воспроизведение зрительных образов, когда человек буквально "видит" отсутствующий предмет как реальный); слуховая память; словесно-логическая память (память на смысл информации, которая может быть не связана с буквальной точностью воспроизведения); эмоциональная память (память на переживания - она присутствует во всех видах памяти, но наиболее ярко проявляется в запоминании человеческих отношений).

Можно выделять, как специальный вид памяти, обонятельную, осязательную, вкусовую память. Все они отличаются видом запоминаемой информации.

Однако при всех различиях видов памяти в каждом из них присутствуют действия запоминания, сохранения и воспроизведения, содержание которых определяет качества мнемической функции.

Так действие запоминания осуществляется с помощью специальных средств и способов, которые влияют на качество и время запоминания. Среди этих средств и способов есть те, которые обусловлены натуральными, природными свойствами психической реальности и не требуют от человека специальных Я-усилий по их осуществлению. Чаще всего это связано с преобладанием какого-то одного или нескольких видов памяти. Например, у человека может быть хорошая кратковременная зрительная память или долговременная двигательная, он может сам знать об их наличии как о своей возможности быть успешным при использовании этих своих качеств. Качество типа памяти проявляется в скорости и прочности запоминания, в точности воспроизведения, которые сравнимы с

156

их проявлениями на другом материале, в другом виде памяти.

В то же время при любом типе памяти человек может использовать в качестве способов запоминания следующие: установление сходства и различия запоминаемого материала с уже запомненным, поиск ассоциаций, сравнений, построение классификаций и смысловых схем, где в качестве средств применяются слова и образы, движения и реальные предметы (например, сувениры, подарки и т.п.)

Разные типы памяти одного человека могут не соответствовать по качествам друг другу, например, прекрасное воспроизведение в непроизвольной образной памяти совсем не гарантирует человеку такого же качества воспроизведения в словесно-логической памяти. Такие факты давно привлекали внимание исследователей и многие из них говорят даже о существовании у человека нескольких разных памятей, а не единой памяти как мнемической функции. Эта идея интересна и тем, что она позволяет исследовать разные факторы, влияющие на параметры памяти человека. Например, историческая и архетипическая памяти, - проявление в индивидуальной жизни человека коллективного сознания и коллективного бессознательного, - могут быть описаны как факторы, структурирующие индивидуальное сознание человека, а значит, сказывающиеся на свойствах его памяти.

Однако существуют и другие факты, которые можно воспринимать как проявление единства всех видов памяти. К числу их прежде всего относится существование относительно устойчивого объема кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти - это величина, которую измеряют количеством единиц информации, которую человек может запомнить механически, т.е. без специальных усилий по запоминанию. Этот объем многократно измерялся для разных видов информации, и сегодня достоверно известно, что он составляет около 7 единиц.

Это свойство своей памяти любой человек наблюдает как переполнение ее объема, как вытеснение существующей информации вновь поступающей. Человек может воспринимать это как переключение своего внимания с запоминания на другой вид активности.

157

Кратковременная память - это своего рода фильтр на пути поступления информации в долговременную память. Она осуществляет и отбор информации для долговременной памяти.

Когда у людей нарушаются мозговые структуры (это бывает при травмах или болезнях), можно наблюдать, что долговременная и кратковременная памяти могут функционировать относительно независимо друг от друга. Факты ретроградной и антироградной амнезии говорят именно об этом. Суть ретроградной амнезии в том, что страдает память на недавно происшедшие события, но сохраняется память на давно прошедшие. При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная и долговременная память, однако страдает способность долговременного запоминания новой информации. Однако это только кажущаяся независимость, они функционируют как единая система, отдельные элементы которой обладают относительной самостоятельностью.

При измененных состояниях сознания человека, например, при утомлении, когда аналитико-синтетическая работа мозга затруднена, возникают особые явления, связанные с функционированием кратковременной памяти - одно из наиболее известных - это явление deja vu, когда незнакомые предметы и события кажутся уже известными.

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайнего напряжения могут возникать обратные явления - неузнавание хорошо известных предметов и явлений.

Знание этих особенностей памяти часто имеет решающее значение в практике судебной психологической экспертизы.

Не менее важными в практическом отношении часто являются и изученные в психологии закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения. Назову наиболее значимые:

Непроизвольно лучше запоминается:

  • - сильный раздражитель;
  • - все, что привлекает непроизвольное внимание (прекращение или возобновление действия. Необычность явления и т.п.);
  • - информация, имеющая значимость для человека;
  • - информация, имеющая эмоциональную окраску;
  • - та информация, с которой человек взаимодействует активно, т.е. что-то в ней непосредственно преобразует.

158

Произвольно информация лучше запоминается, если

  • - уяснен ее смысл и значимость;
  • - установлена логическая связь между ее элементами;
  • - составлен план информации;
  • - проведена ее схематизация.

