Глава 7

СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЗТОЙ ГЛАВЫ:

  психическая реальность человека организована по отношению к Я как к началу активности, ориентированной на осуществление жизни в будущем. Это предполагает наличие концепции жизни и Я-усилий человека по организации своей активности с помощью знаков, воплощающих в себе наличие границ различных пространств и времен, в которых протекает его жизнь.

О наличии в своей психической реальности относительно устойчивых свойств ребенок узнает очень рано. В культуре семейных отношений обязательно присутствуют специальные действия взрослого человека, которые фиксируют для ребенка с помощью специальных знаков наличие у него этого свойства. В современных культурах - это, например, имя ребенка.

В истории индивидуальной жизни каждого взрослого человека можно найти тот момент, когда он стал переживать относительную независимость своей психической реальности и своего же имени. Тот момент, который выражен в пословице: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь". Это обстоятельство фиксирует относительную независимость имени как знака и обозначаемого им содержания. Важно не как назвать, а важно как действовать с содержанием в соответствии с его свойствами (в печку не ставить то, что названное горшком на самом деле не горшок).

В то же время существует и обратная закономерность, которая тоже находит свое выражение в пословице: "Назови человека сто раз свиньей, он и захрюкает". Это - тоже одна из закономерностей индивидуальной жизни человека, в которой отражается его отношение

112

с другим человеком, зависимость границ психической реальности от меры и силы воздействия другого человека. Сила может быть такова, что другой человек своим воздействием будет определять характер границ, а значит, форму активности человека. Говоря иначе, форма будет определять Я-усилия, так как она как устойчивое образование может стать основанием активности. Форма - это завершенное образование и соответствие ему предполагает усилия по организации активности, их еще можно назвать усилиями по соответствию заданной форме.

В быту их можно наблюдать достаточно часто как старание человека все сделать хорошо, по правилам (например, гигиены, требований учителя, по инструкции и т.п.).

Эти два обстоятельства как закономерные факты, отражающие динамику в психической реальности людей, позволяют выделить тему использования знаков как особое содержание психической реальности.

Как уже говорилось выше, сигнальный характер чувствительности возникает у простейших живых существ. Знаки, которые используют люди, по сути тоже выполняют сигнальную функцию - ориентируют их в будущем, делают его предсказуемым в той мере, в какой в самих знаках может быть представлено будущее как закономерно следующее из настоящего. Можно сказать, что знаки, которыми как сигналами будущего пользуются люди, отражают логику их собственных переживаний, в которой представлены как их качества психической реальности, так и качества тех предметов, которые вызвали переживание. В этом смысле приведенные выше пословицы как знаки отражают разные переживания встречи людей с самими знаками. В этих пословицах речь идет, как вы уже догадались, о словах как знаках.

Люди создали много знаков как сигналов возможного будущего, основное свойство знака, по которому его можно узнать среди множества других предметов, состоит в том, что знак всегда обозначает, т.е. он большее содержание, чем он сам по себе как предмет. Вот и сейчас я пишу эти буквы и слова, сами по себе - они только следы черной краски на листке бумаги, но каждое из них - знак, а это значит, что каждое из них

113

неравно следу краски на бумаге. Таким же свойством обладают инструменты (топор, игла, компьютер, автомобиль и т.п.), дорожные знаки, деньги, мимика и даже тело человека. Чтобы знаки стали тем, чем они являются, человеку надо проделать работу (осуществить Я-усилия) по переживанию присутствия будущего, которое обозначает знак как граница настоящего и будущего. Мне думается, что с поразительной точностью об этом сказано у О.Э. Мандельштама:

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить,
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.

1909.

Настоящие поэтические тексты отличаются тем, что они - бесконечны по содержанию. Это в полной мере присутствует и в данном. Знак - тело - обозначает все будущее как вечность. Оно может обозначить все, так как это - человеческое тело, а оно универсально, как универсальна психическая реальность, порождающая знаки будущего.

