Глава 3

"Я"


Как человек узнает о существовании своего "Я"?


При встрече с другим человеком.


Куда человек уходит, когда он "выходит из себя"?


Думаю, что в бесконечность.


Почему человек может общаться со своим "Я"?


На этот вопрос нет внятного ответа, известно, что такое общение необходимо для психического здоровья человека.


Почему человек может отказаться от своего "Я"?


Я требует напряжения по его проявлению и сохранению целостности. Это бывает трудно.


Как человек может обнаружить потерю своего "Я"?


Через экзистенциальные переживания можно обнаружить потерю своего Я как отсутствие жизненной позиции и психической жизни в целом.


Какими результатами заканчивается поиск себя?


Поиск себя приводит к созданию механизмов самообоснования, так человек осваивает смысловое пространство жизни.


Почему надо себя искать?


Себя надо искать, так как человек живет в вероятностном мире, где реализуется принцип относительности.

402


Как и где человек ищет себя?


Можно сказать, что везде, хотя реально он ищет себя в других людях и в себе самом как другом.


Почему и как человек может заменить в сознании один предмет другим?


Это одно из самых непонятных явлений в психической жизни человека.


Может ли сам человек уничтожить свое "Я"?


Я человека можно уничтожить, если лишить его элементарной свободы.


Может ли человек создать свое "Я"?


Создать Я, думаю, что возможно. Опыт людей, избавившихся от шизофрении, дает всем надежду в положительном решении этого вопроса.


Что такое терпение? Как можно определить его предел? Почему этот предел существует?


Терпение - качество человека, которое проявляется в его возможности сохранять границы своей психической реальности от разрушающего воздействия. Предел терпения для каждого человека измеряется его возможностями психологической защиты.


Что такое смирение как проявление качеств "Я"?


Смирение или принятие реальности - особое действие человека, связанное с созданием и обоснованием интеллектуальной позиции и ее проявлением, оно предполагает построение на новых основаниях целостности Я.


Как понять такое состояние человека как бунт души?


Бунт души - проявление кризисного состояния человека. В психологии описаны закономерные кризисы, связанные со становлением качеств психической реальности и ситуативные кризисы, которые могут быть вызваны

403

 

стрессом. Кризис - всегда обновление, кроме негативной фазы, он имеет и позитивные последствия. Это - проявление психической жизни.


Как проявляется духовность человека?


В создании и реализации философии жизни.


Почему человек может обманывать самого себя?


Это один из защитных механизмов, позволяющих сохранять иллюзорную, но целостность Я.


Что такое встреча с реальностью? С чем в ней встречается человек?


При встрече с реальностью человек встречается со свойствами своего собственного сознания.


Почему свойства "Я" проявляются в свойствах тела человека?


Это природа Я - оно есть такая же данность как тело. Это было одним из самых великий открытий психологии двадцатого столетия.


Может ли собственное тело человека не подчиниться его "Я"?


Да, тело может не подчиняться Я, так как у них могут быть разные источники активности.


Как человек среди множества предметов узнает, что этот предмет - его?


Осуществляя выбор предмета, человек подвергается воздействию разных свойств предмета и сам оказывает на него различные виды воздействия. Возможно, объяснение связано с существованием явления волнового резонанса? Есть еще возможность объяснить выбор существованием потребностей и мотивов, системы ценностей, личностных установок и т.п. проявлений той модальности качеств психической реальности, которая фиксируется как "Я хочу".

404


У М. Горького есть слова о том, что созданное людьми, поработило их. О каких свойствах психической реальности идет речь?


Предметы, которые создаются людьми, начинают требовать отношения к себе - это условие существования этих предметов. Так появляется зависимость человека от своего творения. В предельном случае это может, действительно, стать рабством.


Как и почему "Я" может воплощаться в предмете?


Я может воплотиться в предмете, так как потенциально оно обладает возможностью бесконечного формообразования, это его свойство, которое в психологии широко описано и исследуется как явление и процесс идентификации.


Может ли "Я" полностью раствориться в предмете?


Может, если полностью идентифицируется с ним.


Если человек меняет имя, что меняется в его жизни?


Изменение имени влияет на жизнь человека существенным образом в том случае, если это приводит к изменению системы отношений с людьми, т.е. осуществляется переход из одной семантической системы в другую.


Если человек меняет язык, что меняется в его жизни?


Изменение языка общения может изменить семантическое пространство жизни человека.


Изменяется ли "Я" человека с возрастом?


Думаю, что не изменяется, а проявляется в большем разнообразии качеств.


Изменяется ли "Я" от болезни и стресса?


Переживание стресса и появление болезней во многом определяется свойствами Я, поэтому можно сказать, что Я не изменяется от болезни и стресса, а проявляется в этих явлениях.

