Глава 2

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Начну ее с короткого личного введения. Я уже не одно десятилетие работаю в психологии и бесконечно благодарна судьбе за то, что многие годы была свидетелем научной работы людей, которых сегодня причисляют к классикам отечественной психологии. Для меня они были профессорами моего университета, в этих людях была, невыразимая словами, духовность, ясность жизни, ее осмысленность и напряженность, которую понимаешь сам только с годами жизненного опыта. Сегодня их имена в истории отечественной психологии - А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин. Мы - студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова - были рядом с ними, когда они своим трудом развивали психологическое знание, говоря высоким стилем, писали историю отечественной и мировой психологии. Благодаря им сама история психологии стала для меня не списком фамилий и имен с датами рождения и смерти, а смыслом жизни людей науки. Все непонятные и чуждые для восприятия научные понятия, которыми сопровождалось изложение истории психологии в учебниках и энциклопедиях, требовали уточнения пути их появления в научной биографии того или иного ученого. Хотелось не просто знать этапы развития той или иной теории или идеи, а хотелось понять почему, например, ранний Ж.Пиаже (классик мировой психологии) стал поздним, т.е. сменил интересы и направление исследования. Почему К. Юнг разошелся во взглядах со своим учителем З. Фрейдом? Почему сам З. Фрейд - великий классик мировой психологии - стал разрабатывать идеи бессознательного? Вопросов было много. Сегодня в отечественной психологической литературе, написанной

23

для студентов - для вас, значит, есть блестящая работа по истории психологии. Ее автор Е.Е. Соколова. Книга называется "13 диалогов о психологии". Книгу переиздавали много раз, и вы можете прочитать ее сами. Думаю, что сама эта книга - страница в истории современной психологии, так как она воспроизводит в доступной для читателей литературной форме тот нескончаемый диалог, которые ведут ученые, разделенные пространством и временем, но объединенные предметом науки и целью познания.

Этот диалог воспроизводится самими исследователями в их текстах как обозначение позиции, как осознание оснований и обоснований своего собственного научного мышления. Без этого диалога невозможно существование науки, так как познание истины, получение знаний о какой-то реальности процесс бесконечный, встреча с бесконечностью - это и встреча с прошлым (история) и создание будущего в настоящем (история современности). Этот диалог осуществляется не только внутри самой науки, он выливается за ее пределы как трансляция идей о сущности человека, идей о происхождении его свойств и качеств, идей возможности воздействия на эти свойства и качества. История двадцатого века с полной очевидностью доказывает, что психологические идеи обладают огромным воздействием на реальные бытовые отношения людей в тех обществах, где не существует запрета на трансляцию научной информации. Так идеи, разработанные З. Фрейдом, составили основу современного сексуального воспитания во многих школах Европы, а изучение авторитарной личности заставило принципиально пересмотреть систему отношений учеников и учителей. Этот пересмотр выразился, в частности, в том, что школы в современных обществах ориентированы на всестороннее развитие инициативы и самостоятельности, творчества и трудолюбия у каждого ребенка. Перечень примеров можно было бы умножить.

Важно, что история психологии, и так было всегда, только до середины девятнадцатого века психология была частью философии, существует не только как тексты ученых, она существует как практика человеческих отношений, реализующих идеи о строении, происхождении и развитии психической реальности.

24

Встреча ученых во времени осуществляется через постановку познавательных задач - тех вопросов к себе и другим, которые требуют нового знания, объяснения, интеллектуального усилия. В науке есть вечные вопросы, которые воспроизводятся в ней независимо от тематики конкретных исследований. Это вопросы методологии - главные среди них, думаю, следующие:

Что есть психическая реальность? Где ее границы как предмета исследования в науке? Как ее исследовать? Что считать единицей психической реальности? Каково место психологического знания в структуре общекультурного знания? На эти вопросы исследователи отвечают не только самим себе, они отвечают и обществу через людей, которые отдают науке приоритет перед другими формами познания. (Замечу, что, кроме научного познания, существуют и другие виды познания. Какие? Возможно, вы сумеете это назвать сами. Если будет сложно, то подождите до главы о познавательной деятельности человека).

