Глава 5

ПСИХОЛОГИ КАК ЛЮДИ НАУКИ И ПРАКТИКИ


В работе Г. Уэллса "Павлов и Фрейд", изданной в Москве в 1959 году издательством "Иностранная литература, "есть таблица, которая позволяет сопоставить теории строения психического аппарата и головного мозга, происхождения гипнотического внушения и сновидений, которые представлены в работах этих ученых. Г. Уэллс находит сходство в их взглядах, цитирую из этой таблицы (она представлена на страницах 411 - 419): А. Конечная цель (Павлова и Фрейда - А.Г.). Раскрыть основу психической жизни и психического заболевания. Б. Непосредственная цель. Раскрыть структуру и функционирование высшей (психической) деятельности человека и объяснить гипноз, гипнотические внушения, сон и сновидения. "На этом описание сходства заканчивается и все последующие разделы таблицы отражают существенные


Сходство и различие в научных исследованиях можно находить, если занимать по отношению к ним позицию, позволяющую сопоставлять их как проявление интеллектуальных позиций по отношению к одному и тому же предмету. Такую позицию обычно позволяет занять философия как наука или философия жизни. В цитируемом тексте Г. Уэллс пользовался жизненной философией.













472

с точки зрения Г. Уэллса различия, а они следующие. В. Структура и функционирование высшей деятельности человека 1. Аппарат высшей деятельности. 2. Системы высшей деятельности. 3. Низшая система. 4. Средняя система. 5. Высшая система. 6. Функциональная взаимосвязь трех систем высшей деятельности. Г. Объяснение гипноза и гипнотического внушения. Д. Объяснение сна и сновидений. Е. Метод". Почему возможен такой подход к пониманию научных идей?














В этом же тексте Г. Уэллса представлена такая оценка того, что сделал З. Фрейд, цитирую страницу 425: "Физиологическая теория Павлова, неотъемлемая часть его экспериментально и клинически обоснованной науки о высшей нервной деятельности, имеет большое значение для восполнения пробела в знаниях, наличие которого привело к фантастической теории Фрейда. Выдумки о бессознательном и вытесненных желаниях - импульсах, которые, нарушая субординацию, бросали вызов желанию Я устранить все катексисы из внешнего и внутреннего


Г. Уэллс пользуется эмоциональными оценками работ Фрейда и Павлова.












473

мира и потом, воспользовавшись ослаблением цензуры во время сна, прорывались в соминальную деятельность под маской предсознательных следов дневных событий, является, конечно, фантастичной. Это остроумная, хотя вымученная и чрезмерно запутанная попытка восполнить пробел в знании. Но когда этот пробел восполнен, умозрительный паллитив оказывается, как астрология при сопоставлении с астрономией, довольно неуклюжим мифом. Как и в случае с астрологией, единственным основанием для мифических теорий служит невежество. Мифы есть и всегда были суррогатом знания. Невежество кажется пустотой, и этим часто пользуются нетерпеливые "ученые"". Какими критериями пользуется Г. Уэллс для оценки идей З. Фрейда?






















К кому и почему обращен этот текст Г. Уэллса, стр. 426: "Невежество, повсеместное отсутствие действительно научных знаний является источником мифотворческого умозрения. Но невежество - не извинение, оно, напротив, должно побуждать к терпеливой, тщательной


Этот текст обращен к массовому человеку, которого можно назвать читателем или адресатом. Мне думается, что Г. Уэллс пишет эту часть текста с позиции научной риторики, которая обосновывает сама для себя истинность самой себя.



474

научной работе, в ходе которой шаг за шагом разрешается задача восполнения одного за другим малых и больших пробелов человеческого знания. Фрейд, по крайней мере в том, что касается его теорий сна и сновидений, гипноза и гипнотического внушения, старался перескочить через эти пробелы путем своего рода умственной гимнастики. Мы видим, что по крайней мере в этих рабочих теориях метапсихическое мифотворчество играет существенную роль, неотделимо от них. Отбросьте умозрительные домыслы - и не останется никакой теории".

