405


От кого и как человек охраняет свое "Я"?


Человек охраняет свое Я с помощью различных защитных механизмов от воздействия другого Я как персонифицированного, так и безличного, существующего как коллективное бессознательное или общественное сознание.


Что болит у человека, когда болит душа?


Когда болит душа, человек встречается с живой реальностью своего Я. Это ситуация, когда данность Я становится очевидной и телесно локализованной. Душа болит от воздействия другого человека на Я или от самовоздействия на свойства Я как целостности.


Как и почему человек может заглушать голос сердца?


Голос сердца или голос чувств человек может не услышать или не захотеть слушать, так как в психической реальности существует полифоничность качеств, позволяющая Я ориентироваться в организации сознания на какую-то их относительно независимую группу.


Почему голос сердца может противоречить голосу разума?


В каждой группе качеств психической реальности может присутствовать свой вид активности, относительно независимый от активности в других ее проявлениях. Это показатель неоднородности строения психической реальности.


Как человек переживает противоречие голоса сердца и голоса разума?


Человек переживает наличие возможных и реальных противоречий в активности групп качеств психической реальности как напряжение внутреннего диалога.


Когда и почему человек может испугаться самого себя?


Человек может испугаться самого себя, когда переживет состояния сознания, где актуализируется

406


Может ли человек быть виноватым перед самим собой?

коллективное или личное бессознательное, т.е. измениться уровень рефлексивного контроля за содержанием психической реальности. Такая возможность не исключается.


Может ли человек сам себя наказать?


Если рассматривать наказание как ограничение активности, то может.


Почему смех бывает разным - ироническим, веселым, злым, насмешливым и т.п.?


Смех - это форма выражения отношения. Содержание отношения определяется переживанием.


Что и почему человек подавляет в себе, становясь серьезным?


Когда человек становится серьезным, он совершает работу по фиксации своего Я как целостности и самообосновывающегося образования психической реальности, можно сказать, что он обозначает факт существования как границ Я, так и границ психической реальности в целом.


Над чем и почему нельзя смеяться?


Есть предельные ценности - любовь к родине, любовь (подчеркивают, что истинная) к другому человеку и судьба (врожденные и приобретенные уродства тела).


Почему нельзя смеяться долго?


Это требует затраты сил.


Почему и как человек может заглянуть в себя как в бездну?


Это происходит при встрече с бессознательным, когда сознание изменено.


Почему говорят о вершинах духа и о глубинах бессознательного?


Очевидно потому, что их происхождение характеризует связь человека с разными сферами бытия.

407

 

Надо сказать, что образы не рождаются произвольно, они обусловлены наличием бытийных сфер и их отношениями.


Как переживает человек смерть своей души?


Как появление пустоты.


Когда, как и почему человек сам выбирает переживание боли?


Это связывают с существованием мазохистского характера. Думается, что иногда при потере границ Я или психической реальности именно переживание боли помогает их восстановить.


Как и почему возможно наслаждение болью?


Люди знают о существовании сладкой боли. Это одна из форм проявления целостности Я.


Почему человек, зная о вредных последствиях своего действия, не может его прекратить?


Очень распространенное явление, которое отражает факт относительной независимости Я от проявлений сознания.


Почему человек может не понимать, что он разрушает самого себя?


Если это не переживается как боль, то и не понимается.


Почему человеку бывает трудно иметь и выражать свое мнение?


Надо проявлять целостность своего Я, осуществлять усилия по сохранению этой целостности.


Что такое общие слова? Почему и когда их употребляют люди?


Это пустые слова, они обнаруживают фантомность сознания.


Как и почему слова вводят в заблуждение?


Слова могут ввести в заблуждение, если они как форма, не соответствуют содержанию. Об этом еще говорят, что вещи не названы своими именами.

408


Почему и как человек должен разбираться в самом себе?


Разобраться в себе бывает необходимо при постановке и решении жизненных задач, так как в ходе этого человек фиксирует Я как основание своей активности. Как человек осуществляет это? Чаще всего в форме внутреннего диалога.


Почему человек может стать сам себе не мил?


Человек может быть отвратителен сам себе, когда решает жизненные задачи неадекватными себе способами. Тогда форма и содержание жизни не совпадают, а противоречат друг другу.


Почему и как человек должен любить себя?


Любить себя, наверно, это способность сохранять целостность своего Я как основание и обоснование психической реальности. Без этого она просто не существует.


Есть ли у любви к себе начало? Может ли у нее быть конец?


Думаю, что есть начало и возможен конец. Начало, видимо, можно зафиксировать с появлением чувства собственности в онтогенезе. Конец любви к себе тождественен концу любви к жизни.


Что теряет человек, когда теряет вкус к жизни?