В этом одна из важнейших особенностей психической реальности человека - она может порождать себя в виде знаков, которые как предметы не равны ей по свойствам, но равны по функциям ориентировки на будущее. Эти функции знаков существуют как действия с ними реальных людей в реальных отношениях, в конкретное время в определенном пространстве. Тогда будущее возникает как реализация активности на основе ориентировки, осуществленной с помощью знаков.

Думаю, что примером этого может быть ориентировка людей на знаки дорожного движения. Сами по

114

себе цвет и фигуры, которые на них изображены, не имеют того влияния на организацию активности человека, если он видит эти знаки вне условий движения. Однако в конкретных условиях они становятся (или могут стать) ориентировкой как на конкретную дорожную ситуацию, так и на вечность.

Знаки (как каждый в отдельности, так и система знаков или язык) требуют восстановления их содержания. Так как они порождаются в переживаниях человека как форма, закрепляющая встречу с другой реальностью, то в знаках присутствуют как свойства психической реальности, так и свойства предмета переживания. В этом смысле знак ограничения скорости может быть понят как продукт переживания опасности (чувство - свойство психической реальности) от такого предмета как движение. Можно, при желании, конкретизировать и более подробно, какие особенности чувства опасности вызвали появление конкретных знаков ограничения скорости на конкретных участках той или иной дороги.

В знаке есть действие, создающее знак как предмет со специфическими свойствами (звуковой знак, графический, телесный, обонятельный и т.п.), и есть специальная активность по удержанию (или восстановлению) содержания, которое знак обозначает. Создание формы знака требует от человека его собственных усилий (надо произнести, воспринять, различить и т.п.), удержание содержания знака возможно только в присутствии другого человека. Знак не только ориентирует на будущее, он еще и предназначен, т.е. ему требуется адресат, так как это его суть.

Исследования, выполненные в русле культурно-исторической теории, показывают, что в индивидуальном развитии человека знак (любой) сначала предназначен другому человеку, а потом начинает использоваться для организации внутреннего психологического пространства за счет того, что ребенок, взрослея, приобретает внутренний диалог с Я.

В этом диалоге человек использует возможность ориентировки в своей психической реальности как потенциально изменчивой в будущем. Таким образом, знак во внутреннем диалоге человека выступает как единство предмета порождающего переживание и

115

отношения к нему (психическая реальность во внутреннем диалоге человека через знак как бы замыкается сама на себя). В этом смысле важны факты развития речи детей, когда они, осваивая ее как систему знаков, говорят сами с собой вслух (эгоцентрическая речь), планируя свои действия или отношения к тому, что составляет их будущее в конкретной ситуации действия.

Думаю, что как данность существует ориентировка людей любой общности на их общее будущее и на будущее индивидуальной жизни. В предыдущей главе это было названо концепцией жизни.

Сегодня одной из глобальных проблем человечества как общности становится его будущее. Какими знаками может оно обозначить свою общность? Есть ли она вообще? Существование универсальных знаков и их использование как языков делает возможным положительный и конкретный ответ на эти вопросы. Как уже отмечалось в этом тексте, есть три универсальных языка, которые позволяют говорить об общности человечества - язык музыки, язык математики и язык денег. Музыка как знак воплощает Я и бесконечность как свойства психической реальности, язык математики позволяет зафиксировать присутствие любого предмета, который может потенциально стать или является предметом переживания; язык денег фиксирует присутствие других людей. (Очевидно, что без другого человека деньги теряют смысл средства организации пространства отношений обмена).

Общая психология могла бы анализировать как складываются отношения, как появляются переживания, когда люди обозначают свою общность с помощью этих универсальных знаков. Возможно, это один из путей развития общей психологии как науки.

Итак, знаки сами по себе просто предметы или их свойства, но как только они начинают осуществлять связь человека с его будущим, все меняется. Будущее начинает существовать еще до своего реального появления в виде этих знаков при их использовании людьми. Это уже называется сознанием.

Так люди сознают, что завтра обязательно наступит. Осознают и то, что они должны умереть. Осознают необходимость усилий по преодолению препятствий

116

и т.п. Это возможно, потому что есть знаки, которые своим существованием воплощают неизбежность появления будущего через изменение настоящего в соответствии со свойствами знаков.