Какую интеллектуальную позицию реализует Г. Уэллс в этом суждении о работах Павлова: "Таким образом, сновидения являются прежде всего продуктом нарушенного, диссоциированного функционирования больших полушарий головного мозга. Как таковые, они являются не столько особенностями нервных процессов, лежащих в основе нормальной психической деятельности, сколько переходными физиологическими явлениями, характерными для определенной фазы засыпания и пробуждения. Эта точка зрения также


Г. Уэллс использует понятие общепризнанности как критерий истины, ориентируясь в своей интеллектуальной деятельности на позицию людей науки.









475

полностью согласуется с общепризнанным мнением, что в действительности сновидения ничего не значат и поэтому лучше не обращать на них внимание. Но это, однако, не означает, что нельзя, например, напасть на новую мысль путем размышления над материалом сновидения. Может иметь место связь некоторых чувственных образов, вызывающая у человека мысль, которая никогда не приходила ему в голову. Но это в значительной степени является случайным и в конечном счете зависит от переживаний более или менее недавнего прошлого, в особенности вчерашнего дня"?


















Почему возможен такой анализ работы Фрейда, цитирую стр. 319 - 320 из Г. Уэллса:

Сравнение Фрейда как физиолого-невролога и Фрейда как психоаналитика. Фрейд как физиолог-невролог

А. Философия, или мировоззрение

Материализм в его физиологически-медицинской форме. Он направлен против таких виталистических, мистических и теологических понятий, как стремление, намерение,


Оценка научных знаний может быть с самых разных точек зрения, с самых разных интеллектуальных позиций, так как обобщение, присутствующее в научном знаний создает целостности (предметы мышления), которые в свою очередь обладают множеством свойств.











476

цель и предположение наличия нематериальных сущностей. Полная опора на материальные сущности, силы и энергии при объяснении всех явлений.

Б. Метод

Объективный - наблюдение с помощью микроскопа при тщательной подготовке нервной ткани путем ее окраски и т.п. Принимаются все предосторожности для устранения субъективного, личного элемента. Используется лабораторная техника в соответствии с установленной научной процедурой.

В. Филогенетические исследования

Вскрытие и микроскопический анализ различных видов животных с целью помочь заполнить пробелы в познании эволюции живых организмов. В частности, исследование эволюции центральной нервной системы.

Г. Онтогенетические исследования

Лабораторное исследование головного мозга зародышей, детей и взрослых с целью познания роста и развития человеческого мозга. Прежде всего - тщательное изучение продолговатого мозга.

Д. Цель исследования

Ограничена теми проблемами, которые стоят на повестке дня







































477

физиологии и неврологии. Индивидуальные исследования, проводимые как часть общего поступательного движения науки, стремящиеся терпеливо заполнять конкретные пробелы знания.

Е. Результат исследований

Важный конкретный вклад в общий фонд научного знания, особенно в области неврологии.

Фрейд как психоаналитик

А. Философия, или мировоззрение

Идеализм в его субъективной форме. На словах признавая мозг в качестве органа духовной жизни, Фрейд исходит из того положения, что дух есть нематериальная сущность. Он опирается на такие бестелесные бессознательные и психические явления, как сновидения, желания, воспоминания, цели и намерения.

Б. Метод

Субъективный - интроспективное наблюдение и толкование снов и т.п. с помощью стереотипного перевода символов, сочетающихся с метафизическими домыслами. Использование кабинета и кушетки в соответствии с практикой гипнотического внушения.



































478

В. Филогенетические исследования

Интроспективный анализ бессознательного духа с целью найти черты первобытного мышления, будто бы составляющие наследственную структуру, лежащую под оболочкой цивилизации. Мифические гипотезы вроде первобытной орды, отцеубийства, кровосмешения, первородного греха, вины и т.п.

Г. Онтогенетические исследования

Толкование бессознательных психических явлений, прежде всего снов, с целью открыть внутренние детерминанты характера и невроза. Особенно такие врожденные структуры, как соматический каннибализм, анальный садизм, комплекс Эдипа и т.п.

