Глава 6

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  в особенностях организации активности человека проявляются качества его психической реальности. Изучение их связано с пониманием сущности человеческой жизни как одной из форм живого и интерпретации в свете этого понимания фактов филогенетического и онтогенетического развития человека.

Программа курса предполагает сообщение истинных сведений о строении психической реальности. Перед автором курса так же, как и перед его слушателями или читателями, встает вопрос о критерии истинности той информации, которую они получат. Пользуясь существующей в науке возможностью иметь исследовательскую позицию и отстаивать ее, при построении учебного предмета можно, думаю, поступить таким же образом.

Для читателя это означает, что он встретится с научными приоритетами автора изучаемого курса. Для автора курса - это ситуация предельной ответственности, так как он таким образом обозначает свое место в науке, свою личную причастность к поиску истины.

В главе о истории психологии упоминалось имя В. Вундта - немецкого психолога, классика, открывшего первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году. Эксперименты, измерения, цифры стали существенной чертой психологических научных текстов. Психология стала точной наукой, истина доказывалась математически.

У В. Вундта есть большая работа, посвященная психологии народов. В этой работе он говорит о том, что есть как бы две психологии - экспериментальная или физиологическая и психология народов, обе они исследуют

93

разные качества психической реальности человека, используют разные методы и принадлежат к разным типам наук.

Общая психология как учебный предмет чаще всего использует данные только тех теорий и исследований, которые сложились в истории психологии как вариант экспериментальной или физиологической психологии. Это приводит к тому, что материал, который в ней сообщается, не имеет конкретно-исторических характеристик, он безлик как безлика математика, заменяющая стандартными знаками предметные отношения, в которых предметы могут изменяться по самым неповторимым признакам.

Есть причины, связанные с развитием психологии как науки, которые объясняют факт преобладания психологического знания, полученного в русле экспериментальной психологии. Среди них наиболее значимая - это методология психологии как науки. Она оказала и оказывает существенное влияние на понимание происхождения и функционирования психической реальности как разных народов, конкретных групп людей, так и отдельного человека.

Сам В. Вундт принимал культурную, а не расовую теорию в объяснении различий качеств психической реальности разных народов, хотя, как это принято и сейчас, разделял народы на примитивные и цивилизованные. Различие в интеллекте этих народов В. Вундт объяснял не различием в одаренности, а различием в опыте, который доступен людям разных культур. Он считал, что психологию народов надо изучать как историю культуры, используя данные этнологии - науки о происхождении народов.

Физиологическая или экспериментальная психология и психология народов, по идее В. Вундта, должны были бы объединять свои усилия в создании единой психологии. Эта задача актуальна и сегодня. Решение ее связано как с пониманием законов эволюции человека, так и с пониманием законов развития самой науки как особого вида человеческой деятельности.

Сегодня мы свидетели того, что потребность в психологии народов как области точного знания очень велика. В современном мире, где существуют две

94

противоречивые тенденции взаимодействия разных культур - интеграция и дифференциация, когда каждый человек испытывает на себе воздействие этих тенденций как встречу с людьми из других культур, знание о других людях становится информацией для множества ежедневных решений, часто определяющих судьбы миллионов людей.

В отечественной психологии существует традиция исследования качеств психической реальности в русле культурно-исторической теории, основы которой были заложены Л.С. Выготским. Я считаю, что та оценка значимости этой теории, которая существует в современной мировой психологии, только одно из доказательств ее продуктивности для понимания структуры психической реальности. В дальнейшем изложении представления о структуре психической реальности я буду ориентироваться на экспериментальные и теоретические работы, выполненные в научных школах, разделяющих идеи культурно-исторической теории.

В предыдущей главе речь шла о том, что главная функция психической реальности в ориентации живого организма на существование его в будущем времени.

