Глава 3

ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.СУБЪЕКТ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОЙ ГЛАВЫ:

  психическая реальность человека организована в пространстве и во времени. Разные уровни этой организации изучены в психологии, качественное различие этих уровней отражено в понятиях как формах мышления ученых о найденных ими закономерностях каждого уровня. Это понятия: индивид, личность, субъект, индивидуальность, которые дают возможность анализа таких явлений, как психика, организм, поведение, деятельность.

О том, что в психической реальности существуют разные уровни ее организации как отражение разной степени контроля человека за течением своей психической жизни людям было известно давно. Например, бред и сновидения, предчувствия и предвидения - это только малая доля тех явлений психической жизни, которые отличаются от логического размышления и анализа, от осознания и самообладания, - от множества других явлений, в которых человек сам воздействует на свою психическую реальность.

В прошлой главе вы работали с понятием рефлекса. Сейчас эту работу предстоит продолжить, чтобы еще раз увидеть, какое значение имеет это понятие в психологической науке.

Рефлекс позволяет понимать структуру активности человека, ее организацию в пространстве взаимодействия организма и среды. Именно в этом пространстве осуществляется то их взаимодействие, которое можно назвать жизнью. Жизнь постоянно воспроизводит себя все в новых и новых формах. Сегодня это свойство жизни находит свое выражение в понятии обратной связи, в понятии рефлекторного кольца, разработка которых была начата в работах нашего соотечественника Н.А. Бернштейна.

35

Если вы обратили внимание, рефлекс имеет трехчленную структуру - он завершается мышечным возбуждением. Эта идея оказала значительное влияние на понимание психологами свойств психической реальности через их проявление в мышечной активности человека. Однако развитие физиологии как науки, изучающей функционирование живых организмов, привело к получению научных фактов, которые говорили о том, что под влиянием мышечной активности, казалось бы завершающей рефлекс, происходят изменения в воспринимающих системах - в органах чувств. Возбуждение от мышц, выполняющих движение, идет к воспринимающим раздражение рецепторам. Это открытие привело к появлению понятия рефлекторного кольца, позволило говорить о таких явлениях, как саморегуляция организма, а для психологии важнейшим понятием стало понятие обратной связи как возможности изменения организма под влиянием собственной активности. Понятие обратной связи позволяет описать связь изменений в настоящем с изменениями в будущем. Будущее открылось как законы реализации обратной связи. Оно стало более прогнозируемым. Когда понятие обратной связи появилось в психологии, оно повлекло за собой создание огромного числа математических моделей психической реальности человека, которые с большей или меньшей вероятностью предсказывали изменение активности человека.

Сегодня понятие обратной связи является одним из универсальных понятий во многих науках, которые применяют моделирование как метод исследования. Обратная связь используется и как объяснительный принцип в тех ситуациях, где возникает необходимость научного объяснения изменений, являющихся результатом влияния разных воздействий на живые системы. Одной из таких систем является психическая реальность человека.

Один из самых существенных признаков живого состоит в том, что оно активно, т.е. изменяется под воздействием различных факторов. Чтобы увидеть, понять, объяснить закономерности этой активности, надо выделить структуру изучаемой живой реальности. Структура определяет существование изучаемой реальности в ее своеобразных качествах, отличающих

36

одну реальность от другой. Структура - это наличие в живой реальности устойчивых свойств, которые позволяют сохраняться ей в пространстве и времени при осуществлении активности. Говоря иначе, изменяясь во времени и пространстве, живое остается живым до тех пор, пока сохраняет свою структуру, как только структура необратимо нарушается, живое исчезает, превращаясь в другое качество. Можно говорить, что живая структура, как и любая другая, обладает определенным запасом прочности, устойчивостью к разрушениям под влиянием силовых воздействий.

Структура существует за счет взаимосвязи устойчивых, неизменяющихся элементов или единиц структуры. Каждый элемент содержит в себе все качества структуры, которые позволяют ей сохранять свою целостность за счет взаимодействия элементов или единиц. Эти свойства структуры как основы целостности предмета в научных исследованиях связаны с поисками единиц анализа изучаемого явления.

По отношению к изучению психической реальности как особого предмета исследования этот вопрос в разные моменты становления науки звучал по-разному, но по сути одинаково: что можно считать единицей психической жизни человека? То, что психическое можно понимать как одну из форм жизни в истории психологии зафиксировано давно, с первых работ Аристотеля. До сегодняшнего дня эта идея в той или иной форме присутствует у многих психологов, пытающихся отвечать на вопрос о единицах психической реальности, единицах психической жизни.