Вкус к жизни - это переживание, которое возникает как следствие проявленности качества Я, осуществившейся и осуществляющейся идентификации его с самим собой.


Почему жизнь может не приносить радости?


Жизнь может не приносить радости чаще всего потому, что Я человека не обладает целостностью. Целостное Я может соответствовать жизни как целостности,

409

 

так как они взаимно порождают друг друга.


Можно ли описать содержание переживаний счастья и радости?


Можно попробовать...


Что такое полнота жизни? Какое это переживание?


Переживание полноты жизни - это переживание воплощающейся силы Я через реализацию Я-усилий.


Как и почему человек может играть чувствами других людей?


Чувства людей относительно независимы от их разума, поэтому через воздействие на закономерности существования чувств, можно манипулировать ими. Всем психологам известно, что уже дошкольники хорошо знают, что для мамы можно специально поплакать.


Что такое жизненный стресс? Как его переживает человек?


Жизненный стресс возникает как реакция на событие, изменяющее логику индивидуальной жизни. Обычно человек его переживает как необходимость построения обновленной концепции жизни.


Что такое душевные силы?


Думаю, что это не метафора, а реальность энергетической характеристики качеств Я как данности. Возможно, придет время и их можно будет измерить. Сегодня близкое к их проявлению содержание исследуется как стрессоустойчивость человека. Хотя, думается, что это не тождественные явления, так как душевные силы проявляются не только в сопротивлении воздействию, но и осуществлении продуктивного, созидающего воздействия на разные проявления жизни.

410


Что такое сила духа?


Сила духа, думаю, может пониматься как возможность осуществления трансцендентальной позиции.


Что такое доверие и доверчивость? Какие качества психической реальности проявляются в этих качествах человека?


Доверие и доверчивость - это понятия, которые описывают отношение человека к знакам. Знак можно создать, можно использовать уже существующий. Доверие - это и есть ориентация на существующую систему знаков, на принятие ее. Без доверия нельзя пользоваться уже существующими знаками, осуществлять преемственность поколений, жить в историческом времени. Доверие и доверчивость - антиподы страха. Доверчивость и доверие - это проявление естественного риска в условиях неопределенности, которую можно преодолеть через принятие чужих знаков.


Что теряет человек, когда теряет доверие к жизни?


При потере доверия к жизни человек теряет систему знаков, ориентирующую его в ее целостности.


Что происходит с человеком, когда о нем говорят, что он закрыт для общения?


Когда человек закрыт для общения, он не ориентирован на существование других интеллектуальных позиций.


Когда и почему взрослый человек проявляет качества ребенка?


Ребенок живет во взрослой психике как проявление непосредственности. Когда уходит опосредованность, взрослый становится ребенком. Иногда это его настоящее Я.


Почему люди легко употребляют выражения с угрозой о смерти другому человеку, зная, что не приведут угрозу в исполнение?


Концепция смерти постоянно присутствует в психической реальности человека на разных уровнях, думаю, что ее существование позволяет удерживать в

411

 

строении сознания принцип относительности как проявление активности Я в самообосновании своей целостностности.


Есть люди, о которых человек может сказать, что это - мои люди? Кто они для него?


Обычно таких людей называют друзьями или единомышленниками. Их отношения отличает проявление заботы о целостности и уникальности друг друга. Думаю, что это довольно редкий тип человеческих отношений.


Почему человеку бывает трудно найти единомышленников?


Поиск единомышленников всегда связан с усилиями по проявлению и сохранению целостных качеств своего Я при одновременном осуществлении идентификации, возможно, поэтому и возникают трудности.


Чем пугает людей ответственность?


Думаю, что многие люди боятся ответственности как проявления данности своего Я, которое переживается как обесцененное образование психической реальности часто по причинам отсутствия его целостности.


Что делает человек, когда перекладывает ответственность на других?


Когда человек перекладывает ответственность на других, он переносит в психическую реальность другого человека источник своей активности. Универсальность процесса идентификации позволяет это делать.


Почему и как люди ограничивают свою ответственность?


Люди ограничивают свою ответственность, обозначая границы своего Я и психической реальности, фиксируя таким образом источники активности. Они делают это часто потому, что таким образом можно избавиться

412

 

от риска действовать в условиях неопределенности, где (в жизни как неопределенности) может быть много источников активности, как оснований для Я-усилий.


Когда говорят, что у души выросли крылья, о каких свойствах психической реальности идет речь?


Крылья у души - это экзистенциальное переживание, которое возникает у человека в моменты обретения Я целостности как проявление его потенциально безмерной силы.


Что происходит с человеком, когда ему "подрезают крылья"?


Крылья души, как экзистенциальное переживание силы Я, пропадают, если Я теряет целостность. Часто это бывает под воздействием другого человека, который причиняет душевную боль.