Каждая человеческая жизнь может быть рассмотрена как целостный предмет, имеющий свои устойчивые качества, отличающие его от других предметов. Эта целостность не задается только датами рождения и смерти, она существует как та тайна субъекта, которая порождает устойчивую избирательность чувствительности к различным воздействиям на ее границы. Когда эта тайна - источник целостности психической реальности - исчезает, человеческая жизнь как целостность перестает существовать. О наличии тайны субъекта, нашей собственной тайны, мы узнаем тогда, когда встречаемся с препятствиями на пути нашей активности. Тогда появляется переживание присутствия или отсутствия у нас силы, необходимой для преодоления препятствия.

Наличие этой силы и ее качества будут определять будущее направление активности.

Психическая жизнь человека начинается там и тогда, когда он ориентирует силу воздействия на качества своей же психической реальности, иначе говоря, преобразует свою же собственную психическую

95

реальность. Такая возможность существует за счет ее качества обратимости.

При встрече с препятствием обратимость будет выражаться в остановке активности, в самой возможности покоя, паузы. Можно продолжить описание обратимости по аналогии с отступлением при наступлении, с движением назад для того, чтобы сделать новый шаг вперед. Это позволит уточнить содержание психической жизни - оно связано с активностью человека в разных пространствах и временах, которые объединяются в его психической реальности через наличие переживаний.

О существовании собственных переживаний человек узнает при ориентации активности на будущее время, так как переживание обладает относительной устойчивостью и за счет этого позволяет удерживать момент покоя, необходимый для начала активности.

Переживания возникают на границе различных пространств и пространства психической реальности. Они фиксируют наличие специфической силы, организующей психическую реальность в целостности ее качеств и одновременно наличие других целостных предметов, которые организованы в целостности с помощью других видов сил (физических, химических, биологических, социальных и т.п.) В переживании присутствует психическая реальность в единстве ее качеств как целостности и другая (другие) реальности как целостности. Их отношения и составляют содержание переживания.

Л.С. Выготский считал, что переживания являются единицей психической реальности, так как они обладают всеми ее свойствами. Прежде всего самым главным свойством - переживания определяют содержание чувствительности человека к воздействиям, которые его ожидают в будущем времени.

Человек от рождения обладает активностью как натуральным, естественным свойством, это его свойство задается природными силами, определяющими возможности роста и созревания его организма как целостности.

Первые переживания человека появляются в моменты встречи натуральной, естественной активности с различными препятствиями и, как уже отмечалось,

96

влияют на последующую чувствительность к различным воздействиям.

Психическая жизнь человека может быть описана через появление переживаний и возникновение на их основе различных вариантов чувствительности, которые преобразуют активность человека, создавая в ней новые качества. Так, например, пережитый страх одиночества приведет к созданию активности, направленной на поиск и укрепление контактов с другими людьми. Переживание открытия нового может на всю жизнь определить интерес человека к какому-то виду творческой деятельности.

Через переживания человек получает особое знание, которое в традициях русской философии называется знанием о жизни как целостном предмете. Это знание воплощается в возможности человека осуществить трансцендентальную позицию по отношению к своей жизни - выйти за пределы своей жизни и отнестись к ней как к целостному явлению. Часто эту возможность человека считают его самым существенным свойством - проявлением человеческого в человеке.

В психологии переживания чаще всего описываются через предмет, который их вызвал, и отношение к этому предмету.

Через наличие переживаний человек узнает о существовании тайны своей психической реальности, которая открывается для него как существование в переживании силы, которая сильнее его воли.

Переживания обладают такими качествами, которые заставляют человека говорить о них, что они (переживания) сильнее его. Это свойство переживаний воспринимается даже как некоторая навязчивость, связанная с протяженностью переживания во времени, необходимом для появления новых качеств чувствительности. Переживания как события, как моменты встречи с предметами, преобразующими активность человека, обладают завершенностью во времени и становятся целостностью в психологическом пространстве, находя там свое место по отношению к источнику активности - тайне субъекта. Когда человек научится говорить, он будет обозначать эту тайну словом "Я", которое в психологии является научным понятием.