Закономерности воспроизведения информации:

"фактор края" (так и хочется здесь вспомнить полковника Исаева из фильма "Семнадцать мгновений весны", который знал этот эффект и хорошо умел им пользоваться при выполнении своего ответственного задания): первые и последние элементы информации, если она предъявлена последовательно, запоминаются лучше. Это связано с существованием проактивного и ретроактивного торможения. Оба они интересны и тем, что вызвали огромное количество теорий, объясняющих тормозящее влияние предыдущей информации на последующую - проактивное торможение, и наоборот, - последующей на предыдущую - это уже ретроактивное торможение. Известно, что отрицательное влияние торможения может преодолеваться за счет перерывов (15 мин.) в произвольном запоминании однородной информации.

Есть смысл остановиться и на явлении реминисценции, суть которого в том, что после паузы человек может воспроизвести (без предварительного повторения информации) больший объем информации, чем непосредственно после ее произвольного запоминания. Это связано с тем, что в момент паузы действия проактивного и ретроактивного торможения снимаются.

Известно, что объем памяти можно расширить, если применять приемы переработки информации, о которых уже упоминалось. Это тоже одна из известных закономерностей памяти.

Все процессы памяти тесно связаны между собой, так от запоминания зависит сохранение и воспроизведение, а само воспроизведение является основным критерием запоминания. Когда при воспроизведении человек испытывает трудности и преодолевает их, это называют припоминанием. Трудности припоминания часто связаны с существованием защитных механизмов личности. О их роли в психической жизни человека речь пойдет в других главах. Здесь считаю уместным отметить, что защитные механизмы часто охраняют Я-человека от избыточных воздействий, и таким образом обеспечивают его устойчивость и целостность. В крайне

159

простой формуле это можно выразить следующим образом: трудно припоминается то, что по каким-то причинам травмирует человека.

Среди процессов памяти особое место занимает забывание, закономерности которого были детально изучены на материале запоминания бессмысленных слогов Г. Эббингаузом, закономерность забывания и носит его имя - кривая Эббингауза. Суть ее в том, что наиболее интенсивно забывание происходит в первое время после запоминания, а потом оно замедляется.

С запоминанием связан и известный каждому психологу эффект Зейгарник. Он носит имя нашей соотечественницы, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Б.В. Зейгарник. Суть сделанного ею открытия состоит в том, что прерванные, незаконченные действия запоминаются людьми лучше, чем действия завершенные.

Обычно забывание объясняют через существование в нервной системе человека охранительного торможения и явления отрицательной индукции.

Память каждого человека можно описать как его индивидуальный тип, который характеризуется объемом памяти, скоростью запоминания, точностью запоминания, длительностью сохранения, доминирующим анализатором, преобладанием образной или логической памяти и ее личностно-избирательной направленности.

Память и ее свойства наиболее очевидное для самонаблюдения явление в психической реальности, при этом оно не теряет своей загадочности как и вся сфера психической жизни человека. Многочисленные исследования в общей психологии, в ее специальной отрасли - психологии памяти - одно из свидетельств этого.

Суть главы, которую вы прочитали, можно изложить предельно кратко в одном предложении так: каждый человек с очевидностью знает о существовании разных качеств своей психической реальности, которые в общей психологии описываются так же, как и в бытовом языке словами - ощущение, восприятие, представление, воображение (фантазия), мышление и интеллект, творчество, внимание, память. Только в психологии как в науке эти слова становятся для ученых научными понятиями, отражающими закономерные, известные как истинные в современной науке, свойства каждого из качеств психической реальности как ее функций.

160

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Используя понятие об ощущениях и их свойствах проанализируйте слова пятилетнего мальчика, который воскликнул, увидев заново покрашенный забор:
    - Какой громкий желтый цвет!
  2. Как вы думаете, почему в обыденной речи слова ощущение и восприятие часто употребляются как синонимы?
  3. Понятие порогов ощущений часто имеет практическое значение. Туристы и охотники часто пользуются специальными таблицами, по которым они определяют расстояние. Например, в таблице может быть указано, что заводскую трубу можно различить, хотя и не отчетливо на расстоянии 15 - 20 км, а лица людей, кисти рук на расстоянии 200 м.
    Какие свойства порогов ощущений при этом проявляются. Какие особенности условий определения расстояния надо учитывать при этом и почему?
  4. Известно, что в основе кино лежит эффект восприятия, основанный на скорости переработки информации. Знаменитые 24 кадра в секунду позволяют воспринимать неподвижное изображение движущимся. Объясните этот эффект свойствами восприятия человека.
  5. Объясните, почему человек начинает испытывать головокружение, если смотрит с большой высоты вниз и чувствует себя как обычно, если с этой же высоты смотрит вдаль.
  6. Психологи часто предлагают своим испытуемым двойные изображения. Таких изображений существует множество, чаще всего используются те, которые изображены на этом рисунке. Как вы думаете, с какими целями могут предлагать психологи своим испытуемым эти изображения при исследовании свойств их восприятия?
Рис. 8
Рис. 81