Логично предположить, что, если такая единица найдена, то задачи науки будут состоять в том, чтобы изучить законы взаимосвязи этих единиц в целостной структуре исследуемого предмета.

С этой точки зрения, понятие рефлекса бесконечно важно для психологии тем, что оно позволяет выделить и описать устойчивые образования в активности человека - те единицы анализа, которые необходимы науке для объяснения закономерностей сложных явлений, в которых проявляется наличие психической реальности в ее специфических качествах.

37

Напомню, какие устойчивые элементы включает рефлекс: воспринимающие системы органов чувств, воздействие раздражителя, ответная реакция. Логика отношений этих элементов постоянна: даны воспринимающие системы органов чувств специализирующиеся на принятии определенного типа воздействий (температурных, световых, звуковых и т.п.), принятие воздействия и его переработка вызывают реакцию. Как уже говорилось, осуществление реакции влияет на параметры работы воспринимающих систем организма. Однако круг взаимозависимости отношений следует определенной логике, которая и создает его устойчивость, позволявшую говорить о том, что рефлекс - единица психической реальности, единица психической жизни человека.

Использование понятия рефлекс для изучения психической активности человека позволило выделить в ней постоянные и относительно устойчивые свойства. Выделение этих свойств в исследованиях психологов можно представить в общем виде как изучение зависимостей свойств воспринимающих систем со свойствами раздражителей и вариантами реакций на одни и те же или различные свойства раздражителей. Таких работ очень много как в научной школе И.П. Павлова, так и в работах бихевиористов, в которых и сегодня результаты изучения реакций крыс на различные раздражители применяются для понимания и объяснения поведения людей.

Наличие в психической реальности людей относительно устойчивых и относительно изменчивых качеств, т.е. структуры психического, описывается в психологии с помощью понятий индивид, личность, субъект, индивидуальность. Каждое из них позволяет выделить в активности человека как живого существа относительно устойчивые качества, организующие активность в пространстве и во времени.

Познание этих устойчивых качеств позволяет прогнозировать активность как одного человека, так и групп людей, если они обладают сходными, устойчивыми качествами психической реальности. Как известно, задача прогнозирования - одна из задач науки, психологии в том числе.

Существование разных понятий как форм научного мышления об устойчивых качествах психической

38

реальности человека позволяет понимать проявление устойчивых качеств активности человека в разных временах и пространствах его бытия.

В каких временах осуществляется активность человека?

В физическом времени, измеряемом часами, минутами и т.п.

В историческом времени своей культуры, которое можно измерять с момента появления национального языка.

В биологическом времени, которое можно измерять с момента появления в природе живого.

В паспортном времени или в возрасте, фиксирующем формальные отношения человека с обществом, время измеряется годами жизни от рождения человека.

В психологическом времени или в психологическом возрасте, где время измеряется самочувствием человека, как переживанием наличия сил для осуществления жизни.

Каждое из этих времен показывает разные варианты изменения активности человека в одном или нескольких взаимообусловленных пространствах его жизни. Отсюда их относительная независимость как объектов изучения в разных отраслях психологии, например, общая психология делает предметом изучения восприятие человеком физического времени, этнографическая психология будет исследовать особенности сознания людей разных культур, а психология развития будет стремиться искать закономерные проявления изменений в психической реальности человека, которые обусловливаются его паспортным возрастом (соответственно отрасли психологии развития - психология младенческого возраста, психология дошкольника и т.п.)

Наличие различных пространств, в которых осуществляется активность человека, доказывается их относительной замкнутостью, предполагающей внутреннюю организованность различными устойчивыми элементами. Так физическое пространство организуется системой координат, где фиксируется точка их пересечения, как начало отсчета при организации активности. Необходимость такой организации находит свое метафорическое выражение в пословице о печке,

39

от которой лучше всего танцевать. "Печка" - это та точка покоя, которая позволяет определить не только начало активности, но и сам факт ее существования. Роль "печки" выполняют часы как предмет, с помощь которого измерение времени можно начинать в любое мгновение, превратив его в точку отсчета активности, в точку покоя. Таким образом в активности человека появляется мгновение остановки - активность приобретает свойство дискретности, прерывности. В этом отношении смена работы на отдых и наоборот является примером проявления такой дискретности, которая возможна потому, что человек живет в культурном пространстве с организованным физическим временем.