Почему люди считают, что творчеству нет границ?


У людей бывают экзистенциальные переживания, где они встречаются с потенциальной бесконечной способностью Я к формообразованию, это и породило идею о неиссякаемости творчества.


В чем проблема, которая формулируется так: быть или казаться?


У человека в его психической реальности присутствует принцип относительности как возможность несоответствия формы и содержания, знака и значения, что создает момент напряжения при определении оснований для обоснования целостности Я. Так и рождается ситуация, которая является вечным вопросом: "Быть или казаться?"


Что делает человек, когда он витает в облаках? Почему это возможно?


Человек может витать в облаках - жить в воображаемой реальности. Это одна из форм психической жизни.

413


Как и почему можно приземлить чувства человека?


Приземлить чувства - показать человеку существование форм психической жизни, отличной от его собственной, по сути дела обесценить таким образом его Я-усилия по построению и осуществлению им его психической жизни. Обычно это делается с применением силы, превосходящей силы Я человека, чувства которого приземляют.


Что такое высота чувств?


Высота чувств связана с экзистенциальными переживаниями.


Что такое унижение?


Унижение - это воздействие одного человека на другого (или самовоздействие человека) с целью ограничения его психологического пространства. Предельный вариант - превращение психологического пространства в ничто, в нуль.


Может ли человек унизить сам себя? Как и почему он это делает?


Человек может унизить сам себя. Это делается за счет сокращения психологического пространства и отказа от Я-усилий во всех вариантах их проявления.


Что такое согласие с собой?


Согласие с собой - переживание своей силы и целостности, еще говорят, аутентичности. Переживается как следствие процесса идентификации.


Что происходит с человеком, когда он расстраивается?


Думаю, что это можно описать как нарушение целостности Я за счет изменения вектора Я-усилий.


Что делает человек, когда сосредотачивается?


Сосредоточение - это фиксация в психологическом пространстве данности Я.

414


Почему сознание может быть спящим?


Сознание может быть спящим, если в нем не реализуются Я-усилия по формообразованию.


Как и почему сознание может пробудиться?


Сознание может проснуться при встрече человека с другим человеком, которая имеет характер события или при встрече его с самим собой, но другим (потенциально или реально изменившимся).


О чем говорится в пословице, когда констатируется факт, что людям в чужом глазу и соломинку видно, а в своем они и бревно не замечают?


Возможно, речь идет о том, что человеку нужны специальные Я-усилия, чтобы выделить структурные образования своего сознания, тогда как сделать это в отношении других людей можно через непосредственное восприятие.


Почему любить человечество проще, чем одного человека?


Любить человечество, действительно, проще - это абстракция, которая является продуктом интеллектуальных усилий самого человека, можно сказать, что это - его творение, продукт его психической жизни. Живого человека любить труднее, так он обладает независимостью своего сотворения и свободой как важнейшими проявлениями его данности. Он принадлежит бытию и не может быть собственностью.


Почему мы говорим "все люди", ведь это явно не потому, что всех спросили или пересчитали...?


Обобщение "все люди" типично для житейской психологии, которая прибегает к подобным . обобщениям для построения закономерностей, позволяющих выстраивать представление о жизни как целостности. В этом проявляется существование, в момент этого обобщения, предела познания человеческой жизни как предмета.

415


Почему человек ищет свое сходство и различие с другими людьми?


Это необходимый момент решения жизненных задач, связанный с формообразованием Я, с проявлением закономерностей идентификации.


Почему человеку бывает важно быть как все?


Это одна из мифических идей концепции человека, которая существует в сознании людей, поэтому ей приписывается почти абсолютная ценность.


Почему человеку бывает трудно быть собой?


Трудно быть собой? Думаю, что это аксиологическая идея, рожденная в психиатрической практике. Она отражает переживания невротика - человека, который боится жизни. Хотелось бы возражать против аксиоматичности утверждения о том, что собой быть трудно.


Кто такие герои?


Герои - люди, которые в короткий отрезок времени проявили максимум Я-усилий по осуществлению жизни. Можно сказать, что они ускорили время жизни и сжали ее пространство до размеров события, где были реализованы их Я-усилия. Герои нужны людям - они показывают существование Я-усилий как основания психической жизни, как одного из ее источников.


Существует ли будничный героизм?


Будничный героизм, по-моему, проявляется в умении и желании жить с согласии с самим собой.


Что такое труд души?


Труд души - это Я-усилия. Похоже, что в словах о труде души зафиксировано их существование как данности, требующей проявления.

416


Может ли человек раствориться в другом человеке? Это метафора или психологическая реальность?


Возможность раствориться в другом (человеке или предмете) есть у каждого человека, так как это одно из предельных состояний процесса формообразования Я.