161

  1. Объясните, как надо задавать вопросы свидетелю какого-то события, чтобы не спровоцировать его на желаемый ответ? Почему возможна ситуация, когда человек говорит не о том, что видел, а о том, что от него ждут? Проанализируйте с этой точки зрения следующие вопросы:
    - Какого цвета у него волосы?
    - Волосы у него черные или каштановые?
  2. Классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев экспериментально доказал, что человек может научиться ладонью различать свет. Попытайтесь восстановить возможную схему этого исследования, объясните, почему обучение должно дать положительный эффект.
  3. Когда человек говорит о том, что он не понимает изображение на рисунке, бывает достаточно назвать изображение словами и он не чувствует больше непонимания. Что происходит с восприятием в этот момент?
  4. Почему представления требуют от человека усилий? Что он делает в момент этих усилий? При ответе на вопрос используйте данные самонаблюдения за собственным представлением морозного зимнего утра. Чтобы легче это было сделать, сядьте в удобную позу, расслабьтесь и представьте морозное зимнее утро. Потом запишите (по возможности подробно), что вы делали, чтобы представить это утро.
  5. Дж. Родари написал книгу, которая называется "Грамматика фантазии". Она несколько раз переиздавалась на русском языке. Как вы думаете, почему у такого, казалось бы, интимно-индивидуального процесса как фантазия, есть грамматика, т.е. правила, которые нельзя нарушать?
  6. В современной психологической практике широко применяются курсы по развитию мышления для взрослых людей. Одним из авторов таких курсов является Э. де Боно, который предлагает своим слушателям систему задач, позволяющих выявить личный стиль и особенности их мышления с целью совершенствования. Как вы думаете, почему подобные курсы имеют успех? Каким "секретом" должен обладать автор этих курсов, чтобы у его слушателей развилось мышление за три пятидневных курса? Сформулируйте возможное теоретическое обоснование такого курса.

162

  1. Э. де Боно в своих работах говорит о том, что мышление на практике - нечто большее, чем следование логическим правилам. Объясните, что, по вашему мнению, скрывается за этими словами.
  2. Можно ли точно ответить на вопрос о том, кто умнее?
  3. Как вы думаете, почему человек может стать зависимым от продуктов собственного мышления?
  4. Как выдумаете, почему мышление обладает инерцией? Приведите ее примеры.
  5. Л.С. Цветкова в книге "Мозг и интеллект" (М. "Просвещение" АО "Учебная литература" 1995) пишет о том, что при восстановительной работе с больными, у которых есть локальные поражения мозга психолог всегда преследует одну цель - преодоление дефектов мыслительного процесса, однако ему необходимы разные методы. Почему, как вы думаете, нет универсального метода для восстановления нарушенного при локальном поражении мозга мыслительного процесса человека?
  6. Почему возможно такое положение дел, о котором Л.С. Цветкова пишет: "...полноценное и продуктивное восстановление не может протекать вне личности человека, без его участия, вне психологических и социальных воздействий на морфологию и физиологию мозга.." (стр. 298 названного выше издания). Как это связано со свойствами мышления человека?
  7. Г. Альтшуллер и И. Верткин в совместной книге "Как стать гением" (Минск, 1994) пишут о том, что многие люди боятся ситуации творчества, боятся самого слова творчество. Почему, как вы думаете?
  8. Может ли творческая работа стать нетворческой? Сформулируйте ваши критерии творчества.
  9. Как вы думаете, почему говорят о творческом процессе и творческой личности? Могут ли они существовать относительно независимо друг от друга? Аргументируйте ваш ответ.
  10. Ч. Тарт написал книгу "Практика внимательности в повседневной жизни". Ее выпустило на русском языке изд-во Трансперсонального Института (М. 1996). У этой книги есть подзаголовок: "Книга о том, как жить в настоящем моменте", а одна из глав называется " Мы - невнимательные роботы, способные измениться". Как вы думаете, о каких свойствах и качествах внимания пойдет речь в этом тексте?
  11. Как люди воспринимают собственное внимание? Проведите небольшое бытовое исследование и выделите типы восприятия людьми своего внимания.

163

  1. Попытайтесь определить отношение человека к вниманию других людей. Найдите сходство и различие в отношении его к своему вниманию и вниманию других людей.
  2. В школьной практике существуют ошибки, которые учителя называют ошибками внимания. Какие это ошибки? Приведите примеры.
  3. Д. Лапп, автор книги "Улучшаем память - в любом возрасте" (М. Мир. 1993) пишет о том, что "изменение ритма жизни и сужение сферы деятельности часто приводят к проблемам с памятью". Объясните, почему это происходит.
  4. Одним из приемов, с помощью которого можно (нужно) совершенствовать память является прием "визуализации" или создания зрительных образов. Объясните, почему он считается одним из наиболее действенных приемов.
  5. Попробуйте ответить на вопрос о том, как и почему получается так, что человек помнит события двадцатилетней давности, но не может вспомнить, что съел сегодня за завтраком.

164


1 Иллюстрации 5 - 7 из книги К.К. Платонова "Занимательная психология" М., Молодая гвардия. 1964.
1 Иллюстрация 8 - из книги К.К. Платонова "Занимательная психология" М., Молодая гвардия. 1964.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.