Психология как наука, по сравнению с другими науками, имеет очень короткую историю. Сегодня, на день написания этого текста, ей немногим более ста сорока лет. Для истории науки - это младенческий возраст. Именно для науки как культурно-исторического явления, как познавательной активности людей, имеющей свое специфическое строение и назначение. Однако психология существовала всегда как объяснение людьми закономерностей их собственной жизни, этого объяснения требовали сами факты жизни. Объяснением этих фактов занимались врачи и священники, философы, поэты, литераторы, политики, актеры - все, кто в силу своего ремесла или призвания целенаправленно воздействовал на психическую реальность человека или людей.

Еще в глубокой древности врачи понимали, что причины болезней связаны со строением сознания человека. Они были своего рода стихийными материалистами в решении вопроса о качествах психического, считая, что они определяются жизнью тела.

Вот здесь-то, думаю и надо сформулировать ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ этой ГЛАВЫ. Она состоит в том, что история науки имеет начало и конец, а история познавательной деятельности человека, жажда познания -

25

бесконечна. В отношении познания психической реальности это проявляется не менее очевидно, чем в отношении познания других видов реальностей. Наука - психология, возникнув как форма деятельности людей, может исчерпать себя и исчезнуть, превратившись в другую форму. Сегодня симптомы этого превращения можно видеть даже во внешнем виде учреждений психологической науки в России.

Мы не можем оценить это превращение как плохое или хорошее - наука приобретает другое лицо, другое значение, которое, возможно, будет точнее осмыслено со временем, когда это лицо станет более определенным.

Я надеюсь на то, что в этом превращении рождается гуманитарная мысль, которая соединит в себе все богатство рационализма западной психологии с тем опытом трансформации жизни под влиянием идей о самой жизни, который пережила и переживает Россия. Сегодня этот опыт переживания дает о себе знать в стремлении психологов осмысливать по-новому предмет своей научной работы и место науки в ответственности за социальную и индивидуальную жизнь людей, ту ответственность, которую дает истинное знание.

История психологии многие столетия была неотделима от истории философии, мне думается, что сегодня они начинают снова встречное движение друг к другу в поисках методологических оснований для понимания законов существования психической реальности.

Не менее важным представляется и восстановление в России религиозных способов познания сущности человека. Они восстанавливают картину интеллектуальной жизни общества, и людям науки позволяют определить место науки, соответствующее ее целям и задачам. Монополия на истину не может существовать, как не может существовать и монополия на методологию. Вся история психологии подтверждает это наличием в ней различных подходов в объяснении качеств психической реальности, поведения человека или групп людей. Во взаимодействии различных подходов рождались новые идеи, новые гипотезы, новые способы объяснения, рождалось то знание о человеке, которое сегодня воспринимается как демократические ценности современного общества. Среди них одна из высших ценностей - индивидуальность человека, его

26

свобода, его воля к взаимодействию с другими людьми для совершенства совместной жизни.

В истории психологии всегда существовало и существует сейчас два принципиально разных подхода к объяснению свойств психической реальности человека. Традиционно, с философских позиций, эти подходы называют материалистическим и идеалистическим.

В текстах авторов эти подходы всегда представлены в решении вопроса о происхождении качеств психической реальности и ее самой как целостного предмета.

Идеалистический подход предполагает, что психическая жизнь человека представляет собой проявление божественного разума, понять которую может только она сама через свои же собственные проявления. Так появилось и существует понятие субъективного мира, который можно исследовать только через самонаблюдение.

Материалистический подход к изучению психической реальности основывается на том, что есть вещественные, объективные причины любых ее свойств, которые могут быть познаны с помощью объективных методов.

Объективные методы обычно связывают в любой науке с возможностью измерения и выражения с помощью метрических данных изученных закономерностей. В психологии такая возможность стала существовать в середине девятнадцатого столетия, когда в ней стали применяться схемы исследования, заимствованные из естественных наук - стали применяться экспериментальные исследования. Универсальным языком математики стало возможно описывать душевные явления до этого времени представляемые только в виде текстов самонаблюдения. Это была пора невероятного оптимизма в отношении возможностей изучения психической реальности, который сменился более осторожным отношением к экспериментальным исследованиям, когда психологи поняли, что за цифрами они теряют специфику своего научного предмета. Но это придет позднее.