Почему люди портят и пачкают красивое, созданное другими людьми и природой?


Это вопрос интересует меня всю жизнь - все ответы, которые может дать сегодня психология кажутся неполными.


Почему это о разных проявлениях психической жизни - быть человеком и оставаться человеком?


Мне думается, что коллективное рефлексивное сознание зафиксировало в этой формуле наличие статических и динамических характеристик психической реальности, возможность их превращения и преобразования.


Есть представление о том, что предела человеческой низости нет. Какая психологическая реальность стоит за этим?


Человеческая низость - это этическая категория, которой психология не пользуется для понимания свойств психической реальности. Возможно, напрасно, так как с ее помощью фиксируется та тенденция саморазрушения, которая потенциально присутствует в психической реальности человека как концепция смерти - один из структурных элементов сознания.


Могут ли быть у человека постоянные чувства?


Чувства - одно из проявлений психической реальности, которое характеризует ее устойчивость. Сегодня в психологии это связывают с предметностью чувств - их обусловленностью существованием целостного предмета, фиксирующего отношение и создающего отношение. Человек затрачивает Я-усилие на создание целостности предмета, при этом проявляется та их взаимообусловленность существования, которая характеризует отношения

417

 

бытия и бытия психической реальности, они начинают взаимообусловливать друг друга.


Почему человеку бывает трудно самому разобраться в своих чувствах?


Думаю, что трудности эти обусловлены тем, что необходимо проявлять Я-усилия, а для этого фиксировать Я, обеспечивая его целостность. Обычно люди редко используют целостность своего Я, а здесь это нужно делать обязательно, чтобы соотнести с ним целостный предмет. Это одно из возможных объяснений.


Почему человеку бывает непросто принять свои собственные чувства, смириться с ними?


Человеку бывает трудно принять собственные чувства, если его Я не обладает интегрированными системными свойствами.


Почему о гневе иногда говорят, что он - праведный?


Праведный гнев - один из видов истинного чувства, показатель существования истины, познанной не рациональным путем, а проявившейся в чувствах как видение целостности - истины.


Почему люди бывают снисходительны к оценке поведения человека, если оно вызвано порывом истинной страсти?


Истинная страсть - это не фантазии пишущих людей, это редкая реальность жизни, показывающая возможность существования Я и не Я как единого. Это одно из чудес жизни, проявляющее ее сущность.


Может ли актер жить чувствами своего героя?


Может, если он плохо умеет играть.


Самообман переживает практически каждый человек. Что это такое и почему он возможен?


Самообман является следствием существования разных видов психической жизни и их отношений в пространстве и времени одной психической реальности. Когда они совпадают в ней, - в ее времени

418

 

и ее пространстве, - тогда возможен самообман как переход от одной формы психической жизни к другой.


Что такое раскаяние? Почему и когда оно бывает?


Раскаяние связано с попыткой изменения оснований для обоснования Я-усилий. Бывает при встрече с существованием вне текстового целостного образования, определяющего возможность Я-усилий. Возникает при экзистенциальных переживаниях как один из видов чувств, которые их сопровождают.


Что такое "крокодиловы слезы"? Почему они возможны у человека?


Существует много форм выражения чувств как знаков. Это свойство сознания - иметь не только живые формы, но и отжившие, мертвые, которые не несут уже содержания. Возможность несоответствия формы и содержания - одно из проявлений принципа относительности в строении сознания.


Что такое "пустые глаза"? Какое состояние человека они выражают? Знает ли сам человек об этом состоянии?


Человек не знает о пустоте своих глаз, но в принципе, может контролировать их выражение как форму проявления отношения. Думаю, что пустые глаза отражают реальную пустоту сознания.


Почему от страха бегут по коже мурашки? Можно ли остановить их бег?


Думаю, что нет - это рефлекторная реакция, проявление естественной (природной) сензитивности человеческого организма.


Укол ревности в сердце? Это метафора или реальность, характеризующая состояние человека?


Укол ревности - реальность жизни тела и Я как единства.

419


Можно ли перехитрить самого себя? Как и когда это нужно человеку?


В целях преобразования активности человеку бывает необходимо реорганизовать Я как интегрированное целое, тогда с Я надо совершать определенные манипуляции, которые будут отражаться в содержании внутреннего диалога. Хитрость может быть одним из видов манипуляции, ведь в хитрости учитывается возможная реакция другого человека, его присутствие, а в отношении своего Я желание видеть его другим вполне возможно.


Может ли человек быть вспыльчивым, но нерешительным?


Да, это проявление относительно независимых качеств психической реальности: качеств чувств и качеств мышления.


Может ли человек быть вспыльчивым, но отходчивым?


Такое сочетание возможно, так как это проявления качеств природной сензитивности.