В этом смысле можно говорить о том, что знаки содержат в себе будущее человеческой общности. Можно наблюдать, как человек при смене знакового взаимодействия с другими людьми приобретает новые качества психической реальности. Так происходит, если, например, ученик меняет школу, взрослый человек - место работы. Они попадают при этом в новую знаковую среду, у них появляется другое будущее.

Сознание снимает неизбежную неопределенность в жизни человека, делает ее упорядоченной и безопасной, так как вносит в нее предсказуемость, прогнозируемость. То воздействие на сознание - индивидуальное или людей любой общности, которое лишает его упорядоченности, разрушает предвидение будущего с помощью знаков, приводит к возрастанию хаоса, опасности. Это чувство знакомо многим людям в России, когда при распаде СССР многие оказались в предельно неопределенной жизненной ситуации из-за потери структурирующих ее знаков - от символики СССР до названия должности или профессии (например, начальник планового отдела, секретарь обкома и т.п.).

Создание новых знаков, новых отношений с людьми требует знания о будущем совместной, общей жизни, для этого нужна информация о целостности такого предмета как общество, общность людей. Эта обобщенная информация как концепция жизни будет способствовать созданию новых знаков, объединяющих людей в общность через переживание общности.

Поиски этой информации в виде новых отраслей общей психологии в отечественной психологии осуществляются достаточно успешно. Политическая психология, психология бизнеса, этнографическая психология - это только малый перечень тех направлений психологии, где исследуется появление новых знаков, структурирующих меняющиеся отношения людей в разных общностях, а значит, исследующих появление новых форм сознания, новых форм ориентации общности людей на будущее.

117

Человеческая жизнь как индивидуальная, так и жизнь в общности, не может быть прогнозируема людьми (по крайней мере, сегодня) с большой степенью точности. Это приводит к появлению знаков, которые ориентируют человека в ситуациях различной степени неопределенности бытия, преобразуя ее в возможность осуществления направленной активности. Необходимость появления знаков в ситуациях неопределенности связана с реализацией обратной связи - важнейшего свойства психической реальности, сохраняющего ее целостность за счет изменчивости. Способность человека создавать такие знаки характеризует его индивидуальное сознание.

Эта способность проявляется через действие замещения, в котором реализуется сигнальная функция психической реальности. Через осуществление этого действия может быть установлена как связь (вспомните понятие условного рефлекса) предметов разных качеств, так и разных качеств одного предмета. В этом смысле неопределенность как предмет может быть замещена другим предметом или даже множеством предметов, которые будут сигнализировать о появлении ее как целостности или о появлении ее отдельных качеств. Замещение одних свойств предметов другими входит в динамику индивидуального сознания человека, где связи между разными предметами образуют целостную и относительно устойчивую картину мира человека. Она позволяет удерживать Я как источник активности в позиции, занятой человеком в картине мира на основании своей концепции жизни.

Замещение как явление индивидуального сознания можно наблюдать уже у маленьких детей, когда они кормят куклу кубиком или делают ей инъекцию карандашом, разделяя в своем действии замещаемый и замещающий предметы. Взрослые достигают в этом смысле виртуозности, замещая цифрой денег саму жизнь - не только чужую, но и свою.

Примерами индивидуального сознания человека являются и многочисленные варианты продуктов творчества - словесного, прежде всего. В этом смысле существующее в России явление, которое можно назвать неклассической литературой, проявляет содержание индивидуального сознания. Неклассическая

118

литература - это те стихи и рассказы, песни и частушки, которые люди пишут "для себя", "для души". В них тоже преодолевается неопределенность бытия, так как создаются знаковые тексты, которые придают бытию свойства возможного будущего, а настоящему - наличие позиции, точки отсчета для организации активности. Это возможно за счет того, что текст обязательно предполагает автора.

При создании знаковых текстов каждый человек встречается с бессознательным. Оно существует как данность психической реальности, как следствие осуществившихся вариантов обратной связи, которые привели к различным преобразованиям в самой психической реальности. Когда человек выступает как автор знакового текста, он находится как бы на вершине психической реальности, так как автор - это Я, это позиция, это - начало преобразований своей же активности, которая будет переориентирована за счет этого во временах и пространствах.