97

"Я" - научное понятие, характеризующее начало активности человека, организованной с ориентацией на будущее. Современные исследования в области практической психологии и психотерапии позволяют говорить о том, что здоровый человек воспринимает свое Я как пространственную целостность, обладающую энергией. Целостность, идентичность с самим собой во времени - одно из важнейших свойств Я здорового человека.

По отношению к этой целостности во внутреннем, психологическом пространстве человека организуются и его переживания. Они содержат информацию как о качествах психической реальности человека, так и о качествах предмета, во взаимодействии с которым психическая реальность была проявлена и преобразована за счет энергии Я в новый вариант чувствительности. Переживания осуществляют сигнальную функцию как по отношению к свойствам психической реальности (выявляют их), так и по отношению к предмету, создавшему препятствие для активности. Таким образом в них реализуется принцип обратной связи, который находит свое конкретное выражение в изменении чувствительности человека к будущим воздействиям, т.е. в преобразовании своей активности.

Современная наука располагает сведениями о том, что преобразование человеком своей активности осуществляется в одном из двух направлений, которые называют еще преобладающими формами ориентации - в направлении к психологической жизни или в направлении к психологической смерти. При этом психологическая жизнь и смерть, когда речь идет о преобразовании человеком своей активности, не тождественны понятиям биологической жизни и смерти. Различение их возможно уже потому, что биологическое и психологическое время человека идут по-разному.

О существовании психологической смерти писали многие психологи, примеры ее можно найти и на страницах классической литературы. Для нашего рассуждения важно, что переживания человека реализуют ориентацию его активности в направлении к психической жизни или к психической смерти.

98

Психическая жизнь и психическая смерть показывают наличие механизмов саморегуляции, самообоснования в проявлении энергии Я. Сегодня как и во всей истории психологии существует множество гипотез о происхождении разных качеств Я человека, в которых проявляется, преобразуясь, его энергия.

С древних времен существует идея о зависимости качества этой энергии от строения человеческого организма - идея типов темперамента, как проявления устойчивых, врожденных качеств человека, зависимых от строения его тела, в разных вариантах присутствует почти во всех классификациях типов человеческой психики.

Благодаря исследованиям З. Фрейда в современной психологии есть возможность описать направление активности человека к психологической жизни или психологической смерти в понятии идентификация.

Как уже отмечалось выше, психически здоровый человек через переживания, которые заполняют его психологическое пространство, проявляет качества психической реальности как реализацию энергии Я в направлении к психической жизни, т.е. к появлению все новых видов чувствительности. При этом появление новых видов чувствительности и новых качеств активности обосновывается Я-усилиями по преобразованию своей реактивности, отзывчивости на раздражители. Можно с полной уверенностью сказать, что идентифицированный человек - это человек, который соответствует сам себе, способен к созданию собственной жизни своими усилиями, берет и осуществляет ответственность за нее.

Существование ответственности как использование своих сил для сохранения и развития своей жизни возможно уже потому, что в своей индивидуальной истории человек приобретает пространственную и временную независимость своей жизни от другого человека.

Эта идея находит свое воплощение и в представлениях о человеческой свободе.

Когда по тем или иным причинам идентичность человека нарушается, появляются различные варианты психологической смерти. Один из них М.К. Мамардашвили

99

называл неклассической душой - это отказ от ответственности за свою жизнь, провозглашение зависимости своей жизни от обстоятельств. По сути - это отказ от трансцендентальной позиции, которая доступна свободной, классической (по М.К. Мамардашвили) душе.

Еще одним вариантом отказа от ответственности за свойства своей жизни является отказ от обоснованности Я-усилий будущим. Человек практически отрицает существование будущего, отличного от настоящего, и зависящего от его активности, а тем самым отрицает наличие изменчивости - главного признака времени и движения. Он не хочет и боится изменений, не хочет и боится своих усилий и ответственности за них, можно сказать, что он отказывается от данных ему свойств психической реальности.

Такой вариант отказа от ответственности обнаруживается у человека во взаимодействии с другими людьми, при необходимости организовывать с ними совместные действия, а значит, распределять ответственность.