Когда естественные науки достигли небывалого развития, психология все еще не была признана наукой. Это признание пришло с появлением в психологии ее экспериментальной отрасли. Она и сегодня носит это название, в котором находит свое отражение существование как бы двух психологии - естественнонаучной или физиологической психологии и описательной или субъективной психологии.

27

Они отличаются пониманием способов получения истинной психологической информации и ее объяснением.

Естественнонаучная психология пытается точно изучать и причинно объяснять элементарные свойства психической реальности, стремится устанавливать их законы, а описательная психология рассматривает высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним как к проявлениям духа.

К концу девятнадцатого века оба эти направления - как бы две психологии - были представлены в работах классиков, создателей психологии как науки.

В них находит место как материалистическое объяснение свойств психической реальности, так и идеалистическое. Это еще называют дуалистическим подходом. Он чаще всего связан с тем, что исследователи делят свойства психической реальности на высшие и низшие. Низшие, например, ощущение тепла, объясняют наличием материальных причин (температурных рецепторов в коже и их работы), а высшие, например, сознание, связывают с проявлением духовного начала в человеке, которое не имеет материальной, вещественной причины. Духовное начало само своя собственная причина.

Дуалистический подход присутствует у создателей психологии: немецкого психолога В. Вундта (1842 - 1910), его соотечественника Г. Эббинггауза (1856 - 1909)., у американского психолога У. Джемса (1842 - 1910) и у многих других.

Попытки преодоления дуалистического подхода предпринимались и предпринимаются в психологии на протяжении всей ее истории. Одним из выдающихся примеров такой работы является научная деятельность русского физиолога И.М. Сеченова (1829 - 1905), который в своей книге "Рефлексы головного мозга" сформулировал идеи о возможности изучения сложных психических процессов тем же путем, каким изучаются и явления природы. Он говорил о том, что мысль человека тоже можно рассматривать как рефлекс, но заторможенный, оставшийся без своего внешнего, двигательного, моторного завершения. Эта материалистическая идея была развита в работах другого русского ученого - И.П. Павлова (1849 - 1936). Он разработал

28

понятие условного рефлекса, которое стало способом научного мышления о строении и функциях психической реальности, оказало огромное влияние на развитие мировой психологической науки.

Естественнонаучное направление в отечественной психологии также представлено идеями В.М. Бехтерева (1807 - 1927), А.А. Ухтомского (1875 - 1942) и другими учеными.

Идеи русской естественнонаучной психологии оказались продуктивными в изучении поведения животных. Американский психолог - исследователь Э. Торндайк в конце девятнадцатого века анализировал поведение животных в лабиринте. Изучал появление у них новых форм поведения. Эти исследования, понимание и объяснение результатов научения легли в основу целого направления в психологической науке, которое называют или психологией поведения или бихевиоризмом. Так его назвал Дж. Уотсон, которого вместе с Э. Торндайком считают основателями этого направления.

Современный бихевиоризм сохранил основные методологические принципы в изучении психической реальности. Суть их в том, что поведение человека и животных отражает строение психической реальности. Через изучение закономерностей внешнего поведения есть возможность понять строение и законы психического. Упрощая методологию бихевиоризма до формулы, можно сказать, что поведение и есть психическая реальность. Современный бихевиоризм как психология поведения имеет множество различных теоретических, практических и экспериментальных достижений, которые обосновывают воздействие на психическую реальность человека в процессе выработки у него необходимых форм поведения - это, прежде всего, обучение, реклама, пропаганда.

Практически в одно и то же историческое время, когда бихевиоризм оформлялся в научное направление со своими целями, задачами, методами, методологией, в Европе сложилось другое психологическое направление психоаналитическое. Основателем его является З. Фрейд (1856 - 1939), который сам называл свое учение "наукой о бессознательной психической деятельности". Он пытался исследовать законы психической реальности, проводя исследования ее самой, а не внешних, поведенческих

29

особенностей человека. Одним из важнейших достижений З. Фрейда является представление об уровневом строении психической реальности, о неоднородности свойств различных уровней, о взаимосвязи уровней и закономерностей перехода от одного уровня психической активности к другой. Позднее это направление получило название психоаналитического или психоанализа по названию основного метода, каким пользовался З. Фрейд для получения информации о свойствах психической реальности. В современной психологии нет ни одного психолога, который в той или иной мере не испытал на себе воздействие идей психоанализа или бихевиоризма. Об этом говорит и бесчисленное множество различных вариантов современного психоанализа, которые при всем разнообразии подходов сохраняют главное - представление об уровневом строении психической реальности и аналитический подход к ее изучению. Аналитический подход предполагает выявление в психической реальности взаимно обусловливающих друг друга свойств - логику строения психической реальности в ее индивидуальных вариантах.