Бессознательное проявит себя как сопротивление, как наличие в психической реальности образований, которые не имеют обозначенных знаками границ, однако существует как качество психической реальности возникшее от одного из вариантов обратной связи. Каждый взрослый человек встречался с существованием сопротивления, например, в ситуациях, когда ему надо называть вещи своими именами.

Степень сопротивления может быть очень высокой, так как предполагает создание формы, адекватной содержанию. Это работа, требующая затрат времени и сил, которая приводит (при ее осуществлении) к появлению нового для человека знака или текста, которые позволяют преодолеть сопротивление.

Таким образом, создавая индивидуальные знаки, человек преодолевает сопротивление, его психическая реальность становится обозначенной, проявленной для других людей и для него самого, бессознательное через его присутствие в текстах станет содержанием сознания. З. Фрейд считал, что такие особенности человеческих текстов как юмор, описки, оговорки отражают содержание бессознательного. Все словесные ассоциации (связи), которые возникают у человека при построении текстов, представляют собой поиски формы для содержания бессознательного.

119

Найденная форма становится содержанием сознания и определяет свойства будущего, на которое уже может ориентироваться человек.

Поскольку существует несколько вариантов обратной связи, которые обеспечивают сохранение целостности психической реальности, то в ней постоянно присутствуют образования, требующие знаковой формы, таким образом постоянно существуют отношения динамической взаимозависимости сознания и бессознательного как организующего и организуемого начал, как автора и темы, как позиции и движения, как точки и пространства и т.п. Выбор сравнений и возможность уточнения отношений между сознанием и бессознательным основывается на авторской научной позиции, поэтому, продолжая раскрывать ее, опишу основные структурные свойства сознания, которые исследованы в культурно-исторической теории. (Напомню, что структурные свойства позволяют исследовать сознание как целостный научный объект).

Обычно выделяют два слоя сознания: 1. Бытийный. 2. Рефлексивный.

Бытийный представляет собой биодинамическую ткань живого движения и чувственную ткань образа.

Рефлексивный образуют значения и смысл.

Чтобы дать подробнее характеристику каждого из этих слоев, придется обратиться еще раз к работам Н.А. Бернштейна о живом движении, внешнюю форму которого он называл функциональным органом. Живое движение целесообразно и произвольно, эти его качества появляются тогда, когда слово входит во внутреннюю форму или картину живого движения. Отсутствие этой внутренней формы (будущего движения) можно наблюдать в хаотических движениях младенца. Они всегда избыточны по отношению к освоенным экономным действиям, жестам, движениям.

Чувственная ткань- это вкус, цвет, запах, звук, вибрация, мышечное напряжение и другая информация, которую называют сенсорной, Она хранится в функциональных моделях кратковременной памяти, в таких ее блоках, как сенсорный регистр и иконическая память.

Сенсорный регистр связан с регистрацией поступившей сенсорной информации, ее различением и обозначением.

Иконическая память - один из видов кратковременной памяти, который удерживает с большой точностью

120

зрительную информацию в ее исходном виде. Многие полагают, что ее объем практически неограничен.

Другими словами, бытийный слой сознания обнаруживает себя на границе живого движения и на границе образа. Примером этого могут быть движения человека при внезапно изменившейся обстановке перемещения его в пространстве, например, когда человек споткнется. Границу образа мы обнаруживаем тогда, когда попадаем в ситуацию различения, она будет неопределенной до тех пор, пока не появится образ предмета или явления (узнавание).

Значения, которые чаще всего понимают как образующие рефлексивного слоя общественного, культурного сознания, представляют собой то общее содержание, которое несут для конкретной общности людей слова как знаки. Через значения слов человек осознает свое бытие как будущее, общее с другими людьми. Значения возникают в его индивидуальной жизни в такой последовательности: операциональные, предметные, словесные.

Операциональные связаны с биодинамической тканью, вплетены в движения, которые осваивает человек, например, при ходьбе.