Там, где нет времени и движения есть только покой смерти. Примеров таких вариантов отказа от ответственности можно встретить очень много как в работах отечественных, так и зарубежных коллег.

Еще одна форма психической смерти проявляется в наличии у человека форм активности, которые не созданы им самим. Это различные варианты беспомощности человека, которые прямо или косвенно демонстрируют другим людям зависимость его активности от присутствия другого человека. Такой человек не создает качеств жизни, он только потребляет. Он не реагирует на другого человека как носителя живого, как на источник жизни. Мера его воздействия на другого человека может быть беспредельной - до полного уничтожения.

Прошу обратить ваше внимание на то, что в рассуждении о психической жизни и психической смерти как вариантах ориентации активности в психологическом пространстве человека понятия переживания и ответственности за активность привели к появлению необходимости анализировать роль другого человека в осуществлении людьми их индивидуальной жизни.

100

Другой человек - отношение с ним, дистанция в отношениях, содержание отношений, возможность воздействия и взаимодействия (в пространствах и временах) - без этого понимание психической жизни и психической смерти невозможно.

Для каждого из нас другой человек воплощает в себе присутствие культуры как исторической памяти человечества. Там, где проходит любая граница, обозначающая различие между людьми, проявляется культура как форма его фиксации (не бывает различия без сходства и наоборот). Культура во всем многообразии ее проявлений выполняет важнейшую роль организации пространств и времен, в которых осуществляется индивидуальная жизнь человека. В ней присутствуют специальные средства и способы как дифференциации различных пространств и времен, так и способы и средства их объединения.

В этом смысле индивидуальный опыт переживания людьми изменений в общественных отношениях, который существует в России с 1991 года, может быть осмыслен как опыт организации людьми индивидуальной жизни в изменившихся условиях организации пространства и времени.

Граждане России были во многом изолированы от многих пространств и времен человеческой жизни: от территории планеты, от истории своей страны и мировой истории, от философской и религиозной мысли, от технического и информационного пространства и т.п. Границы различных пространств жизни человека, задаваемые культурой Советского Союза, существовали и существуют как знаки, воплощающие то представление о человеческой жизни и ее сущности, которое объединяло культуру как целостность. Конкретными примерами знаков, организовывавших времена и пространства жизни человека могут быть следующие: жилая площадь квартиры рассчитывалась в квадратных метрах на человека (это могло быть 8 - 9 кв. метров); передвижение в пространстве ограничивалось пропиской; темы для научных исследований задавались решениями правящей партии; количество продуктов, которое можно было купить, регулировалось нормой отпуска в одни руки или нормой, записанной в специальной продуктовой карточке; история страны

101

переписывалась в соответствии с изменениями представлений о роли разных групп людей в жизни общества; общение с людьми из других обществ запрещалось и т.п.

За содержанием границ устанавливался жесткий контроль, который придавал индивидуальной человеческой жизни заданную форму, лишая ее главного свойства психической реальности - ориентации на будущее, которое требует усилий, самоорганизации активности по построению модели этого будущего. Будущее было задано как общая конечная цель - коммунизм. Явления, которые характеризуют сущность человека, прежде всего, трансцендентальная позиция, оказались не нужны.

Из социальной и индивидуальной жизни людей стала исчезать активность, связанная с проявлением и сохранением качеств Я, которая обеспечивает человеку целостность его психической реальности. Индивидуально изменчивая активность, которая суть работы мозга человека, стала заменяться адаптивными формами активности, простейшим приспособлением к неизменным условиям ограниченных пространств. Люди стали терять себя в жестких границах заданных пространств.

Осмысление тех изменений в индивидуальной психической жизни людей, которое произошло как следствие изменения границ пространств и времен их жизни требует специального анализа. Сейчас мне важно показать, что культура - это только обобщенное понятие, позволяющее описывать жизнь, которую создали сами люди. Это и конкретные пространства и времена, разъединенные границами и объединенных в отношениях между людьми обоснованием их воздействия друг на друга.