Кроме этих двух направлений, которые практически определяют все развитие психологии в прошлом веке, существует еще одно направление, которое сегодня называют культурно-исторической психологией. Ее появление в мировой психологии связано с работами классиков отечественной психологии - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и их учеников.

Основные идеи этого направления психологии как культурно-исторической теории были сформулированы в работах Л.С. Выготского, которого называют Моцартом в психологии. Он создал ясную и обоснованную систему идей, не только обеспечивающих психологии как науке место среди других наук, но и вооружающих ее методами, в которых как в способах воздействия на объект исследования, раскрываются его специфические свойства - качества психической реальности. Время жизни науки показало плодотворность этих идей, сегодня многие теоретики современной мировой психологии говорят о том, что будущее развитие ее как науки связано с культурно-историческим направлением. В чем его суть?

Основная идея Л.С. Выготского состоит в том, что для изучения психической реальности надо выйти за

30

ее пределы и за пределы человеческого организма, т.е. не в свойствах человеческого сознания, не в свойствах его организма надо искать причины появления и закономерности функционирования психической реальности, а в общественной истории человечества. Знаменитая идея Л.С. Выготского о том, что в психике человека нет ничего, что не существовало бы в человеческих отношениях, - основа методологии культурно-исторической психологии.

Формы психической жизни, характерные для человека, являются результатом его общественной жизни. Задачей психологии становится изучение законов и общественно исторического происхождения высших форм сознательной деятельности человека.

Такая задача уточняет приоритеты науки и ее связь с другими науками. Психология должна заниматься изучением сложных форм психической реальности, которые сформировались в общественной истории и осуществляются человеческим мозгом. Отношения между психической реальностью и мозгом - это отношения функции и органа. Возможность исследования этого отношения с точки зрения культурно-исторической психологии привела к созданию нейропсихологии. Она - одно из достижений отечественной психологии, которое стало бесценным достоянием мировой психологии. Нейропсихология была создана и разработана А.Р. Лурия, сегодня она разрабатывается его учениками.

Нейропсихология изучает роль различных отделов нервной системы в построении психических процессов. В ней, в частности, доказано, что различные разделы мозга играют разную роль в обеспечении качеств психической реальности. Были установлены закономерности осуществления сложных отношений функции и органа - свойств психической реальности и мозга, которые позволили точнее диагностировать характер нарушения мозга (при травме мозга, например) и обоснованнее производить работу по восстановлению нарушенных свойств психической реальности. Сегодня множество людей во всем мире обязаны возвращению здоровья этой области психологии. Нейропсихология стала одним из первых направлений отечественной практической психологии в то время, когда не было даже названия практическая психология.

31

В настоящее время практическая психология как направление психологии находит свой предмет и место среди отраслей психологической науки.

Опыт и история психологии показывают, что развитие психологии - появление ее новых отраслей - чаще всего осуществляется через связь с другими науками. На границе смежных научных областей - биологии, философии, языкознания и других - возникли и существуют в настоящее время психофизиология, сравнительная психология или психология животных, патопсихология, политическая психология, психолингвистика и множество иных отраслей психологической науки.

Дифференциация отраслей психологии - появление все новых направлений - один из показателей жизни науки. В то же время постоянно существует опасность потерять за дроблением предмета исследования на части его целостность как специфическую реальность. Эта опасность преодолевается в науке через теоретическую, методологическую работу по восстановлению своего целостного предмета. Как уже отмечалось, это - методологическая работа.

История психологии - это и история жизни людей науки, которые своей научной и человеческой судьбой показывают, что исследовать психическую реальность, являясь носителем этой реальности, далеко не просто. Наука говорит об объективности, закономерности получаемых ею фактов и закономерностей. Ученый стремится к этой объективности, живя в конкретных исторических условиях, где в практике человеческих отношений реализуется идея человека как общественный идеал.