Естественно, человек может жить в культурном пространстве, где физическое время измеряется не с помощью часов, а с помощью других единиц, производных от использования других средств измерения, например, движения солнца по небосводу. Но в любом случае в измерении физического времени присутствует точка покоя в физическом пространстве, которая позволяет ориентировать относительно ее активность человека.

Итак, физическое пространство представлено для человека наличием моментов покоя, которые изменяют направление его активности. Почти юмористическим примером наличия этого вида пространства может быть та стенка (настоящая), о которую можно биться головой, чтобы продолжить свой путь, осуществить свою активность, а можно сделать что-то другое (изменить активность). Как организуется активность человека в физическом пространстве, какие относительно постоянные качества психической реальности он при этом проявляет? Как понять происхождение этих качеств? На эти вопросы психологи отвечают, используя для объяснения активности человека понятие субъекта.

Субъект может остановить активность, удерживая момент покоя для изменения ее направления. Меня в свое время поразила идея Б. Поршнева о начале человеческой истории. Он писал о том, что она началась с того момента, когда люди стали способны удерживать паузу - создавать возможность друг другу и самим себе для изменения активности. Субъект не только

40

реагирует на раздражитель в соответствии со свойствами раздражителя (рефлекс), но может и не реагировать, может противостоять силе качеств воздействующего раздражителя. Это - данность свойств психической реальности человека. Это та предпосылка свободы, которая как ответственность может определить всю жизнь человека.

Объект всегда изменяется под воздействием сил, он зависим от них полностью, ему не дано по происхождению его качеств, противостоять воздействующим силам - раздражителям.

Самое поразительное свойство человека в том, что он сам для себя может быть объектом и выступать в этом качестве для других людей. Это происходит тогда, когда человек отказывается от данных ему качеств субъекта, отказывается от свободы, от ответственности за свою активность, отдает себя под влияние воздействующих сил. Эта возможность отказа тоже существует как данность психической реальности.

Изучением человека как субъекта занимается не только психология, но и философия. По существу, понятие субъекта, это - философское понятие, которое позволяет психологам выделять в психической активности человека те моменты ее изменения, которые указывают на отсутствие прямой зависимости силы и качества раздражителя и реакции человека. Законы преобразования воздействия раздражителя, которые, как я уже отметила, могут выражаться и в моменте покоя, одна из самых больших загадок психической реальности. Ее и сегодня называют тайной.

Это та тайна жизни, которая дает о себе знать и в возможности ее саморазрушения, и в возможности ее самосовершенствования в соответствии с собственным же представлением о совершенстве.

Паспортное время жизни человека - его паспортный возраст - один из способов фиксации моментов изменения активности человека (время идти в школу, время выхода на пенсию, пора идти в армию, пора голосовать на выборах и т.п.) Оно осуществляется в историческом, культурном пространстве его жизни, которое организуется отношениями с другими людьми, где каждый человек должен иметь возможность осуществить необходимую для установления отношений

41

дистанцию с другим человеком. Паспортное время показывает переход от одной дистанции к другой, как способ организации исторического, культурного пространства отношений с людьми. В русской культуре этот переход четко фиксируется, например, в изменении обращения к человеку в зависимости от его паспортного возраста - обращение на "вы", обращение по имени и отчеству. Кроме того, он связан и с изменением места человека в системе отношений с другими людьми, что тоже преобразует его активность в историческом, культурном пространстве. Так, например, ребенок, научившийся читать, начинает жить в культурном пространстве диалога с авторами книг.

Изменения, которые происходят в активности человека, когда он организует свою активность в соответствии с паспортным возрастом в историческом пространстве культуры, психологи чаще всего описывают понятием личность. Исследуются типы личностей, как типы активностей людей в конкретное историческое время в конкретной культуре. Мы прямые свидетели этого, когда появился как предмет исследования тип нового русского, тип беженца, тип переселенца, тип безработного, тип предпринимателя, тип наркомана и т.п. Постоянным предметом исследования являются личностные характеристики людей разных возрастных групп - психология личности дошкольника и психология личности младшего школьника, психология личности подростка и т.п.

Человек как личность проявляет свою активность в историческом пространстве своей культуры, где изменения активности выражаются в отношениях с другими людьми как содержании дистанции, определяющей возможности воздействия на другого человека и возможности взаимодействия с ним. В этих отношениях, занимая определенное место в их структуре, человек проявляет себя как субъект, сохраняя свою тайну появления новых вариантов активности.