Д. Цель исследования

Неограниченная попытка объяснить все духовные явления. Осуществляется в виде индивидуального стремления нетерпеливо заполнить большие пробелы в человеческом знании, особенно зияющий пробел в физиологии мозга. Распространение мифических гипотез на многие области человеческой культуры, например, антропологию.

Е. Результат исследований





































479

Создание спекулятивной всеохватывающей психологической системы с сенсационными и драматическими элементами, которые выдвинули психоанализ на авансцену, особенно в США.








Как объяснить наличие в тексте Г. Уэллса оценок работ Фрейда, с которыми можно познакомиться в вопросах 754 - 758, и констатации факта, который я цитирую со страниц 317 - 318: "Фрейд, которому было 40 лет, когда он "открыл" психоанализ, потратил еще 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей мета-психологии и на применение ее к "человеческому роду". В течение этих лет он привлек на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало ученых изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые откололись от него и создали свои теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью"?


Г. Уэллс как автор текста отражает в нем свойства предмета сообщения, в его тексте это содержание научных идей Фрейда и его жизнь. Это разные, хотя и взаимообусловленные реальности. Они рефлексируются на разном уровне, что находит отражение в тексте как сообщение факта или его оценка.















Почему психолог должен осознавать свое отношение к понятию прогресса?


Психолог, думаю, должен осознавать свое отношение к понятию прогресс, чтобы выстраивать

480

 

предмет своей науки в его методологических основаниях.


В соответствии с идеями Фрейда война является неизбежным периодическим восстанием летальных и агрессивных инстинктов против сдерживающего влияния общества и индивидуального "сверх-я". Фрейд жил во время двух мировых войн, его четыре сестры были сожжены в газовых камерах нацистами, его самого выкупили из нацистского концлагеря. Он лечил людей от неврозов и психических расстройств, сам был болен раком. Это только несколько фактов из его жизни. Можно ли считать, что индивидуальная судьба человека определяет его интеллектуальную позицию как ученого?


Думаю, что да, так как это основание для обоснования концепции жизни и смерти и их конкретизации в содержании мышления о сущности человека.












Г. Уэллс пишет в своей работе то, что сегодня воспринимается как факт мировой культуры, цитирую страницу 311: "После первой мировой войны психоаналитическое движение приобрело всемирный характер, появилась обширная литература по психоанализу. Учение Фрейда вышло далеко за пределы психологии и психопатологии и фактически превратилось


Мне думается, что учение Фрейда еще долгое время будет одной из составляющих философии жизни многих людей, живущих в современном обществе, так как в его работах отражены истинные закономерности жизни каждого человека, которые открываются людям в житейской психологии как их личные переживания, требующие создания формы проявления. Фрейд осуществил интеллектуальные Я-усилия по созданию этих универсальных форм, поэтому они

481

во всеобъемлющую философию жизни". Почему, ведь существует и существовала философия как наука? Почему это не произошло с другими психологическими идеями?

могут стать и становятся средствами индивидуального мышления о жизни для многих людей.




Как можно понимать такое отношение к идеям Фрейда (цитирую работу Г. Уэллса и работу С. Московичи "Век толп", изданную в Москве в 1996 году)? Г. Уэллс: "Вера ученого во власть знания к этому времени полностью превратилась в цинизм" - странца 310. С. Московичи: "На место гипноза приходят более вразумительные и легче наблюдаемые понятия. Эта наука благодаря Фрейду способствует прогрессу. Я употребляю это слово здесь с большой долей колебания, вплоть до того, что множество предыдущих работ и сочинений устарело. Демонстрируя свою неприязнь к идеям, которые противоречат разуму, он отклоняет их или свободно комбинирует с другими. Принимая к сведению описания Ле Бона и разборы Тарда, он опрокидывает существовавшее до сих пор представление о массах. Их иррациональность, то есть подчиняемость и странное


В этих суждениях о ценности идей Фрейда проявляется концепция жизни каждого из авторов. Концепция жизни - обобщенное образование индивидуального сознания, которое ориентирует человека в жизни как целостном предмете, дает возможность оперировать закономерностями этого предмета.