Предметные связаны с чувственной тканью образа и отражают возможности действия с реальными предметами - ложкой, вилкой, мячом и т.п.

Словесные или вербальные связаны с использованием слов.

Значение обязательно воплощается в знаке, с помощью которого люди могут увидеть и использовать его одинаковое для всех содержание. Знаками могут быть слова, жесты, позы и т.п.

Смысл - это содержание, которое отражает пересечение сфер бытия и сознания, оно позволяет фиксировать принадлежность некоего содержания (смысла) живому. Оно позволяет утверждать, что сознание есть не только знание, но и отношение человека к сфере бытия. Смысл всегда рождается в конкретной ситуации конкретным человеком как отражение его переживаний, тогда знак и содержание знака могут не совпадать с тем содержанием, которое они несут для общности людей. Так в контексте индивидуальной жизни человека "кошка" может обозначать вовсе не животное, а человека или неодушевленный предмет.

121

Контекст как ограниченное временем и пространством место употребления знака-слова - превращает его в индивидуальный символ.

Индивидуальное использование знаков как символов порождает индивидуальное сознание, которое существует наряду с сознанием общественным или культурным.

Сам феномен языка как носителя сознания порождает те качества психического, которые могут быть охарактеризованы как омертвевшие его формы (Л.С. Выготский).

Суть этого феномена в том, что любой язык как система значений обобщает. Используя слово, человек обращается не только к опыту своей жизни, где слово появилось во всем многообразии проявлений, а прежде всего к опыту употребления этого слова другими людьми. Используемое человеком слово имеет двойственную природу - это отражение его опыта, его бытия и это - отражение неизвестного ему опыта других людей, который они обобщили в слове.

При употреблении любого слова человек попадает в ситуацию как бы своего частичного отсутствия, неполного присутствия.

Переживая содержание слова, например, слова "собака" в конкретном контексте его употребления как обидного для себя, человек воспроизводит в своем переживании содержание, которое есть в слове, но его нет в его собственной жизни, в его собственном бытии, это содержание не порождено им самим.

Другими словами, если человек в силу разных обстоятельств начинает пользоваться только продукцией других людей, то он попадает в ситуацию предрасположенности к психической смерти.

Можно утверждать, что возможность проявления своего отношения в содержанию, которое человек воспроизводит в виде слов, на уровне самосознания связана с анализом его собственных переживаний, которые он воспроизводит в виде слов.

Проделать анализ собственных переживаний - осуществить рефлексию - можно тогда, когда человек обладает переживанием, характеризующим наличие его собственного Я. Сегодня в науке это называется идентификацией.

Изучение структуры сознания как знакового образа будущего, существующего в человеческой общности, а

122

также изучение индивидуального сознания человека в современной психологии позволяют утверждать, что сознание имеет разные качества. Например, выделяют такие качественные характеристики сознания, как суженное и расширенное сознание, ясное и искаженное, спящее и бодрствующее и т.п. Каждое качество как общественного, так и индивидуального сознания, отличается выраженностью качеств будущего и доступностью их как для усилий общности людей, так и для Я - усилий человека. Это возвращает нас к идее потребного будущего и ее значения в организации активности человеком.

Сам человек узнает о существовании качеств как индивидуального, так и общественного сознания при переживании своего отношения к разным временам и пространствам своей жизни. Это переживание причастности к изменениям, которые там происходят, одно из самых глобальных переживаний, доступное людям, - переживание ответственности за свою жизнь и жизнь человеческой общности.

В психической реальности человека есть функциональные системы, которые обеспечивают его ориентировку в разных временах и пространствах организации активности. Их еще называют основными психическими процессами. Это - ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, чувства, внимание....

Все они как свойства психической реальности обладают сходными свойствами, но все они как функциональные системы, имеют разное назначение (функцию) в едином контексте психической реальности.

Ориентируясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, можно описать следующие общие свойства всех психических процессов как функциональных систем:

  • - знаковый характер;
  • - обратимость;
  • - интенциональность (направленность);
  • - структурированность;
  • - историчность;
  • - культурная обусловленность;
  • - рефлексивность;
  • - уровневая организация;
  • - реактивность;
  • - обучаемость;
  • - диалогичность.