Можно сказать, что личность человека существует в историческом пространстве его конкретной культуры и в пространстве данности его качеств как субъекта. Эти пространства взаимодействуют в каждый момент паспортного времени жизни человека и определяют появление моментов покоя, где происходит

42

изменение активности человека. Таким образом в структуре рефлексов появляется возможность выделить устойчивые, типичные для воздействующих раздражителей (например, постоянных составляющих культуры) реакции людей, которые можно будет анализировать, как проявление личностных свойств. Изучение реакции на рекламу (типичный раздражитель) или изучение реакции людей на обращение того или иного средства массовой информации (типичный раздражитель для аудитории этого средства) позволяет выделить типичные личностные реакции детей дошкольного возраста или пенсионеров - мужчин или одиноких матерей или студентов престижных университетов. Так как каждая из названных групп людей занимает определенное место в системе исторических культурных отношений, зависимое от их паспортного возраста, можно говорить о личностных особенностях реагирования на раздражитель. Работ такого типа в психологии очень много, критерии отбора групп по их личностным свойствам дают возможность исследователям устанавливать закономерности организации активности людей в реальных, конкретных условиях их жизни среди других людей. Исследователи личности всегда получают средние данные - часто измеренные в цифрах - о наличии и степени выраженности какого-то качества личности, например, толерантности или конфликтности, стремления к творчеству или стереотипности и т.п. Результаты исследования позволяют составить типичный профиль личности людей исследуемой группы. Профиль личности - это количественная характеристика качеств личности, отражающая средние статистические данные по исследованной группе. Например, заботливость - 3 балла, самоуважение - 6 баллов, а способность к самоконтролю - 2 балла и т.п. Эти данные могут быть получены (что чаще всего и делается) с помощью анкетирования, где ответы на вопросы оцениваются в баллах. Сами баллы и качества, которые людям надо оценить у себя, задаются исследователем в соответствии с его представлением о содержании исследуемой реальности. Обычно появлению анкеты предшествует долгая и кропотливая работа по построению модели исследуемого явления и презентации его в содержании вопросов.

43

Итак, понятие личность позволяет понимать активность человека в историческое время жизни его в культуре в соответствии с его паспортным возрастом. Личность сохраняет как данность свойства субъекта, что наделяет ее тайной изменения активности.

Понимание субъективной тайны личности связано с понятием индивидуальность.

Индивидуальность как научное понятие показывает существование особого пространства самоотношения, внутреннего диалога, внутреннего плана действий, о существовании которого говорит возможность преобразования активности в моменты покоя. Можно сказать, что индивидуальность - это встреча человека с собственной психической реальностью, то обретение себя, которое считается одним из высших достижений человека в современных обществах. Возможность встречи с самим собой существует для человека как данность, как неотъемлемое свойство психической реальности. Это доказывается фактом существования мировой философии, литературы, искусства, фактом существования наук о человеке.

В самоотношении человек организует свою активность через организацию внутреннего пространства. Как организуется внутреннее пространство? Сегодня есть данные о том, что оно определяется биологическими особенностями строения человеческого организма, например, описано наличие у людей разных ведущих полушарий мозга, люди существенно отличаются и по функционированию схемы тела. Эти их свойства влияют на строение внутреннего пространства. В более широком контексте можно сказать, что организм человека как живое, осуществляет активность в соответствующем ему биологическом времени. Как и все живые организмы, человеческий организм как видовое образование имеет устойчивые функции и свойства, однако как живой организм он имеет и достаточно большой спектр степеней свободы в осуществлении видовых функций. Типичный пример этого - вкусовые пристрастия людей, которые несут в себе и назначение пищи для организма (питание), и отношение человека к самому себе через переживание вкуса в момент принятия пищи.

44

Индивидуальность человека будет проявляться в этом случае как его оценка вкуса, которую он производит на основе работы своих природных органов чувств, реализуя тайну его как субъекта в создании отношения к вкусу пищи. Самоотношение, которое будет при оценке вкуса пищи, связано со свойствами организма человека как личности, живущей в историческом времени своей культуры в соответствии с его местом в системе человеческих отношений. В этом смысле можно приводить бесконечное множество примеров, когда индивидуальность ребенка подавляется взрослыми, заставляющими его есть "полезную" пищу. Однако есть и другие взрослые, которые читали, возможно, Б. Спока или других мудрых авторов, и знают, что ребенка нельзя кормить насильно. Естественное чувство голода и его удовлетворение - это возможность для человека жить в соответствии со своим биологическим временем. Иногда думается, что люди вообще боятся существования биологического времени, отождествляя его с паспортным, приписывая цифрам возраста магическое значение в организации своей активности. К этому мы еще вернемся, когда будем говорить о строении психической реальности.