Этот идеал определяется типом общества. Жизнь людей в современном мире показывает, что общественный идеал выполняет роль границы воздействия человека на человека, роль регулятора дистанции в отношениях между людьми. С его помощью общества разделяют людей на своих и чужих. Вопросы существования универсальных свойств психической реальности человека, а значит, вопрос существования общей психологии как науки, непосредственно связан с функционированием в обществе идеала человека. Здесь, думаю, проходит та линия взаимодействия науки и жизни, на которой они взаимно обусловливают свое существование.

32

СУТЬ изложенного выше состоит в том, что история психологии как науки существует как осмысление в работах ученых проблем познания свойств и закономерностей психической реальности. Это познание связано с реализацией ими в своей работе идеала человека, который обеспечивает представление о психической реальности как целостном предмете науки.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Объясните, какие особенности существования психологического знания в конкретное историческое время отражает следующее суждение ученого: "Никогда еще история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина - Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека". Б.М. Теплов. "Психология". М. 1952. стр. 216.
  2. Объясните, почему возможно совпадение во взглядах психологов, которые не были знакомы с работами друг друга и жили в разное историческое время?
  3. Как вы думаете, почему для понимания идей психолога как ученого необходимо знать факты его биографии?
  4. Почему в истории психологии такое большое значение имело понятие рефлекса? Напомню, что рефлекс - это ответная реакция организма на воздействие раздражителей. Он имеет трехчленную структуру: а) раздражение, которое поступает из внешней или внутренней среды через соответствующие рецепторы, в) передача возбуждения спинному или головному мозгу, где устанавливаются связи и взаимосвязи, с) новая передача возбуждения, но на этот раз не чувственным рецепторам, а мышцам, которые осуществляют движение.
  5. У. Джемс говорил о том, что каким бы ни был темперамент профессионального философа, он именно этот свой темперамент стремится выразить в своей философии. Как вы думаете, применимо ли это суждение по отношению к психологам?
  6. К. Юнг в работе "Психологические типы" М. 1996 писал о том, что "то, что мы называем сегодня "психологией" есть наука, которая может следовать по своему пути только на основе определенных исторических и моральных предпосылок, заложенных христианским воспитанием и образованием на протяжении последних двух тысячелетий. Заповедь типа "Не судите, да не судимы будете", привитая религией, сделала возможность воли, стремящейся в своем крайнем выражении к простой объективности суждения. Эта объективность, заключающая в себе не простое безразличие к другим, а основанная на принципе оправдания других в той степени, в какой мы это делаем в отношении самих себя, является, собственно, предпосылкой для справедливого беспристрастного суждения своих братьев " (стр.611). Сформулируйте значение этого мнения ученого для истории психологии как науки.

33

  1. Историки науки отмечают, что если в девятнадцатом веке ученый оставался наблюдателем, который держался на расстоянии от изучаемого объекта, то в двадцатом веке произошло существенное изменение в стратегии исследования психической реальности - ученый оказался вовлеченным в исследование. Это произошло как в естественных науках, так и в психологии, где отношения между людьми становятся главным объектом изучения. Какое значение, по вашему мнению, это имеет для истории психологии?
  2. Чем отличаются, по вашему мнению, предмет, задачи и объект исследования психологии, истории и истории психологии?
  3. Почему, по вашему мнению, психологу - исследователю надо определять научное направление, к которому он хотел бы принадлежать?
  4. Как вы думаете, какое значение для истории отечественной психологии имеет следующее суждение о культурно-исторической теории Л.С. Выготского, которое было высказано С.Л. Рубинштейном: "По сравнению со статичной, антиисторической позицией традиционной психологии, которая рассматривала психические функции человека вне всякого исторического развития, исходные генетические, исторические устремления теории культурного развития высших психических функций представляли известный шаг вперед. Но при анализе этой теории с позиций марксистского историзма ярко обнаруживается, что и эта теория исходила из ложных методологических предпосылок. Она дуалистически противопоставила "культурное" развитие "натуральному", а самое развитие трактовала в духе генетического социологизма". Основы общей психологии. М. Педагогика. 1989. (Стр. 99 - 100).

34

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.