Может ли человек быть чувствительным, но жестоким?


Да, это отражение разных, относительно независимых качеств психической реальности.


Может ли человек быть медлительным, но смелым?


Да.


Может ли человек быть стремительным, но острожным?


Да.


Может ли человек быть злым, но веселым?


Да.


Может ли человек быть бережливым, но расточительным?


Нет.

420


Может ли человек быть брезгливым, но добродушным?


Да.


Может ли человек быть эгоистом, но покорным?


Да.


Как по предметам можно узнать воздействие на них человека?


Чтобы определить тип воздействия на предмет, надо знать его проявления как целостности, надо знать законы его существования. Если это известно, то воздействие человека - характер этого воздействия - можно будет описать по степени соответствия целостности предмета. Современное экологическое мышление позволяет человеку жить на планете в согласии с ее законами. Иногда люди это делают.


Чем отличается продукт человеческой деятельности от природного предмета?


Проявлениями жизни отличается продукт природы и человека. В продуктах человека проявляется качество средств и способов их создания, т.е. инструментов и материалов, а в природных продуктах проявляется совершенство жизни.


Почему люди стремятся создать продукты, аналогичные природе - искусственные цветы, деревья, свет и т.п.?


Думаю, что это одно из проявлений возможности человека почувствовать себя творцом, приравнять себя к Создателю. Идея о собственном сотворении превратилась в сознании (стала превращенной его формой) в идею творения. Эта идея и воплощается в подобиях природных предметов.


Как определяется качество продукта человеческой деятельности?


Современные способы все больше ориентированы на его соответствие качествам живой жизни.

421


Чем отличаются продукты творческой деятельности от продуктов репродуктивной деятельности?


В творческой деятельности человек создает то, чего еще не было, а в репродуктивной (даже с большой затратой труда) он только повторяет, копирует уже существующие продукты.


Почему создать предмет сложнее, чем разрушить его?


Тот ответ, который могла бы написать, кажется неудовлетворительным, возможно, это знает кто-то из читателей.


Почему характер человека можно охарактеризовать одним словом, например, бережливый, общительный, ветреный, неразборчивый, компетентный, серьезный, комичный и т.п.?


Слово обобщает, эта его возможность обобщить существенное, индивидуальное в человеке и позволяет использовать одно слово для описания характера.



Как и почему человека характеризуют предметы, которыми он пользуется, например, 600-й Мерседес, пустышка, старинное пианино, сломанная табуретка, стоптанные туфли, темные непрозрачные очки и т.п.?


Вещи человека могут его характеризовать, так как в них как в формах воплощается его Я через усилия, затраченные на взаимодействие с вещью.




Как и почему о характере человека говорит постоянное выражение его лица, если его можно оценить как:

  • брезгливое;
  • равнодушное;
  • приветливое;
  • настороженное;
  • растерянное;
  • внимательное?

Тело и Я едины.









422


Как и почему о характере человека говорят такие его привычные движения как:

  • засунутые в карманы руки;
  • скрещенные на груди руки;
  • заложенные за спину руки?

Движения с ограниченной степенью свободы - часть тела человека, его телесность, т.е. это - его Я.






Почему человек сам может описать и оценить свой характер?


Это его устойчивые, структурные свойства, которые в сознании выступают как одно из обоснований его активности.


Почему говорят о чертах характера?


Представление о чертах характера - это проявление знания о гетерогенности психической реальности.


Какой характер называют противоречивым?


Противоречивый характер - это бытовое определение слабых интеграционных процессов в Я, показатель слабости Я как данности.


Что может человек сделать со своим характером?


В самовоспитании возможно изменение некоторых качеств как проявление черт характера через изменение структуры и содержания внутреннего диалога. Это возможно при встрече с другим человеком.


Как человек узнает о своем характере?


В повторяющихся условиях и обстоятельствах жизни могут воспроизводиться устойчивые качества психической реальности.


Что делает человек, когда он проявляет характер?


Когда о человеке говорят, что он проявляет характер, описывают ситуацию встречи человека с

423

 

устойчивыми качествами своей психической реальности.


Что такое слабый характер, соответствует ли это представлению о слабой натуре человека?


Слабый характер и слабая натура, по-моему, две характеристики психической реальности. Первая относится к структурной выраженности сознания (не выражена или выражена слабо), вторая относится к свойствам Я - к их проявленности. Как видно из оценки, они проявлены незначительно. Причины могут обсуждаться отдельно.


Что такое сильный характер, соответствует ли это представлению о сильной натуре человека?


Сильный характер и сильная натура - это характеристики психической реальности, которые позволяют фиксировать структурную выраженность сознания (характер) и проявленность свойств Я (натура). Как видно из оценки, можно говорить о выраженной устойчивой структуре сознания и проявленности качеств Я.