Это обоснование воздействия можно назвать обобщенным представлением о жизни человека или концепцией жизни, где есть место и обобщенному представлению о себе (Я-концепция) и обобщенному представлению о другом человеке (Концепция Другого человека). Появление этого образования, необходимость его в структуре психической реальности может быть доказана фактами появления ориентации на будущее как качества живого.

102

Будущее любого человека - это его жизнь среди других людей. То каким образом, в каком конкретном пространстве или пространствах будущее представлено ему самому в разные моменты времени, будет влиять на организацию активности.

Культура, в которой протекает жизнь человека, задает границы разных пространств, меру воздействия на них и ее обоснование. Например, тесный телесный контакт новорожденного ребенка и матери или контакт на расстоянии; кормление по часам или кормление с ориентацией на потребность ребенка; обучение в школе всех детей с определенного возраста или по мере готовности детей к обучению; стандартная повседневная одежда или свободная и т.п. Границы разных пространств - это и высота потолков в жилищах, и температура в них в разное время года, и состав пищи, и организация гигиены быта (как и когда мыть тело, например) и т.д. и т.п.

Границы порождают переживания, так как своим наличием, своим сопротивлением демонстрируют присутствие предметов и их свойств, которые отличны от свойств психической реальности. Одновременно границы позволяют проявиться качествам психической реальности и ей самой как целостности.

Границы разных пространств - относительно постоянны. Типично в этом отношении тело взрослого человека, которое может полнеть или худеть, тем самым изменять свои внешние границы. Пространства обладают разным временем, переход из одного пространства в другой изменяет и течение времени. В этом смысле, пространство реальных бытовых семейных отношений и историческое пространство этой же семьи имеют разное время. Через историческое пространство люди могут общаться с вечностью, а реальное бытовое пространство может быть связано с физическим измерением времени датами событий семейной жизни.

Границы разных пространств обеспечивают и существование дистанции между ними и возможность взаимного пересечения в некой точке. Это можно увидеть на примере отношения взрослого и ребенка, когда взрослый ласкает ребенка, прикасаясь к его телу рукой, объединяя в точке прикосновения пространство

103

своего тела и тела ребенка, воздействуя таким образом на свою и его активность, в которых проявляются новые качества.

Культура как явление, порожденное общностью людей, предполагает создание относительно замкнутых пространств как знакового образа возможного будущего человеческой общности.

В практике реальных человеческих отношений можно наблюдать, например, создание семейной культуры (в ней будут знаки границ семейного пространства, которые ограничат в него доступ другим видам культур - в семье никто не сквернословит, не говорит друг другу обидных слов и т.п.).

Существует и множество других культур как порождение реальных общностей людей - криминальная, профессиональная, подростковая, юношеская и т.п. Культура есть там, где есть общая жизнь людей. Исследовать ее, предполагая, что есть "хорошие" или "плохие" культуры, нет смысла, так как каждая культура решает задачу сохранения общности людей. Уничтожение общности приводит к уничтожению культуры как формы сохранения общности. Уничтожение культуры как формы приводит к хаосу, разрушает общность людей. Так исчез комсомол как общность вместе с его формой - культурой - значками и билетами, съездами, пленумами, комсомольскими собраниями, комсомольскими путевками в жизнь, с песнями и понятиями (секретарь комсомольской организации, первичная ячейка, передовые комсомольцы и т.п.).

Создание людьми разных типов общностей - это путь формирования культур, сохранение общности во временах и пространствах обеспечивается за счет границ, организованных знаками культуры, в которых фиксируется содержание общности людей (язык, форменная одежда, стиль поведения, внешность и т.п.) Жизнь человека в общности людей предполагает освоение этих знаков, для организации своей индивидуальной активности в общности.

Таким образом, в психической реальности человека можно выделить наличие переживаний как устойчивых образований, составляющих ее структуру, кроме того, в ней присутствует концепция жизни как будущее человека среди других людей, Я-концепция

104

как начало активности и концепция другого человека как знаковые образование, обеспечивающее общность с другим человеком.