482

безразличие к реальности, проникает по каналам символической мысли, "мысли слепой или же символической" - страница 346.

 




Какие особенности получения и использования психологической информации показывает А. Лоуэн в своем суждении, которое цитирую по его работе "Язык тела" (СПб. 1997. стр.6). "Мы сегодня являемся свидетелями нападок на психоанализ со стороны как психиатров, так и тех, кто не отрицает его основных принципов. Критичность эта проистекает, скорее всего, из разочарования результатами лечения психоанализом. Ибо, даже если не брать в расчет серьезные проблемы стоимости, времени и разного рода затруднения, столь долгожданные изменения в характере, ощущениях и поведении зачастую не наступают. Правда, некоторым пациентам помощь все же оказывается, а у иных даже появляются заметные улучшения. Но что вызывает настоящую тревогу, так это количество пациентов, годами занимающихся психоанализом или переходящих от одного психоаналитика к другому, так и не добившись сколько-нибудь


От психологической информации, получаемой в науке люди ждут рецептов счастья и здоровья, это не является целью науки, так счастье и здоровье - это производные не только истинного знания, но и продукт индивидуальной психической жизни самого человека.


















483

значительной помощи в решении своих насущных проблем: разочарования, невезения, неудовлетворенности".

 




Как проявляются последствия профессиональной деформации психоаналитиков? Суждение А. Лоуэна, страница 7, указанной в вопросе 764 работы: "К усовершенствованию приводят развитие технологии, более глубокое и широкое понимание задач и повышение мастерства. Если сегодняшние психоаналитики и виновны в сложившейся ситуации, то лишь из-за нежелания совершенствовать традиционные методы".


Профессиональная деформация, людей получающих и использующих психологическое знание, - реальность, с которой нельзя не считаться в понимании проблем развития науки и психологической практики. Прежде всего это те ловушки профессионализма, которые связаны с относительной замкнутостью и элитарностью профессиональных групп, получающих и использующих это знание, а также возможность ориентации не только на истину, но и на правду (групповое мнение) в получении и использовании знания. Кроме того, психологическое знание и способы его получения во многом определяются его личной интеллектуальной позицией исследователя и практика по отношению к жизни как целостности. В суждении А. Лоуэна отмечена профессиональная деформация, связанная с отсутствием рефлексии на целостный предмет профессионального мышления.


Как проявляется существование предмета науки во времени? Суждение А. Лоуэна, страница 29 цитируемой работы: "Прежде чем стало возможным выяснить взаимосвязь между процессами, происходящими в душе и в теле, необходимо


Существование предмета науки во времени определяется уточнением его границ в контексте культуры - это особая деятельность, которую должны проводить люди науки для определения своей интеллектуальной позиции.


484

было разработать систему, которая помогла бы постичь и описать эту взаимосвязь. Таков парадокс познания: для понимания явления необходимы средства его понимания. Можно не сомневаться, что Фрейд осознавал: для придания психоанализу столь желанного ему статуса научной дисциплины необходимо было окончательно увязать его с биологией. И если он все же ограничивал психоанализ изучением только психических явлений, то, должно быть, потому, что понимал - наше знание психических процессов недостаточно для наведения мостов между двумя сферами человеческой деятельности. К чести своей, Фрейд преуспел в установлении базовых истин психологии, которые могли послужить трамплином для "прыжка" в биологию. В наше время доскональное изучение психологии Эго совершенно необходимо для познания характеров и дальнейшего развития биоэнергетической терапии".

 
























Какую концепцию человека выражает следующее суждение А. Лоуэна (цитирую страницу 379 его работы): "Телодвижениям эмоционально здорового


Я думаю, что эту концепцию человека можно сформулировать следующим образом: "Человек есть то, что он создал из данности своего тела и Я".