Внутреннее психологическое пространство и его организация определяется типом доминирующего полушария мозга человека в моментах выбора свойств воздействующих раздражителей для организации активности. Это свойство людей проявляется в избирательности их реагирования на одни и те же свойства раздражителя. Так, кто-то не воспринимает различие между близкими цветами, или между звуками разной высоты, а для других останется непонятна чувствительность к восприятию ритма и рифмы и т.п. Заполнение психологического пространства воспринятыми свойствами раздражителей организовано в нем в соответствии с психологическим временем жизни человека. Сегодня психологи говорят о том, что психологическое время человека измеряется событиями его индивидуальной жизни, которые как следы переживаний организуют его внутреннее пространство. Так, например, пережитый в детстве страх испортить при кройке материал, даже у пожилой женщины вызывает ужас при необходимости работы с новой тканью. Она делает

45

все, чтобы избежать возможной ошибки, это вызывает огромное напряжение, которое не приводит, по ее мнению, к улучшению результата.

Событие в психологическом, внутреннем пространстве не уходит в прошлое, оно присутствует в настоящем, влияет на будущее. В этом смысле события обладают тем качеством устойчивости, которые позволяют через их содержание приблизиться к пониманию индивидуальности человека как к активности, осуществляющейся в пространстве его организма и во внутреннем психологическом пространстве во времени, организованном событиями. При этом пространство организма и психологическое пространство относительно независимы друг от друга, их объединяет только общность присутствия в биологическом времени жизни организма.

Таким образом, понимание индивидуальности человека включает в себя изучение организации его психологического пространства, где событиями измеряется психологическое время.

Естественно, то индивидуальность человека реализуется как активность личности через ее место в системе человеческих отношений, где она реализует тайну своей данности через создание своего варианта реагирования на типичные раздражители.

Фактом рождения человека человеком ему дана возможность быть индивидуальностью за счет свойств его организма и событий, которые произойдут только с ним. Чтобы индивидуальность состоялась, человеку надо жить среди людей - быть личностью, человеком с определенным местом в системе отношений, с определенной дистанцией по отношению к другим людям. Присутствие другого человека, отношение к другому человеку выявляет у каждого из участников отношений данные им свойства психической реальности. Возможность делать их предметом взаимодействия - это возможность становления психической реальности каждого из участников отношений.

Об этом хотелось бы подробнее поговорить в следующей главе.

Биологическое время жизни организма человека создает изменения в чувствительности разных воспринимающих систем - меняется зрение, слух, обоняние,

46

осязание, температурная чувствительность. Достаточно в этом отношении напомнить, например, факт, что новорожденный не чувствителен к попаданию воды в глаза. Он словно не замечает ее - не моргает. Взрослый в аналогичной ситуации может заставить себя на некоторое мгновение не моргать, а потом ему все равно придется это сделать.

Существование типичных для организма человека реакций на типичные для этих реакций раздражители, которые определяются биологическим временем жизни организма человека, фиксируются в понятии индивид.

К числу таких реакций относятся те, которые еще называют непроизвольными или безусловно рефлекторными. Это - чихание, глотание, кашель, дыхание, осуществление выделительных функций организма и т.п.

Таким образом, все приведенные выше понятия - понятие индивид, личность, субъект, индивидуальность, - показывают, что о человеке можно мыслить по-разному. Содержание мышления исследователя будет определяться тем, какие свойства человеческой жизни он будет делать главными, приоритетными в своем мышлении, т.е. что он будет понимать под самым главным, самым существенным в человеческой жизни.

Понятие человек - форма мышления человека о самом себе - не является понятием психологической науки. Она рассматривает человека как данность своего предмета - психической реальности, которая не существует без человека. Однако сегодня в психологии с достаточной очевидностью осознано, что позиция исследователя (дистанция по отношению к исследуемому объекту) задается концепцией человека, которую этот исследователь осуществляет в практике своего мышления о психической реальности.