Почему возможна оценка человека как бесхарактерного?


Бесхарактерный человек не обладает выраженной структурой сознания и проявленностью качеств Я.


Какого человека и почему называют человеком со сложным характером?


Человек со сложным характером обладает, по-моему, сильной натурой, которая потенциально бесконечно может изменять структуру его сознания.


Что такое разумный риск? Как он характеризует человека?


Разумный риск как ориентация на неопределенность с применением возможных знаний о ней характеризует человека как адекватного условиям жизни. Это одно из возможных объяснений.

424


Что такое истинное лицо человека?


Истинное лицо - это идея, один из фантомов общественного сознания, который отражает существование уровней психической реальности и возможность их в заимодействия.


Что, как и почему делает характер человека устойчивым?


Устойчивым характер человека делает его Я, когда оно осуществляет интеграционную работу по обоснованию самого себя. Это - труд души, иногда он длится всю жизнь.


Что, как и почему делает характер человека изменчивым?


Изменчивым делает характер содержание Я-усилий человека, использование психотропных медикаментов и применение средств воздействия на сознание с целью изменения его ясности.


Есть ли общее в характере у людей, принадлежащих к одному поколению?


В характере людей, живущих в одно историческое время, может быть общее содержание, обусловленное знаковым строением сознания. В нем, в частности, найдет отражение концепция человека и концепция жизни, которую реализуют люди, живущие в это историческое время. Они будут оформлены в виде соответствующих идей знаками, регулирующими отношения между людьми и отношение человека к самому себе.


Есть ли общее в характере у людей, занятых одним видом деятельности?


Люди, выполняющие один вид деятельности, организуют свою активность в соответствии с ее требованиями, которые диктуются безличными инструкциями. В любой деятельности присутствует принцип обратной связи, которому подчиняется активность человека, поэтому ее изменения

425

 

неизбежны. Длительный период изменений активности по одному и тому же типу приводит к появлению ее устойчивых форм, которые, в свою очередь, могут соответствовать переживаниям человека, т.е. его характеру.


Есть ли общее в характере людей, переживших вместе ситуацию жизненного стресса?


Да, жизненный стресс вызывает у людей сходные переживания.


Есть ли общее в характере людей, которые живут одиноко и не стремятся иметь семью?


Можно предположить наличие у этих людей общих черт характера и обосновать это предположение. Хотя жизнь часто разнообразнее психологических гипотез и обобщений типа: " Все одинокие люди "...


Есть ли общее в характере жителей столицы? Деревни? Провинциального города?


Общее в характере жителей столичного города, деревни или провинциального города - это скорее статистическая, чем психологическая реальность.


Есть ли общее в характере маргиналов - людей, которые не принадлежат ни к какой определенной культуре?


Маргиналы - люди вне культуры. Да, в их характере много общего - у них нет структуры сознания, которая создается контекстом культуры.


Какого человека называют романтической натурой?


Романтическая натура, думаю, что характеризуется возможностью того типа психической жизни, который можно назвать воображаемым.


Какого человека называют артистической натурой?


Артистическая натура - это описание тех свойств человека, которые позволяют ему осуществлять переход от одного типа психической жизни к другой.

426


Какие черты есть у человека, которого характеризуют как бродягу по натуре?


Бродяга по натуре, такая особенность может быть у человека, который обладает невыраженными границами сознания.


Отражается ли на характере взрослого человека длительное одиночество?


Думаю, что характер взрослого человека в условиях одиночества может измениться в тех его качествах, которые связаны с самоотношением и отношением к другим людям, но это вовсе необязательно.


Как влияет на характер человека его стремление быть похожим на кого-то?


Стремление быть похожим на кого-то избавляет человека от необходимости иметь характер.


Существует ли народный характер?


Думаю, что "да" как проявление общности сознания, транслируемой в языке.


Что делает артист, создавая характер?


Артист, создавая характер, воспроизводит устойчивые формы проявления отношений.


Что отличает характерного артиста от артистов других типов?


Характерного артиста отличает выраженное, проявленное его собственное Я.


Может ли человек быть в конфликте со своим характером?


Человек может быть в конфликте со своим характером, как с переживанием ненужности (или неполноценности) каких-то своих особенностей.


Можно ли позаимствовать характер у другого человека?


Да, характер человека можно скопировать как форму.


Чувствует ли человек изменения в своем характере?


Человек чувствует изменения в своем характере как изменение содержания отношений.

427


Как влияет на характер человека обучение хорошим манерам?


В принципе, благодаря хорошим манерам, человек может чувствовать себя увереннее, это уже проявление отношения к себе - одна из черт характера.


Что происходит с характером человека, когда он приобретает хроническую болезнь?