485

человека присуще то врожденное качество, для обозначения которого имеется даже особый термин - "грация". И, как ни трудно приложить понятие грации к себе следует, тем не менее, держать его в уме в качестве идеала физической гармонии движения точно так же, как и понятие красоты - идеал, выраженный формой.

Только избавившись от узды, набрасываемой на нас хронической спастичностью, сбросив путы бессознательных страхов, человек станет способен на такую любовь, в которой самые глубокие сердечные чувства будут выражаться и самой мощной агрессией".

 

















Какие закономерности психической жизни человека как идеи ее развития отражает следующее суждение В. Франкла (цитирую по его книге "Человек в поисках смысла". Москва, Прогресс. 1990, страница 25): "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных.


В. Франкл описал зависимость индивидуальных переживаний человека от контекста культуры, конкретного исторического времени его индивидуальной жизни.







486

Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме".

 







Кто, как и почему, по мнению В. Франкла, выраженному им на странице 329, может и должен регламентировать действия тех, кто оказывает психологическую помощь: "Что касается тех, кто хочет, чтобы о нем заботились, то беда состоит в том, что в существующих условиях за это приходится платить, и нетрудно представить себе, сколько искреннего интереса могут проявить те, кто принимает на себя "заботу", не будучи связанным профессиональной этикой, не пройдя соответствующего обучения, ни терапии"?


В. Франкл возлагает большие надежды на моральность людей, объединенных в профессиональные сообщества ориентацией на профессиональную этику. По его мнению - это путь возможного контроля за оказанием психологической помощи населению. Практика использования психологического знания нашей стране дает основания говорить о том, что такая форма социального контроля может и должна сопровождаться законодательной практикой, ориентированной на права человека.




Какую концепцию жизни отражает суждение А. Менегетти о том, что для осуществления профессиональной работы психотерапевт должен ориентироваться на ее правила, среди которых необходимость для


Мне думается, что А. Менегетти ориентирован на концепцию жизни, где осуществление жизни обосновывается усилиями самого человека по созданию, сохранению и использованию свойств своей психической реальности.

487

клиента осознавать свое состояние как требующее изменения, выбор им психотерапевта, обязательная оплата труда психотерапевта, чтобы не возникла инфантильная зависимость клиента от психотерапевта?

 






Почему надо заботиться о достоинстве профессии, соблюдая профессиональные правила, если этого не делать, как отмечает А. Менегетти, она - профессия - может превратиться в пустую болтовню или в ситуацию, которая известна как метание бисера перед свиньями?


Модно считать, что А. Менегетти, как никто другой из психологов, сказал правду о положении дел в профессии - она для психолога является работой, которая должна приносить результаты, должна выполнять свою роль как знаковое образование, создающее пространство отношений с другими людьми, сохраняющее целостность Я самого психолога как основания этого пространства.


Какие правила техники профессиональной безопасности и почему надо соблюдать психотерапевту и психологу, если известно, как пишет А. Менегетти, что активной шизофренией, например, можно заразиться через взгляд?


Существование правил профессиональной работы психолога доказывает, что психическая реальность является целостным предметом, воздействие на который обосновывается знанием о закономерностях его существования в пространстве и во времени. Это не мистическая сфера - это сфера реальных отношений людей в реальном пространстве и времени их жизни.


Как может психолог обосновывать свое воздействие на другого человека, если он внутренне свободен, по мнению А. Менегетти, внешне соблюдает законы государства и системы воспитания?


Психолог и психотерапевт в своем воздействии на другого человека, в обосновании этого воздействия могут и должны осуществлять работу по дифференциации оснований для обоснования воздействия. Существование различных критериев истины в

488

 

современном научном знании, приводит к тому, что психолог должен обосновывать его истинность ценой своей жизни (или ценой одного из видов жизни - психической, социальной, физической). Это реальность современного положения дел, поэтому психолог свободен в выборе критерия истины.