123

Каждое из этих качеств конкретизируется в той или иной функциональной системе в соответствии с ее работой в конкретных условиях. Описанию этой работы и будет посвящена следующая глава.

Суть главы состоит в том, что в отношениях между людьми существует особая форма ориентации на будущее - знаки. Создание и использование этих знаков в совместной жизни людей характеризует их сознание. Знаки в роли индивидуальных символов помогают человеку выделить те качественные изменения в его психической реальности, которые возникли как следствие разных вариантов обратной связи. Так возникают отношения сознания и бессознательного, Я-усилий человека и сопротивления как проявление динамики в психической реальности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. А. Лоуэн в книге "Язык тела" (СПб. "Академический Проект", 1997) пишет: "Обычно мы осознаем только грубые движения тела. Присмотревшись, вернее "причувствовавшись", можем ощутить и более тонкие. Если нам хочется почувствовать какую-то часть своего тела, мы двигаем ее. Движение необязательно должно быть произвольным, но оно обязательно должно быть, чтобы оказаться воспринятым... Здесь имеется количественный фактор: напряженность движения непосредственно связана с качеством восприятия. Достаточно будет сказать, что все восприятия зависят от движения". Объясните, почему автору этого высказывания было важно выделить слово "быть".
  2. Как объяснить переживания человека, когда он не может сам о нем сказать словами?
  3. Объясните, как, когда и почему люди не отвечают за свое будущее?
  4. Объясните, как, когда и почему люди отвечают за свое будущее?
  5. Что, по вашему мнению, изменится в сознании взрослого человека, если он окажется в полной изоляции от людей на неопределенное время?
  6. Приведите примеры сопротивлений, которые вы наблюдаете в поведении людей. Объясните их появление. (Чаще всего сопротивление выглядит как отказ по типу: "Не хочу, потому что не хочу".
  7. В самонаблюдении попытайтесь найти собственные сопротивления и их причины.

124

  1. Как вы думаете, почему все функциональные системы человека, все его психические функции обладают общими свойствами?
  2. Можно ли сказать, что психическая реальность человека - это активность с ориентацией на будущее, а сознание - само будущее?
  3. Почему возможно, на ваш взгляд, такое качество сознания как ограниченность. В чем она может проявляться? За счет чего сохраняться?
  4. В психиатрии и невропатологии говорят о сумеречном сознании человека. Опишите его как возможное будущее.
  5. За счет чего, по вашему мнению, изменяются свойства сознания человека?
  6. Может ли человек обладать сознанием, не обладая бессознательным?
  7. Что исчезает в психической реальности, когда человек теряет сознание? Что появляется, когда к нему возвращается сознание?
  8. Вы не знаете контекста, в котором была написана следующая фраза: "Завтра встретимся". Как вы ее понимаете, т.е. как вы ее осознаете? Что изменится в вашем понимании, осознании, когда вам будет известно, что эта фраза написана как а) зашифрованное послание, б) как надпись на столе в студенческой аудитории, в) как записка во время делового совещания?
  9. Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы ребенок, который не хочет открыть ротик для осмотра его врачом, сделал это? (Как преодолеть сопротивление?) Объясните свое решение.
  10. Когда человек говорит о себе: "Я себя не узнаю, не понимаю, что со мной происходит", с какими свойствами психической реальности от встретился?
  11. Объясните смысл пословицы: "В чужом глазу и соринка видна, а в своем глазу можно и бревно не заметить". Какие особенности динамики психической реальности представлены в этой пословице?
  12. Выскажите ваше мнение по поводу следующего суждения: "Развитие языка - это и есть развитие сознания".
  13. Выразите свое отношение к использованию людьми иностранных слов вместо аналогичных слов родного языка.
  14. Как вы думаете, почему словом можно вызвать у человека душевную боль? С чем связано, по вашему мнению, появление этого вида боли?
  15. Может ли человек сам изменить свое сознание или его качества?

125

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.