Особенность знаков как материальных предметов, что они выполняют ту же функцию, что и сигнальные раздражители, т.е. организуют активность человека. Важно не их физические или другие качества как материальных предметов, а то содержание, которое они обозначают. Так флаг становится знаком общности нации, спортивная форма объединит команду футболистов, по кодовым словам члены тайного общества могут узнать друг друга и т.п. Эта возможность замещения одних свойств предмета (или предмета в целом) другими свойствами или другим предметом создает возможность пересечения разных пространств и времен в виде знака. Так, приветственный взмах руки, как движение органа тела не имеет ничего общего с тем, что он воплощает связь человека с другим человеком, их принадлежность к одной (или разной) культуре, содержание дистанции в отношениях и т.п. Знаки - это материальная форма возможного существования общности людей в едином пространстве и времени - там и тогда, где эти знаки используются для обозначения границ общности. Так, например, знак фирмы на рабочей одежде объединяет людей общностью ответственности за продукцию во время ее производства. Эти же люди в разных майках спортивных обществ (еще один вид знаков) могут быть вообще разъединены в пространстве и во времени.

Каждое время и пространство, в которых осуществляется жизнь человека, заполняется переживаниями, отражающими встречу человека как со свойствами своей психической реальности, так и со свойствами других реальностей в виде их границ. Одним из итогов этой встречи является создание Я-знаков, воплощающих событие как изменение в активности человека. Типичными примерами Я-знаков человека является его походка, индивидуальный стиль речи, привычное (механическое) рисование и т.п.

Понимание структуры психической реальности возможно в контексте той культуры, той общности людей, где осуществляется жизнь человека, так как переживания организуются в целостность психической

105

реальности только тогда, когда человек находится в реальных отношениях с людьми, где содержанием отношений становятся качества этой реальности. Одним из доказательств этого является обучение и жизнь слепоглухонемых людей в обществе (см. подробно в книге А.И. Мещерякова Слепоглухонемые дети. М. Педагогика. 1974).

У здорового человека его природные, натуральные качества организма обеспечивают необходимую ему реактивность как отзывчивость на воздействия. Становление высших корковых функций мозга в филогенезе делает возможным зависимость реактивности от образа будущей активности, который создается в коре больших полушарий. Наличие в психической реальности Я как начала организации активности позволяет описать динамические отношения между разными пространствами, которые пересекаются при организации человеком Я-усилий по преобразованию активности: это пространство его тела, пространство отношений с другим человеком, психологическое пространство.

В каждом из этих пространств есть специфические силы, удерживающие его целостность, а значит, создающие специфические переживания. Так, в пространстве тела есть переживания мышечной радости, легкости и тяжести тела, в психологическом пространстве есть переживания силы Я и его наличия как усилия воли, в пространстве отношений с другим человеком могут быть переживания зависимости, радости, сочувствия и т.п. Каждый из видов пространства вносит свое содержание в любой момент времени активности человека. Их относительная независимость, наличие границ и знаков этих границ, предполагает специальную работу по установлению связи между ними как достижение их единства, необходимого для осуществления будущего. Эту работу осуществляет Я, обладающее для этого необходимым видом энергии, как обладает энергией для осуществления реактивности любое живое существо.

В вопросе о происхождении энергии Я в психологии существует множество разнородных мнений, объединенных общим названием динамической или психодинамической теории.

106

Создал эту теорию З. Фрейд, пытаясь объяснить психические заболевания и помочь больным людям как практикующий врач. Многочисленные последователи, ученики, критики и оппоненты З. Фрейда внесли в нее много новых терминов и разных толкований. Они создали свои теории, в них в той или иной мере присутствует представление об уровнях организации психической активности человека, которое впервые описал З. Фрейд. История этого учения требует изложения в отдельной научной дисциплине. Я ограничусь тем, что опишу содержание четырех основных понятий, которые как способы мышления о психической реальности человека помогали З. Фрейду лечить людей методом психоанализа - методом восстановления нарушенных отношений между разными переживаниями человека в структуре его психической реальности.

"Оно" - понятие, которое характеризует наличие в психической реальности человека содержания, которое он не может контролировать. Это содержание порождается врожденными инстинктами, прежде всего, инстинктами жизни и смерти., которые определяют энергию в активности человека.

"Я" - понятие, позволяющее понять активность человека как реагирование на существующие в данный момент времени реально существующие воздействия.

"Сверх-Я" - понятие, позволяющее описать присутствие в активности человека влияния других людей через нормы и правила построения отношений с ними.

"Вытеснение" - понятие, которое описывает отношения между разными уровнями психической реальности. Результат вытеснения - создание напряжения, которое приводит к созданию специальных образований - символики бессознательного, требующей понимания при болезненном нарушении отношений между уровнями Оно - Я - Сверх-Я, когда подавляются их функции.

Для понимания структуры психической реальности важно, что идеи психодинамических теорий описывают наличие в ней разных вариантов обратной связи как возможности изменения состояния реактивности. Тот вариант обратной связи, который описывается понятием "Оно" или бессознательное позволяет выделить

107

такие образования в структуре психической реальности, происхождение которых остается неизвестным самому человеку. Известно, что человек как живое существо подвергается множеству воздействий, однако он воспринимает их и реагирует на них на разных уровнях организации своего организма как функциональной системы, изменяющейся во времени. Понятно, что младенец и взрослый человек обладают разной чувствительностью к тем воздействиям, которым подвергается их организм. Естественно, последствия (обратная связь) будут осуществляться тоже по-разному, создавая качественные изменения в ориентировке на будущее.

Понятие "Я", присутствующее в психодинамических теориях, позволяет выделить в психической реальности тот вариант обратной связи, осуществление которого контролируется человеком через ориентацию на реальное будущее. Все изменения, возникающие в психической реальности человека при осуществлении этого варианта обратной связи, связаны с переживаниями. Предметы переживаний определяют логику преобразования психической реальности как проявление обратной связи. Например, человек планирует маршрут путешествия. В осуществлении путешествия он может столкнуться с тем, что план был неудачен. Это вызовет переживание, которое повлияет на планирование маршрутов путешествий в будущем и отношение к этом виду занятий вообще.

Понятие "Сверх-Я" показывает существование варианта обратной связи как специфического преобразования психической реальности под воздействием другого человека. Оно связано как с изменением дистанции в отношениях, так и с содержанием обобщенного представления о людях - концепции другого человека. Это преобразование психической реальности каждого человека как участника взаимодействия в определенной общности или общностях людей. Преобразования фиксируются в общих и доступных для всех знаках (языках общности людей), которые не только создают границы общности, но и отражают изменения в отношениях людей. Этот вариант обратной связи представляет собой сознание. Типичной формой его существования является язык общности людей.

108

Примером этого варианта обратной связи может быть клятва, которую человек дает в присутствии другого человека, и следует ей даже тогда, когда этого человека не будет в его реальном времени. Этот вариант обратной связи создает переживания, ориентирующие человека в его будущих отношениях с другими людьми, в их потенциальном присутствии в его жизни. Переживания, которые при этом возникают, позволяют выделить свою индивидуальную жизнь как целостный предмет своего отношения и отношения других людей. Особенно ярко это можно наблюдать в явлениях принятия или отказа человека от ответственности за свою жизнь.

Особенности изменений, которые возникают в психической реальности как реализация этого варианта обратной связи, состоят в том, что человек понимает их происхождение как регулируемое содержание дистанции с другими людьми.

Эти данные позволяют описывать психическую реальность человека как неоднородное образование, где присутствуют разные качества чувствительности к параметрам будущего.