Считается в современной психосоматике, что характер и болезни взаимообусловлены.


Верно ли, что толстяки - добрые, а худые - злые?


Это обобщение существует в житейской психологии, как и все обобщения в ней оно построено на опыте индивидуального наблюдения за ограниченным числом людей. Этот опыт в виде обобщения транслируется в группе.


Почему о способностях говорят, что они дают о себе знать?


Способности - это проявление качеств Я как данности, им, как свойству живого, естественно становление, движение роста - так они о себе дают знать.


Знает ли сам человек о своих способностях?


Человек скорее чувствует в себе способности, как проявление интенции, как интерес, как напряжение, чем знает (понимает), что это способность. Обычное переживание способности: "Мое дело". Через опредмеченность Я узнается способность.


Почему способности можно погубить?


Способности, как и любое качество Я, можно погубить, если они не будут проявляться, опредмечиваться в форме, соответствующей их содержанию.


Есть ли у каждого человека талант?


Оптимизм утверждения о наличии у каждого человека таланта

428

 

может быть оправдан наличием необходимости у каждого человека прожить собственную жизнь. Для этого каждому нужен талант жить в соответствии со своим Я.


Почему и как можно приобрести способности?


Способности можно приобрести как формы активности, соответствующие качествам Я.


Можно ли жить без способностей?


Если можно жить без Я, то можно жить и без способностей. Иногда это у людей получается за счет отношений симбиоза с другими людьми или при наличии психологической смерти.


Почему людям бывает интересно измерять свои способности?


Думаю, что интересно измерять свои способности далеко не всем людям. Но в онтогенетическом развитии человека есть момент, когда человеку надо - с необходимостью, продиктованной законами развития, - сравнивать себя с другими людьми, тогда измерение способностей приобретает смысл в решении жизненных задач. Существующие сегодня ситуации измерения способностей в виде тестирования в большинстве случаев ориентированы не на решение человеком его жизненных задач, а на исследование его соответствия заданной или существующей норме деятельности.


Есть ли общие для всех людей критерии проявления способностей?


Можно найти общие для всех критерии проявления способностей, обычно их связывают с существованием общих способностей, обязательной для всех ситуацией обучения и содержанием социализации.

429


Кого и почему называют вязким человеком?


Вязкий человек - человек, которому трудно изменить способ своего поведения при изменении его контекста. Существование такой оценки показывает существование динамики в психической реальности и возможности ее регулирования из разных источников.


Кого и почему можно назвать человеком привычки?


Человеком привычки или механическим человеком (спящее сознание) называют проявление в психической реальности ее инерционных свойств, которые проявляются в переживании как отсутствие напряжения, отсутствие Я-усилий.


Кого называют человеком настроения?


Человек настроения, ситуативно обусловленное поведение, реактивное сознание - это описание тех качеств психической реальности, которые отражают их динамичность, изменчивость и подвижность под влиянием разных источников.


О человеке можно сказать, что он горячий или холодный, какие свойства психической реальности при этом описываются?


Когда о человеке говорят как о холодном или горячем характеризуют соотношение в его психической реальности разных модальностей - чувств и мыслей, показывая тем самым факт их относительной независимости.


Отражаются ли какие-то реальные свойства психической реальности в оценке человека как колючего?


Да, оценка колючего человека имеет психологический смысл, так как она показывает степень ориентированности человека на других людей и на самого себя.


Что происходит с человеком, когда он "впадает в меланхолию"?


Когда человек впадает в меланхолию, он встречается с инерционными свойствами своей психической реальности.

430


Какие особенности поведения есть у живого как ртуть человека?


Живой как ртуть человек обладает важнейшим свойством психической реальности - реактивностью.


Какие качества психической реальности могут быть у обладателя летящей походки?


Летящая походка - показатель грации человека, о нем можно говорить как о человеке с целостным Я.


Какие качества психической реальности могут быть у обладателя вкрадчивого голоса?


Обладатель вкрадчивого голоса может не иметь фиксированного Я.


Какие качества психической реальности проявляются у подростка, которого дразнят тормозом?


Человек, которого называют тормозом, проявляет инерционность как свойство психической реальности.


Какие качества психической реальности проявляются у человека, который может долгое время быть один?


Человек может долгое время быть один - это показатель наличия в его психической реальности автономных от других людей источников активности.


Какие качества психической реальности проявляются у человека, который не может выносить одиночество?


Человек не может выносить одиночества - он не обладает автономными от других людей источниками активности.


Какие качества психической реальности проявляются у человека, чувства которого нельзя угадать по выражению его лица?


Если кто-то не может угадать по выражению лица человека его чувства, то, возможно, он просто не умеет этого делать. Или старается найти то, чего просто нет.

431

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru