Глава 5

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА. МОЗГ И ПСИХИКА

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  в мире живых существ можно наблюдать различные формы активности, в которых проявляется ориентация на будущее. Их существование связано со строением нервной системы и ее функциями. Если исходить из эволюционной идеи о происхождении психической реальности человека, то в усложнении форм ориентации живых существ на будущее время можно увидеть становление качеств психической реальности человека. Это - история или филогенез психической реальности.

В индивидуальной жизни человека проявление качеств его психической реальности называется онтогенезом, и оно связано с созреванием организма человека как живого существа.

В отечественной и мировой биологии, физиологии и психологии существует огромный экспериментальный и теоретический материал, позволяющий описать появление качеств психической реальности в филогенезе.

В биологии - это идеи о происхождении живого. В физиологии - это работы о строении нервной системы, о ее работе у живых существ, отличающихся разной степенью сложности, а также работы по физиологии высшей нервной деятельности человека. Объем этих работ огромен, и их анализ не входит в задачи этого курса.

Для понимания и объяснения качеств психической реальности, что входит в задачи общей психологии, существенным является тот момент, что в настоящее время ее отраслями являются зоопсихология и сравнительная психология. Они изучают, в частности, особенности свойств психической реальности у других

76

живых существ, ориентируясь на идеи их развития в филогенезе.

Гипотеза классика отечественной психологии А.Н. Леонтьева о происхождении качеств психической реальности в филогенезе и ее дальнейшая разработка в отечественной зоопсихологии К.Э. Фабри используется большинством психологов. Суть гипотезы состоит в том, что качества психической реальности определяются тем содержанием свойств предметов, отражаемых живыми существами для организации активности в пространстве и времени. Он выделил стадии развития качеств психической реальности в живом мире: стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики. Каждая из стадий имеет свои уровни.

Стадия элементарной сенсорной психики состоит из двух уровней: низшего, где проявляются примитивные элементы чувствительности и развития раздражительности и высшего, где есть ощущения и проявляется способность к образованию элементарных условных рефлексов.

Стадия перцептивной психики на низшем уровне характеризуется отражением действительности в виде целостных образов предметов, а на высшем уровне появляются элементарные формы решения задач, складывается определенная целостная "картина мира". Наивысший уровень этой стадии характеризуется выделением особой ориентировочной активности, возможностью для живого существа применять орудия и решать задачу несколькими способами, используя причинно-следственные связи между явлениями.

Эта гипотеза позволяет систематизировать многие экспериментальные факты и наблюдения и сопоставить их качественный анализ со строением нервной системы живых существ, проследив таким образом зависимость качественных особенностей психической реальности и эволюцию мозга.

В этом подходе реализуется идея материалистической психологии о том, что появление психической реальности связано с усложнением форм жизни в ходе эволюции живой материи. Этот подход не воспринимает Как конструктивную идею, которая присутствует в идеалистической философии и психологии, - идею о

77

данности человеку свойств психической реальности, о постоянстве существования сознания во времени.

Гипотеза о филогенезе исходит из того, что условием появления жизни во всех ее формах является обмен веществ со средой. В этом обмене ассимилируются, усваиваются из окружающей среды вещества, необходимые для строительства организма и создания его энергии, одновременно они выделяют во внешнюю среду продукты распада. Эти продукты, если бы они остались в организме живого существа, привели бы его к гибели. Это выделение продуктов распада называется диссимиляцией.

Живой организм не может существовать без ассимиляции и диссимиляции - они основное условие сохранения форм жизни.

Свойство живых организмов осуществлять ассимиляцию - реагировать на воздействия из внешней среды, которые обеспечивают сохранность форм жизни, называется раздражимостью.

Считается, что это основное свойство живых существ, которое отличает их от неживых форм бытия - неорганического мира. Кроме того, органическая форма бытия - живое - обладает биологической памятью. Суть ее состоит в том, что живое сохраняет специализированные свойства раздражимости к различным воздействиям, передавая их из поколения в поколение.

Обычно считается, что растительная жизнь характеризуется раздражимостью по отношению к жизненно важным воздействиям, выработкой высокоспециализированных форм раздражимости и сохранением их в памяти поколений.

Так можно охарактеризовать и простейшие растения и самые сложные. Движение растений по отношению к источнику воздействия жизненно важного для них (биотического) раздражителя обусловлено ростом растений. Это можно наблюдать в росте корня в глубину почвы, поворот растения по направлению к источнику света.

Растительная жизнь специфична тем, что это - пассивная форма жизни. Растение не может ориентироваться активно на необходимые раздражители, оно реагирует только на их непосредственное воздействие на его воспринимающие органы.

78

Животная жизнь как следующий этап эволюции характеризуется тем, что живой организм реагирует не только на значимые раздражители, которые непосредственно входят в обмен его веществ, но и на те, которые являются сигналами их появления.

Это означает, что животному надо ориентироваться в окружающей среде - предвидеть (будущее время!) появление значимого для жизни организма раздражителя вслед за нейтральным, но сигнальным. Так появляется активная форма жизни организма, которая все больше и больше начинает осуществляться с помощью усложняющихся движений в пространстве и во времени.

Эта способность живого существа реагировать на сигнальные раздражители в отличие от явлений раздражимости называется чувствительностью.

Ее считают объективным биологическим показателем появления качеств психической реальности, качеств психики.

Чувствительность по отношению к сигнальным раздражителям требует от живого существа реакции на всякое изменение в окружающей среде, это путь выработки индивидуальных форм активности - индивидуального поведения.

Общая психология в разделе об эволюции психики ссылается на исследования изменчивости поведения простейших, одноклеточных организмов. Таких исследований достаточно много и суть их в том, что под влиянием изменения условий жизни простейших, одноклеточных организмов, можно изменить их активность. Суть этих экспериментов в том, что даже одноклеточные проявляют индивидуальную изменчивость активности. Сегодня существует множество гипотез о причинах этого явления, все они имеют право на существование в биологической науке, которая еще только приближается к пониманию причин индивидуальной изменчивости активности простейших живых организмов.

Одноклеточным организмам достаточно индивидуальной изменчивости активности для поддержания форм их жизни.

Когда организм становится многоклеточным, этого уже недостаточно, так как условия его существования

79

значительно усложняются, надо быстрее реагировать на сигнальный раздражитель, быстрее и сложнее двигаться. Усложняющееся строение тела способствует специализации его систем, так появляется и элементарная нервная система, которая выполняет только одни задачи - задачи проведения возбуждения. Решение этих задач обеспечивает изменчивость активности живого организма. У многоклеточных организмов нервная система носит сетевидный, диффузный характер. Это можно увидеть, например, у морской звезды или медузы.

Измерения скорости проведения возбуждения показывают, что, если у одноклеточных, простейших, она составляет 1 - 2 микрона в секунду, то с появлением простейшей нервной системы она равна 0,5 метра в секунду. По мере усложнения нервной системы скорость проведения возбуждения еще больше возрастает, у высших позвоночных она уже равна 125 метров в секунду.

Появление сетевидной нервной системы еще не обеспечивает управления активностью, она возникает как реактивность по отношению к месту воздействия раздражителя на организм. В этом смысле все части организма многоклеточного существа оказываются в равном положении.

Лишь появление ганглионарной (цепочечой) нервной системы и возникновение на ее основе простейших программ поведения приводит к специализации органов рецепции и движения, к формированию аппаратов нервной системы, которые перерабатывают информацию и регулируют движения.

Это - эволюционный скачок, который связан с наземным существованием организмов и усложнением условий их жизни. Среда требует более сложной ориентировки в пространстве и во времени.

Так и появляется новый принцип организации нервной системы - принцип централизованности, когда один ее отдел берет на себя ведущую роль в организации, а периферические отделы будут иметь уже относительную независимость. Они еще могут обеспечивать активность, но она не организована в пространстве. Это легко увидеть, если разрезать тело дождевого червя пополам. Передняя его часть будет

80

зарываться в землю, а периферическая только неорганизованно извиваться.

Исследование живых организмов с ганглионарной нервной системой показали, что они могут приобретать индивидуальные варианты активности - у них есть память. Говоря иначе, уже черви могут приобретать новые навыки, а не только реализовывать те формы активности, которые присущи им от природы как безусловные рефлексы.

Следующий этап в эволюции нервной системы связан с появлением сложных дифференцированных систем рецепции, которые настроены на восприятие высоко специализированной информации, Эти виды систем позволяют живому существу ориентироваться в сложных, но относительно постоянных условиях среды его обитания. Все это возможно при дальнейшем развитии ганглионарной нервной системы. Ее можно наблюдать уже у членистоногих, активность которых часто поражает наблюдателей разумностью.

Современные этологи (исследователи поведения живых существ) установили, что сложнейшие формы поведения насекомых - инстинкты - вызываются элементарными стимулами, которые являются пусковыми сигналами для врожденных программ активности. Типичным примером такой врожденной программы является реагирование паука на вибрацию паутины, которая вызывает у него сложную активность, которую он осуществляет как при поиске и захвате реальной мухи, так и при восприятии вибрации паутины от поднесенного к ней камертона.

Множество экспериментов с насекомыми позволили сделать выводы о том, что "разумность" их активности ограничена строго постоянными, стандартными условиями, в соответствии с которыми и строились эти программы в ходе эволюции.

Эти программы, медленно меняющиеся, устойчивые в передаче по наследству оказываются целесообразными с точки зрения выживания насекомых за счет избыточности их воспроизводства.

Но уже у позвоночных такой тип выживания оказывается недостаточным, у них нет избыточного воспроизводства и в филогенезе создаются условия для появления индивидуально изменчивой активности.

81

Нервная система позвоночных построена по принципу централизации. Она обеспечивает индивидуально изменчивую активность. Наряду с врожденными формами активности и мало изменчивыми, видовыми, инстинктивными ее формами, она начинает занимать все большее место при переходе по ступеням эволюции от низших позвоночных к высшим.

В нервной системе по мере усложнения форм ориентировки живого существа в окружающей действительности появляются принципиально новые системы, которые не только получают информации, но и анализируют ее и замыкают новые связи, создавая основу для индивидуально изменчивых форм активности. Такой системой становится головной мозг.

Если анализировать строение головного мозга животных, то можно увидеть, что он построен по принципу надстраивающихся друг над другом этажей или уровней.

Каждый из уровней выполняет свою функцию, а все вместе они обеспечивают организацию активности живого существа в пространстве и во времени.

Низшие отделы, расположенные в стволе мозга, отвечают за регуляцию внутреннего состояния организма, они обеспечивают обмен веществ, дыхание и кровообращение, а также ответные реакции на элементарные раздражители. Такое строение мозга преобладает у низших позвоночных и позволяет им осуществлять элементарные врожденные программы приспособительной активности. Примером такой активности может быть существование лягушки, мозг которой состоит преимущественно из образований верхнего ствола мозга. Ее, казалось бы, сложное поведение определяется простым стимулом - мельканием. Именно этот стимул приводит в действие врожденные программы реагирования лягушки.

В ходе эволюции над мозговыми структурами ствола надстраиваются более высокие образования, которые включают подкорковые узлы и древнюю кору (обонятельную или лимбическую), затем у высших животных появляются образования новой коры больших полушарий, которые все больше начинают преобладать над другими, более низшими, структурами мозга.

82

Исследования поведения животных показывают, что многие формы их поведения зависят от способов их существования и обусловливаются качествами стимулов, типичных для условий обитания. Например, всем хорошо известно, что при виде пищи у собаки выделяется слюна, но у лисицы в аналогичной ситуации слюна не выделяется, а наоборот, тормозится. Собака получит пищу, а лисе ее еще надо добыть. Экологические факторы определяют избирательность реагирования и тех живых существ, которые обладают более высокими отделами мозга. Эти отделы мозга сохраняют связь с более низкими отделами, обеспечивающими врожденные программы поведения.

В изучении мозга животных получены факты, которые позволяют говорить о том, что по мере усложнения структур мозга, с появлением его высших отделов все большее число параметров активности живого существа зависит от работы этих высших структур. Это называется прогрессивной кортикализацией функций.

Главная функция больших полушарий и их главной части - коры - состоит в том, что они анализируют информацию, поступающую в организм, воспринимают ее изменения, создают новые связи и формируют индивидуально изменчивые программы поведения, учитывающие изменения информации.

Эта функция реализуется на основе строения коры, в которой в разных областях представлены проекции различных органов чувств - обоняния, зрения, слуха, тактильной, мышечно-суставной чувствительности. Проекция органов чувств отражает экологический принцип - чем более значим для жизни живого существа тот или иной орган чувств, тем большую площадь занимает его проекция в коре больших полушарий. Известно, например, что проекция пятачка свиньи занимает огромную площадь в ее мозге, тогда как проекция ее бедра очень мала.

Подобных примеров, показывающих зависимость строения коры больших полушарий от экологических условий жизни живых существ, очень много. Они позволяют утверждать, что кора больших полушарий головного мозга формируется под прямым влиянием экологических условий. Это делает ее аппаратом, осуществляющим анализ и синтез информации, поступающей

83

из среды обитания, а также основным органом, обеспечивающим изменчивость индивидуальной активности живого существа.

Механизмы индивидуально изменчивого поведения животных детально изучены и представлены в учении И.П. Павлова о временных связях и условных рефлексах.

Он продолжил развивать идеи И.М. Сеченова о строении рефлекса, об основных нервных процессах - возбуждении и торможении. Напомню, что рефлекс представляет собой чувственное раздражение, переработку его мозгом и мышечную активность. Для И.П. Павлова проблемой стало изучение функции мозга как средней фазы рефлекса. И.М. Сеченов считал, что функция мозга состоит в торможении и усилении реакций. Однако И.П. Павлову с помощью его экспериментального метода удалось доказать, что кора больших полушарий является местом образования условных рефлексов, что именно она обеспечивают приспособление высших животных к условиям меняющейся среды их жизни.

Понятие условного рефлекса, как вариант объяснения работы коры больших полушарий, сложилось в ходе экспериментальной работы по изучению пищеварения у собак.

При изучении пищеварения И.П. Павлов столкнулся с тем фактом, что существуют психические раздражения. Суть их в том, что все вещества, вызывающие специфическую слюноотделительную реакцию, при соприкосновении с внутренней поверхностью рта вызывают у собаки подобные реакции и тогда, когда они находятся на расстоянии от нее.

В физиологическом эксперименте слюна собаки выделяется под действием свойств вещества, вводимого ей в рот.

В психологическом эксперименте слюна выделяется под влиянием свойств предмета, которые не являются существенными для работы слюнных желез - это цвет, форма, величина, запах, звук и т.п. Не только пищевые предметы, но и множество других предметов, которые прямо не связаны с актом пищеварения, вызывают слюноотделение.

Основная характеристика психологического воздействия в том, что оно имеет дело со множеством,

84

казалось, бесконечно изменчивых свойств предметов, вызывающих реакцию одну и ту же живого существа - слюноотделение.

Установлением закономерностей в этом воздействии и стал заниматься И.П. Павлов, применяя метод хронического эксперимента, используя технику фистулы или, как ее еще называют, "окна". Работу слюнных желез легко наблюдать через фистулу, прикрепленную с боку рта. Пробирка, соединяемая с фистулой, позволяла точно измерять количество выделяемой слюны и совершать качественный и количественный анализ. Функция слюны животных связана не только с актами пищеварения, она используется и для зализывания ран, для ухода за детенышами и т.п. Ее состав является показателем очень многих психических явлений.

В ходе экспериментов с психическими раздражителями было показано, что если животное не голодно, то оно не реагирует слюноотделением. Эти данные составят основу гипотезы о внутренней готовности организма к соответствующему типу реакции на психические раздражители. Важность этой идеи и ее последующее экспериментальное доказательство позволило объяснить избирательность реагирования на различные стимулы в разные периоды времени жизни животного, возможность изменения типа реагирования.

Кроме того, эксперименты показали, что если собакам показывать пищу, но не давать ее в рот, то после нескольких предъявлений пищи, слюноотделение прекратится, но если пищу положить в рот, то слюноотделение восстанавливается. Так был найден еще один механизм приспособления - животное не реагирует на раздражитель, который не ведет к результатам, и в то же время восстанавливает реакции на те раздражители, которые ведут к результатам. Был описан механизм этих явлений - реакция на вторичное свойство, или случайные условия, основана на первичном рефлексе на главные свойства.

В ходе экспериментов было показано также существование еще одной важной приспособительной реакции животного, которая возникает как результат воздействия двух одновременно предъявленных

85

животному раздражителей. Появление ее будет определяться силой раздражителя. (Можно найти сходство этой реакции с проявлением внимания или интереса у человека).

Все данные экспериментов позволили сделать выводы о существовании физиологических и психологических рефлексов. Первые показывают существование специфических и постоянных связей реакций и воздействующих агентов среды, тогда как вторые позволяют говорить о наличии реакций, зависящих от многих условий предъявления раздражителя. Эти реакции и были названы условными рефлексами, в то время как физиологические реакции были названы безусловными.

При безусловном рефлексе существенные свойства раздражителя вызывают реакцию живого существа, при условном - вторичные свойства, которые прямо не связаны с типом реакции. Это могут быть цвет, запах, звук и т.п.

Главное открытие И.П. Павлова состоит в том, что условный рефлекс может быть понят как основа понимания психических явлений. Психические явления в жизни животных характеризуются тем, что они связаны не с существенными для животного свойствами предметов, а со вторичными или сигнальными.

Изучение активности животных представляет собой в основном изучение системы сигналов, которые они создают в течение своей индивидуальной жизни для того, чтобы приспособиться к ее меняющимся условиям.

В работах И.П. Павлова были найдены многие закономерности функционирования коры больших полушарий животных. В частности, им был сформулирован закон предела интенсивности раздражения. Этот закон характеризует одну из форм защиты клеток головного мозга от избыточного воздействия раздражителей. Суть его в том, что для каждого типа нервной системы существует свой предел безвредного функционального напряжения, при переходе за который наступает торможение, отдых, восстановление.

И.П. Павловым было описано и явление парадоксальной фазы, когда сильный раздражитель, если он совсем или почти совсем превышает предел, может

86

вызвать меньшее действие, чем слабый раздражитель. Главной формой защиты клеток является сон - охранительное торможение.

В своих работах И.П. Павлов говорил о том, что активность животных зависит от того как уравновешиваются процессы возбуждения и торможения и от приспособления этих двух процессов к различным воздействиям внешнего мира.

Исследователи активности животных обращали внимание на то, что в экспериментах школы И.П. Павлова животное не осуществляло активных, свойственных ему движений - оно было фиксировано в ограниченном пространстве. В физиологии и психологии животных был создан новый тип эксперимента, который широко применялся американскими психологами - это метод формирования инструментальных условных рефлексов или метод формирования навыков. Суть его в том, что животное (чаще всего это была крыса) пускалось в сложный лабиринт, из которого ей надо было найти выход, где ее ждала приманка. Исследователь фиксировал активность животного, создавая различные условия для его активности.

При объяснении результатов, полученных в ходе экспериментов этих типов, в психологию вошло понятие об активной ориентировочной деятельности как варианте организации животным своей активности в пространстве и во времени для создания цели. При этом животное анализирует ситуацию действия и выбирает направление своей активности. Поскольку цель всегда задается в определенных условиях, то каждая ситуация активности связана с организацией ее как с движением к цели в конкретных условиях. Иначе это еще называется решением задачи - достижение животным его цели в конкретных условиях.

Различные варианты экспериментальных исследований с животными, обучающимися проходить лабиринт, показали, что двигательные программы, которые вырабатывают животные при прохождении лабиринта, не являются механической цепью рефлексов, они представляют собой сложные динамические схемы, которые формируются у животного в процессе его активной ориентировки в условиях решения двигательной задачи.

87

Эти динамические схемы имеют тесную связь с врожденными программами поведения или натуральными рефлексами. Эту особенность индивидуально изменчивого поведения животных используют в их дрессировке, когда, например, енота учат стирать, так как у него есть естественная для этого форма активности, связанная с движением на задних лапах.

Таким образом, исследования активности животных показывают, что она становится индивидуально изменчивой по мере появления в строении их мозга высших корковых отделов. Существенным представляется и тот факт, что в активности животных появляется реакция на сигнальные раздражители и двигательная ориентировка в ситуации их активности.

В животном мире эволюционная лестница заканчивается позвоночными. Среди них приматы занимают особое место, так как у них есть формы активности, которые часто называют интеллектуальным поведением.

Специфика этого вида активности в том, что животное начинает предварительно ориентироваться в условиях решения двигательной задачи. Появляется предварительная ориентировка в ситуации действия. Будущее действие начинает существовать как план еще до его выполнения. Создание этот плана часто связано с паузой в активности животного, тогда о нем и говорят, что оно - думает.

Исследования активности живых существ позволили выявить, что уже на ранних ступенях эволюции позвоночных у них появляется особая активность, которая была названа экстраполяционным рефлексом - это возможность для животного предвидеть перемещение в пространстве движущихся предметов и реагировать с учетом изменения их положения. Это одна из форм предвосхищения, ориентации на будущее, которая является одним из условий формирования индивидуально изменчивого поведения высших животных. За этим рефлексом стоят и все более усложняющиеся процессы восприятия и большая прочность памяти, которые позволяют сохранять во времени и использовать при организации активности ее индивидуальные варианты, как варианты индивидуализированного опыта.

88

Высшие животные реагируют уже не на отдельные свойства раздражителей, а на их целостные образы как образы предметов, создающих образную память этих животных.

Все психологи знают знаменитые опыты немецкого психолога В. Келлера, которые в двадцатые годы двадцатого века были посвящены систематическому изучению поведения высших животных. Суть многочисленных экспериментов состояла в том, что обезьяны должны были для достижения цели (получения приманки) ориентироваться в сложных условиях и использовать для получения желаемой пищи обходной путь.

Примером такого эксперимента может быть ситуация, где обезьяна должна была достать банан, находящийся на таком расстоянии, что она не могла его достать рукой. Обезьяна сидела в большой клетке, чтобы достать банан, ей надо было прекратить попытки непосредственно достигнуть цели, а использовать заднюю дверь клетки. Вторая ситуация была похожа на только что описанную с тем отличием, что перед клеткой, где сидела обезьяна, лежала палка, до которой она могла дотянуться рукой. Решение задачи состояло в том, что обезьяна может взять палку и ею подтянуть к себе банан.

В усложненном эксперименте приманка была расположена еще дальше, а в поле зрения обезьяны лежало две палки, короткая и длинная. Короткая - на расстоянии руки обезьяны, а длинная была расположена так, что обезьяна могла ее достать с помощью короткой палки, а потом уже длинной палкой подтянуть банан.

Самый сложный эксперимент состоял в том, что банан подвешивался под потолком клетки, в которой были разбросаны ящики. Обезьяна могла достать банан только тогда, когда составляла ящики один на один.

Активность обезьян в этих ситуациях позволила сделать выводы об интеллектуальном поведении этих животных, которое выражалось в том, что обезьяны решали все предложенные им задачи. Характерным моментом решения этих задач был тот факт, что от непосредственных попыток достать банан через двигательные пробы, обезьяна переходила к наблюдению, которое заканчивалось движениями по заранее

89

выработанному плану и завершалось успехом. Например, при доставании банана с потолка клетки, она прекращала попытки в прыжке достать желаемый плод, останавливалась, оглядывалась и начинала подтаскивать ящики, составляя их друг на друга для успешного решения задачи.

Выказывались различные точки зрения, объясняющие появление решения этих интеллектуальных задач. Ни одна из них в настоящее время не имеет преимущества перед другими, поэтому у вас есть возможность самим попытаться построить объяснение явления, которое называют интеллектуальным поведением высших животных.

Пока можно только увидеть, что индивидуально изменчивая приспособительная активность высших животных имеет три главных качества: она всегда сохраняет связь с биологическими мотивами и не может перейти их границы; активность высшего животного определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или, как говорят, внешним полем или прошлым опытом животного; еще одна особенность активности животного определяется тем, что оно побуждается ограниченным числом источников - видовой опыт (врожденное поведение) и непосредственный опыт конкретного живого существа, его условно-рефлекторное поведение. Это основные качества активности живых существ, которые отличают его от активности человека.

В онтогенезе живого существа любой степени сложности - от простейших до высших животных - становление его активности определяется названными выше качествами его активности, в которых конкретизируются свойства каждого вида как индивидуальная история жизни особи, муравей проживает муравьиную жизнь, черепаха - черепашью, собака - собачью и т.п. Их активность, их индивидуальное поведение регулируется свойствами их мозга, своим строением, задающим границы их жизненного опыта и возможности изменчивости активности их организма.

Онтогенез качеств психической реальности живого существа определяется ростом его организма, созреванием нервной системы как одной из его функциональных систем.

90

В филогенезе и онтогенезе человека появляются другие условия, определяющие становление качеств его психической реальности. Об этом речь в следующей главе.

Суть изложенного выше состоит в том, что можно выстроить достаточно обоснованную гипотезу о появлении все более усложняющихся качеств психической реальности у живых существ. При построении этой гипотезы главным признаком появления специфических качеств психической реальности считается возникновение чувствительности к небиотическим, сигнальным раздражителям. Продуктивность этой гипотезы доказывается изучением филогенеза строения нервной системы живых существ и особенностей их активности. Исследования показывают, что можно выделить появление мозговых структур и обусловливаемых ими все усложняющихся в пространстве и времени форм активности живых существ как проявление все усложняющихся качеств психической реальности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Сформулируйте ваше представление об эволюции. Объясните, почему при изучении общей психологии это понятие оказывается важным для понимания закономерностей, существующих в психической реальности человека.
  2. Объясните, как вело себя высшее позвоночное животное в опытах голландского психолога Бойтендайка, который организовывал свое исследование следующим образом: перед животным стоял ряд ящиков, на глазах животного приманка помещалась в первый ящик и животному разрешалось брать ее. В следующий раз приманку таким же образом помещали во второй ящик, а затем в третий. Потом (уже незаметно для животного) приманка перемещалась в каждый следующий ящик и животному разрешалось свободно бежать к тому ящику, где оно могло найти приманку. Известные опыты В. Келлера по изучению интеллектуального поведения обезьян получили и такую интерпретацию - в ходе двигательной активности обезьяна получает творческое озарение, подобное тому, какое бывает у человека. Выразите ваше мнение по этому объяснению.

91

  1. В известных экспериментах по исследованию экстраполяционного рефлекса у животных (Л.В. Крушинский) ситуация исследования была организована следующим образом: животное помещалось перед трубой, которая в середине имела разрыв, и животное могло видеть, как по проволоке, проходящей через трубу, двигалась приманка. Животное помещалось около разрыва и могло видеть направление движения приманки. Как, по вашему мнению, вели себя курица, ворон, собака. Обоснуйте свое предположение.
  2. Объясните, как, по вашему мнению, изменится активность простейшего одноклеточного существа, постоянно находящегося в пробирке с четырехугольным сечением, если в круглой пробирке они обнаруживают характерные для них беспорядочные движения.
  3. Выскажите ваше мнение о следующем высказывании Н.А. Бернштейна: "У высших, неокинетических животных, в том числе и у нас, движения идут на поводу у ощущений, управляются и направляются ими. У низших, наоборот, ощущения обслуживаются и обеспечиваются с помощью движений. Движения, с виду бессистемно и бестолково идут впереди ощущений, хватают и ловят их, где попало..." (стр. 94. В книге "О ловкости и ее развитии" М. Физкультура и спорт. 1991). Какое значение, по вашему мнению, это имеет для становления качеств психической реальности?

92

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.