Структурность ее, т.е. относительная устойчивость, создается переживаниями, которые воплощаются в Я-знаках, характеризующих границы индивидуальной психической реальности человека. Думаю, что об этом лучше сказать словами Г. Гессе из его книги "Игра в бисер": "...Тегулярис был человек своенравный, капризный, не способный подчиняться чему-либо по-настоящему, то и дело, правда, блиставший умом, обворожительный в те вдохновенные часы, когда сверкало его пессимистическое остроумие, и никто не мог устоять перед смелостью и мрачноватым порой великолепием его идей, но по сути неизлечимый, ибо совсем не хотел исцеления, ни во что не ставил гармонию и упорядоченность, ничего так не любил как свою свободу, свое вечное студенчество, и предпочитал всю жизнь быть страдальцем, не признающим законов, неуживчивым одиночкой, гениальным чудаком и нигилистом, вместо того, чтобы приспособиться к иерархии и обрести покой". (М. 1992. стр. 249 - 250).

Суть изложенного в этой главе состоит в том, что в психической реальности человека переживания

109

составляют ее структуру, т.е. устойчивость как целостного предмета.

Анализ отношений переживаний внутри этой целостности составит содержание следующей главы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Как вы думаете, почему исследователи стремятся выделить единицу психической реальности? Осуществляют ли подобную работу люди в бытовой жизни, когда наблюдают друг за другом или занимаются самонаблюдением?
  2. Объясните, почему в обучении слепоглухонемого ребенка создают условия, чтобы у него возникло орудийное удовлетворение потребностей, чтобы он освоил закономерность - потребности удовлетворяются посредством предметов, непосредственно не связанными с этими потребностями, например, ребенок ест ложкой, но не ложку.
  3. Проанализируйте высказывание из работы В.Ф. Пирожкова "Криминальная психология" М. Ось-89. 1998. Стр. 72: "Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. Возьмем наш "великий и могучий русский язык". На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты Государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества". Покажите значение явления, которое он описывает, для становления структуры психической реальности людей.
  4. Проанализируйте данные Ю.А. Аксеновой, описанные в книге "Символы мироустройства в сознании детей", стр. 138: "Стереотип женщины как носительницы и хранительницы красоты выражается, помимо интереса к цветам, в более частом, чем у мальчиков изображении радуги (6 - 22%). В этом же контексте можно рассматривать и предпочтение девочками старшего школьного возраста абстрактных картин, в большинстве из которых явственно угадывается стремление нарисовать красиво, насытить эстетическое чувство". Сформулируйте вашу гипотезу о происхождении разных качеств символов мироустройства у мальчиков и девочек. Докажите ее правомерность.

110

  1. С. Гроф и К. Гроф в книге "Неистовый поиск себя", пишут о том, что "в нашем теле и в нашей психике содержатся отпечатки различных травматических событий, которые не были полностью психологически усвоены и ассимилированы. Процесс холотропной терапии обеспечивает доступ к этим травматическим впечатлениям и высвобождает эмоции, которые с ними связаны. Физическое напряжение и боли, которые возникают у некоторых людей при ускоренном дыхании, являются частью того, как происходит освобождение от последствий старых травм". Выскажите ваше мнение об этих явлениях. Какие особенности структуры психической реальности в них представлены?
  2. Почему сам человек может оценить свои переживания по их силе и глубине? Какие свойства психической реальности, по вашему мнению, связаны с пониманием переживания как сильного или слабого, глубокого или поверхностного? Может ли, по вашему мнению, человек точно оценить по параметрам силы и глубины переживания другого человека? Докажите вашу точку зрения.
  3. Почему возможна количественная (больше - меньше) оценка переживаний? С какими свойствами психической реальности это связано?
  4. Проанализируйте предмет переживаний Маргариты в следующей ситуации по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита": "Несколько секунд длилось молчание. "Он изучает меня", - подумала Маргарита и усилием воли постаралась сдержать дрожь в ногах".
  5. В самонаблюдении определите, какие переживания были у вас за последний день. Опишите предметы ваших переживаний, изменения в вашей психической реальности, которые с ними были связаны.

111

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.