Концепция человека дает о себе знать в тех объяснениях, которые исследователи используют в понимании явлений психической реальности, в объяснении ее закономерностей. Самый существенный момент концепции человека - это решение вопроса о происхождении психической реальности и ее специфических человеческих характеристик. Варианты решения этого вопроса можно представить следующим образом:

47

  • психическая реальность - следствие эволюции живого мира;
  • психическая реальность имеет космическое происхождение;
  • психическая реальность - функция мозга;
  • психическая реальность - следствие отношений людей друг к другу;
  • психическая реальность дана человеку как существу по факту его рождения;
  • психическая реальность - следствие эволюции духа.

В любом случае представление исследователя о происхождении психической реальности входит в модели объяснения и обоснование его исследований. Концепция человека определяет и возможности воздействия на другого человека как исследуемого, испытуемого. Чем, как и почему можно воздействовать на другого человека, чтобы получить научные факты? Эти вопросы становятся вопросами организации экспериментов и наблюдений при изучении разных проявлений активности человека, которые понимаются как его субъектные или индивидные характеристики, или проявление его индивидуальности и личностных свойств.

Возможность выделения и исследования различных качеств активности человека как относительно независимых характеристик психической реальности показывает, что существуют границы пространств, где протекают разные времена жизни человека. Понимание качественного своеобразия границ разных пространств дает в руки исследователей ключи для анализа важнейшего свойства психической реальности - обратимости. Оно проявляется в том, что в психической реальности нет линейного осуществления активности. Принцип обратной связи, открытый физиологами в отношении работы органов чувств, в психической реальности проявляется как влияние будущего времени на настоящее, как влияние представления о будущем на настоящие качества реальности. Так от одной мысли о том, что вас ожидает через какое-то время вы можете или запрыгать от радости, или иронически улыбнуться, или залиться слезами. События еще не было, но оно уже оказало влияние. Это одно из проявлений обратимости как свойства психической реальности. Еще одним примером существования этого качества психической реальности является возможность

48

для человека переоценки ценностей, изменение стиля своей жизни, жизненных правил и привычек. Стать другим человеком может каждый, так как его психическая реальность обладает обратимостью. Ее можно понимать как влияние будущего на прошлое и настоящее, влияние настоящего на прошлое, а не только зависимость будущего от прошлого и настоящего.

Это свойство психической реальности описано в понятии модель потребного будущего, которое разрабатывалось в отечественной психологии Н. Бернштейном.

Думаю, что эти два понятия - обратимость и модель потребного будущего - применимы для описания качественных характеристик границ пространств, в которых осуществляются разные виды активности человека, организованные разными вариантами измерения времени.

Модели потребного будущего человек создает в физическом пространстве, заполненном различными предметами, находящимися от его тела как системы координат в разных точках пространства. Действия с ними в физически измеряемом времени и будут входить в содержание модели потребного будущего, которая через свойство обратимости определит, в свою очередь, содержание активности. Время, измеряемое в математических знаках, использование математики как одной из знаковых систем, одного из универсальных языков позволяет использовать для построения модели потребного будущего в физическом пространстве понятие вечности и бесконечности.

Таким образом, в модели потребного будущего, когда активность человека осуществляется в физическом пространстве, где время измеряется с помощью математических знаков, возможно существование вечности. Однако математические знаки, как материальное воплощение измерения времени, могут стать содержанием границы активности человека в физическом пространстве, лишив его свойства вечности и бесконечности, превратив математический знак в показатель границы, где активность должна измениться, прерваться, преобразоваться.

Типичным примером этого является организация рабочего дня по часам, учебного года по семестрам, пяти - семилетнее планирование производства (так было в СССР), а также все виды расписании и календарных планов.

49

Границей активности становится момент измерения физического времени с помощью математики. Конкретным примером этого может быть движение поезда от станции к станции с остановками в указанное время на срок, указанный временем.

У человека как субъекта есть возможность проявить отношение к этим границам, например, выполнить пятилетку за четыре года или продлить рабочий день до размеров суток. Модель потребного будущего в физическом пространстве субъект может построить сам, используя отношение к его границе.

Конкретное историческое пространство культуры, в котором живет человек, измеряемое временем существования языка этой культуры, в качестве границ этого пространства имеет то содержание коллективного сознания, которое представлено в том или ином языке. Национальные языки как системы знаков выступают в виде границ исторического культурного пространства человеческой активности, обозначая собой ее место в системе реальных человеческих отношений, где каждое место имеет свое знаковое своеобразие в общих границах национального языка. Так, профессиональные языки, уличный жаргон, язык зоны, литературный язык и т.п. - это все варианты обозначения места человека в его историческом культурном пространстве. Это одно из проявлений его личностных характеристик, которое он как субъект может преобразовать и потерять таким образом знаковое обозначение в языке себя как личности. Но есть и другой вариант - создавая индивидуальный стиль речи (использование языка для решения своих жизненных задач) человек проявляет себя как индивидуальность. Это - одна из тайн настоящего литературного творчества.

Человек может проявлять свою активность как личность в нескольких исторических культурных условиях. Примером этого является творчество В. Набокова, который писал и на русском и на английском языках.

Историческое культурное пространство жизни языка создает условия для появления у человека как коллективного сознания, так и сознания индивидуального. Оба они предполагают использование национальных языков для организации активности человека.

Биологическое пространство имеет достаточно четко выраженные границы - это оболочка тела человека,

50

границы его внутренних органов. О своих качествах как границ они дают знать, когда организм отзывается болью на внешнее и внутреннее воздействие. Человек может преобразовывать некоторые качества этих границ, целенаправленно воздействуя на их свойства, например, закаляясь или стремясь похудеть или пополнеть, изменить размеры носа или форму груди и т.п. Однако эти границы существуют как факт данности человеческого тела, занимающего место в физическом пространстве. Они существенно влияют на организацию активности, составляя схему тела человека.

Цифры паспортного возраста являются еще одной границей, регулирующей активность человека в его историческом культурном пространстве, в том положении (месте), которое он там может занять или занимает. Эти цифры - возраст со дня рождения - могут существенно преобразовать активность человека, входя в содержание модели потребного будущего. Например, приближение призывного возраста может способствовать поиску причин уклонения от армии или, наоборот, вызовет желание подготовить себя к ее сложностям. Приближение выхода на пенсию может восприниматься как время освоения новой профессии или как тягостное ожидание своего неизбежного увольнения с работы.

Психологическое пространство тоже имеет границы, которые отражаются в наличии переживаний, дифференцирующих мое и не-мое, Я и не-Я. Они создают целостность психологического пространства, то его единство, которое делает человека узнаваемым для самого себя, иначе говоря, делает человека идентичным самому себе. Достижение идентичности - это путь становления индивидуальности, путь создания Я-знаков, которые обозначают границы психологического пространства. Эти знаки могут быть самого разного качества, но все они отражают творчество человеком его жизни.

Достижение идентичности невозможно без присутствия другого человека. Именно другой человек позволяет переживать наличие Я, моего как особой реальности определяющей взаимодействие с другим человеком и возможность воздействия на самого себя с целью изменения. В современном мире есть универсальные знаки, которые как язык, фиксируют для человека наличие ДРУГОГО - людей, предметов, его собственных качеств. Это - деньги. У денег есть важнейшее свойство,

51

которое проявляет их суть - они должны находиться в движении. Обмен - суть этого движения. Обмен между людьми с помощью денег предполагает обозначение участников обмена как существующих, т.е. имеющих свое (мое, Я) пространство, их разделение в пространстве дистанцией, необходимой для проявления собственной целостности, а также временем доверия к существованию друг друга на тот момент, когда деньги ушли от одного участника обмена, но еще не поступили к другому. Целостность каждого участника обмена в этот момент задается существованием их психологического пространства, как пространства, где реализуются предельные свойства индивидуальности - моральные качества. Тот моральный императив, наличие которого делает Я воплощением сущности человека. Когда суть обмена нарушается, в человеческой истории (как в индивидуальной судьбе, так и в общественной истории) начинаются коллизии, связанные с воссозданием сущности человека в реальных жизненных, предельно конкретных условиях ежедневного обмена людей.

Думаю, что сейчас уместно вспомнить идею о том, что рождение психической реальности, начало человеческой истории связано с появлением паузы в активности, с появлением времени покоя, которое, как можно полагать, в ситуации обмена наполнено доверием к другому человеку - участнику обмена. Сегодня многие авторы называют обмен единицей человеческой истории. Мне эта идея кажется чрезвычайно значимой для понимания значения границ различных пространств, где осуществляется активность человека. В ситуации обмена все пространства пересекаются в момент движения денег как содержание концепции человека, которое реализуют участники обмена. Оно, выраженное в их индивидуальном сознании средствами языка, отражает возможности воздействия на другого человека, обоснованные отношением к себе самому, к своему Я. Недаром известно, что обманувший человек, обманывает в первую очередь самого себя, уничтожая доверия к себе, уничтожая саму возможность обмена как взаимодействие с другим человеком. Психологическое содержание доверия - это модель потребного, желаемого будущего в отношениях с другими людьми, которое через качество обратимости возвращается к человеку как интеграция его Я, как целостность Я, как сила Я.

52

Суть этой главы состоит в том, что активность человека осуществляется в различных временах и пространствах, наличие которых позволяет в научном исследовании выделить ее относительно устойчивые качества, проявляющиеся в каждом из пространств как организация активности к соответствующему пространству времени. Эти варианты активности описываются понятиями: субъект, личность, индивид, индивидуальность.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Изменения в каких свойствах активности человека вызывают явления роста населения, урбанизация, дифференциация и специализация в сфере труда, интеграция различных культурных групп? Какими психологическими понятиями можно, по вашему мнению, описать последствия названных явлений для организации активности человека?
  2. Н. Пезешкиан - создатель позитивной семейной психотерапии - пишет во введении к своей книге о том, что его жизненный опыт привел к необходимости рассматривать человека - даже в психотерапии - не как отдельного индивида, а в контексте его взаимоотношений с другими людьми, учитывая его транскультурную ситуацию. Он говорит о том, что это совпало с его личным опытом, он хотел понять, что сделало человека таким, какой он есть. (Н. Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М. Смысл. 1993) Объясните на примере этого суждения происхождение концепции человека, каким пользуется ученый в объяснении им активности человека. Какое, по вашему мнению, научное понятие в большей степени соответствует тому содержанию активности людей, которое интересует Н. Пезешкиана?
  3. В. Дильман в книге "Большие биологические часы" (М. Знание. 1986) пишет о том, что "одно из наиболее отрицательных влияний старения на организм заключается в представлении каждого из нас о старости. В какой-то степени над нами продолжает довлеть представления на этот счет минувшего столетия. А ведь пора осознать, что социальный прогресс не только увеличил продолжительность жизни человека. Он вызвал необходимость изменить само представление о хронологии возраста и старости" (стр. 207). Проанализируйте это высказывание исследователя, найдите в нем содержание, показывающее взаимодействие различных пространств, в которых организуется активность человека. Выделите типы пространств, которые осуществляют взаимодействие. Найдите психологические понятия, которые позволяют объяснить взаимодействие пространств и их относительную независимость. Опишите содержание границ этих пространств, используя вышеприведенное суждение.

53

  1. Объясните психологическое содержание поэтического текста М. Волошина, который писал:
    "Плоть человека - свиток, на котором
    отмечены все даты бытия"
    .
  2. Почему маленькие дети сопротивляются, когда их насильно укладывают спать? Какие качества активности они проявляют? На границы каких пространств ребенка воздействуют взрослые, когда заставляют его спать?
  3. Как вы думаете, благодаря какому свойству своей активности человек может терпеть боль?
  4. В работе Т. Стефаненко "Этнопсихология" (М. Академический Проект. 2000) приводятся следующие данные: "В эмпирических исследованиях с использованием стандартных методик установлено, что на локус контроля влияет уровень экономического развития общества: в развитых странах люди более интернальны, чем в развивающихся. Иными словами, баллы по локусу контроля соответствуют реальному уровню контроля, ведь граждане развивающихся стран в меньшей степени могут оказывать влияние на ход своей жизни" (стр. 129). Проанализируйте, к каким свойствам активности человека относится явление локуса контроля? Какими качествами активности отличаются, в свете описанных данных, граждане развивающихся и развитых стран? Как эти качества связаны с понятием границ пространств организации активности?
  5. Выскажите ваше мнение о суждении С. Московичи о том, что наиболее значительным изобретением нашего времени является индивид. Он пишет о том, что "мы от каждого ожидаем, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе себе подобных. Между тем наблюдение показывает, что это не так..." (Стр. 38. В книге "Век толп" М. Центр психологии и психотерапии. 1996). Проанализируйте с точки зрения С. Московичи, которая представлена в этом высказывании, активность индивида.
  6. Может ли у человека быть только один вид активности? Объясните вашу точку зрения.
  7. Приведите примеры из повседневной жизни, где можно зафиксировать проявление разных видов активности человека.

54

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.