Что влияет на выбор средств и способов профессиональной работы психолога и психотерапевта, если иметь в виду факт, о котором говорит С. Гроф в своей работе "Неистовый поиск себя" М. 1996, страница 42: "Мои убеждения в дальнейшем были подкреплены нашими наблюдениями эффектов холотропного дыхания, который открыли мы с Кристиной. Это достаточно простой метод, сочетающий в себе ускоренное дыхание, музыку и телесную работу, может вызвать - в случае создания безопасной и поддерживающей обстановки - целый спектр целительных переживаний, сравнимых со спонтанными трансформативными эпизодами. Конечно, в отличие от последних, эти переживания ограничены временем холотропных сеансов"?


Наука - относительно замкнутое сообщество людей, объединенных целостностью предмета их мыслительной деятельности. Замкнутость этого сообщества порождает особые типы отношений, которые связаны с оценкой степени интеллектуальных усилий его членов по получению истинного знания. Выработка его критериев и следование им является делом людей из этого же сообщества. Создается замкнутый круг в использовании и создании знаков (научных понятий), обозначающих владение истинным знанием. Это одна из причин того, что человек, который использует другие критерии и, соответственно, другие знаки, остается не принятым в замкнутое сообщество. Это одно из проявлений групповой динамики отношений людей.







Какую концепцию эволюции человека содержат


Работы С. Грофа показывают возможность понимания психики

489

работы С. Грофа, если в них он пишет о том, что сейчас убежден в том, что сознание и человеческая психика являются чем-то большим, чем просто случайный продукт физиологических процессов мозга? Он говорит о том, что они отражения космического разума, пронизывающего собой все мироздание, а люди - поля сознания, у которых нет границ, которые простираются за пределы пространства и времени. Люди - не просто биологические механизмы или высокоразвитые животные.

человека и законов ее функционирования как отражение космического разума.












Какие особенности средств и способов профессиональной деятельности психотерапевта представлены в суждении К. Роджерса: "Я вхожу в отношения с человеком, имея гипотезу или веру в то, что моя приязнь, мое доверие и мое понимание внутреннего мира другого приведут к важному процессу его становления. Я вхожу в отношения не как ученый, не как врач, который может правильно поставить диагноз и лечить, а как человек, входящий в отношения с другим человеком. Чем больше я буду рассматривать клиента только как объект, тем в большей степени


К. Рождерс практически описал процесс отчуждения средств и способов воздействия на другого человека как создание психологом его Я-знаков. Мне думается, что в его работах этот процесс представлен полно и ярко как специальные усилия по воздействию на параметры опосредования отношений с другим человеком.







490

у него будет тенденция становиться только объектом.

Сам я иду на риск, потому что когда отношения становятся более глубокими, возможна неудача, возвращение в прежнее состояние, отказ от меня и от отношений со мной со стороны клиента - после этого я чувствую, что могу потерять себя или какую-то часть себя. Временами этот риск очень реален и остро переживается.

Я даю себе возможность вступить в непосредственные отношения, в которых ответственность несет не просто мое сознание, а весь мой организм, восприимчивый к этим отношениям. Когда меня спрашивают, я отвечаю, не спланировав и не проанализировав все сознательно, а просто, не раздумывая, реагирую на другого индивида, причем моя реакция основана на общей организмической чувствительности к этому человеку без участия сознания. Я существую в отношениях именно на этой основе" - это написано на страницах 254 - 255 книги "Взгляд на психотерапию. Становление человека" М. Универс. 1994.

 





























Что получает другой человек от профессиональной работы психолога


В этом тексте К. Рождерс описал чудо рождения нового качества психической реальности как

491

и психотерапевта, если К. Роджерс говорил о том, что он не знает (в его тексте это выделено курсивом) о том, куда приведут его отношения с клиентом?

появление в ней другого. Чудо и то, что такой текст можно написать...




Сколько можно еще задавать вопросов?


Я не знаю точного числа, чувствую, что их может быть очень много... или только один, но его я в этой книге не задала. Это вопрос о...

492

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.